В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как Гроза и Сельский концерт, появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения. «сельский КОНЦЕРТ» – картина венецианского художника Джорджоне да Кастельфранко, признанный шедевр мирового искусства.
Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок. Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо.
В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. На первый взгляд, всё просто и ясно.
В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. А в 34 нелепо абсолютно умерла из за несчастного случая. Манера общения насмешливая и высокомерная. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу.
На третьих изображаются сады любви. Одна из нимф, с флейтой в руках, присоединилась к юношам, чтобы принять участие в импровизированном концерте, другая склонилась над облицованным плитами источником. И юноши и куртизанки погружены в тихий мир природы и музыки. (Ок. Всё что смотрят другие, знают другие, думают другие это ерунда.
Он был умнее всех историк ему не указ. Я человек эмоций и настроения. В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Именно в этих картинах с античной ясностью раскрылось единство физической и духовной красоты человека.
И как бы освещены сказочно загадочным светом. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося).
Она никогда не жаловалась. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Вспоминается знаменитый отрывок из Кодекса Арунделя, принадлежащий Леонардо да Винчи: Томимый страстным желанием, стремясь увидеть изобилие разнообразных и удивительных форм, созданных искусной природой, подошёл я ко входу в большую пещеру. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством (См. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Волнение в спокойствии – так можно определить настроение картины. Оригинальная трактовка образа Юдифь.
Юдифь (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини.
Истина в первой инстанции. Мир воспринимается в изменчивости и движении. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Вышла 1 книга, скоро выйдет 2 и потом 3 книга с её стихами. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца.
Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона. Венера у Джорджоне в абсолютной красоте и в единстве с окружающей ее природой.
В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». свой «Сельский концерт». Слева с картины смотрит богато одетый юноша.
Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников. В то же время сам сюжет картины необычен. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника.
Всем желаю такую подругу, но не желаю рано её потерять. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века.
Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам.
Загадочный и сложный внутренний мир женщины. Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. Ему с благоговением внимает другой юноша — пастух с большой копной волос и тонкими чертами лица.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле.
В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
В 1540—1550-х гг. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. 82 x 73 см. Я е умею в ответ промолчать в основном.
Предполагают, что картину мог завершить Тициан. Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием.
Венеция. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Или юный воин, похожий, несмотря на стальные латы, скорее на переодетую девушку, едет со своим оруженосцем по темному лесу. Стройная, холодно прекрасная и ясная, с полуулыбкой попирающая голову Олоферна.
Себастьян» (ок. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Иногда воспроизводится античная идиллия. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа— «Христос, Несущий Крест». А им мог быть только Джорджоне. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом.
«Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. Это было типа Роман Первый Непогрешимый, прям как папа римский. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. К периоду творческой зрелости Тициана относится ряд алтарных образов, портретов и мифологических композиций.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Чувственная радость бытия, мечтательная созерцательность. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. Алексей, я лично знаю человека бесполезного агрессивного портящего нервы всем.
и готовность убить во имя идеи. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое.
Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Немалую роль в картине играют композиция и цвет. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника. Италия. Она выжила в ужасной аварии оставшись инвалидом на всю жизнь. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции.
Оригинальная трактовка образа Юдифь. Внешняя красота и благородство. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы.
Именно благодаря Запискам Микиэля дрезденская Венера была восстановлена за Джорджоне, хотя до этого её приписывали Тициану. Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто.
Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. и готовность убить во имя идеи. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию.
Не установлено его происхождение. Она была удивительным светлым оптимистичным человеком. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. 1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы.
Внешняя красота и благородство. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Галерея Академии. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. У нас в институте был на курсе такой парень, потом ушёл.
Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Это качество отличает и знаменитую картину Джорджоне Три философа (1505–1506). Но в картине нет и намека на эротичность. Справа поместил св. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он постоянно находит приключения себе и создаёт их другим.
Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. Тициан. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения). Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Нахождение в разных реальностях подтверждается тем, что герои картины пластически не взаимодействуют друг с другом.
Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела.
В его произведениях 1518—1530 гг. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Александр Артюшенко, они эмоционально выражают своё мнение. Она умела философствовать, легко употреблять сложные слова замысловатые.
Стройная, холодно прекрасная и ясная, с полуулыбкой попирающая голову Олоферна. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). При всех её проблемах, поддерживала всех она, а не её.
Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»). Тем не менее ему было невдомёк, что слово иго изменяется по падежам.
Развивала любую философскую мысль. Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы. История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи.
Натурфилософские исторические, естественнонаучные, художественные и музыкальные проблемы были в центре интересов светского общества – при огромном спросе на книги. В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный.
Загадочный и сложный внутренний мир женщины. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Великолепная картина в галерее Питти является прелюдией ко всем изображениям концертов, бывшим вплоть до Караваджо в такой моде в Венеции. Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Венецианская живопись начала XVI в. носит откровенно светский характер, а уже в конце XV в. вместо икон в Венеции появляются небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальный вкус заказчика. То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее. Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей.
Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. В картине «Венера Урбинская» (ок. В 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для семейной часовни Святого Георгия в местном соборе, чтобы увековечить память Маттео Костанцо. Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
В 1493 перебрался в Венецию и стал учеником Джованни Беллини. Идиллическое настроение картины ассоциируется с темами прекрасной Аркадии, музыки Антонио Вивальди, венецианского композитора, написавшего в 1720-х гг.
Возрождение. Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза». В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
находятся с ними в различных мирах. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления. В 1530—1540 гг. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. На других изображен концерт на вольном воздухе.
Гармония и пластика. В древних мистериях пещера – завершённый образ мира. «Святая аллегория).
Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. И могла веселится как подросток, шутить. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа.
Однако Гроза – не просто иллюстрация к литературному произведению. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт». 1554 г., Мадрид, Прадо).
Сочетание идеального гармоничного с конкретно-индивидуальным в характеристике человека отличает написанные Джорджоне портреты. Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». Или изображаются три возраста человека.
«СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. И я знала человека талантливого, молодого точнее если то молодую, умную интересную, любящую знания и усердную девушку, которая писала талантливые стихи.
Холст. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж. Действительно, с именем художника связано много неясного. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Кто не знает этой картины.
В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную.