Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Радость беспричинная. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. А он был страшный: долговязый. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
Серов внимательно изучал зверей их повадки. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой.
Еще более их сближал интерес к театру. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Два главных принципа системы основателя Московского Художественного театра – «поиски характерного и переживание воплощаемого образа» 11 – можно с легкостью отнести и к творчеству Серова. Он был все время в пути. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
Как метко подметил В. А. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Ее организовали разночинцы. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Серов хотел показать реальную личность, а не приукрашенный образ монарха. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени.
Становится членом "Мира искусства". Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Смерть отца. 1872. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Сложно судить о том, к какому решению пришел бы Серов в итоге, но во всех эскизах прослеживается «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 16. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Вскоре Серов покидает академию.
Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Иначе. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Я только высмотрел, подметил.
В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Такова знаменитая акварель «Венера перед зеркалом» (1890-е) исполненная с картины Тициана2. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Недаром Серов был учеником Репина. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Коровиным. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М. Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. Этот на первый взгляд эклектический подход подчинён идее выражения не только портретных, но и мировоззренческих качеств личности.
Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. Начало систематических занятий с И. Е. Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ).
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. «Работа над картинами порядком измучила Серова и в 1911 году он их не трогал, как будто бы забросив» 15.
Начало 1890-х гг. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. А. Коровин» (1891), «Ф. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
Рождение дочери Натальи. 1909. Таньона – бывшего гувернера и друга семьи Мамонтовых (1884). Жолтовского реконструировался «в классическом вкусе» особняк B. В. и Е. П. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение.
В 1911 году он исполнил портрет Станиславского. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Трубниковой (1865-1927).
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далёкой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Возвращение в Москву. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. Как правило, это не «дословные» копии, а свободная авторская интерпретация шедевра. и жанром («Заросший пруд. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Немножко суховато, но не неблагородно в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 10. Он дает правдивый образ великого преобразователя. Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры».
Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Дмитриев, «. только в рисунках и в любимых баснях Серов мог безбоязненно и прямо идти к заветным идеалам, так как современники здесь его не контролировали, так как эти вещи казались современникам второстепенными, побочными в серовском творчестве» 18. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Пейзаж», «Греция. Мамонтовыми.
Каждый раз художник создает разные образы, то напоминающие Г. Л. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея).
Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. — Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязательности жизни». «. Он только что встал, не выспался, больной, лицо зеленое» 7, – объяснял художник свой замысел. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
С начала 1900-х гг. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Шемякина) Веры Ивановны3.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Женитьба на О. Ф. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ).
Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. В 1880 году, несмотря на юный возраст (менее положенных 16 лет), Серов поступает в Императорскую Академию художеств и начинает обучение в мастерской П. П. Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман.
Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Таковы «А. Грабарь. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов.
Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. А где можно было брать основной материал.
Он учился в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, дружил с М. Врубелем и К. Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Детская тема играет важную роль в творчестве художника.
Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. В истории России Серову особенно интересно петровское время. Годы расцвета творчества мастера пришлись на время создания объединения «Мир искусства», с членами которого он сотрудничал и дружил. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Портрет O. K.
Пору расцвета человеческой жизни олицетворяет молодая женщина, ожидающая ребенка, пору расцвета природы – лето. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В портрете К. А.
Бенуа. Интересно, что и в этот раз его особенно волновал вопрос благородства постановки. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь.
Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. «Лабораторией поиска» 17 той самой линии идеальной по своей лаконичности и остроте характеристики, стали для Серова иллюстрации к басням И. А. Крылова.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Возможно, темы «Одиссея и Навзикаи» и «Похищения Европы» были оставлены лишь на время и то ради заказа, соответствовавшего интересу Серова к воплощению античной темы в монументальных образах. В окрестностях Абрамцева» (1879), «Ахтырка.
Перед нами поистине свободный творец, способный нести людям слова правды, красоты, то великое счастье, которое дает искусство. Грабарь причислил портрет к лучшим произведениям Серова. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». Коровину, однако Серов остался недоволен, сочтя, что декорации лишились «той небольшой доли благородства» 9, которая имелась в его эскизах. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
18 февраля вместе с В. Д. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Гиршман (поворотом головы, пышной прической и изящными туфельками), то лаконичностью и колоритом отсылающие к произведениям на античные темы («Похищение Европы», 1910). Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя.
За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Возвращение в Россию. — Давно уже нет на свете той девушки-подростка с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России.
В 1900-е гг. Уже в 1890-е появился удивительный по выразительности рисунок исчезающей в метели фигуры извозчика («Извозчик»), эфемерный исполненный акварелью в один тон. Большего контраста невозможно придумать.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Закономерно здесь обращение Серова к темпере.
«Я ведь все-таки немного и пейзажист», – говорил он6. В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. С 1904 года любимой моделью Серова становится Г. Л.
Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Конец XVII и XVIII век». Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Серов был страстным любителем животных.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Портрет получился элегантным и острым.
Портреты Ф. Таманьо, К. А. Театральная среда была близка художнику с детства. Произошло это спустя пять лет после поступления. Симонович в письме на родину.
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Более проработанный вариант, выполненный гуашью, отличает теплый колорит и обрамляющий орнамент «елочка», который был заимствован Серовым непосредственно из крито-микенского искусства. Набросок гуашью на картоне изображающий сидящую Гиршман (1904), плавностью линий созвучен стилистике модерна. Серову была заказана роспись столовой на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Носовых в Москве.
По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Спустя много лет, уже признанный мастер, Серов признавался наставнику: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить. » 1 К периоду занятий у Чистякова относится рисунок с изображением уснувшего Ю. П. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии.
10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Избран членом ТПХВ.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Мать будущего художника также была известной личностью. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе.
и Ю. С. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Параллельно мастер работал над портретом княгини П. И. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Рождение сына Михаила. 1897. Домотканово», «Баба с лошадью». Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Перламутрово светится нежное лицо.
Шишкина. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. В первую половину 1890-х гг.
Самому художнику в это время было 23 года. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. В 1890-х – начале 1900-х гг. Как и в случае с «Похищением Европы», существует несколько вариантов композиции «Одиссей и Навзикая».
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Мая. 1876.
Я. Симанович). Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь. В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. Возможно именно благодаря этому маленький Валентин рос по-настоящему творческой личностью.
Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. Таманьо» (1891), «Н. Даже тень у Серова светоносна. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая.
Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. На выставке представлен эскиз горизонтального формата с намеченным тушью мотивом шествия.
Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Стиль: реализм, неоклассицизм. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. Становится преподавателем МУЖВЗ. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. Вместе с В. Д.
В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. В 1906 он приступил к работе над портретом Гиршман в интерьере ее будуара. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Шаляпина (1905). Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Остроуховым, М. С. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
При этом нельзя упрекать художника в том, что человек его интересует не больше красивого, живописного предмета.
Тема необычайно увлекла художника, до последних лет жизни он возвращался к ней, создавая новые варианты. С детства Серов был знаком с К. С. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Радость, как жизненная ценность.
В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Иной по трактовке – рисунок, выполненный гуашью и темперой.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Работавший в эти годы бок о бок с И. Е. На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя». В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман.
Рубеж 1890-1900-х гг. Но близость не значит схожесть.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Грусть его изящна. Работу над ними художник вел с 1895 года и до последних дней жизни. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Остров Крит» оба – 1907). Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг.
Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Ныне Третьяковская галерея обладает наиболее полной и значительной коллекцией рисунков и акварелей мастера (более 750 отдельных листов, 45 альбомов). Рождение сына Георгия. 1895.
В портрете М. Н. Портрет И. И. Сам же художник особенно был доволен последним, овальным портретом Гиршман (1911).
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Пребывавший в постоянном художественном поиске Серов разнообразен и в интерпретации пейзажной темы.
Гиршмана. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. В 1906 году И. Н.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Н. Ермолова», 1905 «Ф. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая».
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей).
В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Домотканово, 1888, ГТГ). 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Лесков (1894, ГТГ). В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Мамонтовым. До последних лет Серов упражнялся в оттачивании линии и формы, рисуя с натуры. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Однако при жизни Серова музей обладал лишь немногими его работами. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок в Абрамцеве и сам участвовал в них, проявляя недюжинный актерский талант. Художник сам вызвался написать занавес к уже осуществленной постановке. Красное пятно безделушки на туалетном столе подчеркивает благородную сдержанность колорита картины и вместе с тем оживляет его.
Рождение сына Александра. 1894. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе.
Щербатовой. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Чистякова. Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами.
Поездка в Париж. 1907. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным.
Характеристика насмешливая, но убедительная, раскрывающая физиономию банкового дельца. О своей работе над портретом Серов говорил: «Я, покрайней мере, внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз увлекаюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. В феврале родилась дочь Ольга. Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Поленовым и М. А.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Он слышал выстрелы, видел убитых. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Так рождались тонкие творения мастера. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. У околицы», 1900-е «Карета», 1908). В собрании Третьяковской галереи имеется несколько изображений «любимой натурщицы Серова» (по воспоминаниям М. Ф. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Середина 1880-х гг.
И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Поездка в Германию. 1903. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Переезд с матерью в Париж. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Да ещё и с издевательствами. Художник, биография которого полна встреч и общения с великими предшественниками, очень быстро развивался как мастер станковой живописи. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Петр I Портрет Г. Л. Поездка с Л. С. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд.
Дервизом. 1885. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX – XX веков. Однако колорит работы теряет в свежести импровизационной непосредственности, хотя и утончается, усложняется. Домотканово» (1895 г. ). Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Его первая масштабная работа для театра – оформление оперы А. Н. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Матэ. Родился сын Георгий.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Серов искал больше, чем другие. Фигура приобрела неестественность и угловатость. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его».
Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». Обучение в гимназии К. И. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). за этюд с натуры». Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Переезд с матерью в Киев. 1878. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». в зеркале у края холста).
Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Поездка в Вену и Италию с И. С. Заказ на иллюстрации послужил поводом к написанию картин, эскизы которых – «Выезд на охоту (Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (1900 – 1902) – хранятся в собрании Третьяковской галереи. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра».
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Живет с матерью в Мюнхене. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
Он был слишком правдив». Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ).
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Дом с садом» (1879).
Бергман-Серовой, в Москве бывали музыканты, артисты, художники. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Левитана. В 1910 году по проекту И. В. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Бакстом в Грецию и на Крит. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Прекрасно лицо Ермоловой. Домотканово". 1896. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Поездка в Мюнхен и Голландию. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Ее первый вариант относится к 1903 году. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Таков рисунок сгоревшего дома, увиденного им под Рождество из окна репинской квартиры («После пожара», 1880). В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Имя Валентина Серова имеет особое значение для Третьяковской галереи. Совсем портретчиком становлюсь.
Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Всегда Следует помнить, что только в постоянном развитии и поисках нового заложен успех роста и обогащения искусства. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Серова «Юдифь», поставленной на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1908 году.
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Среди них были и приближенные императора. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Художник был дружен с наследниками П. М.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Мазини» (1890), «К. Знакомство с семьей Мамонтовых. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир.
Получает звание академика живописи. 1899. Выставка «Валентин Серов. В 1910 – 1911 годах художник работал над новой трактовкой темы.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. "Октябрь. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Поездка в Париж. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Был написан портрет императора Николая II. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Это случилось в 1871 году.
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.
В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника. «Он сказал: Глаза те же. "Девочка с персиками". 1888. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Коровина. 1892.
Домотканово», 1888 «Октябрь. В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. Знакомство с А. Н. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Кнебель предложил Серову создать композицию, представляющую царя-реформатора в период строительства Петербурга, для издания серии школьных пособий «Картины по русской истории» (М., 1908). Идеально сохранившаяся обстановка петровского домика Монплезир в Петергофе вдохновила Серова на создание композиции «Петр I в Монплезире» (1910 – 1911).
Поездка в Рим и Париж.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. История создания ее портретов – это история поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Знакомство с К. А. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер.
Орловой. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве.
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Эволюция его стиля заметна в акварелях. Репиным.
Художник, штампующий свои отдельные удачно найденные приемы, перестает развиваться и быстро надоедает зрителю. Гиршман. 1908. Первый биограф Серова Игорь Грабарь в своей книге о жизни и творчестве художника вспоминает: «Все эффектное и необычайное было ему тогда чуждо и он часто говаривал, что это нисколько не трогает, а волнует лишь самое обыкновенное.
Творческие поиски Серова выходили далеко за рамки портретного жанра. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Основными избранными сюжетами с некоторыми вариациями были: «Диана и Актеон», «Эрот, Аполлон и Дафна», «Венера». Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». И здесь Серов, как и Репин, является примером отношения к наследству импрессионистов для всех советских художников. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Европа уподоблена архаической Коре. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. («Н. Исполнение декораций было поручено К. А. Портреты иллюстрации к басням И. А. Крылова, выполненные художником в области графики, отмечены лаконизмом, меткостью характеристик, превосходным владением различными техниками. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
Он изобразил своих старших сыновей. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь.
Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском.
Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Домотканово», 1895), картины на исторические и мифологические темы иллюстрировал книги, создавал театральные афиши и эскизы к постановкам. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Однако Серов не был удовлетворен этим рисунком и пытался его уничтожить. Акварельный эскиз портрета, представленный на выставке, передает замысел художника, многоплановостью композиции и игрой с отражением в зеркале вызывающий ассоциации с «Менинами» Веласкеса. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
«Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца», – писал И. Э. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.
Выходит из ТПХВ. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В.
С 1900-х гг. Контуры предметов смягчены, как обычно бывает при мимолетном восприятии, когда впечатления еще не дифференцированы разумом и вот таким образом особенно остры. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Рождение сына Антона. 1902. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
Им также был издан журнал «Музыка и театр». Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Встречается с Л. Н.
Многие часы он провел в Эрмитаже, копируя творения Рембрандта, Веласкеса, Веронезе. Поездка с женой в Италию. 1905. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. Наибольшую известность получила гуашь «Петр I» (1907). В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины).
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.
Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Работа над полотном шла три месяца.
Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». К оформлению интерьеров были привлечены М. В. Добужинский, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Римского-Корсакова «Шехеразада» для Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира.
«Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. заменялся кодексом. Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Вопрос нерешаемый.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных.