Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах». В 2015 году в Музее истории искусств в Вене прошла выставка, на которой демонстрировался только один портрет – «Шубка» Питера Пауля Рубенса. Он уходит с дипломатической службы, поселяется в загородном замке, задаривает молодую жену драгоценностями и пышными нарядами, а еще бесконечно пишет ее портреты. «Шубка» – самый интимный и игривый, Рубенс писал его в свое удовольствие и завещал после своей смерти Елене.
Вскоре после этого Рубенс добивается долгожданной отставки от дипломатических поручений. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Их тяжелые, нерасчлененные массы движутся в безграничном пространстве. Колорит картины строится на сочетании ярких пятен красного, синего, желтого и коричневого цветов. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Работу Рубенс предпочёл исполнять в Антверпене, но вёл интенсивную переписку, согласовывая все детали. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Группа палачей и солдат поднимает большой крест с пригвожденным к нему Христом. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе. Вдохновить Рубенса могли классическая статуэтка, которую он видел и зарисовывал в Риме (сейчас она находится в Лувре) и идея, почерпнутая из одной работы Тициана. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Официальным поводом для поездки стал заказ королевский заказ на писание парадного портрета. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань.
Шубка, 1638 – Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, с накинутой на плечи шубкой. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Сын буржуа, он становится камергером правительницы Нидерландов эрцгерцогини Изабеллы, выполняет ответственные дипломатические поручения.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров80. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы.
Лондон. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. В Риме Вениус был обласкан родом Фарнезе и получал папские заказы в Ватикане, был светским человеком, знатоком латыни и древностей. Представления о женской красоте со времен Рубенса существенно трансформир. В картине воплощена духовная сила Рембрандта, его острая проницательность.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Из темного фона узкого полотна вырастает светлая фигура молодой пышногрудой красавицы.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, вот таким образом Елена Фоурмен жила там до второго замужества.
Благодаря виртуозному мастерству Рубенса, кажется, что рядом – живая женщина. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Эта картина дает пример тому, как свободно трактует он образы классической древности. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Это создает потрясающий эффект присутствия.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Рубенс заботился о своих авторских правах. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87.
В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания.
Неужели она была настолько скромна. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам63.
Возможно, это труды Сенеки. На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе. Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Изобилен живописный мир Рубенса.
Во взгляде смущение, на щеках румянец, но она полностью доверяет своему «мастеру» и готова для него на все, даже быть запечатленной обнаженной, хоть ей явно не свойственна роль натурщицы. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи.
Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Картины Рубенса полны бурного движения, это поистине мир, где нет покоя. Рубенс, как и мастера эпохи Ренессанса, стремился придать фигурам полновесную материальность. Привал Марии и Иосифа напоминает семейный пикник, когда любящие родители присматривают за ребёнком.
Это не просто портрет Елены – это портрет ее тела, мягкого, теплого, родного. Рубенс является одним их ярких представителей стиля барокко в живописи фламандская школа. Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Но взгляд не отводит. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности.
Фигуры запечатлены в сложный момент движения и полуповороте, но они связаны между собой общим овалом портретной композиции77. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. В Нидерландах вся жизнь и вся культура еще дышала воздухом недавней революции. Игнатия (ныне посвящённой св. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Кажется, что ощущаешь, как в жилах пульсирует кровь. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Вывод: искусство Рубенса имеет исключительно важное историческое значение.
И именно с неё смотрит Елена (смотрит, положив щечку на ладошку и лукаво улыбаясь). Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного.
Ликующему тону повествования отвечает красочность картины. 199 x 379 см.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Там заметили, как интересно кураторы залов Рубенса обыгрывают тему Елены Фурман. Слава венчает победителя, амуры спешат служить ему. Это самый величественный автопортрет. Цикл картин был закончен в 1626 г., в настоящее время хранится в Париже в Лувре. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Это были грязные полузатопленные штольни старых известняковых шахт. В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Удивительны судьбы рубенсовских картин. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Стоит в неудобной позе, смущенная, словно окаменевшая). Мирный договор между Англией и Испанией всё-таки был подписан 15 ноября 1630 года, ратификация его прошла 17 декабря. Эта работа чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Оно не только определило пути развития фламандской школы, но продолжало влиять на последующие судьбы западноевропейского искусства.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Рубенс внёс в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона— пейзажного или архитектурного— в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства»65.
Античная сказка овеяна поэзией и трепетом жизни. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Но Рубенс ответствовал мне, что именно в этом сказываются достоинства его живописи. Он был желанным гостем и доверенным лицом для многих монархов Европы. Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Она пленительна и очаровательна.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Все слито в ритм плавных, круглящихся линий. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Рубенс так любил эту свою работу, что в завещании, составленном 27 мая 1640 года, за три дня до смерти, среди произведений, не подлежащих разделу между наследниками, прежде всего была названа «Шубка». Его главной моделью становится молодая супруга. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Она замерла. Очень показателен в этом отношении портрет «Камеристки Инфанты Изабеллы» 1625 год (дерево, масло 63, 5 х47, 5) – один из лучших погрудных портретов. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. На полотне она вся такая мягкая, рыхлая, как эта шубка на нее наброшенная.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. При помощи аллегории в них рассказаны отдельные эпизоды из жизни Марии.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном. Опорные цвета теплые: золотые и охристые. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Но если присмотреться, справа можно увидеть львиную маску из пасти которой бьёт струя воды. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Вероятно, он ссылался на «Девушку в шубке» Тициана, которую копировал в коллекции английского короля Карла I, будучи в Лондоне.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Национальная галерея.
Луки214. А самое интересное заключается в другом. «Водружение креста» (1610-1611), находящийся в антверпенском соборе. В 1630-е годы художник много работал как портретист. Ее пушистые золотые волосы, распущенные по плечам, прихвачены лентой.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. В первом варианте она стоит перед двухуровневым фонтаном, который установлен в полукруглой нише. Барокко. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Монументальный строй композиции.
В эпоху Ренессанса писающий мальчик символизировал плодородие и сексуальность. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Эта утрата достойна глубокого переживания и так как единственное лекарство от всех скорбей— забвение, дитя времени, придётся возложить на него всю мою надежду. В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Теперь он принадлежит только своему искусству и Елене.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте. Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. В них начисто отсутствует мистика.
Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее произведение, подобна вихрю. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Художник и дипломат, знаток искусств и предприниматель. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника, хорошо выделяющегося на темном фоне.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Выпускают шубки из искусственных материалов имитирующих мех животных.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. И слава Богу. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Напряжённая работа привела к сильнейшему приступу подагры и Рубенса возили в кресле на колёсиках216. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Художник дважды был женат.
Может красный ковер, это ее жизнь (не в смысле, что она мертва. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Все это тайна велика есть. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Композиция ассиметрична и срезана (домысливать сюжет). А Елена Фоурмент была, несомненно, плодовитой женщиной: за десять лет брака с Рубенсом она родила ему пятерых детей (и шестого — своему второму мужу, Яну-Баптисту ван Брукховену, за которого вышла после смерти художника). Питер Пауль Рубенс – «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яркости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, – счастлив прославить своей кистью любимую жену, неподражае- Над входом в антверпенский дом Рубенса написаны слова римского поэта Ювенала: «В здоровом теле – здоровый дух».
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Художник изобразил себя анфас с уверенным выражением лица. Изабелла Брант еле заметно улыбается, что намекает на испытываемые ею чувства радости и счастья. Обнаженная Елена стоит на мягком красном ковре возле античного фонтана. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Портрет был написан, когда у Рембрандта начались финансовые затруднения. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Он трепещет в золотистых волосах. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Грубой мощи палачей и солдат противопоставляется более облагороженный образ Христа.
Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Барокко.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
В 1621 году, примирившись со своим сыном Людовиком XIII, королева-мать Мария Медичи приняла решение украсить свою резиденцию— Люксембургский дворец. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Брак был заключён с большой поспешностью. Живая плоть и трепет жизни. В то время, когда он работал, наёмный чтец читал ему вслух античных классиков, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку.
Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще большей энергией возвратить его сверкающую поверхность глазу, дать восхититься голубыми полутонами груди, звонкой медью волос, оттенками белого на драпировках и руках. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. В 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен и с тех нор его живопись наполнилась лирической нежностью. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля.
Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. Рубенс знает, что смерть может настигнуть его в любую минуту. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Очень забавно. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. А. С.
По Н. А. Дмитриевой, Рубенс— один из художников, которого следует воспринимать в оригинале, а не в репродукции. Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Любящий и любимый муж и отец. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130.
Позвоночник – слегка изгибается и напряжен. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
В 1630 году, через четыре года после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глубин моего существа», пятидесятитрехлетний Рубенс решает жениться на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. В 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен и с тех нор его живопись наполнилась лирической нежностью. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. В частности, были убраны бойницы.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Благодаря Рубенсу, слава о красоте его жены разлетелась далеко за пределы Фландрии. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Современникам казалось неуместным помещение олимпийских богов там, где было бы достаточно авторитета церкви. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Картина была подписана обоими художниками104. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158. Но вот осталась позади полная блестящих триумфов молодость.
Современники называли его королем художников и художником королей. Карлу Борромео). Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. Картина Шубка видна отовсюду, (из других залов тоже). Сначала умерла дочка Клара Серена в 1623 году, а потом, в 1626 году, скончалась жена Изабелла Брант (друг и незаменимый помощник, как писал сам Рубенс в одном из своих писем). Учёным удалось увидеть то, что скрывает верхний слой краски. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Рубенс, как никто другой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоящую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля».
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Лекуре, «доходило до угодничества». Судя по описаниям, прибор более напоминал термометр и был описан в книге по исследованию атмосферы149. Сама Шубка расположена рядом с автопортретом Рубенса (чтобы не было сомнений, кто и ради чего. ). Венера – очень похожий портрет жены художника, самой красивой дамы всего Антверпена. Изображен момент, когда мифический герой Персей, прилетев на своем крылатом коне Пегасе, освобождает прикованную к скале Андромеду.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Следующая работа, которую я хочу проанализировать – «Персей и Андромеда» (1620-1621).
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
галерея Медичи в Лувре). Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Дерево, масло.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Нам довелось побывать в Музее изобразительных искусств, в Вене. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Третье приключение с Вирсавией случилось в годы второй мировой войны. Пушкина. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Такие фонтанчики располагались, как правило, на улицах.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого.
Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. На противоположной стене расположена картина Встреча в Нордлингене. Предполагают, что он сам в своих описях назвал ее Шубка и завещал своей жене. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Слава его быстро росла, он не знал отбоя от заказов.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Один из крупнейших ее мастеров, Делакруа, говорил: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс – бог». В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство – утонченней и задушевней. Техника очень разнообразна: лессировка, крупный и средний мазок. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Но Рубенс ответствовал мне, что именно в этом сказываются достоинства его живописи. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее. Рубенсу также в значительной степени обязана своими достижениями и живопись 19 века.
Музеи мира – коллекции живописи онлайн. Но, наверное, наиболее полно его восхищение своей «идеальной моделью» запечатлено в «Шубке» – последнем портрете Елены, который был написан Рубенсом в течение 1638 – 1640 годов. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Но судьба нанесла ему жестокие удары (рядом со счастьем бродит беда. ). Он победил дракона и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи84.
Отпевание состоялось 2 июня. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Речь шла о «Воздвижении креста».
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса (Франц Снейдерс, Якоб Иорданс, Антонис Ван Дейк). В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Так что, если очень хочется шубку, то можно её приобрести не только из меха. Как и в этом случае, его влияние проявлялось всякий раз усилением колористического начала и возрастанием значимости живописного мастерства.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. 144, 8 x 193, 7 см. Композиция диагональная, – с правого нижнего к левому верхнему.
По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 века. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Всем им присуще обыкновенное живое участие как в сюжете, так и в действии. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Девушка бледна (кроме румянца). В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210.
Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. В этой картине техника позднего Рубенса достигает самой высокой степени рафинированности. Испанского и фламандского, самого знаменитого художника страны. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Дерево, масло. Картина Шубка видна отовсюду из других залов тоже. Нидерланды (Фландрия). После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Прадо.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Мадрид.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Для нас Шубка не изображение аппетитных целлюлитных коленок, а символ любви мужчины. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Меркурий, чей алый плащ вздымает ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать но шлему и щиту с головой Горгоны. Портретируемая слегка повернута вправо. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. В игре освещенных и затененных объемов живет, движется, будто на глазах созидается, образ. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
М. Лебедянский отмечал, что фон портрета, с ветвистым деревом и сценой битвы в отдалении исполнен более обобщённо, без тщательной отделки, в отличие от фигуры герцога и его лица. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Смотрит на Шубку (то есть на себя) и на тех, кто у этой Шубки останавливается. Начиная с 1600 по 1608 год, работал в разных городах.
Для зимы это пальто, шуба, дублёнка, куртка, пуховик, шапка. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Она любит и любима.
Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123. Будучи юношей, он учился у Адама Ван Ноорта. Все женщины хотят, чтобы в их шкафу висела шубка, желательно натуральная. Это не просто портрет Елены – это портрет ее тела, мягкого, теплого, родного.
Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Нидерланды (Фландрия).
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Бесконечно он пишет и рисует ее изображая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней. Его границы изменчивы и неопределенны стилистически он многолик и многовариантен.
Сейчас произведение Тициана находится в Музее истории искусств в Вене и во время «Точки зрения 13» оба шедевра вывешены рядом. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. На заднем плане в окне виден пейзаж.