Крепостной художник Михаил Шибанов принадлежит к числу самых своеобразных и вместе с тем загадочных фигур в русском искусстве XVIII века. Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово – умер после 1789) – русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. Таким образом, выяснилось, что исторический живописец Алексей Шабанов, от которого не дошло до нас ни одного произведения и портретист Михаил Шибанов Шибанов Михаил Русский художник.
В начале XX в., помимо перечисленных достоверных произведений Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Вот и все крайне ограниченное художественное наследство Михаила Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789) — русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян.
Сведений же о Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово— умер после 1789)— русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян.
Среди русских художников XVIII в. совершенно особое место занимает Михаил Шибанов Шибанов Михаил Русский художник.
В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Единственно, кто сохранил имя автора, – был гравер, англичанин Дж. Почерневшая, затуманенная паутиной времени поверхность живописного слоя. В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». В Петербурге в 1772 они построили собственный дом на Невском. Уокер.
Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора». Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж.
Рядом его жена держит на руках малыша. Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество Ерменева, – «Поющие слепцы» и «Крестьянский обед». Они изображают нищих крестьян, калек перехожих исполненных большой выразительности. Мастер жанровой картины. а известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. Мальчишка приютился в углу у ножки стула. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». и Боровиковский Боровиковский Владимир Лукич Русский художник-портретист, академик (1795), советник Академии художеств в Петербурге (1802).
Первые исследователи русского искусства XVIII в. С. П. Прямо и несколько скованно стоит она под взглядами многочисленных гостей. Ласковым и нежным движением прижимает она к себе дитя. Творчество Ерменева содержит резкую критику социальных контрастов в России XVIII века.
Среди портретных работ, созданных Шибановым известны портреты членов семьи Спиридовых, а также «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» (1787), который неоднократно копировался по заказу самой императрицы. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. И какая громадная разница между теми и другими. В руках у нее платок-ширинка. Все прочно молодые женщины также богато одеты: они в сарафанах и кокошниках. Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят абсолютно особняком среди всего живописного наследия XVIII века. Академия художеств того времени, казалось бы, открывала широкий доступ всем «свободным художествам», но в действительности это было не так.
Дожидаясь обеда, задумался о чем-то старик. Уокером. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. В конце концов он за это пострадал, получив аттестат четвертого разряда.
На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». Сведения о личной жизни Ерменева крайне скудны. Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанова.
Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора». Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Из сумерек коричневатого фона выходит вся затемненная левая группа, у которой свет играет только на лицах.
Но в другом документе, датированном 8 декабря 1783, читаем: «волному живописцу Михайле Шебанову, подрядившемуся зделать для соборной церкви коностас впредь на заготовление материалов 1000 р». Эти слова и послужили основанием считать Шибанова крепостным Потемкина. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Русских крестьян изображали заезжие художники-иностранцы – француз Лепренс, в 1758 – 1762 годах сделавший ряд рисунков (повторенных впоследствии в гравюре) на русские бытовые темы и датчанин Эриксен, автор группового крестьянского портрета. Эти слова возникают в памяти при рассмотрении шибановской картины. Всю свою любовь к народу Шибанов стремился утвердить изображая крестьянина во всем его внутреннем и внешнем человеческом достоинстве. Писал в 1774 году Михаил Шибанов».
«Празднество свадебного договора» — самая крупная «199x244» его картина. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж.
Все они были в праздничной одежде. Где лежат истоки его творчества. Это были портреты жены адмирала Спиридова, Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц И племянника, детей ее брата: Александры Александровны и Варвары Александровны (девочки в возрасте 8 – 9 лет) и Афанасия Александровича Нестеровых.
Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». Если у своих современников Михаил Шибанов, крепостной художник князя Потемкина, не пользовался какой-то особой известностью, то ближайшие потомки просто-напросто не подозревали о его существовании. На сегодняшний день выявлено около 30 произведений художника (без вариантов), а исследования Т. В. Алексеевой предлагают в качестве версии, подкрепленной документально, «некоторые соображения» для его жизнеописания. В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа – молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи.
Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора». Спиридовой и Матвея Спиридова. Написанные по законам «высокого жанра» исторической картины, они, тем не менее, с документальной точностью передают все подробности быта «суздальской провинции крестьян». Михаил Шибанов показывает другую сторону быта крестьянства.
Тот с пониманием принимает игру – озорной взгляд, в руке поблескивает стакан, другая сжимает горлышко штофа. А Ушаков, в свою очередь, мог знать о художнике от Спиридова. Он раскрывает моральную красоту народа изображает его в немногие светлые минуты жизни. Смысл этих картин был в документальном фиксировании «этнографического типа», черт лица, костюма историческом «анекдоте» личности, например «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» художника Эриксена 1771 года. Однако свидетельства об освобождении Шибанова от крепостной зависимости не найдено.
Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи. Жаркову. Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. рубахи белые, взоры веселые, здоровье на щеках начертанное.
Видно, жизнь и его не обошла трудами и заботами. Академик живописи, педагог. а. А на стуле — разнаряженный в красный, по случаю такого праздника кафтан, крестьянин. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка».
Антропова, приехав туда ок. Видимо, впечатления переживались с болью и мукой, подобно его собственной трагической судьбе. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. На все эти вопросы, к сожалению, сейчас нет ответа.
В их работах крестьяне становились экзотическими персонажами классицистического театра, «низкого жанра» – комедии. Мастер жанровой картины. Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.
Крестьяне в картинах Шибанова исполнены достоинства и сурового величия. Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Дмитриева-Мамонова (1787) тоже в дорожном платье.
По «Географическому словарю» Семенова еще во второй половине XIX века село Татарово существовало, как «село Владимирской губ., Вязниковского уезда в 23 в. от уездного города при речке Мстерке». Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея).
– Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике». В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства». Его глаза светятся улыбкой. То, что было сделано в этой области до Шибанова, едва заслуживает упоминания. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Его гамма красок очень сдержанна.
Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. красота юности в полном блеске, в устах улыбка или смех сердечной». Симпатичный образ невесты Анюты в той же главе «Едрово» очень близок к образу шибановской невесты. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. Автор нескольких портретов и двух самых ранних у нас картин из крестьянской жизни.
Видимо, в Париже он жил долго. Шибанов первый привел в русскую живопись настоящих крестьян. Наибольшую славу принесли художнику его картины на крестьянскую тему, к которой очень редко обращались художники 18 в. («Крестьянский обед», 1774 «Празднество свадебного договора», 1777). Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене.
Это были портреты жены адмирала Спиридова Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц и племянника, детей ее брата: Александры Александровны, Варвары Александровны (девочки в возрасте восьми-девяти лет) и Афанасия Александровича Нестеровых. Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А. М. Художник передал ритм жизни в построении композиции. По некоторым данным Шибанов был крепостным кн. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне. Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах. Они облачены в традиционные одежды, бережно сохранявшиеся веками как память рода, доставшиеся «от дедов и прадедов», бывшие предметом особой гордости.
В июле 1789 года он присутствовал при взятии и разрушении Бастилии. В сер. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло.
В избе за столом собралась крестьянская семья – родители, дети, внук. Его гамма красок очень сдержанна. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне. И в этом отношении он не отходил от правды. Мастер жанровой картины. а. И не был ли Шибанов, таким образом, представителем одной из тех крестьянских семей, у которых из рода в род передавалось это искусство. Шибанов мастерски владел искусством композиции, что не удивительно при предположении об иконописных истоках его творчества. Точно в пословице: Вся семья вместе, так и душа на месте.
Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Шибанов сопровождал ее во время путешествия в Новороссию и написал ее портрет в Киеве в 1787 году. Мы не знаем, как сложилась его судьба, как он стал художником, где и у кого учился. Слева от них – группа мужчин.
Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан. Из биографии Михаила Шибанова известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. То, что он был крепостным человеком Потемкина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Найдены документы (1775 – 1781) о том, что крестьяне Мясоедова числились на оброке. Все крестьянские сцены Ерменева полны жестокого реализма, лишены всяких прикрас. Творения Шибанова пронизаны оптимизмом.
Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись. Белая парча сарафана невесты, ее золотая с красными цветами душегрея, золотая повязка на голове, голубоватый костюм жениха из-под которого выглядывают зеленоватое полукафтанье и розовая рубашка, приглушенные тона нарядов всех прочих женщин приведены в прекрасную торжественную гармонию, которую не нарушает большое пятно красного цвета – зипун молодого парня справа и его огненно-рыжие волосы. Богатая одежда невесты и ее подруг, парча, золотые вышивки, жемчуга, камни ожерелья, полотно рубах, сукно мужских костюмов писаны с поразительно искусной передачей материалов. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Дмитриева-Мамонова (оба в ГРМ) Светлейший князь вызвал в Киев в 1787 именно Шибанова, хотя имел возможность обратиться к любому знаменитому портретисту.
Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. Аналогичная по своему сюжету с картиной Шибанова, она носит абсолютно другой характер. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. Лучше других портрет А. М.
Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Это голова Ивана Сусанина, простого русского человека, способного на героические поступки. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного договора (1777). И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Гневные страницы книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», его несчастные обитатели деревни Разореной и другие выведенные им крестьяне – яркое свидетельство злосчастной доли крепостного крестьянства екатерининского времени. Но вместе с тем Радищев и в этих условиях видит красоту русских людей. И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность и это вполне естественно — так вообще писали в его время.
Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Он в «Санкт Петербурхе» писал портреты Спиридовых, в Москве — Нестеровых, в Киеве – Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова, в Херсоне — расписывал церковный иконостас. Но самая крупная и значительная из его работ написана здесь, под Мстёрой и теперь уже всегда при упоминании о картине будет добавляться: писана в суздальской «провинции селе Татарове в 1777 году».
Художник. Здесь он делает лишь первые шаги к овладению портретным искусством и можно было бы думать, что эти портреты относятся к периоду его ученичества, если бы теми же годами не были датированы обе его замечательные картины – «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России.
Доказательством являются крестьянские жанры Шибанова. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Видимо, судьба Ерменева была плачевна. Простая, с закругленными углами, деревянная рамка. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. В послепетровскую эпоху изображение русских крестьян, «русского народа» становится одной из тем официальных художников, находившихся на службе у Императорского двора и других учреждений.
Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Не исключено, что тогда сами Спиридовы дали ему «вольную», оценив его работу живописца. В том же году был написан портрет генерала А. Дмитриева-Мамонова, одно из прекраснейших произведений портретной живописи XVIII века, «портрет, достойный европейской славы», как отзывались о нем позднейшие критики. Старуха ставит на стол общую чашку с едой. Алексеева основывается на том, что Шибанов мог учиться у Козлова, замечая некоторое сходство композиций и колорита его жанровых картин с историческими полотнами последнего. Шувалова, другой – Потемкина.
Высокая оценка этих произведений выдержала испытание временем. Всю свою любовь к народу Шибанов стремился утвердить изображая крестьянина во всем его внутреннем и внешнем человеческом достоинстве. Они уходили на заработки в Петербург, работая столярами, позолотчиками, живописцами. Они до сих пор выделяются среди блестящих произведений русских портретистов XVIII века. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона.
Люди их движения, чувства красивы и выразительны. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие. Уокера указано, что гравировал он с портрета, писанного художником по фамилии «Schebanoff». Кроме двух портретов братьев Спиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре шибановских произведения. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.
Она — в лучшем своем наряде. Жених приезжает смотреть невесту. Известны и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Деревня располагается на берегу р. Нерль в 67 км от села Нагорье, которое в феврале 1771 указом Екатерины II было пожаловано адмиралу Г. А. Спиридову в награду за заслуги в Турецкой войне.
Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. на сегодня сохранилась "Притча о мудрых и неразумных девах" (1790-1792) ныне в. Из биографии Михаила Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Венецианова. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея).
Но на гравюре англичанина Дж. Этим же годом датируется первая известная работа Шибанова – Портрет Алексея Спиридова, сына адмирала (ГТГ).
Для чего я тебя не узнал лет 15 тому назад». Лепренс воспринял русскую жизнь как «восточную экзотику», непонятную и неправдоподобную, а натуралистическая картина Эриксена не имеет ни познавательного, ни художественного значения. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта.
Он изображал крестьян Суздальского края – коренных русских людей. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Художник. И лишь единственным, более ярким пятном является белый цвет рубахи молодой женщины да жемчуга ее кокошника.
Художник. Его произведениям свойственна «манера внимательного, тонкого письма с настоящим артистизмом», они привлекают «теплотой в отношении к человеку, лишенной, однако, какой бы то ни было льстивости.
Кто были его учителя. Первое сообщение о Шибанове встречается в донесении Потемкину от 7 октября 1783 полковника К. Гакса, ведавшего строительными делами: «Художник Вашей светлости коностас (иконостас) работаит Его работа всех в Херсоне удивлять будет». Ерменев сделал зарисовку этого события, которая впоследствии была гравирована. Шибанов вполне мог быть среди них, обучившись ремеслу еще в деревне. Факты из биографии художника.
На этот вопрос ответ нужно искать, несомненно, в его личных симпатиях к крестьянству. И герои его — доподлинные, реальные крестьяне.
Влюбленный в Анюту жених также соответствует жениху из «Сговора», нежно глядящему на свою невесту. Дягилев и Н. Н. Врангель называли Шибанова «таинственным художником». Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Один из загадочных мастеров русского искусства.
Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Однако, несмотря на такое положение, мы имеем данные, указывающие на то, что параллельно с господствующими академическими течениями существовало искусство и независимое от Академии. 1758. Храповицкий в своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Учился в Киеве и Петербурге у А. П. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Вероятно, он вышел из крепостных крестьян, получил частное образование. Михаил Шибанов». Любовь к крестьянским сюжетам, знание изображаемой им жизни помогли ему создать совершенные произведения и, наоборот, очевидно, холодной рукой писались заказные портреты дворянской знати. По этим картинам Шибанов представляется нам художником, умело и тонко справлявшимся с колористическими задачами.
Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Сговор» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Жених приезжает смотреть невесту. В Нагорье всем управляла жена адмирала, пока он не вышел в отставку в 1774.
Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Художник точно указывает адрес героев—село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области).
Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Жаркову. Спиридовой и Матвея Спиридова. Павел».
Художник. Картина «Крестьянский обед» – это этюд с натуры, передающий живость картины. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Его имя появляется в документах 17831786 по строительству и украшению Екатерининской церкви в Херсоне, городе на юге России (сейчас – Украина). Академик живописи, педагог. а.
В том же году был написан портрет генерала А. Дмитриева-Мамонова, одно из прекраснейших произведений портретной живописи XVIII века, "портрет, достойный европейской славы", как отзывались о нем позднейшие критики. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». Михаил Шибанов». В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье».
Ласково и нежно лицо молодой матери. Если Шибанов и знал их работы, то, во всяком случае имел право с ними не считаться.
В крестьянах Ерменева нет того довольства, которое мы видели в картинах Шибанова. Однако, несмотря на это, мы находим его с 1774 года в заграничной командировке в Париже. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. Написал 37 икон для собора Борисоглебского Новоторжского монастыря. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры.
«Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Установив по документам, что живописные образа иконостаса принадлежит кисти Шибанова, Алексеева разыскала сохранившуюся часть (11 произведений, написанных на холсте и дереве маслом, высотой от 103 до 233 см) в Херсонском краеведческом музее, куда они попали в 1962 после закрытия собора. Стиль эпохи требовал торжественности композиции, пышности складок, эффектности жестов и поз.
Молодой отец только и смотрит на ребенка. И в этом отношении он не отходил от правды. Так, например, в главе «Едрово» он пишет про русских женщин: «Толпа сия состояла более нежели из тридцати женщин. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи. Вполне возможно предположить, что сам художник был уроженцем Суздальского края, так как у его господина (Потемкина) поместья были разбросаны решительно во всех местностях государства. Суздаль всегда был центром иконописания. Что же на картине. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук.
Мастер жанровой картины. ских произведения. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки. Значительно сложнее композиция «Сговора». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Хозяин дома сидит в красном углу, под образами, его сын, прижав к груди большой каравай, нарезает хлеб, старуха в кокошнике ставит на стол миску, а молодая крестьянка в нарядном головном уборе готовится кормить ребенка. Слева от них – группа мужчин.
На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера. У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста. В 1780-е Шибанов работал на фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Первым учителем художника был его отец. Значительно сложнее композиция «Сговора».
Уокером. Секретарь царицы А. В. Внимательно присматривает за происходящим скуластая узкоглазая старуха, видимо, родственница молодых. Их сын занят важным делом – нарезает хлеб.
Потемкин, видимо, выделял Шибанова среди других художников. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Лучше других портреты А. М. Эти акварели относятся к 70-м годам XVIII века. На эти вопросы пока нет никакого ответа. Жених приезжает смотреть невесту.
Высокая оценка этих произведений выдержала испытание времени.