Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Устремления и идеалы выражали правдивые, реалистические полотна Жана Батиста Симеона Шардена. Лучший портрет Шардена. Грузии и Георгии Саакадзе имеющихся в трудах армянских, персидских и турецких историков – Аракела, Искандера Мунши, Мустафы Накима, Ибрагима Печеви, Киатиба Челеби и других, а также миссионеров и путешественников – Пьетро делла Валле, Шардена и др.
Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Лит. : Немилова И. С. Шарден и его произведения в Эрмитаже. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни.
Его современник Пьер Тейяр де Шарден, французский теолог и палеонтолог, называл это тоже гоминизацией природы. В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. В ряде стран (Франция, США, Нидерланды) существуют ассоциации, посвященные Тейяру де Шардену, выходит журнал, названный его именем. 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден.
С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ. Шарден также был искуснейшим колористом. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в. и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты – трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах. Шарден обогатил эту традицию он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.
Шарден, ЖАН БАТИСТ СИМЕОН (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) (1699–1779), французский живописец родился в Париже 2 ноября 1699. М., 1968 Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. Шарден, Малькольм, русский купец Федор Котов, Морьер, французский доктор Февриер и родоначальник расовой теории граф де Гобино, английский государственный деятель лорд Керзон, русский дипломатический чиновник К. Великие христианские мыслители последних ста лет, такие, как Владимир Соловьев, Николай Бердяев или Пьер Тейяр де Шарден, справедливо утверждали, что демоническим, разрушительным началам в людях может противостоять только дух любви и милосердия, жертвенности и уважения к личности.
Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века. Жан-батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
Поздний период жизни Шардена был омрачен самоубийством сына и недоброжелательством нового начальства. Жан-батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. У Тейяр де Шардена было много преданных учеников, но, прежде всего, его мысль звала к диалогу.
Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. Пьер Тейяр де Шарден (фр. Я причисляю к числу импрессионистически мыслящих художников и братьев Ван Эйк, Гольбейна, Веласкеса и Сурбарана и братьев Ленен, Шардена и Энгра, поскольку их произведения во многом обязаны точным наблюдениям природы.
Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Шарден был крупнейшим художником-реалистом своего времени. Главная работа Тейяр де Шардена Феномен человека (1938). По-новому Шарден относится и к портрету.
Жан-батист СИМЕОН ШАРДЕН1699-1779Молитва перед обедом1744 г. Холст, масло. По существу, Шарден создал новую живописную систему. В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (1699-1779) французский живописец.
Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. За 10 лет раскопок в пещере Чжоукоудянь антропологи Блэк, Пэй Вэнь-чжун, Тейар де Шарден, Брейль и Вейденрейх извлекли останки сотни особей. В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.
Шарден был крупнейшим художником реалистом своего времени. Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени.
борьба, в кн. : О закономерностях перехода от социализма к коммунизму, ч. 2, Душанбе, 1967, Europe, P., 1965, an. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Тем не менее он до конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена. Последующие 20 лет Тейяр де Шарден провел в экспедициях в Азии.
Каза, Н. Н. С этой т. зр. Серьезная сосредоточенность в занятиях музыкой, чтением, пусканием мыльных пузырей игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах «Ребенок с юлой» (1734, Лувр), «Портрет Жана Годфруа» (1734, Лувр). Философская антропология Тейяра коренится в этом завершении и представлена в основном в работе «Божественная среда» (1957). Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам.
В то Же время прохождение критических точек является обязательным законом эволюции. теории и создании «науч. la th. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Французский художник. Для Тейяра вся материя имеет сакраментальное качество: вследствие инкарнации (т. е. Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега.
Лувр, Париж. В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). К этому времени он был уже известен как мастер натюрморта и бытовых сцен.
Т. не определяет четко онтологический статус понятия «Омега». Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк.
Французский художник. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. деятельность людей. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета». Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом.
«Омега» — то, в чем мыслящая жизнь может устойчиво функционировать и развиваться. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. В итоге радиальная энергия выступает как естеств. Пытаясь построить новую (соответствующую, как он полагал, современной науке) теологию, Тейяр противопоставил свою доктрину принятым в католической церкви томистским взглядам, в которых он усмотрел два важных недостатка. beck, 1966.
христ. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Ученик П. -Ж. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Тейяр рассматривает творение как эволюцию. Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ).
В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Член Парижской академии наук (1950). нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей.
Член ордена иезуитов (с 1899), священник (с 1911). Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир по пути эволюции. Москва.
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Ее вещество, пройдя ряд последоват. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера). Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции.
Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух (сначала это будет Дух Земли, затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии – Второму Пришествию Христа). Десюдепорты, заказанные директором Управления Королевских строений маркизом Мариньи, – «Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств» (1765, Лувр) – образцы высочайшего колористического мастерства Шардена. Она фиксирует, закрепляет все духовные искания и умств.
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. неразрывно связанной с богом. Став священником в 1911 г., он поехал в Париж изучать геологию в Католическом институте и палеонтологию в Музее естественной истории. Ход космогенеза, по Т., осуществляется в соответствии с законом сложности – сознания: усложнение и повышение уровня организации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности (психизма). Так возникает третий слой, лежащий за пределами материи и биосферы, ноосфера.
При завершении этого развития все вещи будут объединены в Боге. (1. 5. 1881, замок Сарсена, близ КлермонФеррана, Овернь – 10. 4. 1955, Нью-Йорк), франц.
Пользуются красками, а пишут чувством. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
момент отвечать отряд приматов и, в особенности, выделившийся из него род человека. 1955) – Франц. И только так он может вместить в себя человеческую личность. Второй недостаток традиционной теологии Тейяр видит в том, что она озабочена гл. Его жанровые картины проникнуты лиризмом и созерцательным спокойствием.
Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Colloque de Venise. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Продвиукение по пути создания общемировой религии и культуры Т. связывает с естеств. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Таким образом, человечество в конце концов эволюционирует к интеграции всех связей между странами и народами, образуя своего рода монаду. tapes de son.
Их можно рассматривать как неизбежные неудачи развития. Одухотворенности планеты можно достичь лишь при условии окончат избавления человеч. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Человека с присущей ему духовностью, сложным миром сознания он рассматривал как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого.
Впервые в ходе эволюции достигает драматич. Коллектив и Универсум — это то, что прочно в мире. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. В 20 ст. (1 мая 1881 – 10 апp. На этом этапе отд.
Тейяр описывает три состоявшихся этапа эволюции, которые он называет «преджизнь», «жизнь» и «мысль», а также пытается протезировать четвертый этап, называемый «сверхжизнью». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Ш. поборолся за место в Академии. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. теологии к совр. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. В 1731 женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын.
Дидро восторженно пишет о нем: «Вот, кто умеет создавать гармонию красок и светотени. трансформаций по пути усложнения собств. Графически эволюционный процесс можно изобразить в виде конуса пространства-времени, в основании которого находится множественность и хаос, а на вершине – высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство («точка Омега»). Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Без этих гарантий люди не смогут продвигать эволюцию и сознательно переносить трудности.
(l мая 1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь — 10 апреля 1955, Нью-Йорк) — французский философ, ученый-палеонтолог и теолог. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. организации (кристаллизация, полимеризация и др. ), образовало на своей поверхности сначала предбиосферу, а затем биосферу. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе.
Возникновение мысли означает зарождение внутри биосферы еще сильнее консолидированной общности всех форм бытия — ноосферы. Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега. интеллигенции. Правдиво переданная «мертвая натура» поднята художником на уровень высокого обобщения. Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики.
Принципы этики Т. д. Ш. В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац. Этот замысел заключается в создании вида, к-рый осознал бы свое предназначение. института в Париже и долговрем. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
В. Пасика. жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога).
логически вытекают из его теории «космогене-за», согласно к-рой развитие вселенной идет в определенном направлении и в конечном счете сводится к становлению и развитию духа. Интимно-жанровые мотивы теперь исключаются художником. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. В 20 ст.
Самые удивительные черты эволюции проявляются в области развития человека. «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру», – писал критик.
А мировая культура подразумевает единую религию. – sett., No 8–9 Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliographie, 1955–1965, Freiburg–M.
тупик. Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной.
В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п. ). se Erfahrung, Freiburg – M. nch., P. u. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок. Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно, в 1955) и др. позицию как «монизм». 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира Т. использовал понятие энергия. Доктрина Т. крайне противоречива.
участвует в так называемом «Желтом круизе» (путешествие по Центральной Азии на автомобиле, организованное Ситроеном). работ. Художник был принят в члены Королевской академии, как «художник цветов, плодов и характерных сюжетов».
Пользуются красками, а пишут чувством». Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции) Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Чаще всего художник изображал женщин и детей. Его положение в космосе и роль в «космогенезе» служат объективным основанием категории долга.
В 1920, защитив докт. Correspondance comment. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. На каждом этапе действует тенденция, противоположная развитию.
Мастер вынужден был продать свой дом. Задача эволюционной феноменологии, с т. зр. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр).
Католич. В эти годы Шарден обращается к пастели, создавая в этой новой для себя технике подлинные шедевры – «Портрет жены» (1775, Лувр) и «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Лувр). В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. В целом его взгляды были отвергнуты церковной иерархией.
У него рано проснулся интерес к палеонтологии. Шапиро. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Новый мир рождается наяву.
Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Р., 1955-1976 Феномен человека. Шапиро.
Бегство от энтропии осуществляется путем возврата к «Омеге», гоминизиру-ется сама смерть, замечает Т. Стремление к «Омеге» означает перерастание феномена человека вфеномен человечества. Последние годы жизни он провел в США. Его палеонтологические изыскания были продолжены впоследствии во время его жизни в Китае в 20-30-х годах (он был одним из первооткрывателей синантропа), а также в Центральной и Южной Африке. изложены в соч.
Внес вклад в развитие философии, антропологии, палеонтологии и католической теологии. Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нарушая принципа естеств. цивилизации, что является первым значит, шагом в направлении Омеги. Как и в случае понятия «биосфера», Т. использует традиционную метафору (гностики, патристика) «жизни на сфере». Желая поддержать стареющего художника, Дидро с похвалой отзывается о его первых пастелях, представленных в Салон в 1771 (среди них был и «Автопортрет», 1771, Лувр). 1-13. В более узком смысле понятие «Альфа» обозначает совокупность элементарных материальных частиц и их энергий, а «Омега» — полюс притяжения радиальных энергий.
Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. В этой книге, а также в Избр. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Пастели художника 1770-х годов завершают определенную эпоху развития французского портрета. В живописи Шардена проявилась обостренная чуткость века Просвещения к нахождению тонкости в самых обычных вещах.
Холст, масло, 114146 см. Процесс эволюции подчинен, по Т., своему регулятору и финальной цели – точке Омега. экспедицию в Китай (1923).
Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. мира. Достоинство человека как вида, с т. зр. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). Шарден — это прежде всего ученый. и католич.
запрета публикаций его филос. Дальнейшее продвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. души и мысли. ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103).
Близкие и теплые отношения связывают персонажей. Les grandes. «Альфа» транспозици-онна точке «Омега», находящейся в бесконечном удалении от поверхности сферы. В конце 20 в. концепция Т. трактуется как одна из версий христианства католического типа, сопоставимая по уровню смелости и масштабности гипотез с парадигмой неотомизма. На ноосферной стадии необходимое появление таких неудачных форм называется первородным грехом. Пушкина.
контакта, экон., Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. Т. к. К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. Лишь в этом случае станет биологически возможным образование духа Земли., Rome et Teilhard de Chardin, P., 1964 Сu. Человечество, на его взгляд, движется в ходе истории, где взаимно растворены град земной и церковное сообщество – град Божий, по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию большой монады. благодати или любовь – энергия.
Участвовал в экспедиции 1929, в результате которой был открыт синантроп. Essai de bibliographie (1955–1966), Qu. природу и обеспечивает продвижение эволюции вперед и вверх. форма божеств.
Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие. борьбы, к-рую вели его далекие предки с представителями др. Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. задач своего творчества видел в утверждении эволюц.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. Т. выделяет четыре ступени Божественного промысла: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. 1760г. Осн.
Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции), Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ. фр. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен.
природу, возвысить тварный дух и привести его в глубины Божественной среды. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога). Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. С внутр. Человечество нуждается в деперсонифика-ции всего, чем восхищалось. Одновременно происходит движение к более высоким уровням сознания.
Преобразуя материю, он должен противодействовать злу и способствовать общему подъему духа. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. Соч. : Oeuvres. материи, достигшей определенного уровня организованности (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302).
В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем эту должность он оставил незадолго до смерти. Эволюция Вселенной разделяется им на стадии преджизни, жизни, мысли и сверхжизни. Шарден женился на Маргарите Сентар (она изображена в картине «Дама, запечатывающая письмо», 1733). При его участии в 30х гг.
Оптимизм, гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. 18811955) – французский философ, ученый, теолог. форму.
Самые важные изменения в развитии человеч. В1731г. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве.
И если все-таки говорить об ученичестве Шардена, то учился он у старых фламандских и голландских мастеров, любовно внимательных к повседневности, рисующих пристально и добродушно подсмотренные мгновения жизни. А. С.
tique de Teilhard, P., 1965 Truhlov К. V., Teilhard und Solowjew. жизней и сознаний. «Омега» отражает то важное обстоятельство, что погружение Бога в вещи, его вхождение в самое сердце материи руководит эволюцией. Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени.
войны Т. написал вышедшую посмертно (орден препятствовал публикации) книгу Феномен человека. Изображенные детали рассказывают о его профессии. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Т. называет их зонами: зоной мысли и зоной всеобъемлющей любви.
Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. разветвление. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». ученый-палеонтолог, философ, теолог. Она наглядно воплотила наказ Дидро «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
решение этой задачи требует большой концентрации душевных и мыслительных усилий, наиболее полно этим принципам стал в опр. пороком ортодоксальной томистской теологии Т. считал ее статичность, к-рую стремился преодолеть на основе теории эволюции. За внешней неторопливостью повествования скрыто глубокое эмоциональное постижение художником образа (человека или предмета), позволяющее вовлечь зрителя в сферу его собственного видения натуры, одухотворенной его чувством. С 1737 Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Осн. Атрибуты искусств, 1765. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций.
тенденцией. В дальнейшем, согласно Т. из ноосферы разовьется любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в область Омеги. ) Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. - франц. – оригинален был модернистский философский язык Т. ).
Т. декларирует описательный характер своего исследовательского метода («только лишь феномен, но зато уж весь феномен»), противопоставляя свою эволюционную феноменологию неэволюционной феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти, а также метафизике, традиционно ищущей принципы, начала и причинные механизмы бытия. «Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (1938-40, опубликовано посмертно) и др. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Испытав значительное влияние Бергсона, К. Л. Для неорганического мира характерен рост энтропии, происходящий сообразно второму началу термодинамики.
С т. зр. Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775 Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу. и геол. В жанровых портретах Шардена всегда сильно бытовое начало. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. В живой материи сознание обретает психич. Эволюция мира возможна в силу того, что материи присуща особая форма энергии.
Его интересует лицо модели. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). идеологич. Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих энергии. теолог. Эволюционное развитие материи, пронизанное психическим, обладает телеологической направленностью.
Лишь благодаря культуре становится возможным усовершенствовать человеч. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. Используя апокалиптич.
В «Феномене человека» Т. была предпринята грандиозная и вместе с тем глубоко романтичная по своей сути попытка создания натурфилософии, стремящейся к раскрытию тайн природы через понимание эволюции. пантеизма и панпсихизма. Т., заключается в том, что оно с момента своего появления (в результате «совокупного усилия Жизни») «тКет» ноосферу.
Поздние портреты Шардена ознаменовали новый этап в его искусстве. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. M., 1992. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Окончил университет в Сорбонне, защитил докторскую дис- сертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология), профессор кафедры геологии парижского Католического университета. Этим тейярдизм отличается от ряда др.
Гегеля, А. Бергсона. воплощения) вселенная находится в процессе «христификации». Двигателем и итогом развития универсума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. d., P., 1965 Crespy G., De la science. Культура является единств, сферой проявления человеч. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в феномене человека. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). На зону мысли, которая никогда не была единой.
Вновь он женится только в 1744 году. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. геологии и палеонтологии Католического института в Париже. – Феномен человека, M., 1965. В целом же этике Т. д. Ш.
Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Основная работа «Феномен человека» (1937-1946). стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастания духовной энергии – персонализация, возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли). Культура воспринимается Т. как процесс одушевления, а затем и обожения материи. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Утверждал, что эволюция от клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы», т. е. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Он выиграл право и обязанность реализации Божественного замысла в ходе долгой эволюц.
Это будет последнее эволюц. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр) или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником тихой жизни, поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.
e catholique. шаг, к-рый снова погрузит людей в сверхматерию, т. е. 43, No 431–432 Philippe de la. Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
дис., становится проф. Посредством этих трех составляющих культура будет приобретать все более коллективную и духовную форму, что приведет ее, по достижении своей высшей точки, к закономерному концу, т. е. Гл. науки, . Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Родители его были состоятельными землевладельцами в Оверни, близ КлермонФеррана, участвовали в делах церкви и государства.
С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена: Кто вам сказал, что пишут красками. бурж. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
В 1923-46 жил в Китае, с 1951 – в Нью-Йорке. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр).
История человечества, по Т., – завершающий этап космогенеза. ун-та. Конечная вершина прогресса – «точка Омега», олицетворяющая Христа.
Последнее возможно лишь при признании эволюции и в рамках динамического (процессуального) представления отношений Бога и мира. С детства у него проявился интерес к геологии. «Омега» характеризует как первоисход эволюции, так и ее результат («конец истории») ибо, с т. зр. французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. В 1899 г. Тейяр вступил в орден иезуитов, где в течение 12 лет изучал философию и теологию. авторитет среди зап.
Так, творение мира есть свободное действие Бога. Жанровый портрет «в голландском духе» с изображением художника Ж. Аведа известный под названием «Химик в своей лаборатории» (1734, Лувр), напоминает работы Вермера Делфтского, полотна «малых голландцев». Лувр, Париж. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать мночисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен).
Универсум необратимо деперсонифицируется. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. С внешней, веществ. Мастер вынужден был продать свой дом.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. volution, P., Chauchard P., L. tre humain selon Teilhard de Chardin, P., 1959 Gren. методологич.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Но на этом эволюция не заканчивается. Дальнейшее развитие человеч.
поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. Тончайшие нюансы цвета приведены к единому колористическому звучанию. Каждый элемент каждого уровня организации связан с центром сферы, а все сферы — с «солнцем бытия» — мистической точкой «Альфа». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Переход к очередному этапу происходит как нарушение непрерывности, скачок в развитии. В Китае активно занимался исследованиями в палеонтологии и антропологии. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена.
изысканий объездил все континенты. Она тоже развивается и имеет цель единение всего человечества в любви. Шапиро. Член ордена иезуитов с 1899. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу — Омеге проходит следующие этапы: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь.
естествознанию, в сб. : Вопросы науч. заведет в эволюц. Одну из гл. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Свобода воли, предоставленная человеку, должна быть осознанно на это направлена. Шарден организовал выставку на площади Дофин, которая оказалась успешной.
доктрины католицизма. В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»). нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. Несоответствие взглядов Т. офиц. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Она тождественна Иисусу Христу.
Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Искупление же есть уничтожение греха, т. е. окончательное преодоление тенденции к распаду. тейярдизм). В противном случае человечество осуществит эволюц. Один из первооткрывателей синантропа (1929).
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Разветвления живой массы, определяемые конкуренцией отд.
Куапеля, Ж. Б. Человек несет ответственность за успех эволюции. площадке, где смотрят, можем ли мы быть перенесенными на Небо. работе Божественная Среда (1926-1927) Т. изложил свои взгляды на значение человека в эволюции Вселенной с т. зр.
истолкование эволюции. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». (Teilhard de Chardin, Pierre, 18811955). И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и выделяющую, чтобы ее завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое».
С появлением человека Земля меняет кожу и, более того, – обретает душу. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт Скат. французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Герои картин художника – представители мелкобуржуазного Парижа.
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе социализации – объединения людей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет к формированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции – высвобождению духовной энергии и воссоединению всех личностей в точке Омега (в бессмертной сверхжизни). 1733г. ) или двумя-тремя предметами («Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», ок. Земля в этом смысле уподоблена испытат.
Т. рассматривает сознание как свойство. атеизма, вып. Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и др. соч. : Божественная среда (1927), Феномен человека (опубликовано посмертно, 1956).
немарксистской философии. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Т. верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты. (и человеч., в частности) развития.
Однако сам образ в нем не растворен. Эта точка Омега подготавливается длительным периодом эволюции человека в рамках ноосферы, когда возросший уровень духовной энергии приводит к «персонализации» усилению значения отдельных личностей, а затем к социализации – образованию крупных коллективов людей.
В 1724 был принят в Академию Св. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. t P. -B., Pierre Teilhard de Chardin ou le philosophie malgr. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
Понимая Омегу (точку слияния человечества с Богом) как высшую цель человеч. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. властями из Франции.
(Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. Бог не нуждается в плодах созидат. Это и есть точка Омега.
Новый мир рождается наяву. Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны. Натюрморт со скатом, 1727–1728. напряжения противоречие между бессмертием жизни как таковой и смертностью отд.
Слово Божие обнаруживает свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. концепция Т. эсхатологична: истоки культуры берут начало от Альфы и завершаются в Омеге. вводит их в этику как необходимые условия человеческой деятельности по завершению эволюции. Это атрибуты строгой и удобной профессиональной одежды. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич.
Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. догмы, Т. был лишен права преподавания, публикации своих филос. -теологич. Дальнейшая эволюция мира (космогенез) происходит посредством сознательной деятельности людей.
Вступил в орден иезуитов в 1899. Шарден – блестящий мастер натюрморта. С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро: Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени.
Этические воззрения Т. д. Ш. Его идеи выражены в его главном произведении «Феномен человека» (1955). Таким образом, космогенез отождествляется Т. с христогенезом.
Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). lui, P., 1960 Smulders P., La vision de Teilhard de Chardin, 2. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
ologie, Nch. Она ничего не дала ему. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
В 1920-23 – проф. ученый-палеонтолог, философ, теолог. Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этим связан уход из Католического института в 1926) и публиковать труды по теологии.
культуры, Т. не считает, что ее достижение произойдет автоматически. С помощью радиальной энергии Т. вводит духовное начало, как внутреннее вещей в самое материю и дает телеологич. Сочинения: «Человеческий феномен» (1938-1940), «Сердце материи» (1950), «Христово» (1955). Во время Второй мир.
общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). e par Henri de Lubac, P., 1965 в рус.
Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Т., необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. Эта радиальная энергия, таким образом и есть психическое свойство всей материи. Слово Божие имманентное природе – это синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводит элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Личность становится тюрьмой из которой следует освобождаться, передавая себя «как дар», «как пламя» обществу целиком. Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене.
Обществ. oulin D., 193 Teilhard de Chardin. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. процесса. Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера).
Этим настроением проникнута почти каждая его работа. (1881-1955) – фр. культуры, к-рой Т. придает планетарное и космич. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. доктрине католицизма стало причиной отстранения его от деятельности профессора Католич.
слиянием крупинок мысли каждого человека в единую сферу разума – ноосферу.
сочинений и изгнан церк. пер. стороны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни.
Сверхчеловечество нуждается в СверхХристе. В самопожертвовании Христа раскрывается любовь Бога к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе истинном «центре всех центров». В дальнейшем, согласно Т. из ноосферы разовьется любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в область Омеги). Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. принцип Т. – идея эволюции.
В домашней одежде представил и себя художник в «Автопортрете с зеленым козырьком». пытался создать цельное мировоззрение, т. н. Он устраняет также отделенность Церкви от мира, настаивая на необходимости конечного слияния «града земного» и «града Божия».
Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». В этом полотне Шардена велико значение интерьера. Представленные на ней натюрморты («Скат», «Буфет» обе – 1727–28) были исполнены в духе фламандских картин 17в.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). мыслях и теол. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). anski Т., Маrksizm a fenomen Teilharda,, 1967 (библ. ) Сardoletti P., Rassegna teilhardiana, Letture, 1968, ag. Кистью мастера натюрморта выписана обстановка, окружающие фигуру предметы, книги, посуда. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. 1737г. ). Подход Т. связан с идеями неоплатоников об эманации и Николая Кузанского о развертывании Бога в мир и свертывании мира в Боге.
о. положением индивида, его отношением к Богу, спасением, местом в церкви. С целью палеонтологич. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Развитие вселенной (космогенез—христогенез) Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Но Шарден связывает эволюцию не столько со становлением человека (как высшего вида в иерархии животного мира), сколько с реализацией исключительно духовного человека, живой Образ которого представлен Христом. Атрибуты точки Омега – автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.
Исходный пункт его культурологич. nch., 1965. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г. В 1730-е годы Шарден обратился к жанровому типу портрета. Осн.
Появление жизни означает образование гармонизированной общности живого и неживого, которую Тейяр называет биосферой. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Всю жизнь провел в Париже, никуда не выезжая. Это исследование «промежуточных звеньев» сближает его с диалектическим материализмом в его аспекте науки о природе и истории.
В наст.
В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Христианство помогает людям осознать связь эолюцив жизни с «духовным и трансцендентным полюсом универсальной конвергенции», к-рый посредством, божественной благодати направляет ход эволюции. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911).
антрополог, палеонтолог и теолог-космист, объединивший в своем учении христианство и эволюционизм, автор теории ноосферы (наряду с Э. Ле Руа и В. Вернадским). концепциям эволюционной этики. Во-первых, все построения томизма основываются на статической рациональной схеме, которая не позволяет описать динамику творения, грехопадения и искупления (основных событий, смысл которых должна прояснить христианская теология) как взаимосвязанных и непрерывно совершающихся процессов. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать многочисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). С 1929 г. в Китае он участвует в раскопках в Чу-ку-тьене (близ Пекина), где был обнаружен синантроп — так называемый Пекинский человек, представляющий собой, наряду с Яванским человеком, самый древний человеческий тип. Опираясь на достижения совр. Став Членом «Общества Иисуса» в 1899 г. и священником в 1911 г., он преподает теологию и палеонтологию в парижском Католическом институте с 1920 по 1923 г. С 1923 по 1946 г. он путешествует по Китаю, Индии, посещает Бирму, Яву, в 1931-1932 гг.
Холст, масло, 112140, 5 см. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
M., 1987 Божественная Среда. Художник пишет обыденные вещи, постоянно окружающие человека: простые сосуды, плоды и овощи, кухонную утварь, ограничиваясь одним («Медный бак», ок. Профессор Католического института в Париже (1920—23). Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
За религ. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. обр., зап. -европейское, начало движение по пути создания общечеловеч. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. rinit. На человека возложена миссия сознательного продолжения творчества эволюции.
Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Понятия «Альфа» и «Омега» характеризуют развитие как создание нового, прерывание непрерывности. Спокойный проницательный взгляд из-под козырька тоже свойственен именно художнику. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека и как групповой эгоизм некоторого социума (нации, расы, класса и т. п. ). Человек – вершина стрелы эволюции, направленной в будущее. Культурологич. Сама же радиальная энергия оказывается естественной формой божественной благодати.
1881-1955) – франц. not С., Pierre Teilhard de Chardin. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. 1881-1955) — франц.
(Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Тейяр несколько раз пытался добиться разрешения на публикацию книги «Феномен человека», но получал отказ. Атласный домашний халат и чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.
Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Его философия внесла оживление в определенные христианские круги, показав, что научное исследование — чисто «материалистического» стиля, — направленное на историю природы, отнюдь не исключает веру. вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с совр. Одним из идеалов Т. было создание сверхнауки, способной координировать все отрасли знания.
Все творческие усилия человека, вся его культура и цивилизация, его любовь, его энергия, его деяния и, наконец, все личные индивидуальности, которые бессмертны, – все это служит вселенской Божественной Цели. В 1923—46 жил в Китае, с 1951 — в Нью-Йорке. Композиции натюрмортов обретают строгую выверенность. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
18 в. Лишь недавно об-во, гл. взаимозависимости и психич. причинности.
французский ученый, философ и теолог (Сарсена, 1881 —Нью-Йорк, 1955). 2, М., 1965, с. 80–82 Клор О., Новые тенденции в отношении евангелич. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе Академии художеств. Более 20 лет прожил в Китае.
Эта точка имеет свои атрибуты: автономность, наличность, необратимость. Иными словами, эволюционизм Шардена — не только теория эволюции и восхождения низших видов к человеку, это также философия истории, приписывающая человеку «сверхчеловеческие» задачи, то есть чисто духовную жизнь идеал Христа. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. свойственны все методологические пороки, присущие др. Теология должна описать спасение именно такого субъекта.
По мнению Т., в наст. Глядя на них, ощущаешь реальную плоть предметов. Воскреснув, Христос продолжает свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Манера Шардена – художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.
Главным завоеванием его колорита были цветовые рефлексы, создававшие единое тональное звучание красок. Одним из идеалов Т. было создание сверх-науки, способной координировать все отрасли знания. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:. влияний.
кафедры геологии Париж, католич. Однако продуманная композиция позволяет художнику как бы отстранить изображенные предметы от зрителей. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно в 1955) и др. Dichtung und religi. На Земле создателем и носителем культуры стал человек.
Т. д. Ш» мораль появляется на онределенном этапе эволюции жизни и «есть не более чем завершение механики и биологии». Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Примечательно сохранившееся высказывание художника: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Момент этого перехода Тейяр называет «точкой Омега». Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
В силу своей противоречивости этические идеи Т. д. Ш. ученый-палеонтолог, философ и теолог. Член Парижской академии наук (1950). были открыты останки древних человекоподобных существ синантропа и питекантропа. В 1724 приобрел почетное звание члена Римской Академии Сан Лука, в 1828 – члена Парижской Королевской Академии, представив полотно «Скат». Т. видел свое жизненное призвание в радикальном обновлении христ. Характерной чертой творчества Тейяра де Шардена является комбинирование научных и теологических идей. философ, ученый (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католич.
Т., бесконечный прогресс невозможен, как и «райский период перед концом света». Тейяр де Шарден родился в Саране, во Франции и в десять лет поступил в иезуитскую школу. Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Мастерство Шардена он называл колдовством. В нем эволюция осознает самое себя, ее продвижение осуществляется отныне через сознат. наз. Это соответствовало этическим представлениям художника, уверенного в своих воззрениях на жизнь. В сцене «Молитва перед обедом» (1738, Лувр) он обстоятельно повествует о человеке, неторопливом течении его повседневной жизни. Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера).
Для денег. Сверхжизнь характеризуется воссоединением всех людей в едином организме человечества. Процессуальное (а не событийное) описание христианской истории тем более необходимо, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека.
С другой стороны, концепция Тейяра близка к эволюционистским представлениям в философии естествознания и созвучна взглядам многих видных ученых (напр., В. И. Вернадского, у которого Тейяр заимствовал термин «ноосфера»). Шарден пишет себя погрудно, рельефно выделяя поворотом головы в фас и цветом лицо. Для художника важна индивидуальность модели. Тейяр де Шарден называет это призвание человека точкой омега.
Подобная связность и непрерывность между теорией жизни (биосферой) и теорией духа (ноосферой) заставляет вспомнить о фило7 софии Бергсона (теория жизни — творческая эволюция — достигает своей кульминации в теорий духа— «Два источника морали и религии»). наукой. После повторного изгнания из Франции жил в США. слиянию с Богом. Ради эксперимента. Это и есть точка Омега. феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Отрицать его было бы столь же неразумно, как вращение Земли. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. течений совр.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. «Натюрморт с трубкой», ок.
Вновь он женится только в 1744 году. Как одни предметы отражаются в других. В 1913 начинает работать в Париж ин-те палеонтологии человека. Предлагая на основе этого закона свою интерпретацию диалектики взаимосвязи различных форм движения материи, Т. говорил о все увеличивающейся концентрации радиальной энергии, психического в процессе космогенеза. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра.
цивилизации и культуры, по мнению Т., произошли в кон. философии. С этого времени художник пишет сцены тихой и уютной семейной жизни («Молитва перед обедом», «Рисовальщик», «Мальчик с волчком», «Девочка с воланом»), варьируя одни и те же сюжеты. категориям этики Т. д. Ш. Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции – Ткани Универсума, одновременно духовной и материальной.
Технич. В 1728г. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Это произошло во многом благодаря парижской выставке дебютантов, которая проходила на площади Дофина.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. С 1899 — член Общества Иисуса (орден иезуитов), в 1911 рукоположен в священники. терминологию, Т. обозначает Бога как Альфу и Омегу космич.
видов. t., 1965 Rideau E., La pens. Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме.