2. шедевры эгейской архитектуры. Расположенный на террасном плато он является одним из прославленных архитектурных шедевров Эгейской культуры.
С начала периода расцвета на Крите развивались приемы, сложившиеся в переходном периоде. Через этот коридор гости попадали в парадный зал. Среди меньших помещений выделяется малый мегарон. Восточные берега изрезанные заливами и бухтами, были удобны для стоянки кораблей. Идеально правильны черты пленяют ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью.
По-видимому, падение одного из поздних (седьмого) поселений Гиссарлыка описано в «Илиаде» Гомера. Если долго смотреть на изображение, возникает иллюзия, что осьминог шевелится. Кроме дворца в Кноссе (Knossos) на северном берегу о. Крита, вскоре после Эванса итальянские археологи на южном берегу острова открыли дворец в Фесте (Phaistos), близ него – загородную виллу или «малый дворец», в Агиа Триаде (новогреч.
Субструкции уширялись книзу. По периметру помещений делались фризы с резным и штампованным рельефом, орнамент из розеток (часто розеттами отмечались выходы деревянных балок в кладке). Народное собрание имело не значение в государственных делах. Самым развитым государством были Микены.
С неолитического периода до начала II тысячелетия до н. э. наибольшего развития достигла культура городов Трои, островов Лемнос, Лесбос, Кипр. Жители Микен были, вероятно, ахейцы. Отдельно стоящие храмы на Крите неизвестны.
По верху стены, вероятно, проходил защищенный деревянный ход. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора.
Этот термин -«циклопическая кладка» – применяется до сих пор. Особое место не только в Кносском дворце, но и в архитектуре Крита вообще занимает «жилой квартал», т. е. Тщательно передана мускулатура рук. Обнаружены лишь малые фрагменты (позднее они были «дописаны» и вот таким образом на репродукциях невозможно определить подлинные детали и позднейшие добавления). Наиболее знаменитые росписи Кносского дворца «Игры с быком», «Царь-жрец», «Парижанка» и др.
Роспись стен в этих залах многократно менялась. Этажи соединяются множеством лестниц. Точка зрения на всю сцену взята сверху, но храм (включая и лестницы) показан строго фронтально. Все более усиливающаяся схематизация приводит критскую живопись уже в 15 в. до н. э.
кв. Извержение вулкана на на острове Фера (Сантарин) в 1450 году до н. э., было столь велико, что воздушные и морские волны (цунами), дождь из пепла достигли Крита и разрушили все дворцы и поселения. Фигуры животных выполнены реалистически, со знанием породы зверя. Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, очень значительное место занимает изображение быка игравшего, видимо, чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались.
Кносс главенствовал на северном побережье, а также определял как внутренние, так и внешние политические связи острова. Двор перед мегароном относительно мал. м. и насчитывает несколько сотен помещений.
Метровой высоты блоки кладки отделаны особенно тщательно. Фигуры львиц имели головы из металла или из легко обрабатываемого камня. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху). Композиция: геометризованные формы, образы живой природы. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз.
до н. э. на Крите строили много дворцов. Мегарон имеет один вход, расположенный по оси. Стены покрывались известковой штукатуркой, которая раскрашивалась и расписывалась. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Большой центральный двор (22 х 52 м) был частично замощен. Дворец, таким образом, выполнял сразу три функции: светскую, сакральную и хозяйственную. 6.
Основным входом для иноземцев был западный вход. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000.
Аванзал мегарона имеет по одному проему в каждой стене. Оборонительные сооружения Тиринфа поражают своей мощью. В северозападной части Кносского дворца найдены фрагменты многофигурной «фрески с табуретами», где изображены нарядно одетые юноши, сидящие на табуретах и среди них девушка в профиль с огромным смеющимся черным глазом, ярким ртом исполненная живости и задора.
Держава Александра Македонского была непрочным и временным объединением. Стены высотой более 3 м были вертикальные. Фасады домов часто украшались декоративными росписями. Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец, обнаруженный на Крите английским археологом А. Эвансом (1851 – 1941) в начале XX в. Центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 12 х 120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные здания. Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика.
Львицы как бы охраняют вход во дворец. Действительно, раскопки Шлимана и раскопки 50-х гг. начался новый ее расцвет, сопровождавшийся расцветом искусства. Юго-восточная часть дворца была занята жилыми помещениями здесь находились комнаты «царицы» (существование которой предполагает Эванс), ванна, бассейны для омовений в восточной и северо-восточной части дворца размещались дворцовые мастерские, в которых работали ремесленники, а также кладовые и сокровищницы. Период расцвета критского искусства сопровождался развитием мелкой пластики.
В центре располагалась довольно значительная площадь (40 х 17 м), неправильной формы, на которую выходили несколько улочек, неправильной формы дворец, занимавший целый квартал. На вазах присутствуют изображения растений, морских обитателей (спруты, морские звезды, осьминогов, медуз). Микенская стенная живопись сохранилась в Микенах, Тиринфе, Фивах и других местах Греции. Архитектура этого времени представлена почти одновременными жилыми комплексами в Миртосе (Фурну Корифи) и в Василики.
Повидимому, эти особенности считались признаками красоты. Даниловой) базовый уровень. Большие пропилеи соединяли первый (внешний) двор со вторым несколько меньшие пропилеи вели со второго двора в третий (главный) двор.
Она называется «Осьминог». Торговля снискала минойцам славу хозяев морей, контролировавших пути между Грецией, Ассирией и Египтом. до н. э.
Такого же рода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (по предположению рванса) «Царь-жрец». Греки называли этот дворец «лабиринтом», в котором, как говорится в их мифах, невозможно найти выход без путеводной нити. Древнехристианские и византийские памятники города Салоники (год присоединения – 1988): город Салоники, основанный в 315 году, был одним из первых центров распространения христианства. По своей собственной системе он изучает язык за языком. Еще более любопытна кносская фреска с «дамами в голубом», как их назвали археологи.
Большие площади стен, а подчас и потолков покрывали фрески. Вероятно, он имел культовое назначение и каменный трон предназначался для главной жрицы. Во время этого расцвета (по Эвансу – в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую исполненную живописными и световыми эффектами декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью керамику, украшенную с исключительным богатством фантазии изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни.
тронный зал, где совершались, вероятно, культовые действия с участем царя-жреца он был расписан фресками с грифонами, лежащими среди лилий (15 в. до н. э. ). В этой статуе слились воедино лучшие достижения греческого искусства. Его колонны были своеобразными, они получили в искусствоведении название иррациональные. Отсюда легенда о Минотавре и традиционный мотив росписей «игры с быком». до н. э. также развивалась своеобразная культура.
Тщательно переданы деревья, трава, камни, сеть из толстой крученой веревки. Но условная расцветка собак усиливает отвлеченно-декоративный характер росписи. Вскоре протодворец был заменен ранним дворцом. Весьма различны были по своему режиму реки, питающие земли Двуречья. Оба кубка явно были сделаны в одной мастерской. Еще более условны и похожи на плоский узор росписи саркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены — жертвоприношение перед двумя двойными секирами (повидимому, бывшими символом священного быка) и принесение даров умершему.
Еще более любопытна кносская фреска с дамами в голубом, как их назвали археологи. От этого времени сохранились следы огромного круглого здания. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен. Кносский дворец был связан с горой Юкта. до н. э.
Специфический стиль греческой вазописи бытовал на острове Крит. под руководством английского археолога Л. Вулли. Одни народы уходили, другие появлялись. Греки всех островитян именовали карийцами или пеласгами (несмотря на существование г. Кария на Пелопоннесе и на то, что древнейшее племя пеласгов жило на материке).
Самая известная композиция: «Собиратель крокусов» или «Голубой мальчик» – условные названия изображения фигуры «мальчика» голубоватых тонов на фоне огненно-красной лужайки с фантастическими цветами. В центре бык, попавший в расставленную сеть и делающий отчаянные усилия, чтобы спастись: он выворачивается всем телом и судорожно вытягивает шею справа – быстро убегающий бык, ноги которого не касаются земли слева — борьба дикого быка с охотниками, один из которых уцепился за рога, другой, отброшенный животным, стремглав летит вниз.
Minotauros – «Бык Миноса»), для которого мастер Дедал построил лабиринт.
Протодворец (начало II тысячелетия до н. э. ) состоял из нескольких самостоятельных зданий (инсул). Стены комнат расписывались красной, черной, белой, желтой, синей, зеленой красками. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик в антах (то есть с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской архитектуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции. В восточную зону парадных входов не было.
в ходе войны с соседним государством – Эламом и пришлым народом аморитами. Трагизм погибшего гиганта, торжество богини выражены с предельной наглядностью. Катастрофа (извержение вулкана на острове Санторин и последовавшее за ним наводнение) ускорила разрушение критских городов.
Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня – 5 м, толщина – 1м). Таким образом, на традиционном месте древнейшего в Месопотамии святилища мы видим стандартный план шумерийского храма, прочно утвердившийся к середине обеидского периода. В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н. э. ) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н. э. ) искусство керамики достигло высокого расцвета. Троя II достигла наивысшего расцвета ее постройки грандиозны и тщательно выполнены.
В центре западной части дворца Эванс определяет ряд помещений «царя», в том числе «тронный зал», где совершались, вероятно, культовые действия с участем царя-жреца он был расписан фресками с грифонами, лежащими среди лилий (15 в. до н. э. ). здесь был дворец, во фресках которого заметно Критское влияние. А вот знаменитая фреска «Игра с быком».
Вокруг двора группировалось множество помещений.
Кносский дворец в греческих мифах называли лабиринтом. Александрийское искусство. Все это дополняет представления о живописном стиле критского искусства. Колонны поддерживали крышу и верхние этажи.
На ритоне (Ритон — сосуд для вина в виде рога. ) из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети. Кносский дворец, так называемый Лабиринт (от слова лабрис – двуострая секира, священный на Крите предмет), теперь занимает площадь около 10 000 кв. С Критом связаны многие греческие мифы. Восточная часть дворца значительно заглублена по сравнению с уровнем центрального двора. Гомер называет Микены златообильными.
Интересно, что на Крите отсутствуют храмы. Мегарон был такого же плана и устройства, как и микенский.
Один из символов «Зевса Астерия» – равносторонний крест, другой, часто встречающийся изобразительный мотив – двойной топор (лабрис). Отличительная черта этого стиля – доминирование цвета желтой охры и цвета граната. Дворец мог служить резиденцией правителя и центром управления всей области.
Затем он мало-помалу преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком и, наконец, наживает значительное состояние. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней). Прическа с длинными локонами и тип лица также критские. Жители Микен были, вероятно, ахейцы.
Период расцвета критского искусства сопровождался развитием мелкой пластики. В западной части находились тронный зал, дворцовое святилище, 22 большие кладовые. Человеческие фигуры даны здесь в очень большой мере условно -декоративно и плоскостно. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Такие орнаменты особенно характерны для искусства критян, в котором все пронизано движением, то более стремительным, то более сдержанным.
Дворец имел два этажа, водостоки, комнату омовений – ванную. 20 в. дали абсолютно исключительные по богатству и отчасти художественному мастерству вещи: так называемая «маска Агамемнона», кубки, чаши, сосуды — грубой местной работы, но массивные из чистого золота замечательный кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом множество бляшек, украшавших, вероятно, погребальный полог и одежду кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов и др. В позднемикенской керамике заметно развитие новых, тектонических тенденций расположения декора (так называемый дворцовый стиль). Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе в карнизе.
Кносская колонна не похожа ни на один образ живой природы. В середине II тысячелетия до н. э.
Микенские дворцы-крепости были предшественниками позднейших акрополей в Греции. Эти печати очень разнообразны по сюжетам некоторые из них проливают свет на религиозные представления, сложившиеся в Эгейском мире (когда на них вырезана, например, двойная секира — предмет поклонения или сцены со жрицами и их культовыми действиями). Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего.
Наиболее Значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. В Кносском дворце, который открыл А. Эванс, по преданию, обитало чудовище Минотавр (греч.
Тщательно передана мускулатура рук. В это период был отделан в западной части дворца тронный зал с тронным креслом из камня (алебастра), скамьями для старейшин. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Фон рельефа – красный.
В нем более чем 40 помещений образуют прямоугольную сетку. жителей. С течением времени черты плоскостности и условной схематизации все более нарастали, как видно, к примеру, по небольшой фреске (около 50 см высоты) со сценой выезда двух девушек на колеснице, так называемых охотниц. Но в ней были и свои местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон, большой прямоуголный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие и сенями (продомосом) имевшими наружный портик с двумя колоннами. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху).
Микенская стенная живопись сохранилась в Микенах, Тиринфе, Фивах и других местах Греции. Сам тронный зал Кносского дворца отличается тем, что в его интерьере нет египетской торжественности скорее он напоминает уютную гостиную, ничем не выделяющуюся среди других помещений. Города остаются главными центрами и основной опорой эллинистической монархии. Об этом же говорят и мифы.
Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками. кв. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница).
Наиболее поздний (13 – 12 вв. Но именно здесь находились парадные приемные и культовые залы, покои царя и царицы. Это породило миф о Лабиринте, построенном легендарным зодчим Дедалом для грозного Миноса. устойчивости наверх вели три лестницы, соединявщиеся у каменной террасы. Помещения для производства, для хранения припасов и ценностей, для жилья правителей, для парадных приемов и пиров, для культовых церемоний объединяются в каждом из дворцов вокруг центрального дворца.
12. Областью распространения древнегреческой (эллинской) культуры была не только Греция, т. е. К западу от древнейшей цитадели разросся большой некрополь из шахтных могил XVII – XVI вв.
Все более усиливающаяся схематизация приводит критскую живопись уже в 15 в. до н. э. Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались. В центре бык, попавший в расставленную сеть и делающий отчаянные усилия, чтобы спастись: он выворачивается всем телом и судорожно вытягивает шею справа – быстро убегающий бык, ноги которого не касаются земли слева — борьба дикого быка с охотниками, один из которых уцепился за рога, другой, отброшенный животным, стремглав летит вниз. Квадратный просвет ворот (33 м) обрамлен четырьмя гигантскими блоками из которых один составляет порог.
В мегарон ведет антовых портик и небольшой аванзал с 4 выходами. Здесь также были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Типичное для этого периода поселение открыто на месте современной деревушки Гурниа.
20 в. дали абсолютно исключительные по богатству и отчасти художественному мастерству вещи: так называемая «маска Агамемнона», кубки, чаши, сосуды — грубой местной работы, но массивные из чистого золота замечательный кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом множество бляшек, украшавших, вероятно, погребальный полог и одежду кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов и др. Поверх каменной стены высотой 10 м тянулся открытый деревянный ход. В этом отношении характерна роспись «вазы с осьминогом» из Кипрского музея, в которой, несмотря на симметричное и тектоничное расположение декора, обыгрывается мотив извивающейся линии. Однако нигде быку не придавалось такое большое значение, как на Крите. Связь этих изображений с религиозно-мифологическими представлениями критян несомненна.
Дворец царя Зимрилима в Мари относится к началу XVIII в. до н. э. Предполагают, что древние критяне почитали Миноса, как и Зевса Астерия («Звёздного»), в образе быка – солярный символ, порождающее начало. С течением времени черты плоскостности и условной схематизации все более нарастали, как видно, например, по небольшой фреске (около 50 см высоты) со сценой выезда двух девушек на колеснице, так называемых «охотниц».
Лица Алкионея и Геи полны страшной муки, душевной и физической. Планировка абсолютно случайная, что так типично для восточных деспотий.
Для цитадели Микен был выбран крутой, труднодоступный холм (рисунок 008). Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Этот термин -циклопическая кладка – применяется до сих пор.
Эти «дары Аттала» изображали сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами. Здесь работали мастера разных направлений. Изображена яростная битва в самом разгаре и в стремительном темпе. Базы из камня в виде кольца предохраняют деревянный ствол от гниения. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес». Это одно из крупнейших инженерных сооружений древнего мира. Дом имел два или даже три этажа стены верхних этажей были сложены в деревянном каркасе из больших сырцовых кирпичей, оштукатурены и окрашены в густой красный цвет. Высота ее – 13 м, диаметр – 14, 5 м, купол ее состоит из 34 концентрических кругов кладки, длина дромоса 36 м. Вход в гробницу сложен из правильных каменных квадров дверной проем, слегка суживающийся кверху, покрыт огромной монолитной плитой (около 120 тонн весом), над которой продолжается кладка, образующая треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой.
В то время как в Трое I уже появилась бронза, а ее строители создали прямоугольный в плане мегарон, на острове Кипр и Крит металл был неизвестен, а строительство было более примитивным. Кноский дворец носит следы многочисленных перестроек и реконструкций. Вот таким образом он казался грекам-ахейцам зданием из которого нельзя было найти выход. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями.
Действительно, раскопки Шлимана и раскопки 50-х гг. Второстепенные помещения дворца имели не менее двух этажей.
Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (зачастую сына-супруга) богини. В парадные комплексы дворца вела Большая лестница. В начале 20 в. английский археолог А. Эванс сделал свои поразительные открытия на Крите. Поступь юноши исполнена торжественности. Особое место занимали изображения быков — известна фреска из Кносского дворца: стремительно несущийся бык «в галопе» и акробат, проделывающий сальто у него на спине. Мифологические герои Зет и Амфион мстят Дирке за оскорбление их матери.
Центром Тронного комплекса был, по-видимому, Бассейн для очищений. Главное помещение дворца – большой мегарон (11 12 м), центром которого являлся круглый очаг, заключенный между четырьмя колоннами, несущими прогоны покрытия, а возможно и фонарь для вытяжки дыма. Воздух и свет поступали через многочисленные световые колодцы. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен.
Длинным коридором складская часть отделялась от дворцово-храмовой части. Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входа во дворец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестницам.
Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Юго-восточная часть дворца была занята жилыми помещениями здесь находились комнаты «царицы» (существование которой предполагает Эванс), ванна, бассейны для омовений в восточной и северо-восточной части дворца размещались дворцовые мастерские, в которых работали ремесленники, а также кладовые и сокровищницы.
Мегарон с большим очагом и с четырьмя опорами называется микенским. Уже к позднеминойскому периоду (после 1580 г. до н. э. ) относятся большие декоративные росписи в так называемом «коридоре процессий» Кносского дворца, где фрески были, вероятно, расположены в два ряда сохранился нижний ряд с процессией юношей, несущих сосуды из серебра и девушек с музыкальными инструментами. Расцветка ваз становилась все более изысканной (к примеру, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней). Этот декоративный подход получил свое высочайшее развитие в период 1800 – 1700 гг. На востоке острова в Гурнии открыты остатки прямоугольных в плане жилых построек критян. Ту же конструкцию мы видим в так называемых «Львиных воротах», ведущих в акрополь Микен.
Именно здесь. Во дворце было несколько входов к четырем из них вели широкие лестницы. И хотя художники еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения их композиции не кажутся застывшими и безжизненными.
Наружные стены мегарона (внутренние опоры не сохранились) сложены из необработанного камня на глине. Но на этот раз катастрофа была окончательной. достигала 8 м. Пристроенные галереи и казематы, служившие для хранения продовольствия и оружия, перекрыты ложными сводами стрельчатого профиля. жилые помещения царской семьи, расположенные в восточном корпусе.
на холме Гиссарлык, на реке Скамандр (ныне Мендерессу, берущая начало в горах Иды и впадающая в Эгейское море) возникла первая цитадель – Троя I (рисунок 002), которая примерно одновременна поселениям на островах Лесбос и Лемнос и мегарону Димини. Хотя человеческие фигурки на печатях сильно схематизированы, зато животные передаются с обычной для эгейского искусства тонкой наблюдательностью (см. рисунок). Большой интерес представляют архитектурные формы храма. Античность. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Монастырь Дафни, Монастырь Осиу Лука и Неа Мони на Хиосе (присоединены в 1990 году): несмотря на их значительную географическую удаленность друг от друга (первый расположен в Аттике, второй в Фокиде, а третий в Эгейском море), эти три монастыря принадлежат к той же типологической серии. В росписи керамического саркофага, найденного в Агиа Триаде и в рельефе каменной «вазы со жнецами» используется аналогичный атектоничный прием «выхода» изображения за обрамление.
Дворец погиб в XII в. до н. э. Центр цивилизации перемещается на материковую Грецию, на Пелопоннес. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Для критской архитектуры характерны жилые и общественные здания.
Здесь родилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре. Во время этого расцвета (по Эвансу – в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую исполненную живописными и световыми эффектами декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью керамику, украшенную с исключительным богатством фантАзии изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни. Искусство Крита расцвет которого совпадает с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом близко к искусству стран Древнего Востока однако в нем нет монументальности, нет строгого, спокойного ритма и симметрии. Второе поселение – так называемая Троя II (2400 – 2200 г. до н. э. ) занимало несколько большую площадку, образовавшуюся при засыпке и выравнивании холма после гибели первого поселения.
Скорее всего, эта комната имела ритуальное, а не светское предназначение. К ней снаружи примыкали две относительно автономные виллы.
Среди критских фресок только эти динамические акробатические сцены обладают такой же жизненной правдивостью, как и фрески изображающие природу, хотя черты условности выступают и в них достаточно ясно («летящий галоп» быка и т. п. ). Они все одеты одинаково — с повязкой на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Их жизнь всегда была связана с морем. После разрушения он был восстановлен примерно в XVI в до н. э.
Над колонной изображена часть перекрытия из крупных в сечении балок. Во дворце было несколько входов к четырем из них вели широкие лестницы. Лучше других сохранившаяся купольная гробница 14 в. до н. э.
Жилые дома образуют кварталы. Уровень некоторых интерьеров просто смещен на несколько ступеней. «Кубки Вафио» относят к позднеминойскому периоду, возможно, они сделаны в мастерских Крита.
10. одновременно с искусством Египта и Двуречья. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты.
Фон рельефа – красный. Меньшая (восточная) часть состояла из абсолютно прямого коридора, к которому примыкали многочисленные совершенно прямые и перпендикулярные друг к другу помещения: это были склады, в которых хранились большие сосуды для зерна, вина, оливкового масла и других припасов (открывший Кносс археолог А. Эванс подсчитал, что емкость обнаруженных здесь пифосов – глиняных сосудов, вышиной в человеческий рост, – достигала семидесяти пяти тысяч литров). В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н. э. ) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону. Орнаментация не связана с характером персонажей и их одеждой. «Львиные ворота» – первый известный нам пример в эгейском искусстве монументальной скульптуры.
К круглой камере ведет узкий коридор (дромос). А в левой руке Афродите держала яблоко, символ остова Мелос. Бесконечно варьируются только размеры колонн. Около середины 18 в. до н. э. Оружие, обувь, перья, мех обработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Их движения свободны и ловки.
Он приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. Это «шахтные могилы» (открытые в большом количестве в последние годы), высеченные в скале, выложенные каменными плитами и прикрытые плитами сверху и купольные гробницы (толосы), представляющие собой круглые сооружения, крытые куполом, который образуется концентрическими рядами кладки с напуском. Для социального строя Микен и других эгейских городов Пелопоннеса и побережья Малой Азии было характерно разложение родового строя, выделение аристократии, наличие патриархального рабства и сложение ряда мелких государств во главе с басилевсом — военным вождем, верховным жрецом и судьей.
Дворцовое строительство не возобновлялось. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Освещение помещений, таким образом, не было равномерным. Художественные вещи, открытые в микенских шахтовых гробницах, можно разделить на три группы: одни выполнены на месте и в местном стиле другие – на месте, но под влиянием критского искусства, третьи – привозные.
Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. В северозападной части Кносского дворца найдены фрагменты многофигурной «фрески с табуретами», где изображены нарядно одетые юноши, сидящие на табуретах и среди них девушка в профиль с огромным смеющимся черным глазом, ярким ртом исполненная живости и задора. Согласно мифу, на о. Крит младенцем был спрятан сам Зевс. Стиль вазовой росписи «камарес» (названный так по месту первых находок этого типа) представляет собой определенную законченную систему орнаментального искусства. Это отверстие обычно закрывалось плитой, украшенной рельефом. Пол мегарона был покрыт стуком и расписан имелись фрески на стенах. Но лицо трактовано более реально, чем у фаянсовых статуэток и более тонко моделировано.
Во всем видно стремление дать узор живой, подвижный, легкий спирали смело расположены в вихревом направлении, зигзаги нарисованы наклонно и идут рядом в разных направлениях орнаменты расположены то в горизонтальном направлении на сосуде, то перерезают сосуд вертикально сверху донизу иногда спирали и зигзаги заключены в круг, который занимает лишь часть стенки сосуда, оставляя остальное поле гладким таковы характерные черты декорировки стиля «камарес». Поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники оставила нам эта культура. Центром дворца был большой мощеный двор (50-28 м), деливший строение на восточную и западную половины. Другим его достижением в это время было знание языков. Под градом стрел, копий и камней он должен был преодолеть три мощных преграды.
Эгейскую культуру называют также крито-микенской. Эта первая постройка на холме уже носит черты, характерные для зданий последующих поселений Гиссарлыка. Описанные помещения размещались в нижнем этаже западного корпуса.
Двухэтажный квартал врезан в холм. Центральное место в Кносском дворце занимал большой (52, 5 м в длину) прямоугольный двор со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть — ниже его, некоторые — выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании. Все здания и крепостные стены построены из сырца на фундаментах и субструкциях (лат. - подстилка, основа) из камня на глиняном растворе. до н. э. Крупнейшими центрами микенской культуры были: Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас (Гла) в Беотии. Устремленные к входящему, львицы как бы преграждали доступ к царской резиденции. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Доступ к дворцу с севера шел через большой гипостильный зал, а затем поднимался к центральному двору узким проходом, по обеим сторонам которого поднимались высокие массивы. Жители города пользовались колодцами, существовали стоки для грязных вод. С течением времени черты плоскостности и условной схематизации все более нарастали, как видно, например, по небольшой фреске (около 50 см высоты) со сценой выезда двух девушек на колеснице, так называемых «охотниц».
Вдоль внутренней стены со стороны цитадели проходила колоннада – первая известная колоннада Эгейского и Греческого мира. Свободно переданы манерные жесты полных украшенных браслетами рук с тонкими пальцами. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной – около 900 м в длину и 6 – 10 м в толщину. Тиринф, вероятно, был крепостью оборонявшей Микены со стороны моря.
до н. э. не возвысилась микенская Греция. Толщина стен до их усиления в XIII в до н. э.
Стиль росписи тронного зала отличается от более ранних фресок сильной стилизацией известной сухостью рисунка, преобладанием декоративной задачи. Особой силы выразительности достигают мастера в рельефах. Он был одновременно и городом и крепостью. Мускулатура проработана очень подробно и рельефно. (рисунок 003).
Опоры могут появляться посреди дороги, пространство – пересекаться без всякой логики. Из парадного зала через боковые проемы можно было попасть в центральный двор. Тщательно переданы деревья, трава, камни, сеть из толстой крученой веревки. Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота (17 см высоты). После 1400 г. до н. э. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами, через которые светмог свободно проникать внутрь.
Колонны Кносского дворца атектоничны, они кажутся поставленными «с ног на голову», хотя отчасти их форма обусловлена материалом (сужающимся стволом дерева, поставленным комлем, корневищем вверх, на которое удобно укладывать балки перекрытия). Чтобы избежать затопления, холм был срыт, а ручей введен в новое русло. Теснимые другими племенами, они осели на юге Балканского полуострова около 2000 г. до н. э.
Период ранней бронзы занимает на Крите все III тысячелетие до н. э. Верхняя площадка (ее размеры 37, 7 – 34, 6 м) ограничивалась со всех сторон ионической колоннадой и таким образом, представляла собой столь типичный для эллинистической архитектуры перистильный двор.
В 15 веке до н. э. на Крит обрушивается страшная катастрофа — извержение вулкана. Свободно переданы манерные жесты полных украшенных браслетами рук с тонкими пальцами.
Стены покоев Миноса покрывали многочисленные красочные изображения. м, представлял собой сложное нагромождение сотен разных помещений. Но эгейская культура не была уничтожена напротив, с начала 17 в. до н. э. Тематикой были различные растительные и животные мотивы, а также различные бытовые и ритуальные сцены (например, «Игры с быком»).
Их движения свободны и ловки. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Период расцвета критской (минойской) культуры именуемый иногда «периодом дворцов», охватывает примерно первые шесть веков II тысячелетия до н. э. На протяжении этих шести веков поселения и дворцы Крита многократно разрушались вследствие землетрясений или же в результате социальных катастроф. Архитектура. В эллинистических государствах возникли многочисленные новые города. Утраченные теперь морды львиц были сделаны из другого куска камня.
к полному упадку. Среди критских фресок только эти динамические акробатические сцены обладают такой же жизненной правдивостью, как и фрески изображающие природу, хотя черты условности выступают и в них достаточно ясно (летящий галоп быка и т. п. ). Теснимые другими племенами, они осели на юге Балканского полуострова около 2000 г. до н. э.
Высота ее – 13 м, диаметр – 14, 5 м, купол ее состоит из 34 концентрических кругов кладки, длина дромоса 36 м. Вход в гробницу сложен из правильных каменных квадров дверной проем, слегка суживающийся кверху, покрыт огромной монолитной плитой (около 120 тонн весом), над которой продолжается кладка, образующая треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой. Но здесь большую помощь оказывает сопоставление археологических находок и соответствующих упоминаний в древнегреческих литературных произведениях, а также сведений, найденных в египетских и переднеазиатских текстах. Дворцы были в нескольких критских городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро.
По некоторым предположениям, ок. В мелкой пластике и керамике старые мотивы подверглись упрощению, схематизации. Не случайно из-за запутанности планировки Кносский дворец называют «лабиринтом» (имея в виду знаменитую легенду о Минотавре, жившем на Крите в специально построенном для него зодчим Дедалом жилище-лабиринте). Также эти легенды твердили, что в глубине дворца жил Минотавр (получеловек-полубык), на съедение которому город Афины каждый год посылал семь юношей и семь девушек. Большой мегарон Тиринфа имеет то же начертание и размеры, что и мегарон Пилоса. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к началу июля воды его спадали.
Перекрытия были деревянные, крыша – плоская и имела специальный проем в центре для сбора ценной дождевой воды. Раскопки на Крите дали прежде всего много остатков архитектуры. Центром эгейской культуры был остров Крит. К ним с берега реки вел ступенчатый портик – лестница. Этот не полностью сохранившийся и реставрированный рельеф, большой по размеру (около 2, 22 м высоты) и слабо выступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях) изображает идущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талией и широкими плечами.
Греческий путешественник Павсаний (2 в. н. э. ) назвал их в своем Описании Эллады циклопическими, так как передвигать такие камни (более 3 м в длину и 1 м в вышину) было, казалось, под силу только мифическим циклопам. Вслед за тем в 70-х и 80-х гг. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (то есть с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской архитектуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции.
2000 г. до н. э., в среднеминойский период. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Подобные примеры служат поводом для сравнения крито-микенского искусства с позднеэллинистическим, арабским, японским и даже с искусством французского Рококо XVIII в. «Нельзя не удивляться, – писал Э. Кон-Винер, – что уже в то время, почти на заре европейской культуры, в бронзовый век, мы находим искусство роскоши так ярко выраженное искусство, богатые формы которого не только не вытекают из определенной цели, но, в особенности на Крите, прямо борются против ясного выражения подобной целесообразности». Даже пострадавшие от пожара, фрески не утратили свежести и сочности красок. На Родосе работали в конце 2 в. до н. э. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н. э.
Исследователи отмечают культовое значение женщины. (слайд 23) Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом, придают особый колорит дворцовому комплексу. Самой нарядной и сложной во дворце была западная часть. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Минотавра убил, как говорится в сказании, афинский герой Тесей, сыном царя Эгея. Ребра блоков слегка закруглены, что объясняется стремлением придать кладке мощный вид.
Фрески располагались на стенах в виде фризов или панелей. На верхнем, третьем этаже вместо окон могла размещаться открытая терраса. Оригинальна форма сужающихся книзу деревянных, окрашенных красной краской колонн. (слайд 1). Античность.
Мегарон имел ясную прямоугольную форму и сильно выступающие анты. В начале II тыс. и уже не перестраивался, чем объясняется единство его архитектуры. Дворец в Пилосе состоит из двух частей с различной ориентацией (рисунок 006).
Громадные по высоте и по толщине стены были выложены из огромных глыб камня, частью неправильной формы: такая кладка называется циклопической. Главное помещение дворца — большой мегарон (1112 м), центром которого является круглый очаг, заключенный между четырьмя колоннами, несущими прогоны покрытия и фонарь для вытяжки дыма. Вот таким образом хронологически и территориально крито-микенское искусство подразделяется на минойское (островное) и микенское (континентальное). Помимо дворца внутри стены, на нижних террасах, построили зернохранилище и богатые дома. Архитектура материковой Греции.
Среди христианских памятников находятся дохристианские храмы, церкви и базилики, построенные с 4-го до 15-го веков и представляют собой диахроническую типологическую серию, которая оказала большое влияние на византийский мир. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке. Этот термин -«циклопическая кладка» – применяется до сих пор. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими. На острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры эгейской культуры.
Поселение Тиринфа находится в 15 км от Микен и представляет собой крепость с мощными оборонительными стенами и дворцом. Главным было небесное божество, символом которого был бык. (2000 – 1400 гг. Нельзя не отметить подчеркиваемые многими исследователями стилистические параллели между искусством Крита и западноевропейским рококо. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы.
Сын Зевса и Европы Минос стал правителем Крита. Разнообразие освещения, так же как и размещение комнат на разных уровнях, способствовало живописности общего впечатления. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы по лестницам, неожиданные повороты, характерные для «лабиринта Дедала», дополнялись особенной таинственностью неожиданных световых эффектов игрой света и тени в то ярко освещенных, то полутемных помещениях. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н. э. ) искусство керамики достигло высокого расцвета. Одежда женщин отличается от критской: это закрытый хитон с коротким рукавом. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля.
Они хотят привязать Дирку к рогам дикого быка. Самый большой дворец – Кносский сохранился лишь частично. Дворец в Маллии построен в начале II тысячелетия до н. э. Толщина этих стен в Тиринфе доходит до 8 м. Стены были укреплены башнями. Копия их произведения «Казнь Дирки» или так называемый «Фарнезский бык» найдена была в Риме.
Найденные на Крите статуэтки богинь, держащих в руках змей, сделанные из фаянса или из слоновой кости, фаянсовые таблички с разноцветными фигурами летучих рыб, раковин, козы с козленком и др. Покрытие, вероятно, было плоским. Сцены на втором кубке полны стремительного движения. Колонны с парапетом отделяли его от Тронного зала.
Этот не полностью сохранившийся и реставрированный рельеф, большой по размеру (около 2, 22 м высоты) и слабо выступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях) изображает идущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талией и широкими плечами. Сложный комплекс дворцовых сооружений в Кноссе начал формироваться ок. Наиболее Значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. до н. э. ). Аванзал и антовый портик должны были составлять единый объем с мегароном.
до н. э. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах. Первые переселенцы заселили остров предположительно в VI тыс. Аванзал, как и на Крите, мог раскрываться под портик. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес».
Кроме культовых статуй, в Александрии получила распространение многочисленная декоративная, садово-парковая скульптура для украшения как дворца, так и частного дома. построены крепостные стены и новый дворец (рисунок 007). Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы.
Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822 – 1890). Разлив Евфрата начинался одновременно с разливом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Верховное олимпийское божество сражается сразу с тремя гигантами, поражая их перунами. Но до этого он еще совершил много дел.
Критские дворцы представляют собой сложные комплексы, соединяющие разнообразные группы помещений (инсулы). К круглой камере ведет узкий коридор (дромос). Сцены на втором кубке полны стремительного движения.
Большой интерес представляют архитектурные формы храма. Церкви были построены с большим куполом, который поддерживается небольшими арками, создающими восьмиугольное пространство. Стены мегаронов были расписаны. к микенскому акрополю была добавлена восточная часть. Наружные стены Кносского дворца были вплотную обстроены небольшими домами горожан, двух-или трехэтажными, с плоскими крышами, как видно на найденных в Кноссе фаянсовых табличках с изображением домов.
В религиях древних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место. Но здесь большую помощь оказывает сопоставление археологических находок и соответствующих упоминаний в древнегреческих литературных произведениях, а также сведений, найденных в египетских и переднеазиатских текстах. Замкнутый мегарон такого рода характерен и для других центров материковой Греции (Микены, Тиринф). Галл вонзил меч себе в шею около ключицы и тоже должен в эту же секунду рухнуть мертвым.
В жизни древних людей цветы играли огромную роль. Он проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Такого же рода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (по предположению рванса) Царь-жрец. 1470 г. до н. э. в Восточном Средиземноморье произошло извержение вулкана (либо тектонические сдвиги), приведшее если не к гибели, то к упадку минойской культуры. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему благородны (маска Агамемнона).
до н. э. В XII-XI вв. Народное собрание имело некоторое значение в государственных делах. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими.
Человеческие фигуры даны здесь в очень большой мере условно -декоративно и плоскостно. При этом нигде быку не придавалось такое большое значение, как на Крите.
город и дворец были разрушены войсками вавилонского царя Хаммурапи. Очевидно развитие от предельной схематизации кикладских идолов к «пространственному натурализму» крито-микенского искусства. На фоне гор представлены грифоны, мифические существа. Он проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Около 1700 г. до н. э. по неясным причинам произошли значительные разрушения и дворец стали строить заново. В противоположность Собирателю шафрана очень большой реалистической наблюдательностью и при этом особенной красочной тонкостью обладают фрески конца среднеминойского периода (то есть конца 17 — начала 16 в. до н. э. ) из Агиа Триады с изображениями растений и животных. Это нижнее поселение страдало от паводков ручья, огибавшего соседний холм.
Во дворце было несколько входов к четырем из них вели широкие лестницы. Не случайно археолог А. Эванс назвал маленькие чашечки миниатюрными скорлупками. Декоративные росписи выполнены красной, желтой, голубой, черной красками. А сам дворец включал в себя две основные части.
Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Средиземноморское побережье Малой Азии в древности называли Анатолией.
В северозападной части дворца имелось специальное место для культовых театральных представлений: площадка, ограниченная с двух сторон ступенями для зрителей. Фасадная часть дома выходила на улицу, а не во внутренний двор.
Ту же конструкцию мы видим в так называемых Львиных воротах, ведущих в акрополь Микен. Еще более условны и похожи на плоский узор росписи саркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены — жертвоприношение перед двумя двойными секирами (повидимому, бывшими символом священного быка) и принесение даров умершему. Когда-то поселение находилось на холме, но позднее население было вытеснено на равнину.
К северу от ступенчатого портика расположен «Тронный зал» с подсобными помещениями. Их стволы несколько сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. При сооружении крепостей обычно применялась кладка из больших необработанных камней, называемая «циклопической».
В начале 20 в. английский археолог А. Эванс сделал свои поразительные открытия на Крите. Во время этого расцвета (по Эвансу – в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую исполненную живописными и световыми эффектами декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью керамику, украшенную с исключительным богатством фантазии изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни.
Их проемы стоят строго по оси, которая завершается и подчеркивается очагом. Характерно также, что орнаментальные росписи, в которых преобладает атектоничный мотив волны, спирали, «перебегают» с одной плоскости на другую игнорируя углы и членения стен. В религиях древних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место.
Расцвет микенской культуры относится к 1500 -1200 гг. Главное место а восточной стороне занимали Афина и Зевс. Теснимые другими племенами, они осели на юге Балканского полуострова около 2000. Центром эгейской культуры был остров Крит. Повидимому, эти особенности считались признаками красоты.
В восточном корпусе располагались жилые помещения, врезанные в склон холма. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. При греческом правителе Миносе имя которого связывается со знаменитой легендой о Минотавре, Крит являл собой могучее еще государство (XV в. до н. э. ). Стиль камарес в числе других стал основой греческой художественной культуры.
Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита очень значительное место занимает изображение быка игравшего, видимо, чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. Другие цвета на изделиях не встречаются. Как большие, так и малые пропилеи были с каждой стороны украшены двумя колоннами в антах. Дворцовый комплекс площадью 22 тыс кв.
В стене было двое ворот – Львиные и малые. Они сложены из огромных, грубо околотых снаружи блоков (циклопическая кладка). Этот, архитектурный прием повторялся при каждой последующей перестройке. начался новый ее расцвет, сопровождавшийся расцветом искусства. Интересно, что эта одна из самых загадочных цивилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойденные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.
Самый большой дворец – Киосский сохранился лишь частично. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Гомер называет Микены златообильными. до н. э. послужить основой искусства древнегреческой классики V в. до н. э. Критское царство погибло в конце XV в. до н. э. Уже до этого на острове происходили какие то катастрофы, скорее всего землетрясения и Кносский дворец дважды перестраивался заново. Земля Греции была суровой и бедной. до н. э., в эпоху неолита. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.
Греческий путешественник Павсаний (2 в. н. э. ) назвал эту кладку в своем «Описании Эллады» циклопической, так как передвигать такие камни (более 3 м в длину и 1 м в выcоту) было, казалось, под силу только мифическим циклопам. скульпторы Аполлоний и Тавриск родом из малазийского города Траллы. Горы снова появляются в интерьере тронного зала на фресках, украшающих стены. Размещено на реф. рфНо в ней были и свои местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон, большой прямоуголный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие и сенями (продомосом) имевшими наружный портик с двумя колоннами. В толще этих циклопических стен были устроены сводчатые (ложным сводом) галереи и камеры, служившие дворцовыми кладовыми. Предположительно считается, что обитатели Крита и Микен принадлежали к разным этническим группам. Мегарон имел ясную прямоугольную форму и сильно выступающие анты.
На ней узорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади на лбу — локон. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и но. Около 1200 г. до н. э. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней). Изысканные одеяния, прически, которые мы видим на этих росписях, предметы косметики – все говорит об утонченной, эстетской культуре.
до н. э. («додворцовый период»). По бокам от трона и вдоль остальных стен находились низкие гипсовые скамьи.
Сын скромного пастора, оставшегося под конец жизни без всяких средств, Генрих Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Период 14 – 12 веков до н. э. стал расцветом для Микен. Сюжеты росписей в основном связаны с природой. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. В росписи весело играют и переливаются всего два цвета – желтой охры и граната. Большим своеобразием отличались микенские погребальные сооружения. Первоначально цитадель занимала только вершину холма, где позднее был построен дворец.
Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведенной назад левой руке держит жезл. В этот период можно наметить развитие двух линий в искусстве Крита. В противоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистической наблюдательностью и при этом особенной красочной тонкостью обладают фрески конца среднеминойского периода (то есть конца 17 — начала 16 в. до н. э. ) из Агиа Триады с изображениями растений и животных.
Оба кубка явно были сделаны в одной мастерской. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Непосредственная свежесть восприятия природы отличает и фреску «Синие дельфины и цветные рыбы» на голубом фоне моря, на стене одного из «помещений царицы» в Кноссе.
Изображения змей встречались довольно часто их считали хранительницами домашнего очага. Строительство оборонительных сооружений стало острой необходимостью. Художник усиливает эффект разнообразного орнамента и полихромией. Для критской пластики типичны пространственные композиции, например, фигурка «акробата» на рогах быка или женщины на качелях (мотив почти невозможный в скульптуре).
Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти — двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо и произошло название дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов). Эти печати очень разнообразны по сюжетам некоторые из них проливают свет на религиозные представления, сложившиеся в Эгейском мире (когда на них вырезана, к примеру, двойная секира — предмет поклонения или сцены со жрицами и их культовыми действиями). Так называлась пещера неподалеку от местечка Камарес. была открыта Шлиманом в Микенах и названа им «сокровищницей Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны.
Колонны состояли из цилиндрической или усеченной конической базы из гипса, липы или цветного камня, деревянного, обычно кипарисового, гладкого ствола (иногда вертикальные углубления создавали на нем вогнутые или выпуклые рельефы) и деревянной капители. Геральдический характер рельефа вполне соответствовал условному искусству Микен. Около середины 18 в. до н. э. Греческий путешественник Павсаний (2 в. н. э. ) назвал их в своем «Описании Эллады» циклопическими, так как передвигать такие камни (более 3 м в длину и 1 м в вышину) было, казалось, под силу только мифическим циклопам.
Но, несмотря на динамичный, «двигательный» характер архитектуры Кносса, в ней отсутствует направленность движения. Внутри крепостных стен дворцовые строения были окружены группой подсобных помещений. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи изображающей большого осьминога его эластичные щупалъцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно вокруг него — водоросли и кораллы. Толщина этих стен в Тиринфе доходит до 8 м. Стены были укреплены башнями. Критская цивилизация не возродилась после бедствия, очевидно все разрушившего на острове. Для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт.
(Известно, что на Крите был широко распространен культ быка, а царь Минос почитался как воплощение этого священного животного. ) Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Композиция этих дворцовых комплексов имела некоторые общие черты с композицией критских дворцов — несимметричное расположение построек, световые колодцы и др. Сюжет этой группы навеян трагедией Эврипида «Антигона».
Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались. Вход в акрополь был возможен только по одному пути. к полному упадку. Большой интерес представляют архитектурные формы храма. В период расцвета критяне чувствовали себя в полной безопасности от нападения с моря и в связи с этим уже не строили крепостных стен вокруг города и дворца.
Они также наделялись особой святостью, в них видели воплощения богов. Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. В мирное время ворота образовывали парадный, торжественный вход в резиденцию царя или его наместника. На протяжении этих шести веков поселения и дворцы на Крите многократно разрушались вследствие землетрясений или же в результате социальных катастроф. Но эгейская культура не была уничтожена напротив, с начала 17 в. до н. э.
Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. Обе части многократно перестраивались.
(слайд 43) Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога. 4. до н. э.
до н. э. Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Внешний вид ваз стиля мог быть различным: от маленьких чашек до гигантских кувшинов. На ней узорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади на лбу — локон.
В цитадели был устроен вход – пропилон. (слайд 21) Он был обнаружен на Крите английским археологом А. Эвансом (1851 —1941) в начале XX столетия. На ней изображен осьминог держащий в своих щупальцах вазу.
Входной пропилон довольно сильно сдвинут с оси. Так во II тыс. Среди архитектурных комплексов Пергама наиболее знаменит прославленный алтарь Зевса (около 180 г. до н. э. ). Открытые галереи выходили на центральный двор, являвшийся центром дворцовой жизни.
Но в ней были и свои местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон, большой прямоуголный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие и сенями (продомосом) имевшими наружный портик с двумя колоннами. м включал 1300 комнат на четырех этажах. Для Кипра характерны круглые дома. Эгейскую культуру называют также крито-микенской. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Уже к позднеминойскому периоду (после 1580.
Примером этому может служить статуя Афродиты (2 в. до н. э. ), найденная на острове Мелос. Вплоть до XVII в. до н. э. здесь нет больших поселений — столиц. Условно этот период принято называть эпохой эллинизма.
В последний период, примерно к концу III тысячелетия до н. э. В так называемой Старой башне Кносского дворца найдены фрагменты фрески, где очень бегло, но достаточно наглядно изображена пестрая толпа людей, собравшаяся перед храмом, около которого сидят нарядно одетые женщины, может быть, жрицы, невидимому, оживленно разговаривающие. Западный фасад центрального двора построен в последнем периоде (XV в. до н. э. ). Некоторые изображения произвольно срезаются «рамой». Пол был покрыт стуком и расписан. Тонкое чувство декоративного эффекта проявляется в подборе сочетаний ярко-голубого и пурпурного на платье молодой дамы, так называемой «парижанки».
Захоронения делались круглыми, типа толоса. Архитектура Крита. Искусство пришло в упадок. Большим своеобразием отличались микенские погребальные сооружения. Hagia Triada – «Святая Троица», позднейшее название) с остатками росписей XVI в. до н. э. После подъема культуры на Крите в среднеминойский период наступил некоторый спад и гегемония перешла к материковым Микенам, ранее находившимся в зависимости от Крита, а также к городам Пилос, Тиринф на Пелопоннесе и Орхомен, Фивы в Беотии. Причем, как правило, бронзовые оригиналы копировались в мраморе. В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода.
На фреске изображающей «Таврокатапсию» — ритуальный бой с быком — с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. К числу лучших фресок Тиринфа относится фреска с охотой на кабана. Облик быков их движения, как и детали пейзажа, свидетельствуют о наблюдательности художника и его высоком мастерстве. Лица женщин абсолютно одинаковы и маловыразительны, но в них все же есть некоторое оживление: перед ними, возможно, развертывалось цирковое представление или какое-либо другое зрелище. На склонах Акрополя расположен огромный театр и стоя — галерея для прогулок.
Известно, что все критские дворцы были ориентированы на священные горы. В художественном творчестве исчезло непосредственное восприятие видимого мира и та живительная струя, что некогда питала это творчество, надолго иссякла, во всяком случае на самом Крите. Уже после второй мировой войны ученым удалось прочесть текст некоторых критских табличек, правда относящихся к самому позднему периоду критской истории, последовавшему за трагической катастрофой. Затемненные комнаты чередуются с ярко освещенными портиками (в зависимости от удаленности от световых колодцев), узкие коридоры сменяются световыми двориками. Связь этих изображений с религиозно-мифологическими представлениями критян несомненна.
Воздух и свет поступали через многочисленные световые колодцы. Центральное место в Кносском дворце занимал большой (52, 5 м в длину) прямоугольный двор со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть — ниже его, некоторые — выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании. Период расцвета критской (минойской) культуры именуемый иногда «периодом дворцов», охватывает примерно первые шесть веков II тысячелетия до н. э. Еще в пору расцвета первобытной культуры неолита, в V – IV тыс. Излюбленные цвета дворцовых росписей — красный и белый. Стены мегарона были украшены фресками.
Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Все части дворцового комплекса группировались вокруг большой городской площади (26, 5 х 53, 1 м), вытянутой с севера на юг и выложенной гипсовыми плитами. Жители Микен были, вероятно, ахейцы. Дворец в Фесте был «привязан» к знаменитой горе Ида, связь между горой и пещерой была самая непосредственная, так как именно в горной пещере Иды, по преданию, родился и вырос Зевс, считавшийся покровителем острова. Вплоть до XVII в. до н. э. Тиринф. Он состоял из сотен различных помещений, сгруппированных вокруг большого парадного двора.
Бесконечно варьируются только размеры колонн. Фигуры мужчин изображались красным цветом, женщин – белым. В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н. э. ) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону.
Гробницы лишь изредка приобретали архитектурное значение.
Хотя человеческие фигурки на печатях сильно схематизированы, зато животные передаются с обычной для эгейского искусства тонкой наблюдательностью (см. рисунок). все одеты одинаково — с повязкой на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Колонны имели необычную форму: ствол расширялся снизу вверх. 1100 г. до н. э. ) считается началом железного века в Восточном Средиземноморье. Полную противоположность замкнутому западному фасаду представляла южная сторона дворца. Раскопки на Крите дали прежде всего много остатков архитектуры.
Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса. Такого рода скульптурой является группа мальчика, борющегося с гусем, — римская копия с бронзового оригинала Боэфа, мастера конца 3 — начала 2 в. до н. э. Маленький мальчик, здоровый, жизнерадостный, схватил гуся за шею тело ребенка передано с поразительной реальностью. Можно выделить много аналогий между рококо и критским искусством. Но входной портик соединялся с аванзалом не одним, а тремя проемами.
Полная перестройка цитадели относится к XIV – XIII вв. Например, женская одежда, которая расширяется книзу с узким корсажем и большим декольте, любовь к извилистым игривым линиям в монументальных видах искусства и даже в мебели (ярчайший пример трон тронного зала). Мегарон с большим очагом и с четырьмя опорами называется микенским.
Я найду ее. Живописи не стало. Для обоих комплексов характерна разбивка всего жилого массива на более или менее стандартные по размерам и конфигурации помещения, вероятно служившие «комнатами» для отдельных малых семей, некоторые помещения носили хозяйственный характер. Стена во многих местах подпирала искусственные террасы. Фрески дворца — это свободная, яркая, декоративная живопись. Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. Это шахтные могилы (открытые в большом количестве в последние годы), высеченные в скале, выложенные каменными плитами и прикрытые плитами сверху и купольные гробницы (толосы), представляющие собой круглые сооружения, крытые куполом, который образуется концентрическими рядами кладки с напуском.
Древние египтяне называли критян, с которыми они поддерживали торговые отношения, «кефти». Справа от входа в главные ворота была устроены большая защитная башня. Он получил названия камарес. Устраиваются хозяйственные помещения – кладовые, мастерские и др.
Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, прозрачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Он заполнен плитой с рельефом, на котором изображены мощная, уширяющаяся кверху колонна (символ дворца и царской власти), опирающаяся на алтарь (символ культа) и львицы по ее сторонам. до н. э. Множество нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Подобная форма колонн передает динамику и экспрессию.
Геральдический характер рельефа вполне соответствовал условному искусству Микен. Тот же характер имеет дворец в Малии, восточнее Кносса и в Фесте, вероятно, предшествовавший более известному Кносскому.
Деревянные связи, усиливающие сейсмостойкость, вводились в стены, как из сырца, так и из тесаного камня (во дворцах и богатых домах). Полы в домах этого периода представляли собой земляное покрытие. Воздух и свет поступали через многочисленные световые колодцы. Освещение помещений, таким образом, не было равномерным. Большая (западная) часть дворца включала абсолютно асимметричные помещения, свободно разбросанные вокруг главного двора.
На оси двора и мегарона поставлен круглый алтарь, подчеркивающий роль мегарона в акрополе. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими. В материковой Греции на рубеже III и II тысячелетия до н. э. Это работа над созданием образа человека, развитие декоративного искусства, особенно в расписной керамике. Стены украшали также раскрашенные рельефы.
Но условная расцветка собак усиливает отвлеченно-декоративный характер росписи. К числу лучших фресок Тиринфа относится фреска с охотой на кабана. Искусство утверждает идею величия особы владыки, его богатства, его власти. Микенские дворцы-крепости были предшественниками позднейших акрополей в Греции. Главные входы во дворец (минимум 4) находились на северной и южной стороне.
Близок египетскому искусству «Царь-жрец». Несколько раз дворец перестраивался и заново расписывался. В верхней широкой части прочнее оказывается связка, крепление. О них дают представление не только руины зданий, но и так называемая «Мозаика города» с изображениями построек раннего периода расцвета.
На ней узорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади на лбу — локон. Все это было унаследовано от чернофигурного стиля. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н. э. ), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. Местное население, может быть карийцы или пеласги, частью покинуло родные места и переселилось в другие, частью смешалось с пришельцами. Во всяком случае, поскольку мы не знаем другой колыбели, еще более ранней.
Дома были двухэтажными, верхние этажи были жилыми, а первые хозяйственными. Географическое положение Крита в самом центре Восточного Средиземноморья Аристотель называл счастливым – там пересекались древние морские пути (остров расположен почти на равном расстоянии от Азии, Африки и Европы). Но лицо трактовано более реально, чем у фаянсовых статуэток и более тонко моделировано. Вершина холма была выровнена, склоны террасированы.
Гомер называет Микены златообильными. Освещение помещений, таким образом, не было равномерным. Главный памятник критского искусства — Кносский дворец.
Таковы были Кносс, Маллия, Фест и другие. Тем не менее, выделяется сеть главных улиц. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. до н. э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями.
В портретном искусстве эллинизма сосуществуют разные направления. Об этом свидетельствуют мотивы росписей Кносского дворца (ранее их называли «фресками», но выяснено, что они выполнены темперой).
Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (то есть с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской архитектуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции. В центре западной части дворца Эванс определяет ряд помещений царя, в т. ч. Только в последней трети III тыс. Богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Такие же пары грифонов находились и на боковых стенах. Но так как Крит занимал выгодное географическое положение посередине между Грецией и Египтом, объединившиеся в союз или федерацию родовые племена, не ограничились новыми землями и начали осваивать торговые пути Восточного Средиземноморья. В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н. э. ) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону.
до н. э. ), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. Театральная площадка могла вместить от 200 до 250 зрителей. Рядом с большим мегароном расположены еще два меньших мегарона с малым двором.
Рельеф величественных «Львиных ворот» — единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Сцены на втором кубке полны стремительного движения. Поступь юноши исполнена торжественности.
Пожар 1200 года до н. э. практически полностью уничтожил Микены. Но и в них есть своеобразная живописная тектоника.
Живописная тенденция в критском искусстве была столь сильна, что она приводила к диковинным (ни архитектурным, ни скульптурным и ни живописным) формам: изделиям из глазурованной керамики, «изображающим растения, коралловые рифы и раковины, морских раков и летающих рыбок. Центральное место в Кносском дворце занимал большой (52, 5 м в длину) прямоугольный двор со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть — ниже его, некоторые — выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании. Производит сильное впечатление фигура юного сильного галла, распростертого на земле, как будто убитого наповал. Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес. Лучше других сохранившаяся купольная гробница 14 в. до н. э.
В крупнейших городах Крита Кносе, Фесте и других центр образован дворцом правителя. Еще ребенком Генрих Шлиман объявил отцу: — Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Закрытое помещение достигало значительных размеров (5. 4 12. 8 м) и обогревалось неподвижным очагом.
Планировка случайна. Затем ведущая роль перешла к острову Криту, пока на рубеже XV и XIV вв.
Характерны ритмические сдвиги бесконечного раппорта из моллюсков, аналогично узору на ткани, не имеющие примеров в более ранних стилях. Ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. Нередко колонны покрывал особый зигзагообразный узор. На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф.
Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него. Самым знаменитым памятником критского зодчества был Кносский дворец, называемый в мифах лабиринтом (это слово произошло от термина лабрис – так назывался «двухлезвийный топор», символизировавший на острове незыблемость власти). рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота (17 см высоты).
Наличие единого правителя не доказано. до н. э. ). Ученые отметили необычность деталей Кносского дворца. Южная часть Балканского полуострова.
Орнамент использовался в основном растительного характера. Трактовка лиц в рельефах условна (лицо в профиль, глаз в фас), как, например, в стеатитовой вазе со сборщиками урожая, где мастер свободно создает живую сцену. В XVIII в. до н. э.
На «малых островах» Эгейского моря, севернее Крита, между Пелопоннесом и побережьем Малой Азии в 3-2 тыс. Здесь ахейцы соорудили мощные крепости – Микены и Тиринф. В середине II тысячелетия до н. э. критским городам был нанесен удар иноземцами (греками-ахейцами), вторгшимися с материка. Из новых эллинистических центров ранее других стала играть ведущую роль Александрия. Фон голубой, на втором плане – несколько больших деревьев с круглой кроной.
Мегарон имеет только один вход, расположенный по оси. Художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. Период ранней бронзы занимает на Крите все 3 тыс. (слайд 22) Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами, через которые свет мог свободно проникать внутрь.
Используя всего пять красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. Одно из них занимало площадь западного корпуса, включая постройку именуемую «старая крепость». Расцвет микенской культуры относится к 1500 -1200 гг. Юго-восточная часть дворца была занята жилыми помещениями здесь находились комнаты царицы (существование которой предполагает Эванс), ванна, бассейны для омовений в восточной и северо-восточной части дворца размещались дворцовые мастерские, в которых работали ремесленники, а также кладовые и сокровищницы. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар — критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини.
здесь нет больших поселений – столиц. В 16 – начале 15 века до н. э. Не менее знаменита фреска «Игра с быком». Расцвет микенской культуры относится к 1500 -1200 г. до н. э.
В группе подсобных помещений к западу от большого мегарона есть ванная комната, пол которой состоит из громадной плиты (3X3, 5 м), гладко отесанной сверху вода стекала с нее в каменный сток, входивший в систему сточных каналов. до н. э. В его центре сохранились остатки алтаря. Вместе с культурой Крита и Микен ее именуют эгейской. Кносский дворец, общая площадь которого была примерно 16 тыс. В поэтической форме этот миф повествовал о борьбе греков с властителями Крита.
Оборонительная стена шириной около 6 м состоит из наружных слоев (из больших блоков конгломерата) и из внутренней забутовки. Примерно в это же время тиррены или этруски, двигались с востока на запад. Богатство и процветание успешной торговой империи способствовало развитию городов. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху).
К тронному залу примыкает заглубленный на несколько ступеней очистительный бассейн. На парных золотых кубках, найденных в Вафио (селение на севере Пелопоннеса), расположены рельефные изображения: на одном – ловля диких быков, на другом – пасущиеся быки. Точка зрения на всю сцену взята сверху, но храм (включая и лестницы) показан строго фронтально. Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о его хозяине, человеко-быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом.
Увлеченность его принесла успех делу, в которое, кроме него, долго никто не верил. Множество нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Минойская или крито-минойская цивилизация — цивилизация бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. Сырцовые стены мегаронов усиливались деревянным каркасом углы стен и анты были обшиты деревом, а основания ант тщательно вытесаны в камне. Вероятно, с этой легендой был связан и ферейский ритуал. Городд лостиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги.