Картина Тициана Сельский концерт : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. Тициан. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана.
«Святая аллегория). Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»). Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. свой «Сельский концерт». В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности.
Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. Вместе с тем значение этой поздней работы Джорджоне не только в ее, так сказать, подготовительной роли, а в том, что в ней еще раз раскрывается никем уже не повторенное, в дальнейшем своеобразное обаяние творчества этого художника.
1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.
Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). Италия, в период позднего Возрождения оставшаяся в стороне от магистрального пути дальнейшего развития капиталистических отношений, оказалась исторически неспособной создать единое национальное государство, подпала под власть иностранных держав, стала главным оплотом феодально-католической реакции. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Себастьян» (ок. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема», написанной в 1467г. ) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную — ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику.
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Скорее всего, — это Муза. к творчеству мастера. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Да и название дает отсылку к античности.
Предполагают, что картину мог завершить Тициан. Острыми портретными характеристиками наделены предстоящие перед Марией заказчики — семейство Пезаро. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца.
(Ок. «Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана.
Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости. Удивителен колорит картины, складывающийся из золотис-тых, голубоватых, оливково-зеленых и ярко-красных тонов, а также общая целостность тональных отношений, кажущихся светотеневыми, но на самом деле умело сочиненных художником. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения.
На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час.
В своем творчестве художник развивает и углубляет характерные как для Джорджоне, так и для всей венецианской школы своеобразные живописные проблемы. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. И как настоящий романтик, Джорджоне был бедой, он заразился чумой от своей возлюбленной, которую не решился оставлять из-за своей гордости и сильной любви к ней. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно.
Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа.
И она производит настоящий фурор. Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. В 1540—1550-х гг. И тут же среди шумной толпы горожан, собравшихся перед храмом, выделяется фигура старухи торговки, усевшейся на ступенях рядом со своим товаром — корзиной с яйцами.
«СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.
Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара.
В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Творчество Тициана до 1540-х гг. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. В картине «Венера Урбинская» (ок.
Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. II если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем.
Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела.
В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Вращаясь среди них, Джорджоне полностью посвятил себя искусству, музицированию и любовным утехам. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы. находятся с ними в различных мирах. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу. То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее.
Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.
Скорее всего, — это Муза. 1554 г., Мадрид, Прадо). «Сельский концерт» (ок. История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. 1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Нахождение в разных реальностях подтверждается тем, что герои картины пластически не взаимодействуют друг с другом. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Мир воспринимается в изменчивости и движении.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника.
В его произведениях 1518—1530 гг. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). На Салон 1865 года он представляет Олимпию. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах.
В картины на религиозные и мифологические темы художник вводит конкретную среду, народные типы, точно наблюденные детали быта. Цель Тициана — передать определенное душевное состояние. В 1530—1540 гг. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея).
грандиозный размах и пафос сочетаются с динамикой построения композиции, торжественным величием, с передачей полноты бытия, богатством и красотой насыщенных цветовых Гармоний. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море. Непонятно, как, но картину принимают. Но он дает возможность художнику изобразить два различных характера, состояния, два идеальных образа, тонко гармонирующих с озаренной теплым светом пышной природой.