Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения. Шедевры классицизма в архитектуре России. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей. Шедевры классицизма в архитектуре России «Архитектурный театр» Москвы: В. И. Баженов и М. Ф. Казаков Москва.
Шедевры классицизма в Шедевры классицизма в архитектуре России. архитектуре России. МОУ «Никольская СОШ 9»МОУ «Никольская СОШ 9»Дружинина Т. Ю. Дружинина Т. Ю. Снимите любительский видеофильм об архитектурных шедеврах классицизма Санкт-Петербурга (Москвы).
Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен. Здания Сената и Синода в Петербурге. Восточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов – приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) и француза Клода Перро (Claude Perrault) (1613-1688). От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством.
Нижняя часть здания отделана рустом. Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. С момента посвящения в сан первого епископа Лондонского св.
Огромное влияние на классицизм XVIII века оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Понять это можно.
Замысел создания памятника возник ещё в начале века, средства намеревались собирать по подписке. Пилястры, расположенные в двух главных этажах, передают стенам устремлённость вверх. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Августином (604 г. ) на этом месте, по свидетельствам источников, было возведено несколько христианских храмов. Все соразмерно, взвешенно исполнено собственного величия и достоинства. Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм – здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Как пенсионер АХ (1762-68) жил в Париже (учился у Ш. де Вайи) и Риме (изучал античные памятники).
Для этих целей были привлечены лучшие скульпторы того времени. Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). Типичные черты: фигура Славы на колеснице, фигуры воинов, торжественный ритм коней, которые влекут победную колесницу, летящие славы, военная арматура, аллегорическое изображение освобождения Москвы ит. п. Двенадцать трёхэтажных строений, объединённых в один архитектурный ансамбль, подчёркивают идею единства и согласованности действий важнейших административных служб Российского государства. Наиболее значительная постройка Старова в 1780-е гг. Речь идет о соборе св.
Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине — почти 180 метров. Этот процесс сопровождался типологическими изменениями: перенесением акцента из внегородского замкового строительства феодальной знати на городское и загородное строительство жилья для чиновного дворянства. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Это было обусловлено наличием широких витрин. Екатерина II прервала строительство, недовольная обилием масонской символики в декоре, а также близостью Баженова к опальному просветителю Н. И. Новикову (постройка эта так и осталась в виде живописных руин). Образец гармонического общественного устройства приверженцы классицизма видели в античном мире и вот таким образом для выражения своих общественно-этических и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики (отсюда и термин – классицизм).
Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. В 1769-72 преподавал в АХ (среди учеников – А. Д. Захаров). Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера – мраморная скульптурная группа Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо. В синих зеркалах прудов плавали экзотические рыбы и белоснежные лебеди.
Идеи эпохи Просвещения оказались близки эпохе русской революции: построение нового, справедливого, прогрессивного будущего, такого правильного, такого «симметричного», такого пассионарного. На то были объективные причины. Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона.
По этой причине герои облачены в античные одежды. Симметрия представляла собой главный закон композиции. Среди других работ Мансара – Отель де Тулуз, Отель Мазарини и парижский собор Валь де Грас (Val-de-Grace), завершенный по его проекту Лемерьсе и Ле Мюэтом. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти. Современники подчеркивали «мужественный» облик дворца именно это, видимо и оказалось близким воинственному законодателю стиля.
Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала ему чин архитектора. Она осуществлялась аналогично московской. Трудились и крепостные мастера, самый известный из которых художник Аргунов.
Его заслугой, помимо непосредственного строительства зданий, является разработка нового типа городского жилища знати – «отеля» – с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга.
Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Строгость и простота внешнего облика Сената контрастировали с пышным интерьером Круглого зала, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». В. Боровиковский «Портрет Г. Р. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений.
Чарльз Камерон создал в Санкт-Петербурге, по словам Екатерины II, свою греко-римскую рапсодию. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами.
Люди суеверные могли бы счесть это едва ли не «проклятием Наполеона», но всё намного проще: здание разделило судьбу своей Родины. В 1800-1804 М. Ф. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. В Санкт-Петербурге он утвердился легко.
Руст на поверхности имитировали при помощи досок, которые потом, опять же, штукатурились. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Ансамбль Версаля (Chteau de Versailles, 1661-1708 гг. ) – вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV.
А. Д. Захаров тщательно продумал скульптурные украшения архитектурного комплекса. Часто это замечательное и оригинальное сооружение называют плохой копией собора Святого Петра в Риме. Луки в Риме. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире.
Но план собора, его определенно горизонтальное направление объемной композиции, слитность колоннады и собора представляют собой абсолютно оригинальное произведение. Ведь пунцовый бархат и золото на картине в точности повторяют главные декоративные акценты «Пунцовой гостиной». Ось Лувр – Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы.
2. Павла образуют эффектную панораму города. Но, кстати сказать и Останкинский дворец, резиденция графа Николая Петровича Шереметева, тоже выстроен из дерева (в 1792- 1795 годах, окончательно завершён в 1799-м сейчас на реставрации). Они также были призваны оживить общий вид монументального здания. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете здание» Большого Кремлёвского дворца. Фасады – ровные и гладкие, безо всякого руста, окна без наличников.
Старов (1745-1808 – Таврическмй дворец), Д. Кваренги (1744-Таврическмй дворец), Д. Кваренги (1744-1817 – Эрмитажный театр, здание 1817 – Эрмитажный театр, здание академии наук, Смольный институт академии наук, Смольный институт благородных девиц). благородных девиц). Ордеру возвращается конструктивная функция он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания. И сторонники классицизма видели его античном искусстве.
Классицизм характерен в XVII в. для стран, в которых происходил активный процесс сложения национальных государств и нарастала сила капиталистического развития (Голландия, Англия, Франция). Который, кстати, так и остался исключительно в чертежах архитектора (при этом стоит отметить, что проект был столь значим, что мотивы его используются до сих пор в различных течениях архитектуры). Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Кажется, что своды очень легко опираются на них.
Колонны делали из брёвен, покрытых сверху фанерой и оштукатуренных. Россия. Этим порталам придана полукруглая форма и каждый из них украшен пятью колоннами. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Теребнёв (1780—1815) украсил здание двумя летящими фигурами Славы со скрещенными знаменами, осеняющими корабли русского флота.
У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Палладио обладал прекрасным чутьем. Собор св. Захаров разбивает фасад на пять частей. Три «стиля» по Ломоносову:1. У истоков русского классицизма стояли архитекторы В. Баженов, М. Казаков и И. Старов. Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Это породило волну интереса общественности к искусству. При всей близости палладианским фасадам здесь налицо существенные отличия: оба яруса одинаковы по высоте, что никогда не встречается у вичентинского мастера, а большая площадь застекления при малом заглублении окон (отзвук местного фахверкового строительства) лишает стену пластичности, свойственной итальянским прототипам, придавая ей явно национальные английские черты. В архитектурном облике дворца также присутствуют готика и нарышкинское барокко.
В плане наблюдается та же четкость членения интерьера на простые уравновешенные пространства помещений. Первая христианская церковь, посвященная св. Ансамбль дворца представляет собой парадный двор, замкнутый одноэтажным и служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом (переписчиком бумаг), что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее. У органа 2155 трубок и он считается лучшим в Англии. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.
Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Упорядочение центра культурной столицы ознаменовалось возведением здания Адмиралтейства.
Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе. Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. Его отец Федор Казаков – крепостной крестьянин когда-то был отдан помещиком в матросы. Таким же – реально-неудачным и исторически-перспективным – оказался и проект дворца в императорской подмосковной резиденции Царицыно (1775–1785) в его комплекс Баженов (впервые на русской почве) ввел приемы неоготики, объединив их с мотивами национального («нарышкинского») барокко. Среди зданий-шедевров классицизма, принадлежащих его «перу», можно назвать, например, здание Сената в Кремле, где в настоящее время находится резиденция президента РФ, Голицынскую больницу (позже она стала называться 1-я Градская), церковь Космы и Дамиана на Маросейке. Речь идет о выверенности пропорций. Парадный двор замкнут одноэтажными служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны).
В общем, всё было очень скромно. 4. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Казакова. Дом Лопухиных – лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Павла главный градостроительный акцент в районе реконструируемого Сити.
В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль. Павла (1631), с ее высоким фронтоном и двухколонным тосканским портиком в антах, — явное, наивное в своей буквальности, подражание этрусскому храму в изображении Серлио. Классицизм (фр. Главный из них – Пашков дом – принадлежит великому русскому зодчему Василию Ивановичу Баженову (1737/38 – 1799). «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами»3.
Портик восходит своими формами к римскому Пантеону, барабан с куполом (пролёт 21, 5 метра) напоминает композицию Темпьетто. Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси). В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. Бирже на стрелке Васильевского острова предстояло играть ключевую роль. Его построили купцы Сибиряковы. Мощные гранитные атланты, охраняющие вход, декоративное оформление (новогреческий стиль) и равновесие частей – благодаря всему этому создан впечатляющий образ музея. Рен предложил различные пространственные решения некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке).
Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Леблону Он складывался благодаря Ж. Б. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Ф. Шубин.
Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Стены были желтыми. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Ф. Ф. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество красивых зданий. Главный фасад протяжённостью в 406 м (. ) имел небольшую высоту – 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Фронтон поддерживают шесть колонн дорического ордера.
Роскошный потолок зала, с глубокими кессонами (позднее расписанный Рубенсом), существенно отличается от плоских потолков английских дворцов того времени, украшенных легкими рельефами декоративных филенок. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Здание Двенадцати коллегий (1722—1734 ныне Санкт-Петербургский университет) создано известным зодчим Доменико Трезини. Особенности классицизма в архитектуре заключались в общей гармонии частей и целого.
Большую часть жизни провел в Москве, где начинал как художник на строительстве Головинского дворца (1753–1754), работая в архитектурной «команде» Д. В. Ухтомского. Никитина. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. 3. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики.
В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии — «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их — 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст. Прекрасный пример такой кровли – дворец Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte, 1642–1651).
Парадные залы приобрели более уютный, но и более вычурный характер. Он возводился в течение сорока лет. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы.
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Белый дом – одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега. Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменных украшений. Общие сочетания и отдельные формы здания по-классически геометричны и рациональны.
«Строгий, стройный вид» «Строгий, стройный вид» Петербурга. Петербурга. Весь город в плавных разворотах, Весь город в плавных разворотах, И лишь подчёркивает дальИ лишь подчёркивает дальВ проспектах, арках и воротахВ проспектах, арках и воротахКлассическая вертикальКлассическая вертикальИ все дворцы, ограды, зданья, И все дворцы, ограды, зданья, И эти львы и этот коньИ эти львы и этот коньВидны, как бы для любованьяВидны, как бы для любованьяПоставленные на ладонь. Поставленные на ладонь. И плавно прилегают водыИ плавно прилегают водыК седым гранитам городским – К седым гранитам городским – Большие замыслы природыБольшие замыслы природыК великим замыслам людским. К великим замыслам людским. Тем не менее, его дух – это дух классицизма. Ощущение торжественности и гармонии не только сохраняется, но и усиливается внутри здания. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Внутренние виды дворца производят особо сильное впечатление.
Они также были призваны оживить общий вид монументального здания. Учение о трёх стилях, т. е. Старов выполнил (неосуществленный) проект дома Шереметевых в Москве (своего рода дворца-музея) – один из самых интересных его замыслов, лучший образец его архитектурной графики (ныне в собрании Останкинского дворца-музея творчества крепостных, Москва). Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. В Москве много строил Матвей Фёдорович Казаков (1738 – 1812). Петра (в Риме).
По его проектам были построены Агатовые комнаты, Холодные бани и Камеронова галерея в Царском селе. Сохранившиеся рисунки и чертежи для возведения увеселительных строений на Ходынском поле (1775), выполненные Казаковым с исключительным мастерством, ещё раз подчеркнули его архитектурное дарование. Уже после смерти мастера, в 1662 году, просвет между корпусами был застроен. Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Софии в Константинополе и св.
Умер Канова в Венеции 13 октября 1822. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки. Это мы находим в комедиях Д. И. Зарождение французского классицизма в первой половине XVII в. шло на фоне своеобразного преломления в архитектуре ренессансных форм, позднеготических традиций и приемов, заимствованных из нарождающегося итальянского барокко.
Покровительство художникам вот таким образом— важнейшая добродетель властьимущих4. Среди них – дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818 – 1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819 – 1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819 – 1822), ансамбль Театральной площади с Александринским театром (1828 – 1839), здания Сената и Синода (1829 – 1834), определившие ансамбль Сенатской площади. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве.
При этом последние должны были отличаться от стен по цвету. Теоретик французского классицизма М. А. Ложье (Laugier М. А) принципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров.
Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Уже в первых крупных работах Старов – усадьбах в Богородицке (близ Тулы), Никольском-Гагарине (близ Москвы, ныне больница обе – 1773-76) и других – сказались его композиционная изобретательность, последовательность и систематичность в разработке приёмов раннего классицизма. Столь же изящными были и интерьеры зданий по его проекту. Но высшие достижения классицизма в музыке связаны всё-таки с творчеством представителей венской классической школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. вана Бетховена. Через год М. Ф. Казаков уже обдумывал проект здания Сената в Кремле.
Оно не только давало возможность освоения архитектурной классики, но и представляло русских архитекторов их зарубежным коллегам как равных партнеров, что играло огромную роль в становлении их самосознания. Непосредственный предшественник нынешнего собора, старый собор св. Классицизм в этих странах нес в себе новые черты идеологии восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок и расширение производительных сил, заинтересованной в централизации и национальном объединении государств. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Лишь сдвоенные пилястры на стыках зданий чётко определяют их границу.
Создается впечатление, что архитектура наполнена внутренним движением. Петровский дворец (1775—1782 ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. К слову, его отец был крепостным крестьянином. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Нижняя часть здания отделана рустом. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять морскую державу России. Здание собора поистине величественно.
Эти черты находили отражение повсеместно. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Сложность композиции придавала когда-то зданию более живописный, «английский» характер, подчеркнутый вертикалями собранных в традиционные пучки дымовых труб. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Мебель в стиле ампир, статуи, вазы оживляли общую картину.
Потолочные карнизы украшены лепниной из гипса в виде прямоугольных «сухариков». В архитектуре обращение к «естественности» выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере – разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В построенной в 1750-1780-х годах по проекту Жака Жермена Суфло (Jacques-Germain Soufflot) (1713 – 1780) церкви св. – Таврический дворец в Петербурге (1783-89).
Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Работы были остановлены Екатериной II на самой ранней стадии из-за нехватки средств (большая проектная модель хранится в московском Музее архитектуры) концепция, однако, оказала большое влияние на русскую архитектурную мысль, ориентируя ее в духе классицизма. Обе тенденции иллюстрируются двумя наиболее крупными событиями архитектурной жизни Франции второй половины XVII века: первая – проектированием и строительством восточного фасада королевского дворца в Париже – Лувра (Louvre) вторая – созданием новой резиденции Людовика XIV-грандиознейшего архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале. Русский классицизм – одна из самых ярких страниц в истории мирового зодчества.
Павла в Лондоне – лондонский кафедральный собор Англиканской церкви. План не был осуществлен, однако архитектор внёс свой вклад в общий процесс возникновения и построения отдельных узлов города, завершив, в частности, задуманный еще Иниго Джонсом ансамбль госпиталя в Гринвиче (1698-1729 гг. ). Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах. И. Старов (1748 – 1808) был архитектором Таврического дворца на Шпалерной улице в Петербурге.
Ранее существовавшие сухие рвы служили границей прямоугольной площади (размеры 245 х 140 м). Блестящий проект Воронихина был безупречен не только с художественной, но и с технической точки зрения. Классические мотивы сочетаются здесь с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Наиболее яркой фигурой в архитектуре раннего французского классицизма был Никола Франсуа Мансар (Nicolas Franois Mansart) (1598-1666) – один из основоположников французского классицизма.
Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. Феодосий Фёдорович Щедрин (1751 – 1825) изваял две группы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, – символ русского мореплавания, охватившего все океаны Земли. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. Подразумевается выступающая вперед часть сооружения с фронтоном и колоннами. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр). Старов много работал на Украине (селение Г. А. Потемкина Богоявленск на р. Буге, близ Николаева собор в Николаеве проекты планировки Екатеринослава и Николаева). classicisme, от лат.
Что касается парадного входа в здание, то он должен был располагаться в центре и иметь вид портика. Строились эти дома из дерева и затем покрывались штукатуркой и лепным гипсовым декором. «Успех этой грандиозной коллективнй работы во многом объясняется тем, что вся скульптура была создана по единому плану зодчего и пронизана единым содержанием.
Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Это традиционный для классицизма парадный портрет. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих.
Петровский дворец – одно из самых значительных творений М. Ф. Казакова. В нем явственно прослеживаются мотивы итальянского Ренессанса. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. Классицизм в архитектуре (фото представлены ниже) отличается спокойным и четким ритмом, уравновешенностью и ясностью. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности.
В основание конуса заложена железная цепь, принимающая на себя боковой распор. Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. В Куинс-хаусе архитектор последовательно развивает палладианские принципы чёткости и классической ясности ордерных членений, видимой конструктивности форм, уравновешенности пропорционального строя. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Знаменитый Банкетинг-хаус в Лондоне (Banqueting House – Банкетный зал, 1619— 1622 годы) по внешнему облику значительно ближе к палладианским прототипам.
Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается широкими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Все это вряд ли оправдывает далеко идущие сопоставления Куинсхауса с квадратной, центричной виллой в Поджо-а-Кайано близ Флоренции, построенной Джулиано да Сангалло Старшим, хотя сходство в рисунке окончательного плана, несомненно. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему. Предпочтение было отдано проекту Перро (осуществлен в 1667 году), где в отличие от барочного беспокойства и тектонической двойственности проекта Бернини, протяженный фасад (длина 170, 5 м) имеет ясную ордерную структуру с огромной двухэтажной галереей, прерываемой в центре и по бокам симметричными ризалитами. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов3. Гоголь писал: «Всем строениям городским стали давать абсолютно плоскую, простую форму. При этом в пропорциях, как и в архитектуре в целом, усиливается элемент рассудочности, основанной на умозрительно выведенных математических правилах композиции. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822) итальянский скульптор, мастер европейского классицизма.
Преобладают правильные геометрические формы, при этом горизонталь имеет несомненное преимущество над вертикалью. Сумарокова, И. И. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена.
Матвей Федорович Казаков (1738, Москва – 1812, Рязань) – известный московский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Для этих целей были привлечены лучшие скульпторы того времени. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Скульптор соблюдал традиции классицизма. В середине XVIII века принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному.
С архитектурной точки зрения, собор св. Он начался в 30-е годы XIX столетия. В стиле «русский классицизм» строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме.
Ансамбль дворца необычен и оригинален. С. Пушкин) именно здесь было создано немало архитектурных шедевров мирового значения. За образец было взято творение Микеланджело. Классицизм в архитектуре России начал проявляться очень плавно.
Центры фасадов были искусно украшены дорическими колоннами и пилястрами. Позднее был возведен Николаевский дворец. Кораблик превратился в его символ. Система объединилась зеркалом Невы. Поразительное чувство меры и масштаба присущи треугольному в плане зданию (такую форму имел участок под строительство) с огромной купольной ротондой.
Другой крупной постройкой Рена является собор св. Грибоедова. Тон всей архитектуре города на Неве был задан торжественно-мажорным ритмом Адмиралтейства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций). Павла, освященный в 1240 имел в длину 175 м, на 7 м больше, чем Винчестерский собор.
(Позже статуя была утрачена. ) Пашков дом – только один из примеров того, как русская культура работала с европейским «материалом», помещая его в особенный контекст, создавая для него новые гениальные формы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Закончим эту длинную историю «из жизни» русского классицизма другой – короткой. В огромном здании архитектор решил выделить центральную башню. «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. Особенности стиля классицизм в архитектуре России.
Это первое дошедшее до нас сооружение Джонса, не имевшее прецедентов по своей строгости и оголенной простоте, так же резко контрастировало с предшествовавшими постройками. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Когда можно только вот так и никак иначе.
Классические мотивы сочетаются с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Просторы Невы, плоский рельеф Петербурга, открытые пространства постоянно ставили перед архитекторами подобные задачи, которые усложнялись еще и тем, что необходимо было учитывать вкусы коронованных заказчиков и стараться сохранить городской ансамбль с постройками предшествующих эпох. Уже с первой половины XVII в. в архитектуре Англии и Голландии, сравнительно слабо испытывавших влияние барокко, определились новые черты под воздействием палладианского классицизма.
Чем отличается классицизм в интерьере. Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Кварнеги, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина на Фонтанке и некоторые другие работы архитектора Н. Львова. За двухъярусным ордерным фасадом (внизу — ионический, вверху — композитный) помещается единый двухсветный зал, по периметру которого следует балкон, осуществляющий логическую связь внешнего вида и интерьера. В 1772-74 главный архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.
Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве. К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» – Московского университета (1786 – 1793), здание Благородного собрания (1784 – 1790-е), Голицын- ская больница (1796 – 1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц. «История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы, Петербурга или другого города)» «Строгий, стройный вид Петербурга» «Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий Петербурга» «Ожерелье дворцов и парков в пригородах Петербурга (Царское Село, Павловск, Ломоносов и др. )» «Архитектурный театр В. И. Баженова» «Жизнь и судьба В. И. Баженова» «М.
В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. Воронихин использовал его мотивы. Академик (1769), профессор (1785).
В статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1834) Н. В. Самойлов. Главную достопримечательность собора св. Родился в селе Дольское (Калужская губерния) близ Малоярославца 1 (12) марта 1738 в семье дьячка.
Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля». Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства».
В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В начале 1790-х гг. В общей композиции ансамбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием самых высоких достижений западноевропейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично связывать здание с окружающей природой. Однако постройку не следует (как это часто делается) оценивать по ее современному состоянию.
Позже их стали изображать в античных тогах. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. От внешнего фасада здания вниз шла лестница, у подножия которой был разбит регулярный парк, ограждённый красивой кованой оградой с фонарями на столбах (в настоящее время сохранилась лишь часть решётки).
Но была и масса других, сейчас, к сожалению, уже утраченных «дворянских гнёзд» – простых, незамысловатых, по-своему трогательных. Н. Е.
В архитектурном облике дворца также присутствуют готика и нарышкинское барокко. Также, стиль классицизм – это исключительно дорогие материалы и ткани. «Над Невой».
По прихоти заказчицы (королевы Анны, жены Якова I Стюарта) дом был построен прямо на старой Дуврской дороге (ее положение отмечено теперь длинными колоннадами, примыкающими к зданию с обеих сторон) и первоначально представлял собой два разделенных дорогой корпуса, соединенных над нею крытым мостиком. Развитие теории стало типичным явлением в искусстве Франции уже с XVII века, со времени учреждения французской академии (1634 г. ), образования Королевской академии живописи и скульптуры (1648 г. ) и Академии архитектуры (1671 г. ). Воспитательная функция— и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого. Желание царя Александра I (1777 – 1825) превратить Петербург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено замечательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775 – 1849), создавшим ряд монументальных творений в стиле ампир. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом.
На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора»3. Пилястры, охватывающие два главных этажа, придают стенам устремлённость вверх. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора.
Но царская милость пришла слишком поздно. Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Собор святого Павла.
В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами». Как правило, колонны имели белый оттенок.
Англия. Он прекрасно усвоил уроки и итальянского Возрождения и барокко и французского классицизма. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Вот таким образом пока французские зодчие-просветители строят классические здания, парки и площади итальянский классицизм вынужден довольствоваться лишь теоретическими трудами изредка возводя небольшие палладианские сооружения.
Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Особое внимание в теории уделяется ордерам и пропорциям. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в. Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. В конце 1780-х гг. Классицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться.
А. Д. Захаров принимал участие в доработке проекта. Это был высший образец.
Ему принадлежат наиболее выдающиеся произведения английского классицизма XVII века. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Казакова. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни.
Всю жизнь В. И. Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Его оригинальный замысел отличался смелостью решения и выверенностью научных расчётов. XVIII в., ныне Колонный зал), Голицынская больница (1796—1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения.
Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. Помещения в этом стиле интерьера просторны и не перегружены лишними деталями. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов.
Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Крышу дома первоначально венчала статуя Минервы, богини мудрости (римский аналог греческой Афины Паллады).
Для людей того времени это была не просто аллегория, а прямой отсыл к образу Екатерины II. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века.
Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Впереди была только смерть. Главный фасад протяжённостью в 406 м (. ) имел небольшую высоту — 16 м. Как же в таком случае избежать монотонности и однообразия. В противоположность замкнутым площадям Парижа XVII в. (Вандомская площадь и др. ), площадь Согласия – образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь и образованную ими улицу Ройяль.
Развивая учение о пропорциях Жака Франсуа Блонделя (1705-1774) – французского теоретика второй половины XVII в., Ложье создает целую систему логически обоснованных пропорций, базируясь на рационально осмысленном принципе их совершенного совершенства. Развитие классицизма в архитектуре России. Задуманный как церковь св. У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом. В XVIII веке, в период царствования Людовика XV (1715-1774) во французской архитектуре, как и в других видах искусства, получил развитие стиль рококо, который являлся формальным продолжением живописных тенденций барокко.
Его центром остается башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом города — столицы морской державы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры.
Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. В основе классицизма лежат идеи рационализма исходящие из философии Декарта. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке.
По плану Воронихина собор должен был иметь две колоннады, обрамляющие две площади: северную и южную. Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания — 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Не спешите с отрицательным выводом. Расцвет первого периода классицизма относится ко второй половине XVII века. Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). Из украшений на их фасадной части присутствовали лишь наличники окон.
Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством. Кантемира, баснях А. П. Старов (1745-1808 – дворец), И. Е.
Пол – паркетный, с красивым и выразительным рисунком. Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. «Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса»3. Плавает дух в удовольствии» (Г. Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». А. Д. К их числу относятся круглая площадь Побед (Place des Victoires), прямоугольная Вандомская площадь (Place Vendome), комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Граф Шереметев срочно велел написать портрет Павла I, поручив работу крепостному живописцу Ивану Петровичу Аргунову.
Красной нитью через все эти проекты проходит преклонение перед античностью. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Широко применяется инкрустация, лепнина.
После этих неудач Баженов перешел к работам по частным заказам: с его именем принято связывать неоготически-барочную Владимирскую церковь в имении Быково (1789) и ряд других подмосковных построек. Высокий – торжественный, величавый. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С.
Потолки были украшены гипсовой лепниной и расписаны, стены затянуты атласом и штофом (как это было сделано в «Голубом зале») или бархатом (как в «Малиновой прихожей»). На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер.
В архитектуре это имеет двоякое выражение: с одной стороны, стремление к рациональным ордерным композициям, тектонически ясным и монументальным, освобожденным от дробной «многотемности» предшествующего периода с другой – всевозрастающая тенденция к единому волевому началу в композиции, к господству оси, подчиняющей себе здание и прилегающие пространства, к подчинению воле человека не только принципов организации городских пространств, но и самой природы, преобразуемой по законам разума, геометрии, «идеальной» красоты. В связи с этим практически в каждом из них можно найти сохранившиеся объекты той эпохи. Также это относится к тесному союзу с православной церковью.
Фонвизина, сатирах А. Д. Классические мотивы сочетаются здесь с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Эта общая схема послужила руководством для скульпторов самого разного дарования и мастерства, которым удалось выразить общий замысел Захарова, сохранив своеобразие в частном. БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ. У дворца драматичная история. Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах умного выбора.
Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Учился в петербургской АХ (1758-62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена-Деламота. Мебель – солидная, дорогая, темного дерева, с бронзовыми золочеными накладками. В основном используются либо светлые, либо глубокие, спокойные, насыщенные цвета.
Колонны отличаются особым изяществом. БАЖЕНОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1738–1799), русский архитектор. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора.
Во всем господствуют равновесие и гармония. Петровский дворец – одно из самых значительных творений М. Ф. Старов Иван Егорович. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять морскую державу России. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре.
Размеры здания по высоте (27, 7 метра) и общий крупный масштаб композиции, рассчитанные на создание парадной площади перед фасадом, придают зданию величественность и необходимую для королевского дворца репрезентативность.
Ф. Казаков как автор классических образцов московской усадьбы» «В мире русской усадьбы (Архангельское, Останкино и др. )» «Черты архитектуры классицизма в провинциальных городах России – по-выбору» «Поэтика пейзажных парков России». «История русской монументальной пластики ещё не знала замысла такой прогрессивной силы.
Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Павла составляет купол. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. В «безмолвную громаду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств.
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Так писал, например, Н. Пуссен. Андре Ленотру (Andr Le Ntre) (1613-1700) – творцу садово-паркового ансамбля Версаля – принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Обе эти части соединяются между собой под землею. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов.
В аллегорических композициях художники передали идею мощи России как великой морской державы, владычицы морей. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. Оно производит неизгладимое впечатление. Д. Захаров). Р. Державин).
Спаренные колонны коринфского ордера (высота 12, 32 метра) несут крупный, по-классически разработанный антаблемент, завершенный аттиком и балюстрадой. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Русская культура всегда отличалась уникальным свойством: принимая участие в серьёзных культурных процессах, умела сделать своим, творчески усвоить самое важное и – в результате – быть в авангарде ведущих культурных (в частности, художественных, архитектурных интерьерных) процессов. Вот она.
Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. По-готически вертикальные секции фасадов имеют большие прямоугольные окна, четкое членение на этажи и богатую ордерную пластику. Петра в Риме. В этот период окончательно сформировалась сонатная форма, определился классический состав частей сонаты и симфонии. Конечно, путь музыки к классицизму был не прост и не однозначен.
Но внутренний мир его не показан. 7 ноября 1812 г. Матвей Федорович Казаков скончался. Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. Ломоносова, Г. Р.
Их шпили вместе с башнями собора св. Матвей Казаков родился осенью 1738 года. «Над Невой». Д. Французская архитектура дала миру наиболее классический вариант классицизма. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания.
Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Кажется, в нём ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». Боголюбова) базовый уровень, академический учебник. Старов Иван Егорович, русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Но царская милость пришла слишком поздно.
Ранним и в то же время самым честолюбивым его замыслом явился проект Кремлевского дворца (1767–1775), рассчитанный на одновременную реконструкцию Кремля и Красной площади. В основе всего сооружения лежит типичная для английских средневековых церквей конструкция: три длинных нефа, пересеченных почти посередине здания поперечным тройным трансептом. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса3. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция Венера и Марс, ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора.
Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. И. И. Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м. ), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. В архитектурном облике дворца также присутствуют черты готики и нарышкинского барокко. К величайшим творениям М. Ф. Архитекторы зрелой поры классицизма— Дж.
При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Когда же в 1711 году парламент объявил строительство законченным, архитектору шел уже восьмидесятый год. «К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»3. Наиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Захаров тщательно продумал скульптурные украшения всего архитектурного комплекса. По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни.
Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект – главную магистраль города. Поставленная по оси западной стороны площади, церковь Св.
Особенно большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones) (1573-1652) – первая яркая творческая индивидуальность и первое подлинно новое явление в английском зодчестве XVII века. Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Леблону (1679-1719 – застройка Васильевского (1679-1719 – застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670-1734 – острова), Д. Трезини (1670-1734 – ансамбль Петропавловской крепости и ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710-1794 – Мраморный Ринальди (1710-1794 – Мраморный дворец), И. Е. Позже здесь проводились демонстрации и митинги.
А. Канова «Три грации». Один из первых выпускников последнейполучивший к тому же большую золотую медаль, был направлен в Париж, где занимался в Академии искусств (1760–1762) в 1762–1764 побывал также в Италии. Если в начале века новый стиль в архитектуре представляли архитекторы-иностранцы, то к середине века и в его второй половине уже появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие, получившие прекрасное европейское архитектурное образование, создали замечательные памятники, в которых соединились черты классической архитектуры Запада с русской любовью к живописности постановки, слиянию с природой, смягченным формам, простоте и ясности объемов. На первом этаже располагался театр, соединённый с «Египетским павильоном», на втором – жилые помещения.
Развивая традиции Возрождения, классицизм многое взял и от наследия барокко. Проектом предусматривалось создание грандиозного ансамбля, который, по выражению автора, мог бы служить «Форумом великой империи». Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение.
Умер Баженов в Санкт-Петербурге 2 (13) августа 1799. «С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования. Он создал статую «Русского Сцеволы».
Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей. Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля.
На это указывают письменный стол, заваленный рукописями роскошный чернильный прибор полки с книгами на заднем плане. Образ Г. Р. Державина узнаваем. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда «английского» парка. Ансамбль дворца представляет собой парадный двор, замкнутый одноэтажными служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Классической архитектуре Петербурга больше, чем московской были близки идеи значительности, величия, мощного пафоса. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта – аллеи Елисейских полей.
В Петербурге, Москве и других городах возводились величественные сооружения и целые ансамбли, которые значительно меняли облик городов. Сначала это была резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического, подаренная ему Екатериной II в честь присоединения Крыма (Тавриды). Меняется взаимоотношение архитектуры с природой.
Рассматривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по старым улицам Москвы, любуясь творениями его гениальной фантазии. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В раннем русском классицизме (1760—1770гг. ) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790гг. ) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. Темная решетка перил подчеркивает разбег маршей парадной лестницы. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается широкими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки.
Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С 1810 он занимал пост директора Академии св. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.
Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. Все это сооружение переходит в меньшую конструкцию имеющую легкую колоннаду. «Графическая» разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка.
«Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма»3. Старов создал усадебные ансамбли близ Петербурга – в Тайцах (ныне дом отдыха строительство с 1774), Сиворицах (ныне больница 1775-76) и Пелле (не сохранился 1785-89), в которых достиг органического сочетания сооружений с окружающей природой. Здание построено в стиле зрелого классицизма, который еще называют русский ампир. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). И становятся понятными чувства, переполнявшие душу художника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М. Ф. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Д. Самойлов. В них начали размещать магазины.
Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Именно в построенных ими зданиях определились признаки классической архитектуры. Она естественно переходит в широкую площадь, сливающуюся с главной магистралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Так началось реформирование всех граней культуры.
Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Был также мастером-косторезом холмогорской резной кости. В эпоху классицизма получили распространение публичные памятники, в которых идеализировались воинская доблесть и мудрость государственных деятелей. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование.
С 1774 Старов работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге (изменил планировку ансамбля, создал круглую в плане площадь перед въездом в лавру, выстроил большой Троицкий собор, 1778-1790 и ограду с надвратной церковью, 1783-85). Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом города – столицы морской державы. Дворец стал лучшим зданием в городе и принес своему автору заслуженное признание. Высокий купол (диаметр 24, 7 м) богато украшен кессонами.
Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762 – 1796). Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Петр I, по инициативе которого возводился этот ансамбль, требовал, чтобы двенадцать его корпусов «снаружи все были равные долготою и высотою».
Везде царствует весна и искусство спорит с прелестями природы. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической2. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли).
Он является выходцем из крепостных крестьян. Это должен был быть крупнейший протестантский храм. В саду, украшенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. Разработка этого проекта принадлежит архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. В условиях крупного города новые ансамбли пытаются включить в «сферу своего влияния» большие пространства, часто приобретают раскрытый характер.
Что касается пространства лестницы, то оно раздвигается вверх и в глубину. Непосредственно над средокрестием он возвел в кирпиче первый купол с круглым 6-метровым отверстием вверху (окулюсом), полностью соразмерный пропорциям интерьера. Щедрин (1751— 1825) изваял две группы морских нимф, поддерживающих небесную сферу — символ русского мореплавания, охватившего все океаны Земли. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. В 1770-1780-е гг.
Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М. Ф. Барятинской, жены известного русского дипломата. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной. Треугольный фронтон в античном духе, симметрично расположенные два крыла дома В интерьере общее впечатление дополняла мебель в стиле ампир, причём, конечно, не выписанная из Франции, а сделанная русскими крепостными мастерами по моде тех лет. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном.
Иван Иванович Теребенев (1780 – 1815) украсил здание двумя летящими фигурами Славы со окрещёнными знамёнами, осеняющими корабли русского флота. Интересным материалом иллюстрирующим развитие архитектурной мысли второй половины XVIII – начала XIX века, служат издания в Париже конкурсных академических проектов, удостоенных высшей награды (Grand prix). Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Жуковского) — одно из самых значительных творений М. Ф. Далее происходит стремительный взлет золоченой иглы с корабликом.
Архитектор отказался от анфиландности пространства в пользу отдельных функциональных зон. Как и положено интерьеру в стиле русский классицизм, на почётном месте в одном из залов Останкинского дворца (в «Пунцовой гостиной») размещался портрет государыни. Чёткий, ритмический и пропорциональный строй основан на простых отношениях и модульности, причем за исходную величину (модуль) принят, как и в классических канонах, нижний диаметр колонн. Хемницера, одах М. В. Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны.
Казакова принадлежат здание «жилища наук» — Московского университета (1786—1793), здание Благородного собрания (1784—90-е гг. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. Начался период смешения стилей. О творческой зрелости Старов-градостроителя свидетельствуют его проекты планировки Воронежа и Пскова (оба-1774).
Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таковы основные черты классицизма в архитектуре. Екатерина II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдержать своего восторга. Оно лишено всякого украшательства как снаружи, так и внутри. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены.
Этот проект была разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым. Собор св. Росси) и Адмиралтейства (А. Учился в гимназии при Московском университете (1755), а с 1756 в Петербурге, сперва в Академии наук у С. И. Чевакинского, а затем в Академии художеств у А. Ф. Кокоринова и Ж. -Б. Валлен-Деламота, . Наиболее крупный и характерный архитектурный ансамбль французского классицизма XVIII века – площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde), созданная по проекту Анж-Жака Габриэля (Ange-Jacque Gabriel (1698 – 1782) в 50-60-х годах XVIII века и получившая свое окончательное завершение в течение второй половины XVIII – первой половины XIX века.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812).