Преобладание деревянных построек над каменными наблюдалось до XVIII века. Андрей пожаловал собору десятую часть княжеских доходов, чем уподобил его киевской Десятинной (тоже Успенской) церкви. Трудно переоценить значение этого события. Апсид, чаще всего три, они разновысоки иногда асимметричны.
Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. в пределах Кижской волости памятников старины не имеется. Десятинную Богородичную церковь в Киеве, которая была построена в 989—996 гг. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры.
Все пять нефов в восточной части собора заканчивались апсидами. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Стены и внутренние столпы псковских храмов толще, чем у новгородских.
Создание многих монастырей граничит с деятельностью тех, кто осваивал российские земли. Это касается и перепланировки города и создания мощных укреплений (на гражданском строительстве мы здесь не останавливаемся) и не в последнюю очередь возведения храмов. На территории северной России известно много деревянных комплексов, являющихся центрами крупных административных округов. Роль Киева как политического объединяющего центра ослабла. Что касается южных территорий, где в своем большинстве преобладают широколиственные деревья, в качестве основного строительного материала использовали липу, ясень и другие. Примером такого строительства является возведение Свияжских укреплений.
Самое крупное и величественное здание княжества — Успенский собор. Дом был как бы частью окружающей природы. Кости мамонта и оленя использовались для строительства жилья потому, что в это время, в период наступления ледника, здесь не было леса. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами.
Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя – «посадских людей».
Известь растворяли как густое тесто и мазали железными лопатками. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. русскими и греческими мастерами из первоклассного белого камня — туфа и знаменитого тонкостенного кирпича — «греческой» плинфы.
Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке.
Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Кроме того, в технике мозаики были выполнены фигуры Христа-Вседержителя, который размещался на купольной части храма и двенадцати апостолов, помещенные в простенках между окнами центрального (купольного) барабана. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Но Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья.
Погост Кижи Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Зодчество является одним из древнейших искусств на Земле. Художник вновь и вновь утверждает гордого и сильного человека. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164).
Народный художник всегда хорошо чувствовал материал, понимал его пластические свойства. Они крепились на трех вереях и перекрывались двускатной тесовой крышей. Превращается из одноглавого в пятиглавый, главы расположены далеко друг от друга. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован.
Лучшее творение Рублева, ясная, гармоничная, музыкально-певучая «Троица» вся словно соткана из света, мечты и радости. С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Ослабление Киевского княжества сказывается на общем строе архитектуры. Монастыри могли располагаться вне города.
В русских храмах все купола ставились на одной высоте. На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Церковь срублена из сосны насухо, т. е. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. В этот период особенно интенсивно стал застраиваться Киево-Печерский монастырь, основанный Феодосием Печерским в 1062 г. В частности именно тогда в этой древнейшей киевской обители, ставшей главным центром русского ортодоксального православия, был построен главный храм монастыря — однокупольный Великий Успенский собор (церковь Богородицы) (10731078), а затем Надвратная и Михайловская церкви (11061108), где находилось прекрасное мозаичное полотно с изображение Дмитрия Солунского.
В 1915 году с фотографии И. И. Билибина была выпущена почтовая открытка Северное зодчество. С конца XV века итальянцы приносят новые приемы, детали, но не копируют Италию, а развивают русские традиции также их приемы переосмысливают местные мастера. На Русь она попала из Византии в начале XII в. (около 1131 г. ) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга.
Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), возведенный в 1555 — 1560 годах зодчими Бармой и Постником на Красной площади — символ освобождения народа от татарского ига. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Крепление крыши по древней традиции производилось без гвоздей. Таким образом, архитектурно- художественные достоинства церкви Преображения Господня определили и полностью подчинили себе ранее существовавшие погостские строения, лишив их своего первоначального голоса, но, придав им новое своеобразие создали единственно верное для всех трех сооружений гармоничное содружество в ансамблевом звучании, уверенно и навсегда утвердив свое первенство. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей – резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т. п.
Устремление ввысь всех объемов церкви Вознесения, ритма декоративных деталей, как нельзя лучше соответствует задаче создания храма-памятника. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. по приказу царя Михаила Фёдоровича. В 1916 году архитектор М. В. Красовский издал Курс истории русской архитектуры. Обычно одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. На стенах киевской Софии было много чисто бытовых сценок, например, такие известные фрески, как «музыканты», «скоморохи», «борьба ряженых», «кулачный бой», «акробаты», «гигант с шестом» и другие.
городах России. Здания иногда штукатурятся. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда.
С интересом рассматривал итальянский мастер непривычную для себя архитектуру. Громадные лесные пространства, в окружении которых жил русский человек (в особенности на севере) и постоянное соприкосновение с лесом как строительным материалом, отличающимся высокими качествами, способствовали развитию деревянного зодчества. Угловые части храма также покрывались купольными сводами.
С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ).
Героическую тему выражают наиболее чтимые народом архангел Михаил, огненный ангел с мечом в руке, как боевое знамя воодушевлявший народ на ратные подвиги и защитник земли русской Георгий Змееборец — смелый воин в сказочных доспехах на белом коне.
Его особенность — полуцилиндрическая форма сводов, перекрытых отдельными кровельками (на 16 скатов, позже число скатов сократили до восьми и четырех) основной объем обстроен множеством приделов, галерей, массивных крылец на столбах. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Также из дерева строили церкви, часовни, крепости, защитные рубежи.
Больше всего его привлекала деревянная резьба наличников окон, крылец и ворот. К XI веку относятся первые каменные постройки Новгорода.
Речка Нерль чистая да быстрая. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке.
Вместо лестничных башен устраиваются лестницы в толще западной или северной стены. Человечность образов фресок поразила итальянского зодчего. Как он выглядел. лет назад.
Свирская (Архангельская) церковь расположена на западной окраине Смоленска. Из дерева в Новгороде делали не только дома и храмы (первый христианский храм – тринадцатиглавая София – была построена в 989 году из мощных дубовых бревен), но и водопровод мосты и мостовые. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси.
На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением». Центром любой усадьбы на Севере был дом. Некоторые исследователи даже отмечают в ней готические черты. На Урале землянка на стоянке Суртанды была вырублена в скале и перекрыта бревнами.
За избой, под одной крышей расположен большой хозяйственный двор, отделенный от нее сенями.
Так возник придворно-княжеский стиль. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери. Иконы в иконостасе размещались по строгой системе.
Этот же принцип применен в смоленском соборе Архангела Михаила (80-90-е годы XII века), с его кубической формы основным зданием, как бы вознесенным над тремя притворами. Мягко говоря, кроме топора, как мы уже говорили, ничего не было. К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Она возведена князем Давидом Ростиславичем в конце XII века. Свое первое жилище человек соорудил в начале палеолита – древнего каменного века. Все в «Троице» выражает одну мысль, все в ней подчинено одной идее: Нет ничего прекраснее человека, нет ничего выше служения человеку. Широко используется фигурная кладка из профилированного кирпича с включением белого камня. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля.
В основе музея – вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII в. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологи раскопали улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения на площади 1118 м. В экспозиции 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений – одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев. В русском фольклоре все породы деревьев имеют свои поэтические названия. Эта особенность проявляется благодаря вертикализму форм, высоко поднятому барабану. Встречаются и остатки сооружений из хвороста и жердей летних шалашевидных сооружений.
При этом, не утрачивается чувство меры: нижняя часть храма имеет гладкие стены, что эффектно подчеркивает орнаментальные украшения и усиливает их художественное воздействие. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления. С боков пристраивали шатры или прямоугольники, соединенные между собой крытыми переходами, наружными лесенками, крылечками и т. д. Нередко получались сложные ансамбли удивительной красоты. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Из древних «наемных записей» видно, что в далекие времена уже существовали плотничьи артели, состоявшие из опытных мастеров- профессионалов и учеников исполнявших «черную» подготовительную работу.
Это большой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Удлиненные вертикали членений подчеркивают его стройность и изящество.
Первобытные люди жили, вернее, спали, в неглубоких ямах в земле. устремленность ввысь подчеркнута пучковыми пилястрами сложного профиля. Собственно, сегодня, мы поговорим о том, что представляло собой зодчество на Руси. Древесина дуба была дефицитной, её старались использовать для изготовления изделий особой прочности (санные полозья, бочки, лопаты и т. д. ). высотой почти с 10-этажный дом (37м).
В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами.
Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. С трех сторон с церкви примыкали галереи, расширенные в западной части.
Гитлеровские варвары разрушили многие и многие шедевры древнерусской архитектуры. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Еще лет 20 назад придумал он такую механику, что на 35 футов передвинул колокольню со всеми колоколами. На протяжении XVI-XVII вв. сер. Не следует путать с ним и произведения русского модерна.
Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Русское Средневековье начинается с крещения Руси.
Вероятней всего, влияние было двусторонним. Верхний брус красного окна часто закрывался тесиной, украшенной резным орнаментом. XX столетия.
По воротам часто судили обо всем хозяйстве. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху. Занятый борьбой на юге, Юрий Долгорукий не мог уделять много времени и сил владимиро-суздальскому зодчеству. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь.
Кроме того, со временем эксплуатации деревянных домов, люди заметили, что дерево из зимнего леса, дает меньшую усадку, а значит, дом будет меньше деформироваться под собственным весом. Наиболее полно архитектура Киевской Руси сохранилась в современном Киеве.
Загадочная, никому не известная страна неудержимо влекла его к себе. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.
Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. По мнению целого ряда ученых (В. X – нач.
Оно было распространено повсеместно, но особенно в городах. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. оказались утраченными.
Внутренние своды обусловили появление на фасадах арок-закомар. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. разрисованных заглавных букв, полевых украшений и концовок, т. е. В это время богатые купцы заказывали вычурные, перегруженные излишними украшениями особняки с деталями самых разных стилей – от романского до барокко.
Да и сам Аристотель не возражал против поездки. Внутри здания четыре, шесть и более столбов несли своды и купола. Свобода — категория отрицательная, она понимается как своеволие. Укладывая горизонтально один венец на другой, получают сруб. Почти отсутствуют декоративные детали. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. Однако оно имеет лишь три апсиды и пять куполов. Своды, столбы и стены храма были покрыты громадной фреской изображавшей Конец света.
Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
Недалеко от Софийского собора находятся Золотые Ворота. В качестве материала использовались белокаменные блоки и туф. Здесь начиналась деятельность Симона Ушакова – крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. С конца XV в. Москва превращается в центр художественных ремесел, где русские мастера создают множество памятников искусства. Кремлевскую сокровищницу пополняли многочисленные иноземные посольства, доставляя в Москву роскошные дары. Софии. В Покровском храме нет полной симметрии (как, например, в готическом соборе с его двумя одинаковыми башнями, окаймляющими фасад), но здесь найдено единственно живое равновесие частей. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства.
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. По образцу киевского храма выстроены соборы Св.
Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Живописны двускатные крыши. Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. За ней наполовину разрушились западная и устроенные при ней хоры. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
Преображенская церковь является вершиной деревянного зодчества России. На кого был похож. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр.
Они пострадали от пожара 1812 г. В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации. Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Фасады скромно украшают аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков. Отдельные детали постройки (кровельный тес, причелины, колонки и т. д. ) также соответствовали своими размерами бревнам, что создавало определенную масштабность всего сооружения.
Мастера используя известные ранее формы и приемы композиции, создали впечатление сказочного великолепия. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Единый трепетный ритм пронизывает здание древнерусского храма.
чарующее зрелище. этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита. Церковь поставлена при впадении Нерли в Клязьму, у ворот Суздальской земли (теперь – на берегу озера – старицы Клязьмы) и была первым владимирским храмом, который могли видеть корабли, приходившие с Волги и Оки. Иногда срубы оставляли пустыми для использования под жильё. Примечательна еще одна страница русской архитектуры, связанная со строительством Москвы. Восьмерик был удобным переходом от квадратного сруба-клети к круглой шатровой крыше.
Полный новых мыслей, он вернулся в Москву. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Они украшались красивой резьбой. На алтарных апсидах — вертикальные валиковые разводы, соединенные сверху дугами.
к сожалению, у старшей (Преображенской церкви) все купола обиты железом и окрашены в яркий светло-зеленый цвет, а сама она кажется белее снега. Она выстроена из кирпича, архитектурные детали — из белого камня. Основной элемент бревно и брус. Число последних от одного до пяти. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость.
Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не строить, а рубить, так как работали только одним инструментом-топором). Покровский собор 1551 — 1560 годов (Барма, Постник) стал памятником победы над Казанью. К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино.
Детинец (центр города) защищался отдельно. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством и высока была рука его на недругов. Характерной чертой русского города XI-XIII вв. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В плане он квадратный или прямоугольный.
Луковичная форма купола позднейшая переделка. Позднее появились окна, обрамленные косяками.
Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI – XII вв. В нижней части избы, носящей название «подклета», под жильем размещались склады для хозяйственных продуктов инвентаря, а иногда и помещения для мелкого скота. Люди живут нормами, предназначенными для целого коллектива. Широко использовались клён и ясень.
Над пристройками – четыре яруса бочек. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». В стенах делались ворота.
Широкие, как бы небрежные мазки делали людские тела и лица живыми, почти осязаемыми. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Ровесница Москвы, она и сегодня поражает своей благородной красотой. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню. Желая уподобиться библейскому царю Соломону, он строил много и охотно, не жалея средств для пышного убранства своих сооружений. К XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей.
В них были устроены щели для стрельбы по противнику – «скважни». Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. На высоком берегу реки Москвы в 1693 году появляется изящное пятиглавое сооружение, краснокирпичные стены которого украшены белокаменным декором.
Арочный каркас жилища, устроенный из костей мамонта, удерживал кровлю весом до 2 – 3 тонн. В истории Мировой архитектуры нет и никогда не было ничего лучше, чем зодчество на Руси. Наиболее распространены были сосна и ель.
Стены отделаны пилястрами и поэтажными колонками. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай».
Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Храм Святой Софии или Софийский собор в Киеве.
Памятники X – XII вв. Квадратный в плане сруб получил название четверик. Иногда барабаны были украшены цветными изразцовыми поясами. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля.
по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси.
Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585). Глава Деревянное зодчество была выделена им особо.
Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Планы Мстислава грозили Киеву утратой его главенствующего положения. В древнерусских городах насчитывалось от 2-3 до нескольких десятков церквей. Характерный конструктивный элемент — круглые столпы. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Из Византии прибыли на Русь многочисленные мастера. Основания бивней мамонта, которые образовывали фасадную арку над входом в жилище, были поставлены в отверстия в черепах мамонта.
Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Аккорды сверкающих нежно-голубых и горячих, солнечных, золотисто-охристых тонов еще более усиливают настроение торжественности, праздничной приподнятости всего происходящего. Есть и другие тенденции в архитектуре: сочетание московско-владимирских традиций плюс ориентация на собор Спасо-Андроникова монастыря также сильно итальянское влияние. Она стоит на небольшом холме при впадении Нерли в Клязьму.
Она была символом христианского града. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е.
На стенах киевской Софии было много фресок. Конструктивные решения храма (крестовые своды, лопатки-контрфорсы, железные связи) позволили сделать стены и внутренние столбы тоньше, пролет сводов больше, внутреннее пространство просторнее и светлее. Каждый такой город был одновременно и княжеской резиденцией со своим княжеским двором.
Оно получило название «нарышкинского барокко» по фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и окрестностях в основном строили нарядные церкви, как, например, церковь Троицы в селе Троице-Лыково. Кроме того, восьмигранный сруб был устойчивей. Его рисунки деревянных церквей, в том числе и Преображенской в Кижах, были представлены в 1877 году в Москве на технической выставке.
Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Первый опыт написания истории русской архитектуры России осуществил академик А. М. В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских.
Новгородская республика, образовавшаяся в XII веке, меняет характер архитектуры. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции (18, 6, 3 метра). От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Успенский собор становился главным на Руси.
Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Поразительно мастерство древнерусских зодчих, понимание ими родной природы. Здание так прочно было граничит с жизнью народа, что многие века служило символом величия и независимости старейшей русской феодальной республики — с боевым кличем «Умрем за святую Софию. » новгородские воины шли на бой с врагом. Внутреннее пространство храма было украшено смальтовой мозаикой и фресками.
В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Что касается военной архитектуры (крепостей-острогов, состоящих из деревянных стен и башен), то здесь в большей степени, чем в жилом строительстве, заметна эволюция конструкций и внешних форм. Преображенская церковь поднимается на 37 метров — это высота 11 -этажного дома. Однако новгородская София имела и ряд существенных особенностей. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея.
Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников, - резных украшений и пр.
Башня Якутского острога в 90-е гг. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Но хотя девятиглавие выглядит довольно легковесно для ее грузного основания, вместе с многоглавием Преображенского храма оно создает единое целое. Жилища древнекаменного века свидетельствуют о том, что арка также была известна давно – более 10 тыс.
В старину пиленых досок не было и для получения теса бревно раскалывали топором при помощи клиньев на несколько частей, которые затем обтесывали топором, теслом, откуда и возникло название «тес». В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей. Сперва упала северная стена. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Но в этом, конечно, был и символический смысл. Его центром является 22-главая Спасо-Преображенская церковь 1714г.
Чрезвычайно богата палитра ферапонтовой росписи. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Первоначально красное окно было одно, в центре фасада, а по бокам его были расположены волоковые (простые, без обкладок) окна. С выступами у восточной стены. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.
Принято говорить, что и «без единого гвоздя». На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Вот таким образом, для больших и протяженных зданий приходилось соединять несколько срубов. Им же была восстановлена иконаБогоматери Владимирской.
Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. В 1897 году внутренние стены были окрашены. Софийский собор в Полоцке, сооруженный русскими зодчими и мастерами в 1040—1060-х гг. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин.
Церковь Николы на Усохе (1536) — образец псковской архитектуры XVI века. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Здесь не очень много камня, но много древесины.
В 1158 — 1164 годах закладывается собор Успения Богоматери. Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения.
Для первых трех венцов (объединение 4 бревен в квадрат) выбирали бревна с большим диаметром. Успенский собор был восстановлен князем Ярославом Всеволодовичем. Чуть раньше строительства монументальной киевской Софии в соседнем Чернигове, втором по значению городе «Русской земли», по приказу великого князя Мстислава Храброго (10241036), бывшего соправителем всей Киевской Руси вместе с Ярославом Мудрым, был построен знаменитый Спасо-Преображенский собор (1031—1036), который многие годы был кафедральным храмом всего города. было обязательное наличие церкви или храма. В городе Ченто, где колокольня скривилась, Аристотель выпрямил ее, не вынимая ни одного кирпича.
При строительстве дворцов соблюдался тот же принцип: на квадратную основу (четверик) – ставился другой квадрат – поменьше, затем ставили восьмигранник (восьмерик) и еще восьмерик – и так до нужной высоты. До XI века на Руси применяли исключительно дерево. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Иностранные путешественники, посетившие Киевскую Русь, не жалели похвал, рассказывая о ее городах, храмах изделиях ремесла. Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомОбычно крепости строились на естественном возвышении, вот таким образом во многих славянских землях городские укрепления и крепости назывались «вышгородами». Все школы не владеют исключительно собственными приемами.
Посетив в 1904 году остров Кижи, он писал:. Павлинов в 1894 году. Появление в 1714 году церкви Преображения, пышно увенчанной обилием глав и бочек, невольно повлекло за собой кардиональное изменение скромного образа церкви Покрова Богоматери, а в дальнейшем и перестройку колокольни, долгое время не соответствовавшей образам двух соседних церквей и только в 1874 году приведенной в полное гармоничное соответствие с ними. В его культуре широко развит эстетический момент.
В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Применялся тот материал, который давала охота. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА – страна городов). В русских же храмах окна маленькие и редкие. Примечательна надвратная церковь Благовещенья у Ворот.
Реалистичные, далекие от всякой религиозной мистики (хотя и находились в главном храме Московского государства), деревянные рельефы «Царского места» Ивана Грозного свидетельствуют о высоком искусстве русских мастеров из поколения в поколение передававших замечательные традиции народного творчества, в котором художественная обработка дерева занимала особое место. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь.
Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. Власяница Ивана Грозного (XVI в. )Власяница (также вретище) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Широким был и ассортимент изделий из кости в IX-XIII вв. На разноцветных майоликовых плитках пола дрожали блики лампад.
Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. Такое расположение окон встречается в деревянных трапезных XVII века.
Шел XI век.
Однако большинство историков (М.
1036). Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Основным материалом для производства на Руси было дерево. Вместе с 4-мя прирубами они создают живописную 5-ти ярусную композицию. Многое погибло безвозвратно, но то, что можно было восстановить, за минувшие четверть века восстановлено или восстанавливается. Это первые каменные покои в царском дворце.
Н. Рерих «Город строят» (1902)Из самшита, доставленного с Кавказа, делались двусторонние гребни. Широкий спрос имели изделия из цветных металлов (женские украшения, предметы культа и церковной утвари, декоративная и столовая посуда, конская сбруя, украшения для оружия и т. д. ). XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Никитенко, В. Корниенко) датируют время закладки этого собора 1011 г., т. е. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Однако, на русском севере, богатом лесом, населенном преимущественно свободными крестьянами и ремесленниками, деревянное зодчество продолжало развиваться и в 18 веке.
Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Динамическая устремленность вверх отличает Свирскую церковь от более ранних памятников.
Собор предназначался для митрополита Руси. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. Мозаики исчезают, остается только фресковая живопись. Обрамление окон вначале было довольно простым.
Принцип арки успешно применялся и в более поздние времена. Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Для их охраны возводятся мощные сооружения. Тип псковской церкви сложился в течение XIV-XVI веков на основе греческих образцов. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились.
В последующие периоды все большее место начинает занимать камень. Они построены в южной части города киевским князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Что возводили русские люди в те далекие времена.
Внешнее убранство новгородского храма также отличалось от своего «двойника», поскольку он абсолютно не имел декоративных украшений и выделялся традиционной для северной архитектуры «суровой монументальностью». Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды (изготовленной на токарных станках). Часто сруб ставился на валуны. Его формирование происходило постепенно, на протяжении 265 лет (с 1694 по 1959 годы). Москвичи пришли в восторг. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. В греческих храмах колонны были как во внешних, так и во внутренних частях храма.
Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Вот таким образом в течение 58 лет собор оставался не расписанным. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Стены церкви строго вертикальны, но, благодаря исключительно удачно найденным пропорциям, они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты. Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи.
временем правления великого киевского князя Владимира Святого. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037).
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Но после заката ушли и они. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Архангельский собор.
Археологические исследования Золотых Ворот удивили ученых найденными остатками ее убранства: фресковой росписью, кубиками яркой прозрачной смальты, фрагментами мозаики. Площади монастырей разрастаются. Термин «отворити ворота» означал сдачу города. В ряде случаев применяют изразцовые детали. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой.
Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов). В искусство нередко проникают и отзвуки социальных конфликтов. С усилением Москвы идеал умеренно-гармонизированного личного храма исчезает, появляется архитектура, названная Лихачевым вторым монументализмом. Сильное художественное воздействие Успенского собора, который, по свидетельству летописца, был «измечтан всею хитростью», доступной человеку, определялось не только изяществом линий и безупречной точностью деталей, гармоничностью и тонким соотношением пропорций, но и активной ролью здания в пейзаже, умелым расположением его на местности. Барабан – представляет собой цилиндрическую или многогранную верхнюю часть здания, на которой возводиться купол обло, рубка в «обло» – способ соединения бревен по углам, при котором концы бревен выходят за пределы стены сруба лапа, рубка в «лапу» – способ соединения бревен по углам сруба, при котором концы их не выходят за пределы стен сруба иконостас – украшенная иконная стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Мастер Нестер. Содержание украшений народные сказочные и былинные образы, мотивы христианских легенд. В 10 км к северо-востоку от Владимира – посёлок Боголюбово, бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского, построенная по его распоряжению в 1158-1165 годах в устье реки Нерль. В 1, 5 км от Боголюбово, в живописной пойме реки Нерль, шедевр древнерусской архитектуры – белокаменная церковь Покрова-на-Нерли (1165 г. )Как показали раскопки Н. Н.
Посуда производилась различной вместимости и формы. Обилие декоративных деталей придает зданию нарядный, торжественный характер. Однако начинать стройку архитектор не торопился. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами.
Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. В 1899 и 1904 гг. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.
Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Слегка неровные линии оштукатуренных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток (плоских вертикальных выступов без капителей), закомар придают сооружению мягкую пластичность.
Вместе с тем сакрализация Киева преследовала и вполне определенную политическую цель: воспрепятствовать духовному росту Чернигова, куда предполагалось перенести митрополичью кафедру. С трех сторон основной объем опоясывает галерея-гульбище, устроенная на кронштейнах, которая придает храму нарядность. Внутри стены и своды покрыты сплошным ковром монументальной фресковой живописи и мозаики.
И. Э. Они касаются куполов, окон и украшений. Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, т. к.
XX столетия. бочка – один из видов деревянных зданий имеющей в разрезе форму луковицы.
В Новгороде с сер. С тех пор прошли тысячи веков, на которые приходится 98 времени существования человека.
Теремной дворец (вид с Моховой улицы)В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений. Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. В 1876 году Даль Л. В.
Одни историки (Н.
Все сцены отличаются точностью деталей, естественностью движений, выразительностью фигур композиции просты и благородны. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой.
Верхняя часть избы, поднятая высоко над землей («из горни»), предназначенная для жилья, получила название горницы или просто избы. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным. Эти особенности мышления и отразились в архитектуре, прежде всего храмовой.
Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. В русском Средневековье происходят процессы, во многом сходные с европейскими. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Далеко за пределами Карелии, во многих странах мира известен Кижский архитектурный ансамбль. Вот таким образом вся внешняя декорация не несет никакой конструктивной нагрузки, как это было в Успенском соборе.
Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. экспонатов.
Академик Л. В. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Ее высокие прирубы и крытые на два ската завершения с маленькой главкой напоминают кряжистого новгородского воина. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные.
Несмотря на свои 60 лет, он был любознателен, как юноша. Сохранились и фрагменты фресковой росписи XII века. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII – XIV вв. ), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). К реке вел узкий коридор. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными.
На кремлевском холме возрастало здание строгой и торжественной архитектуры. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Это объяснялось неразвитостью технологий, вследствие чего, полным отсутствием инструмента. Современный вид ансамбль приобрел не сразу.
В ремесленных мастерских изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи, оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др. ), предметы быта (ключи и т. п. ), украшения (золотые, серебряные, бронзовые, медные). Кроме того, на территории России сохранилось несколько деревянных конструкций монастырей, часть из них перенесена в музеи деревянного зодчества, а часть сохраняется в исконных ландшафтах. Но есть заметные отличия.
В Поволжье, одной из крупнейших областей художественной обработки дерева, родилась знаменитая «корабельная» резьба, состоявшая из растительного орнамента и рельефных изображений различных фигур и украшавшая поначалу барки, струги, расшивы и другие волжские суда. Все центральное пространство в плане образует крест. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом (по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа.
Ворота обильно украшались. Самым ранним изображением Кижского погоста является гравюра Р. Зотова, датируемая 1785 годом. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. В этих образных эпитетах чувствуется особая любовь русского человека к лесу. Войдя внутрь Успенского собора, архитектор остановился.
В Новгороде возле Софийского собора собиралось городское вече. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Общий колорит фресок голубоватый фон с охристыми, коричневатыми и белыми пятнами ликами святых, нимбами, деталями одежды. Возведенная в 989-996 годах Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, не сохранилась) — первый известный нам русский каменный храм — вместе с княжеским двором была архитектурным центром Киева.
В X—XI веках на Руси строятся первые каменные сооружения. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов.
Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. Теперь оно принадлежит всему народу. Древнейшие горшки неолита, как правило имеют большие размеры и очень тонкие стенки. К северу и югу от церкви были открыты развалины больших дворцов.
Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. Строения уцелели вплоть до XIX века. Храмподвергался неоднократным ремонтам. Вот главное в жизни человека. Но и те и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями-лопастями издали привлекали путников. Рогов) утверждает, что строительство этого храма было начато только в 1040-х гг.
В настоящее время имеется пять сохранившихся башен: две Братского и по одной Илимского, Бельского и Якутского острогов. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными им свойственна компактная пластичность и округленность форм. В конце 10в. Именно в этом пафос феофанова гуманизма. К середине XII века Русь пришла в состояние раздробленности.
Иногда его называют первым значительным памятником собственно раннемосковской архитектуры. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные по концам врубками, образуют венец.
К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. Шатровые крыши обычно ставились над колокольней, а над храмом ставились купола. В каменном светском строительстве преобладали асимметричные живописные здания, составленные из ряда простых объемов палат, соединенных переходами и галереями. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе. ) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка.
Возведена в Коломенском в 1528-1532 гг. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. узоров и виньеток в начале каждой главы книги инициалов, т. е., но при этом отметил:.
«Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев. ». Это для того, чтобы чешуйки стояли точно и крепко, не ворочались. Доведенный до предела лаконизм архитектурного образа и черты суровой мужественной простоты Спаса-Нередицы будут положены в основу всего новгородского и псковского зодчества последующих столетий. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике.
Но, конечно, достоинство памятников старины определяется не только их исключительным обаянием и высоким художественным совершенством. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты.
В русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. лет до н. э. ) расположены вдоль реки. Активное храмовое строительство ведется в это время и в Чернигове.
Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Другие авторы (А. В византийских храмах окна большие и частые. Верхний пояс обоих барабанов украшен традиционным псковским орнаментом. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками.
Но не деревни и городки вставали на путях землепроходцев, а крепости-остроги, в которых теснились дома служивых людей, воевод и торговцев. В 1951 г. на острове Кижи (Архангельская область) был создан музей народной архитектуры. Завершала здание двускатная крыша. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. В разделе Деревянное зодчество по поводу Преображенской церкви он писал как о шедевре, . Стены укреплялись вежами (башнями), часто на каменном фундаменте.
В 1472 году мастера приступили к строительству, которому не суждено было завершиться. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Внизу – ряд «местных» икон, выше – «деисусный», еще выше – праздничный» и пророческий портал – архитектурно оформленный вход.
На западной стене размещались портреты самого Ярослава Мудрого, его старшего сына новгородского князя Владимира, сестры великого князя Ирины и его безымянной старшей дочери, которые фланкировали (обрамляли) с двух сторон фигуру Иисуса Христа, сидящего на троне. В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма.
Обосновавшийся там Мстислав задумал придать Чернигову великолепие столицы. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами с восточной стороны. На настил ставили амбары, ледники. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг.
Обновленная колокольня стала полной противоположностью для своей древней предшественницы. Церковное зодчество утвердило на века тип кубического храма.
В старинных былинах, песнях, сказках встречается и «белая кудрявая береза» и «сыр-кряковистый дуб» и «горькая осина» и «красная сосна». Поставленный на высоком откосе у реки Клязьмы, Успенский собор гордо возвышается над всем городом, а его величавая, сияющая золотом глава видна отовсюду, даже с далеких холмистых полей. Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Этим создается впечатление особой одухотворенности образов их отчужденности всему земному и материальному изображенное приобретает значительность вневременных событий. Позже возникли шатровые и лукообразный купола.
«Ах вы плотницы суще, а приставим вы хоромы рубити», — отмечает Ипатьевская летопись под 1016 годом. Внутри обычные четыре столба, арки и купола. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири. Поселения древнекаменного века на реке Ангара (25 – 30 тыс. Внизу их укрепляли плитами известняка. Храм является модификацией уже найденного образа нарастающего движения.
На этом цоколе, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке.
Однако, специфика материала влияла на конструкцию сооружений, размеры и внешний облик. Кроме бревен употреблялись брусья, пластины, доски (тес). Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи» идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя.
И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Восьмерик трехъярусный.
Культура Средних веков основывается не на личности. В тем времена она считалась самым изысканным и богато украшенным храмом на севере Руси. Там же складывается система купола на парусах. Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами.
Устойчивая круговая композиция «Троицы», пластичность и мягкость фигур рождают ощущение мира, покоя, тишины и гармонии. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. А. В.
Построенный в начале XII века Георгиевский собор Юрьева монастыря своими крупными размерами и смелыми вытянутыми пропорциями очень напоминает Софийский собор, но значительно отличается от последнего по планировке и общей композиции. Восемь бревен, соединенных в один сруб, давали большую площадь, чем четыре. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого.
Это тип человека самодостаточного, цельного. Часть храмов перестраивалась. Кафедральный собор в киевском Дмитриевском монастыре (1070—1075), собор архангела Михаила в киевском Выдубицком монастыре (1070—1088), кафедральные соборы Михайло-Златоверхого и Кирилловского монастырей под Киевом (1080-е гг. ) и другие монументальные постройки.
Очень интересна архитектура этих зданий. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Лазарев, А. Рогов), византийское влияние в изобразительном искусстве было даже более устойчивым, чем в архитектуре, поскольку именно византийские мастера познакомили русских художников с техникой мозаики, фрески и темперной живописи, а также дали им сам иконописный канон. Путешествие убедило его в самобытности деревянной архитектуры России. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Изначально в Десятинной церкви была устроена княжеская усыпальница.
В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. Главное здание Московского Кремля — Успенский собор.
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. На верху стен устраивались широкие площадки, внешнюю сторону которых прикрывали «забрала»., поражаешься простором, открывающимся с вершины. «Звали его Андреем Рублевым», — с гордостью ответил толмач. Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм, построенный «по всей хитрости».
«Чудна вельми и превысока зело. » — говорили они о новом соборе. Победившая чужеземцев изгнавшая их за свои пределы, поднимается из пепла Русь. Вырезая изделие, он тщательно оберегал поверхность, а оживляющий форму орнамент всегда располагал в строгом соответствии с фактурой дерева, естественным строением древесины. Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич из которого выкладывают декоративные детали. В 1900 году маслянной краской была окрашена и кровля, покрытая черным железом. Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, вот таким образом изучены полнее.
Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Золотые Ворота – это самая настоящая крепостная башня с проездом до 7, 5 метров. Стены церкви Спаса на Нередице покрыты обмазкой и побелены. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля.
Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие.
Состоит ансамбль, как было издавна принято на северных погостах из двух церквей: Преображенской, 1714 года (летней), Покровской, зимней (построена в 1694, перестроена в 1764 году), колокольни (построена в 1862, а перестроена в 1874 году) и ограды (каменная сооружена в 1800 году, бревенчатая реконструирована в 1959 году). «Древнерусский» или «старовизантийский» орнамент, пришедший на Русь из Византийской империи имел в своей основе не только растительные мотивы, но и целый ряд простых геометрических фигур, в частности, прямоугольников, кругов и арок. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг.
В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой. Размеры проемов — дверей, окон — были кратны целому числу венцов. Старинные же храмы старались переделывать изменяя и внешний вид и внутреннее убранство в соответствии с новыми вкусами, навеянными европейской архитектурой северной столицы. Продольные стенки светелок являлись конструктивно необходимым элементом, закрепляющим фронтоны.
В Смоленске работали строители из Византии, Балкан, романского Запада. элементы, характерные для гражданских зданий. Центральная шатровая башня собора напоминает церковь в Коломенском. Иногда к задней стенке пристраивалось еще помещение, носящее название «боковуша». Вводились и новые мотивы.
Такие храмы назывались клетскими. Каргер, П. Толочко, А. Комеч) в Киеве и других городах Древней Руси. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
В удельных центрах возникают заметные архитектурные школы. Первоначально купола всех древнерусских храмов имели шлемовидную форму. Новгородский Софийский собор, построенный русскими мастерами в 1045—1050 гг.
Киевская Русь вступила тесные отношения с Византией. Пожалуй, главная его достопримечательность – башни и прясла стен деревянного Усть-Илимского острога. Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней — иконой «Богоматерь Владимирская» удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Они погружены в состояние глубокой задумчивости, но чувства их активны и вдохновенны. Стоит отметить, что зодчество на Руси нельзя охарактеризовать каким-то узким периодом времени, так как период расцвета длился не менее семи веков, где каждый последующий отрезок времени вносил все новые и новые устойчивые директивы, особенности, признаки и черты в элементы архитектуры.
Они подвешиваются на толстых бревнах, косяках – вереях, соединенных вверху перекладиной – притолокой. В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др.
В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. Золото в основном поступало в виде монет. Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. На широком барабане придела крупная глава с жестяным покрытием другая — с деревянным покрытием глава венчает основной храм. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). узоров и виньеток в конце каждой главы книги.
Жизнь средневекового человека тесно связана с землей. Смальта очень часто использовалась в украшении древнеславянских храмов. Расположенный рядом Димитриевский собор меньше Успенского.
Но среди них Кижский погост превзошел всех живописной красотой своих многоглавых церквей. Колокольня Ивана Великого. Красноречьев.
Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстро гниющих дубовых, сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с «вислым каменьем». Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое. А был ли он. Хотя собор создавали по образцу владимирских храмов, его архитектура самобытна.
Для отделки дверей применялся лекальный кирпич с закругленными углами. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.
Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Внутри храма нет хор. Такое же разнообразие контактов характерно и для галицко-волынской школы. Его фасады делятся на три части стройными лопатками с полуколонкой, над полукружиями стен (закомарами) высится изящный барабан, увенчанный золотой шлемовидной главой.
Их называли красными (красивыми). Софийский собор был построен с 13 главами. В западной части находится помещение второго яруса — хоры.
Арка из бивней мамонта была надежной опорой для кровли и дверного устройства. Одним из сооружений нового типа стала церковь Вознесения в Коломенском. Построен в 1635-1636 гг. Даль (1834-1878 гг. ) стал выдающимся исключением, положив почин исследованию деревянных памятников России.
Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. В начале 20 столетия на Север началось паломничество художников и архитекторов. Упомянуты только наиболее известные музеи деревянного зодчества, хотя на Камчатке, на Дальнем Востоке также созданы подобные музеи, на территории которых бережно сохраняются не только памятники зодчества, но и собраны великолепные этнографические коллекции.
Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Для строительства храмов часто приглашают псковских зодчих, а декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в основном в традициях владимиро-суздальской школы. Самая простая – Клетская церковь Успения Богородицы построена в 1599 г. К приподнятому срубу, крытому на два ската, примыкает с востока небольшой сруб для алтаря, а с запада – для паперти. Это — дворцовая церковь княжеского двора. С запада к основному объему примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом.
В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. Латинский язык остается в католической церкви языком богослужения — православное богослужение ведется на церковнославянском (видоизмененном старославянском) языке (это важно, так как культурные ценности предшествующих эпох оказываются доступны в первую очередь людям, близким к церкви). Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. А потом случилось неслыханное дело — затряслась земля. Что запечатлено на стенах. Она очень больших размеров, крестово-купольная, шестиярусная.
В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. В 1904 году И. И. Билибин (1876-1942гг. ) настоятельно призывал беречь от варварских ремонтов и вандальского уничтожения древние деревянные церкви. Археологический музей «Берестье», остатки построекВ уникальном археологическом музее «Берестье» в городе Бресте, открытом в 1982 г., хранится около 43 тыс.
Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Позднее стали сооружаться грандиозные ярусные деревянные храмы, часто крытые шатром. Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея – Боголюбово.
Раскрытию глубокого содержания способствует богатство красок, яркий, живописный колорит. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что создаёт дополнительное ощущение высоты. Затем сюда были перевезены останки легендарной княгини Ольги. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение).
На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Первоначально русские деревянные церкви представляли собой ту же избу (клеть), только на ее крыше устраивалась небольшая маковка – главка. В XIV-XVI вв.
Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. В средней помещается алтарь. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры.
В XII—XIII веках важнейшим центром культуры становится Владимиро-Суздальское княжество. Жизнь народа. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI в. Помимо новгородской Софии, это Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды (пониженный выступ здания) – центральная пятигранная и боковые – округлые. В самом облике собора отразились характер и нравы мужественных жителей Новгорода. На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом (восьмериком) с четырьмя прирубами, обращенными по сторонам света.
Хоры остаются только в западном нефе. В середине XV века почти ничего не строится, в связи с Большой феодальной войной.
Церковь Вознесения в Коломенском. Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю.
Крупные города в Древней Руси имели сложные оборонительные системы. Главы покрыты осиновым лемехом.
Фрески будто пронизаны светом, действие плавно переходит с одной поверхности на другую. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Все внутреннее убранство этого храма соответствовало простым и строгим формам объема: вместо многочисленных колонн и тройных арок в новгородской Софии были двуарочные пролеты и четырех- или восьмигранные столбы.
Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Что за зодчий был, который строил такие церкви. Ополовникова.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Работа по изготовлению теса была очень трудоемка. Деревянное зодчество, возникшее на заре формирования Руси, несомненно, древнее каменного.
Потому среди важнейших сооружений, таких как Софийский собор, Золотые ворота, Успенский собор, Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь, Собор Рождества Иоанна Предтечи, Собор Бориса и Глеба и многих других отсутствуют полностью исчезнувшие деревянные строения. Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. (так называемое «нарышкинское барокко»). Расположен он на одном из многочисленных островов Онежского озера. Однако ж, пока было светло, еще многие москвичи взбирались на подмостки — поглядеть.
Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. Из дерева, раньше строили все, что душе угодно, начиная от индивидуального жилья (терема, дома избы, хаты) и заканчивая зданиями администрации. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
Внешне простые ее двускатные крыши от крыльца к алтарной части ступенчато воздымаются к небу. Прошло два года и храм был уже выведен до самых сводов. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля.
Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту — «яко един камень». (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Таков, например, план г. Олонец в Карелии.
Не было, нет и не будет такой". Иное дело – Андрей Боголюбский. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Их привлекало то, что здесь еще сохранилось в своей первозданности. Именно он натравил татарского хана на турок — исконных врагов Венеции.
Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична. Музей в Малых Корелах экспонирует интерьеры изб, часовен, где представлена характерная обстановка, отражающая специфику материальной и духовной культуры северорусского населения. На эти крюки клались деревянные желоба с двух сторон крыши (водотоки, потоки и т. п. ), в них вправлялись концами доски кровли. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос.
Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома – палаты Поганкиных, дом Лапина XVI – XVII вв). Размеры сруба определяются размером бревна.
Следующие отличия касаются украшений, вспомогательных элементов и деталей. Коваными — значит, четырехгранными в сечении. Второй этаж – жилой.
Третья группа авторов (А. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов.
Стилевые особенности новгородской архитектуры сохраняются и в дальнейшем ее развитии. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. В центре Древнего Киева до сих пор красуется Софийский собор. Это — главные элементы большого сходства. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. В целом пространственная организация Киева времен Ярослава должна была воплотить идею о странствующем граде (перенос Иерусалима), популярную на православном Востоке, согласно которой после того, как Иерусалим утратил свою роль в спасении человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь, ставший теперь олицетворением Небесного Иерусалима (Юстиниан I в VI веке привел городскую структуру в соответствие с этой идеей: собор Софии Премудрости Божией в центре столицы, Золотые ворота, через которые в город должен войти Христос и т. д. ).
Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. Сруб, образованный в плане восемью бревнами восьмерик. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр.
В 1380 году на Куликовом поле произошла решительная битва русских полков с татарами, закончившаяся разгромом Золотой Орды. Чуть позднее в «русском» орнаменте стал распространяться так называемый «звериный» или «чудовищный» стиль, когда, наряду с изображением различных растений и геометрических фигур, страницы рукописных книг стали украшать фигурами библейских чудовищ и птиц. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти.
АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX – XVII вв. ) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. Архитектурный образ Софийского собора обладал всепокоряющей силой воздействия. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение.
Сейчас этот памятник находится в черте города. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
В некоторых городах (Новгород, Киев, Рязань, Смоленск) существовали и дворы обычных горожан.