Василий Шухаев – выдающийся русский художник, живописец и график, художник театра и кино, один из самых значительных представителей неоклассицизма. Помимо театрального раздела экспозиция выставки включает уникальные сангинные рисунки Шухаева 1910-х годов, живописные натюрморты и классические пейзажи Франции 1920-х годов, произведения, созданные художником после возвращения из ссылки, а также книги, оформленные во Франции. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками— вместе участвовали в выставках, вместе работали: оформляли интерьеры, расписывали архитектурные сооружения, даже писали картины в результате получили шутливое прозвище «художники-близнецы».
Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками — вместе участвовали в выставках, вместе работали: оформляли интерьеры, расписывали архитектурные сооружения, даже писали картины в результате получили шутливое прозвище «художники-близнецы». Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты. Кроме того, Шухаев много работал, оформляя спектакли Никиты Балиева и Иды Рубинштейн, создавая портреты русских художников и артистов в эмиграции (таких было немало. ) : портреты А. Е. Яковлева (1927), И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934).
Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила Шухаеву звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии. Кроме того, Шухаев много работал, оформляя спектакли Никиты Балиева и Иды Рубинштейн, создавая портреты русских художников и артистов в эмиграции (таких было немало. ) : портреты А. Е. Яковлева (1927), И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934). Шухаев — серьезный, большой мастер, неутомимый и честный профессионал, больше того — художник, который обратился к великим старым образцам, чтобы передать значительность и красоту современного человека.
Занимался книжной графикой и сценографией. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию». Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников.
" Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И. Реабилитирован в 1956. Яковлев Александр Евгеньевич (1887, Санкт-Петербург – 1938, Париж)Художник, график, художник театра, педагог. Родился в Санкт-Петербурге. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Родился в Москве. Дама в золотом платье. «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный Арлекин и Пьеро.
Коровина. Преподавал в Новой худож. Наибольшую известность снискали его портреты. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса.
В творчестве Ш. преобладают тенденции неоклассицизма и стилизаторства: «Арлекин и Пьеро» (двойной автопортрет Ш. и Яковлева 1914, ГРМ см. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра — оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Вскоре к нему присоединился Яковлев.
Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». Участвовал в выставках объединения «Мир искусства» (1918, 1921, 1927) один из организаторов проф. Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной.
В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В. Шухаев много работает как художник- монументалист, занимается оформлением интерьеров храма (церковь Св. На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. Коровина, Н. А.
После возращения В. И. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. Исполнял росписи (в т. ч. В 1921 – 1935 гг.
Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. В 1897—1906гг. Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит».
Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. деят. театра «Летучая мышь» Н. Ф. В 1935 вернулся на родину. 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. жил в Париже. Шухаев немедленно выезжает в Россию.
Луки». В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию.
За ней последовала Франция. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. совм.
Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair».
Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств.
Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). «Шухаев был на Колыме десять лет. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного).
А. О. Таманян). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912 г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Так хочется посмотреть их.
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский.
Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. Шухаев c женой уезжает в Финляндию, но уже через год в 1921 году при содействии А. Яковлева они переезжают в Париж. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся — Александром Яковлевым.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати.
Художник изобразил себя в виде Пьеро. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. академии Т. Л.
Шухаев стал одним из тех художников, кто продолжил традицию классического искусства только на новом этапе. Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым. Вскоре, благодаря протекции известного художника и педагога Е. Е. Лансере, Шухаева приглашают занять должность профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР. Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. АХ (1906–12) у Д. Н.
В 1921–1935 жил в Париже. В Тбилиси параллельно с работой в театре, он вновь начинает заниматься станковой живописью и графикой. Поначалу все действительно складывалось удачно: он получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств, участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника.
Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств–Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917–1920). По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх.
В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание). В 1947-48 гг. Пушкин в портретах". Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне».
Пропитанные и вдохновленные классическим итальянским искусством, закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». Учился в СХПУ (1897–1905) у К. А.
Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913–1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. худож. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). Он пишет картину Клятва Сталина в Гори — подхалимскую.
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. К портрету у Василия Ивановича всегда был тоже классический подход, он делал множество подготовительных рисунков и эскизов изучая модель, но никогда не стремился к слепому подражанию натуры. С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР.
Кирова) и ряду других постановок. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни — и творческой и личной. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом».
Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа.
Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916–1917) в Петрограде.
Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. Вскоре «Цех» распался.
К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. Оформил оперу Дж.
Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.
Шухаев также использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). Кроме этих двух портретов — эскизы театральных декораций. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. ССР (1962). Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
Помог близкий друг художник Александр Яковлев. кст. Требовалось знание анатомическое. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев.
За это время прошло множество выставок его произведений. Еще перед революцией, он, в то время модный художник, женился на весьма модной актрисе Бэле Шеншевой известной под псевдонимом Казароза, прославившейся исполнением эстрадных песен. Кирова. С 1947 года на протяжении четверти века Шухаев жил и работал в Грузии, где летом ездил в Цихисджвари, а после – в Подмосковье, к друзьям на Николину гору.
Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. З. Палиашвили.
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Затем побывал в Испании, на острове Майорка.
Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). В 1949 работал над картиной «И. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. С 1920 жил в Париже. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси.
Среди учеников– Н. П. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. В 1932 предпринял поездку в Марокко. К тому же свое дело делала советская пропаганда. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.
Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае.
И это только — цифры по США, а еще были — эмигранты из Германии, Англии. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. В 1921-35 гг. В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки.
У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Особый интерес Шухаева к искусству старых мастеров, стремление понять тайны этого искусства и возродить некоторые его технические приемы придали его творчеству в целом черты известной ретроспективности. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться.
В 1897—1906 гг. Его пейзажи полны философских размышлений и по своему характеру находятся на грани изучения натуры и игры воображения. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа.
Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897–1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906–1912) у Д. Н. Кардовского.
Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»). Хлеба. Перед зрителем предстает бледная дама в роскошном золотистом платье, ломкие складки которого выписаны особенно тщательно, почти иллюзорно. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им.
Дальше дороги беженцев разошлись. Андреева, С. В. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». театра.
Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. И все. Педагог. Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму».
С 1920-х иллюстрировал книги. Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930). Луки» в Петрограде (1917). В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). Так что все складывалось удачно — и личная жизнь и дружба и творчество. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы.
Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920). Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании — к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Нормандия, 1925, все – в ГРМ). в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета.
Можно умирать». Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. Портреты ударников, передовиков производства. В 1931–1932 вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай.
В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905–1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку.
Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. илл. искусств Груз. Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
Родился в Москве 12 (24) января 1887. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке).
Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». Масштабная выставка произведений Шухаева в Москве 2014 года показала большой зрительский интерес к искусству художника, в том числе – к искусству магаданского периода. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга.
В 1935—1937 — преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). В 1947-1973 гг. Он сразу окунулся в театральную жизнь — оформлял спектакли: оперу Дж. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком).
С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934–1937) в Бостоне. ШУХАЕВ Василий Иванович, рос. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко.
В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. И все же итог портрета всегда значителен благодаря умению художника передать не только внешний облик, но личность модели. В 1935году вернулся на родину. Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы». С 1947 жил в Тбилиси. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого.
В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж. Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника. Жил в Финляндии (1920–21), Париже (1921–35) путешествовал по Испании и Марокко (1930).
В самом бездействии Пьеро, нескладной позе, необычных пропорциях фигуры, в сосредоточенном, почти угрюмом взгляде глубоко посаженных глаз есть упорство и сила. В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам – энкаустике, работе по золоту. Дальше дороги беженцев разошлись. Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики.
В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. Оформлял спектакли с 1918, в т. ч. В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Успешно окончив Строгановку по классу чеканки, Шухаев сумел продолжить образование в Академии художеств в Петербурге.
Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии. Что касается сангины, то этим материалом он владел в совершенстве, во многом благодаря академической школе Д. Н. Кардовского. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Наступил новый этап в творчестве художника.
Ноаковского и И. В. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. В 1935 вернулся в СССР. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. В 1935 вернулся на родину. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге.
Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР.
Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Их двойной автопортрет — своеобразное воспоминание об увлечении театром.
Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911 г. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. В. И. Шухаев проиллюстрировал пушкинскую трагедию в иконописной манере конца XVI — начала XVII века, — то есть в том стилистическом ключе, который наиболее близок эпохе Б. Годунова. Неоклассицизм), портрет И. Ф. Коровина, И. И.
В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Стравинского (1933, Театральный музей, С. -Петербург). художник, график, сценограф засл. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило.
В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. Он едет в Тбилиси — на юг, на юг, унося ненависть к Северу. 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания».
Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962 г. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. В Яндексе на клик "Василий Иванович Шухаев" вывалилось множество ссылок на статьи об этом художнике, в том числе – "Василий Шухаев -- художник с печальной судьбой. Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена.
После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. Шухаев Василий Иванович (1887, Москва – 1973, Тбилиси)Художник, график, художник театра. Родился в Москве. В. Сталин в Крцанисском ущелье». Помог близкий друг художник Александр Яковлев. М. Горького. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. На портретах — люди, увидевшие страшное. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
Шухаев и Яковлев вошли в объединение Мир искусства как представители неоклассицизма. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания».
К тому же свое дело делала советская пропаганда. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров.
Репрессирован в 1937 по подозрению в шпионаже, этапирован на Колыму. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. Устремления молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер Русского общества в Риме. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. Фокин) вПариже. Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И.
Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. В 1941–47 художник Магаданского муз. -драматич.
Он создал более ста живописных картин, рисунков, делал эскизы для театров, занимался книжной иллюстрацией и монументально-декоративными работами. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию.
Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество. Нивинского, Н. А. Акимов. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства.
Он сломлен. Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину. Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Преподавал в различных заведениях.
В. И. Шухаевой, 1917 Натюрморт. Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). В течение одного только 1930 года миллион американцев обратились в официальные советские органы об эмиграции.
И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. В 1912-1914 гг. Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России.
союза «Цех живописцев св. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война.
В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма.
Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного).
Он сломлен. " Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета). С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи.
Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. В 1935 г. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское.
Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. Яковлевым Портрет Е. Н. Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927).
В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. В 1935г. В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти.
С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике., в 1906 году, окончив Строгановку, Шухаев поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, а в 1908-м был принят в мастерскую Д. Н. Кардовского. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского.
Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. он жил в Париже. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. В 1957 году на Кузнецком мосту была выставка его работ, его книга жизни.
В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя — в виде Пьеро. Сухотиной-Толстой в Париже (1929–30) в Тбилисской АХ (1948–73) и др. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро.
В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. с Яковлевым) в частных домах вМоскве, Париже, Касабланке, Рабате. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев.
Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова.
Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. мастерской (1915–17), АХ–СХУМ (1917–20 проф. ), Рус.
Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Кардовского, где сблизился с А. Е. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915). Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины.
Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В 1920-х гг. В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е.
В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Занимался книжной графикой и сценографией.
Ученик К. А. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н.
Пенсионер Об-ва поощрения молодых художников в Риме (1912–14). Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914). Жолтовского в петерб.
В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября.
Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916). В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. После войны Шухаева освобождают. В них Шухаев использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси.
Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Балиева и труппы И. Рубинштейн («Семирамида» А. Онеггера, 1934, хореограф М. М. Он был далеко от России и решил на время революционных событий продлить свое пребывание вне ее пределов. В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия).
Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Яковлевым. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского.
Это было не только время учебы, но и время определения будущего творческого пути художника.