Василий Шухаев жил во Франции, возглавляя вместе с А. Е. Яковлевым школу-мастерскую. Василий Иванович Шухаев прожил долгую, сложную и яркую жизнь, в полной мере отразившую все драматические перипетии русской художественной интеллигенции ХХ столетия. Елена Ахвледиани и Василий Шухаев. Выставка произведений Василия Шухаева – первая часть большого исследовательского проекта Московского музея современного искусства.
Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910 — начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин — ходатай свадеб» (Дворянское собрание). В апреле 1937 г. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». Шухаев Василий Иванович (1887-1973) – русский и советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Василий Шухаев Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены.
Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910— начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Его хорошо знал и описал литератор Варлам Шаламов, который упоминал и Василия Шухаева в рассказе «Галстук» из «Колымских рассказов». Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты.
Василий Шухаев. Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». Василий Шухаев (1887–1973). В 1937 г. Василий Шухаев был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра.
(на 35 лет пережил своего товарища Василий Шухаев). После освобождения Василий Шухаев жил и работал в Тбилиси, преподавал в тбилисской Академии художеств (1947 -1973 гг. ). По окончании училища по классу чеканки Василий Шухаев поступает в Петербургскую Академию художеств, где занимается в мастерской Д. Н. Кардовского.
Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». Василий Шухаев – выдающийся русский художник, живописец и график, художник театра и кино, один из самых значительных представителей неоклассицизма. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. В те годы в Институте преподавали художники самых разных педагогических принципов – от И. И. Бродского до А. А. Осмеркина – и студенты сами могли выбирать себе учителя. Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906).
Нормандия, 1925, все – в ГРМ). И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. К тому же свое дело делала советская пропаганда. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность.
Родился в Москве. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. В 1962 заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. 9 октября 1947 г. уехал в Грузию.
Д. Лебедевой, С. Т. Рихтера, Н. Д. Сосновской, тройной портрет грузинских художниц Э. Андроникашвили, Н. Чиковани и Н. Палавандишвили и др. ). Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). В 1935—1937 — преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». За ней последовала Франция. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война.
В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев.
Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит». В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер "Русского общества в Риме". После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму.
В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. В. Сталин в Крцанисском ущелье». За неполных четырнадцать лет пребывания во Франции Шухаев создал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ. Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах.
В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. В. И.
В 1935 вернулся на родину. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962 г. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде.
Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни — и творческой и личной. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица.
Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В 1935 г. В. Шухаев вернулся на родину. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое.
В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912 г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств.
Вскоре к нему присоединился Яковлев. Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским. коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым.
Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930).
В 1947-1973 гг. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. За два года в Ленинграде он многое успел: преподавал, работал над картиной Молотьба, создал эскизы плафонов дли нового здания Библиотеки им.
Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. В 1935 вернулся на родину. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Принимал участие в оформлении здания театра. В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину.
В Париже Ш. преподавал в своей студии на Монпарнасе и в Русской академии Т. Сухотиной-Толстой, В 1935 Ш. вернулся в Ленинград. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Он сломлен. Кроме этих двух портретов — эскизы театральных декораций. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа.
Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж. Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. Родился в Москве. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). После девяти лет лагерей В. Шухаев с женой получили освобождение и в 1947 году поселились в Тбилиси.
Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. В 1897—1906 гг.
Учился в Строгановском училище в Москве, в Петербургской академии художеств. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР.
Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее). Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки.
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. Вскоре к нему присоединился Яковлев. С 1920-х иллюстрировал книги. По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами.
В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. В творчестве стали преобладать элементы театральной стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения и искусству примитива, традиции старых мастеров.
И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. За это время прошло множество выставок его произведений. Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова).
В этом же году в Магаданском областном краеведческом музее в рамках празднования 75-летия со дня присвоения Магадану статуса города была представлена экспозиция «Василий Шухаев. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Шухаевой, 1917 Натюрморт. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973).
В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко.
После успешного окончания класса чеканки Строгановского училища и получения звания ученого рисовальщика, что давало право преподавания рисунка и чистописания в средних учебных заведениях, Шухаев намеревался работать, так как после смерти родителей средств на дальнейшее образование не было. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве».
Кирова) и ряду других постановок. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым. Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей. Вскоре выдающемуся художнику пришлось расписывать не дворцы, а дом культуры на Колыме. С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934).
В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Хлеба. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское.
Живопись и графика из фондов музея»: эскизы театральных декораций, костюмов, портреты. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. В 1906 году окончил Строгановское художественно-промышленное училище, его учителями были Константин Коровин и архитектор Иван Жолтовский. он жил в Париже.
А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России. Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству.
Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский».
Коровина, Н. А. Перед нами яркая галерея людей, которым вскоре предстояло выбрать свой путь- с революцией или против нее. Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920). Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев.
Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество. В 1935г. В 1968 году в залах Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). В 1921 – 1935 гг.
Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. В 1921 – 1935 жил в Париже. С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. Помог близкий друг художник Александр Яковлев. В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. Занимался росписью и декорированием интерьеров в Париже, Ницце, Касабланке.
Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. И это только — цифры по США, а еще были — эмигранты из Германии, Англии. Так что все складывалось удачно — и личная жизнь и дружба и творчество. преподавал также в Высшем училище декоративных искусств.
Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию.
Работы В. Шухаева, в том числе эскизы костюмов и декораций для магаданского театра, переданы в дар Магаданскому отделению Российского фонда культуры, московскому обществу «Мемориал». В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. Так хочется посмотреть их. А. О. Таманян).
В 1914 году Шухаев вернулся в Петроград, вел активную творческую и педагогическую деятельность. "Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. Шухаев немедленно выезжает в Россию.
Занимался книжной графикой и сценографией. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. В Петрограде началась его художественно-педагогическая деятельность, которая продолжилась, спустя годы в Париже, а затем в Ленинграде и Тбилиси. Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника.
В июле 1911 женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции.
Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке). Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся — Александром Яковлевым. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный "Арлекин и Пьеро". Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога. Коровина.
В 1949 работал над картиной «И. Названное в честь итальянских художественных гильдий эпохи Возрождения, оно было призвано возродить профессиональные традиции старых мастеров и развить идеи неоклассицизма Общество прекратило существование в 1918 году. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин».
Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. М. Горького. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками.
Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Поначалу все действительно складывалось удачно: он получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств, участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им. В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста.
В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). За ней последовала Франция. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А.
В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. Дальше дороги беженцев разошлись.
В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Персональные выставки Ш. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). В 1932 предпринял поездку в Марокко. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Вскоре «Цех» распался.
Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. На портретах — люди, увидевшие страшное.
становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). Портреты ударников, передовиков производства. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Он сломлен.
Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. С 1920 по 1935 г. жил за рубежом.
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА.
По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. Яковлевым Портрет Е. Н.
Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом». Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия».
Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Луки».
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», писал немецкий критик П. Бархан. После возращения В. И. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. В. И. Шухаев проиллюстрировал пушкинскую трагедию в иконописной манере конца XVI— начала XVII века, — то есть в том стилистическом ключе, который наиболее близок эпохе Б. Годунова. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания».
Привезен в Магадан на пароходе «Джурма». Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. Преподавал в различных заведениях. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике.
В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва).
Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. В эти годы жизнь лучшего друга Василия Шухаева — молодого художника Александра Яковлева — протекала тоже весьма непросто. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
Дама в золотом платье. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями.
«Ш. Ученик К. А. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913 – 1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. В 1917 г. его избрали профессором Петроградской академии художеств, в 1917–1918 гг.
Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. Оформил оперу Дж. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше.
Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). Он сразу окунулся в театральную жизнь — оформлял спектакли: оперу Дж. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925).
Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Наибольшую известность снискали его портреты. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911 г. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке.
Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Он убежденный русский, не подчеркивая этого. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя — в виде Пьеро. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании — к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Дальше дороги беженцев разошлись.
Он пытался проникнуть во внутренний мир природы. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств – Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917 – 1920). В 1921-35 гг. Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании.
В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. Пушкин в портретах". В 1912-1914 гг. Родился в Москве 12 (24) января 1887. В 1935году вернулся на родину.
В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра — оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. В Магаданском музыкально-драматическом театре им.
Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. В 1897—1906гг. Устремления молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер Русского общества в Риме. Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов».
Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года.
А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
В апреле 1937 г. В. И. Шухаев был арестован и осужден «по подозрению в шпионаже» на восемь лет ИТЛ. Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Занимался книжной графикой и сценографией. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды.
Наибольшую известность снискали его портреты. с Яковлевым использована тема «Сказки Пушкина в музыке»). С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ).
Профессор кафедры рисунка, он воспитал здесь целую плеяду художников и сам создал множество работ — портретов, натюрмортов, пейзажей, декораций. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1920 г. В. Шухаев нелегально выехал в Финляндию, а оттуда во Францию. В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. И все.
В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт). Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. Это было не только время учебы, но и время определения будущего творческого пути художника.
Он пишет картину Клятва Сталина в Гори — подхалимскую. Реабилитирован в 1957 г. В 1958 г. за большие заслуги в творчестве и педагогической деятельности награждён орденом «Знак Почёта». Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой.
«Шухаев был на Колыме десять лет. До февраля 1939 года Шухаев работал на лесоповале близ поселка Кинжал на Колыме, затем— в ремонтном цехе 4-й автобазы близ лагпункта Стрелка в бухте Нагаева.
Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Кирова. Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988).
Шухаев стал одним из тех художников, кто продолжил традицию классического искусства только на новом этапе. В 1920-х гг. Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея. В 1935 г. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.
К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа.
В свое время Александр Бенуа написал о 20-летнем выпускнике Петербургской академии, что Шухаев «призван расписывать стены каких-то общественных дворцов, предназначенных для эффектных празднеств это художник, чуждающийся всякой интимности, рвущийся к декоративному творчеству». Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию».
Родился в Москве. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл. Наступил новый этап в творчестве художника.
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). В. И. Шухаев (1887–14. 04. 1973), художник, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. В 1957 году на Кузнецком мосту была выставка его работ, его книга жизни.
Педагог. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897 – 1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906 – 1912) у Д. Н. Кардовского. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914).
В 1947-48 гг. Работал в качестве профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР в Тбилиси. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. Несмотря на то, что на его картинах почти всегда есть природа и даже не натурная, а большей частью сочиненная, художник в пейзажах практически не повторяется.
В течение следующих десяти лет были созданы лишь эскизы декораций к нескольким спектаклям Музыкально-драматического театра в Магадане. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. Кардовского. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им.
З. Палиашвили. На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). М. Горького, среди которых «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Великий государь» В. Соловьева, «Отелло» У. Шекспира, «Травиата» Д. Верди, «Стакан воды» Э. Скриба, «На бойком месте» А. Островского и др. Это произведение, написанное в жанре парадного портрета в духе мастеров раннего Возрождения, было создано в 1917 году, когда в стране происходили драматические события революционных выступлений. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького.
Требовалось знание анатомическое. В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие. Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916).
К тому же свое дело делала советская пропаганда. Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»). Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair». Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. Он едет в Тбилиси — на юг, на юг, унося ненависть к Северу.
Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. жил в Париже. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме.
Помог близкий друг художник Александр Яковлев. После войны Шухаева освобождают. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях.
В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. В 1921 переехал в Париж. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). Можно умирать».
" Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета). По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
" Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И. Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.