Яковлева Е. «Это было счастливейшее время»: К истории создания двойного автопортрета А. Яковлева и В. Шухаева «Арлекин и Пьеро» // Нева. Шухаевым в театре Магаданского дома культуры им. Шухаева. Элизбарашвили Н. А. Проблемы пейзажной и портретной живописи французского периода творчества В. И. Шухаева // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. В том же 1917 году Шухаев, Яковлев и Кардовский организовали художественное общество «Цех живописцев святого Луки» с целью передачи опыта классического искусства.
Шухаев. Шухаева от 4 сентября 1937 г» пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. Элизбарашвили Н. А. Неизвестный портрет работы В. И. Шухаева. Выставка произведений Василия Шухаева – первая часть большого исследовательского проекта Московского музея современного искусства. В начале 1935 года Шухаев вернулся в СССР.
Шухаев — серьезный, большой мастер, неутомимый и честный профессионал, больше того — художник, который обратился к великим старым образцам, чтобы передать значительность и красоту современного человека. В 1947 году Шухаев снова занялся преподавательской деятельностью, вел класс рисунка в Тбилисской АХ (с октября1948— профессор кафедры рисунка). Шухаевой». Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками— вместе участвовали в выставках, вместе работали: оформляли интерьеры, расписывали архитектурные сооружения, даже писали картины в результате получили шутливое прозвище «художники-близнецы».
Его хорошо знал и описал литератор Варлам Шаламов, который упоминал и Василия Шухаева в рассказе «Галстук» из «Колымских рассказов». Элизбарашвили Н. А. Монументальные росписи В. И. Шухаева французского периода творчества (1921–1935) // Зарубежная Россия. Шухаев был ребенком. Эти документы позволят приоткрыть завесу над причиной ареста Шухаевых и восстановить обстоятельства их жизни в магаданском лагере. Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты.
Представленный на выставке материал позволяет осветить такую малоизученную область творчества Шухаева, как его сотрудничество с режиссерами В. Э. Элизбарашвили Н. А., Яковлева Е. П. Финляндский период творчества В. И. Шухаева // Русское Зарубежье в Финляндии между двумя войнами: Сб. Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». Была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии.
Письма В. И. и В. Ф. Шухаевых к Е. Ф., М. Ф. и С. А. Гвоздевым из колымских лагерей. В экспозиции и в каталоге выставки впервые представлены материалы следственного дела четы Шухаевых из архива Федеральной службы безопасности России. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
«мы – Ваши ученики»: Письма А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева Д. Н. Кардовскому (1923–1934) / Публ. Шухаевым в начале 1960-х годов). Шухаева // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Долго пробыть в Финляндии Шухаевым не удалось— заканчивались средства, да и Пуни с Богуславской, пользуясь ее греческими корнями, решили попытать счастья в другой стране. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
«цех живописцев святого Луки», одним из организаторов которого был Шухаев, возник в 1917г. М., 1977 В. Шухаев: Ретроспектива. Элизбарашвили Н. А. Об атрибуции театрального эскиза, приписываемого В. И. Шухаеву // Антикварное обозрение. В апреле 1937 г. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
С октября 1915 года до лета 1916-го Шухаев пробыл на Рижском фронте, правда, с довольно частыми наездами в Петроград. Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910— начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Кроме того, Шухаев много работал, оформляя спектакли Никиты Балиева и Иды Рубинштейн, создавая портреты русских художников и артистов в эмиграции (таких было немало. ) : портреты А. Е. Яковлева (1927), И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934).
Василий Шухаев. Елена Ахвледиани и Василий Шухаев. Представленный на выставке материал позволит осветить такую малоизученную область творчества Шухаева, как его сотрудничество с режиссерами В. Э.
Шухаевой». Шухаев вернулся на родину. Эти документы позволяют приоткрыть завесу над причиной ареста Шухаевых и восстановить обстоятельства их жизни в магаданском лагере. Шухаев.
С 1947 года на протяжении четверти века Шухаев жил и работал в Грузии, где летом ездил в Цихисджвари, а после – в Подмосковье, к друзьям на Николину гору. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». Исполнил зарисовки для задуманной большой картины «Поклонение волхвов», написал картины «Сусанна и старцы» и «Карусель», работал с Яковлевым над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро» (завершен Шухаевым в начале 1960-х). Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910 — начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин — ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Кроме того, Шухаев много работал, оформляя спектакли Никиты Балиева и Иды Рубинштейн, создавая портреты русских художников и артистов в эмиграции (таких было немало. ) : портреты А. Е. Яковлева (1927), И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934).
В 1962году была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. Помимо театрального раздела экспозиция выставки включает уникальные сангинные рисунки Шухаева 1910-х годов, живописные натюрморты и классические пейзажи Франции 1920-х годов, произведения, созданные художником после возвращения из ссылки, а также книги, оформленные во Франции. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
Куприяновой) Шухаевых. В конце жизни В. И. Шухаев все же удостоился государственного признания: в 1962 году он получил звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. Друзья и коллеги: К 120-летию со дня рождения В. Шухаева.
За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила Шухаеву звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии. Василий Иванович Шухаев прожил долгую, сложную и яркую жизнь, в полной мере отразившую все драматические перипетии русской художественной интеллигенции ХХ столетия. Свидетельством тому являются произведения, созданные Шухаевым в последующие двадцать пять лет в Грузии и Подмосковье.
В портретах своей жены, написанных в Риме, В. Шухаев штудирует технику старых мастеров. Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками — вместе участвовали в выставках, вместе работали: оформляли интерьеры, расписывали архитектурные сооружения, даже писали картины в результате получили шутливое прозвище «художники-близнецы». В экспозиции и в каталоге выставки впервые будут представлены материалы следственного дела четы Шухаевых из архива Федеральной службы безопасности России. Василий Шухаев (1887–1973).
Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах.
В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905–1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. Вскоре к нему присоединился Яковлев.
В 1935году вернулся на родину. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
В 1935 вернулся в СССР. Хлеба. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. Акимов. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева.
Луки» в Петрограде (1917). После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Шухаев стал одним из тех художников, кто продолжил традицию классического искусства только на новом этапе. Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962 г. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея.
С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. С 1920-х иллюстрировал книги. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.
За ней последовала Франция. В 1947-48 гг. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное.
Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). С 1920-х иллюстрировал книги.
Потом объявленных врагами народа арестовывали и расстреливали, школы для англоязычных детей объявили рассадниками шпионов и закрыли, с педагогами поступали соответственно — как со шпионами. В 1921-35 гг.
Дальше дороги беженцев разошлись. В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики.
Успешно окончив Строгановку по классу чеканки, Шухаев сумел продолжить образование в Академии художеств в Петербурге. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. В творчестве Ш. преобладают тенденции неоклассицизма и стилизаторства: «Арлекин и Пьеро» (двойной автопортрет Ш. и Яковлева 1914, ГРМ см.
Репрессирован в 1937 по подозрению в шпионаже, этапирован на Колыму. Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). Среди учеников– Н. П. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»).
В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников».
Преподавал в различных заведениях. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Обнаружившиеся с детства способности к рисованию привели его в 1897 году в Московское Строгановское художественно-промышленное училище.
В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. Так что, наверное, можно сказать, что всё хорошо: он не забыт, его творчество востребовано и известно и поныне. Наибольшую известность снискали его портреты. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий, а также в оформлении театральных постановок.
Устремления молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер Русского общества в Риме. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913–1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
Кроме этих двух портретов — эскизы театральных декораций. Супругов отправили в разные места и лишь через два года, в 1939году они оказались вместе в одном из магаданских лагерей. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. «Шухаев был на Колыме десять лет.
В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. За ней последовала Франция.
Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Занимался книжной графикой и сценографией.
В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Шухаев немедленно выезжает в Россию. Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). В 1935 г. Шухаев вернулся на родину.
В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину. он жил в Париже.
Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Родился в Москве. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями.
В 1932 предпринял поездку в Марокко. В 1912-1914 гг. Коровина, И. И. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму.
И все. На портретах — люди, увидевшие страшное. Реабилитирован в 1956. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году.
Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств – Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917 – 1920). В 1941–47 художник Магаданского муз. -драматич. театра. В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра — оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. Оформил оперу Дж. Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920).
Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского.
В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. После возращения В. И. Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел.
Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне».
союза «Цех живописцев св. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. В 1917 году он пишет несколько замечательных портретов: портрет своей первой жены Е. Н. Шухаевой, С. Н. Андрониковой, А. М. Горького и другие. Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй».
И это только — цифры по США, а еще были — эмигранты из Германии, Англии. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». За неполных четырнадцать лет пребывания во Франции Шухаев создал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ. Особый интерес Шухаева к искусству старых мастеров, стремление понять тайны этого искусства и возродить некоторые его технические приемы придали его творчеству в целом черты известной ретроспективности. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея.
С 1947 жил в Тбилиси. деят. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. совм.
Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). ССР (1962). Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях».
Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). В 192030-е годы картины Шухаева экспонируются на многих международных выставках: в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене. Вскоре «Цех» распался. В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Он едет в Тбилиси — на юг, на юг, унося ненависть к Северу.
Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж. В 1935г. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. худож.
Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Жолтовского в петерб. К тому же свое дело делала советская пропаганда. Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
Пенсионер Об-ва поощрения молодых художников в Риме (1912–14). Наряду с огромным количеством натурных этюдов выполнил в Италии свой портрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. Он написал групповой портрет офицеров, расположив их на фоне живописного пейзажа с облаками и зеленым холмом.
Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930). Требовалось знание анатомическое. Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916). А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). В этих портретах ясно выражен особый взгляд художника на окружающий мир: очень приближенный к модели, как бы лишенный эмоций, жесткий, точный до безжалостности.
В 1947-1973 гг. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит». Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни — и творческой и личной. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность.
Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Фокин) вПариже. Издалека казалось, что послереволюционная разруха закончилась, наступала мирная жизнь, государство само обеспечивало всем необходимым— жильем, работой, образованием, медициной, культурными мероприятиями— всем поровну Про негативные стороны советской жизни художник Василий Шухаев, по всей видимости, не знал— ни про раскулачивание, ни про лагеря советские средства массовой информации об этом умалчивали, американские СМИ мало интересовались этими темами. Оформлял спектакли с 1918, в т. ч.
Кирова. Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника.
В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Сухотиной-Толстой в Париже (1929–30) в Тбилисской АХ (1948–73) и др.
Коровина, Н. А. В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Еще перед революцией, он, в то время модный художник, женился на весьма модной актрисе Бэле Шеншевой известной под псевдонимом Казароза, прославившейся исполнением эстрадных песен. Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. За это время прошло множество выставок его произведений.
В 1935 г. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Родился в Москве 12 (24) января 1887. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897 – 1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906 – 1912) у Д. Н. Кардовского. З. Палиашвили. В 1935 вернулся на родину. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.
С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. Масштабная выставка произведений Шухаева в Москве 2014 года показала большой зрительский интерес к искусству художника, в том числе – к искусству магаданского периода. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Балиева и труппы И. Рубинштейн («Семирамида» А. Онеггера, 1934, хореограф М. М. В. Сталин в Крцанисском ущелье».
Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Помог близкий друг художник Александр Яковлев. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Профессор кафедры рисунка, он воспитал здесь целую плеяду художников и сам создал множество работ — портретов, натюрмортов, пейзажей, декораций.
К тому же свое дело делала советская пропаганда. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой. Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров.
По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Он пишет картину Клятва Сталина в Гори — подхалимскую.
Шухаев Василий Иванович (1887, Москва – 1973, Тбилиси)Художник, график, художник театра. Родился в Москве. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Мастер портрета, пейзажа, натюрморта, станковой и книжной графики (Арлекин и Пьеро, 1914, совместно с А. Е. Участвовал в выставках объединения «Мир искусства» (1918, 1921, 1927) один из организаторов проф.
Он сломлен. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. Стравинского (1933, Театральный музей, С. -Петербург). Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Пораженный природой северной страны, художник расширяет свой творческий диапазон— впервые из-под его руки выходят многочисленный пейзажи, не как этюды или наброски окружающей местности, но как самостоятельные законченные произведения.
В 1949 работал над картиной «И. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. В 1897—1906 гг.
Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. Вскоре ему была присуждена премия Общества поощрения молодых художников в Риме, что дало возможность Шухаеву провести в Италии два года. Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914). Художник изобразил себя в виде Пьеро. К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом».
Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество.
Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся — Александром Яковлевым. В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936).
Дама в золотом платье. Отбрасывая лишние детали, художник помещает в центре композиции крупное изображение головы портретируемого с целью донести до зрителя главное – внутреннее душевное состояние модели. Яковлевым Портрет Е. Н. илл. Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф.
Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам – энкаустике, работе по золоту. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку.
В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Наступил новый этап в творчестве художника. Портреты ударников, передовиков производства. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании — к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов».
В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. А. О. Таманян). В 1921 – 1935 жил в Париже.
ШУХАЕВ Василий Иванович, рос. Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. кст. В. И.
В 1932 предпринял поездку в Марокко. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916–1917) в Петрограде. Нивинского, Н. А.
Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. М. Горького. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. В Магаданском музыкально-драматическом театре им.
В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Их двойной автопортрет — своеобразное воспоминание об увлечении театром. Яковлевым. В 1947 году Шухаев приглашен в Грузию дли постановки Евгения Онегина и преподавания в Тбилисской Академии художеств. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин».
Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве».
В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С.
Андреева, С. В. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки.
Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. В 1935—1937 — преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Кирова) и ряду других постановок.
Пропитанные и вдохновленные классическим итальянским искусством, закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». После войны Шухаева освобождают. Шухаевой, 1917 Натюрморт. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. С 1920 по 1935 г. жил за рубежом.
По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г.
Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). Его пригласили преподавать живопись и рисунок в Тбилисскую Академию художеств, где он с успехом преподавал и передавал свое уникальное мастерство молодому поколению художников. Родился в Москве. Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина.
Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. Был приглашен для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. Кардовского, где сблизился с А. Е. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский.
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912 г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. искусств Груз. Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. В 1935 вернулся на родину. Помог близкий друг художник Александр Яковлев.
На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). Исполнял росписи (в т. ч. Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. Так хочется посмотреть их. Педагог. театра «Летучая мышь» Н. Ф. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной.
Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие.
В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Но семья оказалась недолгой, потом, позже, в 1918 году в голодной Москве от бесприютной жизни умер их с Шеншевой маленький сын Шурик. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме».
В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. Шухаевым в Магадане в самый драматичный период его жизни – в период его заключения в Северо-Восточном исправительно-трудовом лагере и работы в Дальстрое. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания».
После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Преподавал в Новой худож. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927).
Огромное значение в мастерской Кардовского придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка, совершенствованию технологических приемов. На это решение повлияло становление в СССР стиля сталинского ампира, прямого наследника неоклассики. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. Яковлев Александр Евгеньевич (1887, Санкт-Петербург – 1938, Париж)Художник, график, художник театра, педагог. Родился в Санкт-Петербурге.
С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934–1937) в Бостоне. Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа.
С 1920 жил в Париже. В 1897—1906гг. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия).
академии Т. Л. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair». Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915). Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины. Занимался книжной графикой и сценографией.
29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. жил в Париже. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Учился в СХПУ (1897–1905) у К. А.
Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897–1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906–1912) у Д. Н. Кардовского. АХ (1906–12) у Д. Н. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. Шухаев и Яковлев вошли в объединение Мир искусства как представители неоклассицизма. В Магаданском музыкально-драматическом театре им.
Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. Дальше дороги беженцев разошлись. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913 – 1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. мастерской (1915–17), АХ–СХУМ (1917–20 проф. ), Рус. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское.
Луки». Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. После того как стало известно, что Шухаев— художник, его назначили оформителем местной самодеятельности. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось.
Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Жил в Финляндии (1920–21), Париже (1921–35) путешествовал по Испании и Марокко (1930). Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР.
обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал.
Он сразу окунулся в театральную жизнь — оформлял спектакли: оперу Дж. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств–Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917–1920). художник, график, сценограф засл. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
Можно умирать». В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России.
В 1935 вернулся на родину. Ноаковского и И. В. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Он продолжал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы». Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). Нормандия, 1925, все – в ГРМ). Так что все складывалось удачно — и личная жизнь и дружба и творчество. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью.
Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. с Яковлевым) в частных домах вМоскве, Париже, Касабланке, Рабате. В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного).
В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Кардовского. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию».
Излюбленной техникой Шухаева была сангина. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Он сломлен.
В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. В 1957 году на Кузнецком мосту была выставка его работ, его книга жизни. В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком».
Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. В 1921–1935 жил в Париже. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание). В 1920 выехал в Финляндию, а в 1921 обосновался в Париже, открыв вместе с Яковлевым школу-мастерскую. Неоклассицизм), портрет И. Ф. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года.
Шухаев также использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. В 1920-х гг. В 1921 – 1935 гг. В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога.
Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства.
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911 г. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях.
В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя — в виде Пьеро. Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками.