Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806 многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества). Составление рисунков этой мебели он поручил Фонтену и Персье. Эти отношения были прерваны войной.
Так началось их многолетнее сотрудничество. Об этом свидетельствует обращенное к зодчему Витбергу замечание императора при осмотре проекта Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах: «Твои камни умеют говорить. ». Этим пафосным, роскошным стилем архитектуры Наполеон пытался показать не только величие римской империи, но и провести таким образом параллель со своим правлением во французских владениях.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Особенно благодатно сказался ампир на развитии пластики. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Если в глазах последующих поколений романтизм, благодаря своей склонности к преувеличениям, побеждал в известной «битве классиков и романтиков», то для современников все было наоборот.
Фонтен и Персье были излюбленными архитекторами периода Империи. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни.
Иконологическая наука, зародившаяся в XVI веке с тем, чтобы читать «книгу природы», справляла свой трехсотлетний юбилей и ее последние усилия пришлись именно на рубеж XVIII-XIX столетий.
Внутренней отделке дворцов придается необычайная роскошь. Высокая мебель избегается. Ш. Персье и П. Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже). То есть – единицы. В Италии Фонтен близко сходится со своим соучеником по мастерской Пейра — Шарлем Персье (1764-1838). Карусель — название конных состязаний известных с IX века. Знаменитый трактат «Р1скусство смотреть на художества» Ф. Милиция тогда интенсивно переводился с итальянского на французский и русский языки.
В период правления Луи-Филиппа Фонтен вновь назначается первым архитектором двора. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Подлинным режиссером городских пространств стал в Петербурге Росси. По крайней мере, в начале века классицизм был единственной убедительной реальностью.
Пластические миниатюры украшали посуду, рельефы – здания, статуи – площади и сады. Русский император Александр I состоял в переписке с Персье и Фонтеном. Персье (Percier) Шарль (22. 8. 1764, Париж, — 5. 9. 1838, там же), французский архитектор. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки.
У каждого из императоров имелись свои «генералы от искусства», такие, как художники Ж. -Л. Давид и А. Гро, зодчие Ш. Персье и П. -Ф. -Л. Фонтен, организатор художественных дел В. Денон, скульптор А. Канова, актер Ф. -Ж. Гальма у Наполеона (примечательно, что в его свите в Тильзите был Гёте). Под их наблюдением ведется реставрация фасадов пришедшего в упадок Лувра они расширяют площадь Карусель и начинают строительство нового (северного) крыла Лувра — закончено оно было только через пятьдесят лет. Каррузель в Париже, 1806, арх. Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тю-ильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Показательно изменившееся направление классицистических тенденций во французской культуре. Однако «разговаривать» на языке художественных форм внутри классицистической системы куда труднее, чем в романтизме или в барокко.
Кроме Парижа и Санкт-Петербурга императоры мечтали перестроить древние столицы мира: один – Рим, другой – Москву (чего, правда, не осуществили). Пьер Фонтен с 1801 г. состоял еще и в должности правительственного архитектора. Мысль Леду, высказанная им в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении искусств, нравов и государства» о «говорящих камнях» была близка многим, более того ее стоит понимать и шире, упоминая «говорящее искусство» тех лет («lart parlant»).
Вдохновленные идеями Давидаархитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Подвижные стулья. Тогда же сложилась наука семиотика (сам термин появился в конце XVII века), которая была посвящена изучению знаков. Мастера заново оформили Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801 — 1804), Фонтенбло (1804-1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом 1800-е годы). Именно вот таким образом ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, готика, а непримирим к народным традициям). Но в годы революции крупное строительство приостановилось.
Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806 многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества). Ампир – это лишь одна сторона неоклассицизма, ясная и декларативная. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв.
Эти версии «романтизма» с поздним неоклассицизмом объединяла, прежде всего, вера в то, что необходимо творить новую художественную среду. Ампир – самая «говорящая часть» неоклассицизма начала XIX века, декларирующая, жестикулирующая, поясняющая, напрямую слул-сащая общественной, точнее, государственной пользе и открыто это выражающая. An XII». Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Большое влияние оказало на него также творчество итальянских мастеров эпохи Возрождения и последующих столетий, особенно — Дж.
Он делает собственноручно эскизы, основываясь на росписях краснофигурных ваз V века до н. э. (во времена Давида эти вазы назывались ошибочно этрусскими) и заказывает по этим рисункам мебель. Окрашиваясь в романтические тона, поздний классицизм становится «романтическим неоклассицизмом», призванным «долг» дополнять «чувствами». Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир – от французского «empiere» империя. В России лишь В. А. Жуковский да О. А. Кипренский могли нести ответственность за нарождение нового «изма». «Имперский стиль» и романтический неоклассицизм объединяли высокая структурность и семиотичность форм, желание воспрепятствовать концу искусства, апелляция к тщательно отобранным традициям.
Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. рисущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Участники игры были разделены на четыре группы изображавшие римлян, персов, турок и московитов возглавлялись они королем и принцами.
В сентябре 1814г. Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). С особым тщанием Наполеон и Александр пополняли свои коллекции древностей. (Percier) Шарль (22. 8. 1764, Париж, - 5. 9. 1838, там же), французский архитектор. Получают распространение орнаменты, составленные из военных доспехов, арабесок, пальметт, заимствованных из этрусского или египетского искусства, фантастические звериные мотивы.
Виньола и Дж. В этом выражалась и известная «пейзажизация» городов, с разбитыми в них садами. В архитектуре классицизма доминирует градостроительная тема. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля русского (петербургского) ампира. Им поручается украшение интерьеров Лувра, Мальмезон, Фонтенбло, Компьена и других дворцов (интересно, что оба работали первоначально как театральные декораторы парижской Оперы).
Все это чрезвычайно обострило чувствительность к визуальному воздействию художеств. Французы вдохновлялись также империей Карла Великого, а русские – правлением Петра I. Художники разделяли подобные вкусы – вплоть до активного использования приемов «прямого цитирования». Скульптор П. Н. Бовалет, выступивший инициатором издания, собрал в папке более шестидесяти гравюр (в подготовке принимали участие гравер Ф. Е. Жубе и архитектор Ш. Норман), воспроизводящих греческие, римские, этрусские и французские объекты декоративных искусств, которые могли бы послужить образцом для художников, декораторов и зодчих.
И этим стилям, создавшим облик первой трети века, хотелось добиться ощущения «вечности», незыблемой и гармоничной, дать образы самоуспокоенной красоты. 3олото также резко выделяется на темно-синем, зеленом или красном фоне. Стены членятся пилястрами и колоннами, потолок разбивается на кессоны. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома.
Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794—1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Надо решительно опровергнуть распространенную точку зрения, согласно которой в период Империи господствовал лишь холодный классицизм, хотя многие художники и продолжают в это время писать скучные картины на античные сюжеты, как, например, Пьер Нарсис Герен (1774—1833), ученик исторического академического живописца Жана Батиста Реньо (1754— 1829). Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Тома де Томон, вспоминая Леонардо да Винчи, в своем трактате «Traitй de peinture» изданном в Петербурге в 1808 году, немало страниц уделил все тому же вопросу о «смотрении», о необходимых коррекциях формы, видимой в ракурсах и тому подобном.
Он родился 20 сентября 1762 года в Понтуазе. Характерна колористическая гамма ампира, она строится на контрастах выраженных цветов (полутона не допускаются): алый с черным, красный с зеленым, белый с золотом, глубокий синий, ярко-желтый мебель красного дерева дополняют золоченой или патинированной черной бронзой. Совершая грандиозные преобразования, каждый из повелителей Европы верил, что строит новый, прочный мир «в своем вкусе». Упоминаемый здесь мебельщик Ж. Жакоб Старший получил в 1793 году заказ на изготовление новой мебели для Зала заседаний Конвента. Этот образ возникает в знаменитом «Портрете мадам Ривьер» Ж. -Д. Энгра (1805, Париж, Лувр), у В. Л. Боровиковского, у О. А. Кипренского – в «Портрете Е. С. Авдулиной» (1822, ГРМ). А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей.
В декоре усиливается военная эмблематика, вводятся мотивы египетского искусства. Такую «живую эстетику» можно обнаружить в письмах и мемуарах тех лет. Примером второго – рафинированный «стиль ваз и камей» молодого Ж. -Д. Энгра, спири- туализированные гибкие линии гравюр Ф. П. Толстого к «Душеньке» И. Ф. Богдановича. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики. По его просьбе с 1809 двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. С падением империи Наполеона размах деятельности Персье и Фонтена резко снижается. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
В память этой игры площадь и получила свое наименование. Отбор и воспроизведение античных мотивов становятся более определенными. Понимали они толк и в современном садово- парковом искусстве, уделяя ему внимание в облюбованных ими загородных резиденциях (один в Мальмезоне, другой в Царском Селе). так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Находки в Геркулануме и Помпеях дали новую пищу увлеченным античностью художникам. Ампир любил фронтальные композиции, рассчитанные на обозрение с одной определенной дистанции и одновременно «многовидные», что наглядно проявилось в создании больших архитектурных ансамблей в столицах.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма. Ouvrage. Исторические события эпохи не могли не найти отражения во французском искусстве. Не менее эффектно задумал перестройку центра Москвы О. И. Бове. Зодчие учитывали опыт организации обширных садово-парковых ансамблей, полученный в XVIII столетии, когда разрабатывались концепции «движущихся картин» и избранных точек зрения, с которых должно было созерцать окрестности.
Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. были скопированы со стульев изображения которых так часто встречаются на этрусских вазах. Все остальное искусство во Франции имело клеймо «N», а в России льнуло к классике. Обостренное внимание к пластическим эффектам заметно и в выразительных сопряжениях масс в зданиях, в «революции дорики», в упругости возрожденного александрийского стиха, в балетной пантомиме (у Ш. -Л. Дидло, например). Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П.
В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль – стиль ампир. А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Этим пафосным, роскошным стилем Наполеон пытался показать не только величие римской империи, но и провести таким образом параллель со своим правлением во французских владениях. «Стиль империи» стал частью позднего романтического неоклассицизма, по-своему выразившего тревогу за судьбу личности в меняющемся мире. Как и романтизм, неоклассицизм не любит «нормального состояния» форм (а для него «нормальными» являлись формы старого классицизма XVII-XVIII веков), потому и играет с ними, преувеличивает или преуменьшает, нагнетает массы или стремится их низвести к пустоте, чувствуя эффекты плоскостей, контрастно противопоставленных объемам он ценит деталь и умеет не потерять ее в грандиозных масштабах. Двадцать лет Персье и Фонтен работают вместе и имена их почти не произносятся раздельно.
Такой откровенной декларативностью и объясняется его дидактич- ность и императивность, стремление широко использовать аллегории и всевозможные «говорящие формы». С приближением и развитием революции в искусство входит героическая, гражданственная тема, воплощавшаяся в суровых образах римских республиканцев (Клятва Горациев Ж. — Л. Давида). Фонтен же в 20-е годы вновь начинает исполнять различные архитектурные заказы.
Арка же была установлена в 1806-1807 годах как памятник военной славы Наполеона. Стиль сделался внятным, «завоевал» огромные территории, овладел всеми видами искусств и активно развивался вплоть до 1830-1840-х годов.
Военная диктатура Наполеона ощущалась на всем стиле жизни, а в архитектуре особенно. Ш. Персье и П. Ф. Л. Томира и его мастерской. Персье с 1814 года вообще прекращает работать как архитектор и занимается преподаванием. Каждому из них, как свидетельствуют современники, было свойственно эстетическое чутье. Более всего им, знавшим толк в фортификациях импонировало зодчество. В 1804 году в Париже появилось издание «Style Empire.
Часто используется многократное повторение одинаковых мотивов, что создает величественный ритм. Интересно, что в день, когда отмечалось заключение конкордата как примирение с католичеством, в официальном органе «Монитер» появилась восторженная статья по поводу выхода в свет «Духа христианства» Шатобриана. Но, в отличие от романтизма, риторика ампира демонстративна.
А. Д. Захаров Горный институт, арх. Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Примером может служить введение Давидом в моду новых форм мебели. Он был, по существу, последним большим стилем в Западной Европе.
Марка, вывезенная Наполеоном из Венеции в 1797 году. От Храма Славы (Мадлен, 1807, архитектор Б. Виньон) улица выводит на площадь вдали же, на противоположном берегу Сены, зодчий Б. Пуайе завершает перестроенную часть Бурбонского дворца двенадцатиколонным портиком, корреспондирующим с колоннадой церкви Мадлен. Другое, более редкое название ампира – неоримский стиль. В это время продолжает складываться площадь Согласия в Париже. А в его Турецком будуаре наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Так, в Париже Триумфальная арка на площади Карузель (1806) Персье и Фонтена повторила арку Септимия Севера в Риме, колонна Великой армии (Вандомская) Еондуэна и Лепера – Троянскую, облик Храма Великой Армии (Мадлен) Виньона отсылал к античному типу храма.
По его просьбе с 1809 г. двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. Примером первого является Триумфальная арка на площади Звезды, созданная по проекту Ж. -Ф. -Т. Шальгрена (завершена в измененном виде в 1836 году) в Париже, Адмиралтейство А. Д. Захарова и ансамбли К. И. Росси в Петербурге (они наследуют, что важно традицию утопической архитектуры Э. Булле и К. -Н. Леду). Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Возникла идея применить «теорию иероглифов» к области искусства, разделяя символы на «естественные» и «искусственные». Стоит только вспомнить, что картины мастеров новой школы должны были висеть на стенах, выдержанных в бело-золотой ампирной гамме, чтобы понять истинное отношение «романтического» и «неоклассицистического». Fragments larchitecture, sculpture et peinture dans la style de lempire.
Таково же было значение и стилизаций «под египтян», «под этрусков» и прочих, широко применяемых в декоративно-прикладпом искусстве. Это – своеобразная форма гражданской морали. Декоративный эффект достигается сопоставлением различных материалов (мрамор, бронза), а иногда живописной имитацией под мрамор или под ткани.
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. А желание перспективы – «далекого взгляда» (известно, что они выискивали друг друга в подзорные грубы на поле боя) – отразилось в склонности к большим открытым пространствам площадей и проспектов в возводимых городах. Composes ou recueillis par P. N. Beuvallet.
В сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже). Широко использовались архитекторами в качестве декоративных мотивов животные и птицы (львы, лебеди, павлины) и разные фантастические существа: сфинксы, грифоны, химеры. Ампир стал искусством «для всех», объединяя людей и втолковывая им внятные истины о добродетелях и патриотизме. резкие, режущие глаз красный, синий, белый – цвета наполеоновского флага.
Кажется, сама структура стиля, энергичного и волевого, предполагает и некую эластичность форм и их графическую прорисовку, а главное – суммирование подобных элементов, что создает эффект величественной простоты, видной и в крошечной детали и в грандиозном сооружении. Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794-1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Подобный «археологический принцип» имел демонстрационный характер прямого указания на предпочитаемые образцы. Зданиямсамого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. В апреле 1814 года в завоеванном Париже Фонтену, который сопровождал русского императора в Тюильри и Лувре, поручили оформление пасхальной церемонии на площади Людовика XV в честь императора Александра годом позже архитектор стал организатором парада русских войск в Вертю-ан-Шампань.
Мы отметим лишь тот любопытный факт, что первый том издания Леду «Architecture consideree sous le rapport de lart, des moeuers et de la legislation», вышедший в 1804 году, был посвящен императору Александру I и тот его изучал. Женская фигура в белом платье и с кашемировой шалью стала одной из верных примет стиля. И тут было сделано много, удивительно много. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников.
Да и в самом романтизме, явлении достаточно плюралистичном, помимо «неистовой» линии развития имелась и та, которая мечтала строить всеобъемлющие системы и та, что дорожила «эллинизмом». Быть может, лучше всего «ампирный взгляд» на красоты города был изложен К. Н. Батюшковым в известной «Прогулке в Академию художеств» (1814), когда автор «поутру, сидя у окна с Винкель- маном в руке, предался сладостному мечтанию» и тут «взглянул на Неву».
В еще большей степени, чем у архитекторов времени Людовика XVI интерьеры Фонтена и Персье насыщены образами античной мифологии и элементами античного декора. Появление увража совпало с восхождением на трон Франции Императора Наполеона I и факт этот, сам по себе, примечателен. Излюбленным сочетанием становится белый мрамор с золотом. Здесь следует сказать еще об одной особенности классицизма XVIII столетия. Временем второго Британского ампира считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение авторских и иных интеллектуальных прав. Александр I любил посоветоваться с А. Н. Олениным, которого называл «tausendkunstler», а также поговорить с самими живописцами и скульпторами, обсуждая эскизы и особо с архитекторами, представляющими свои проекты (например, с Ж. -Ф. Тома де Томопом или А. Л. Витбергом). В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Вот таким образом, несмотря на желание определиться в терминах, по большому счету не стоит делить классицистическое наследие XIX столетия на ампир и романтический неоклассицизм: одно было частью другого. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности.
Пиранези. В целом французский ампир производит впечатление торжественности и помпезности.
Первоначально арку венчала группа коней с портала венецианского собора св. А. А. Аракчеев, всесильный временщик александровской эпохи, в своем путеводителе, написанном собственноручно, помечал, с каких именно точек зрения лучше осматривать, прогуливаясь, его имение Грузино – ампирный мираж на берегах Волхова (от него остались лишь только воспоминания). Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
Настолько был силен гипноз французской моды. Начало их деятельности пришлось на бурный период Великой французской буржуазной революции. Особенно они были в моде в XVII веке.