Картина Диего Веласкеса Сдача Бреды: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. Когда пришла пора подводить итоги, зрители единодушно пришли к мнению, что работа Веласкеса является лучшей.
Рубенсу оставалось жить меньше года. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления.
Сама королевская чета как бы находится на месте зрителей, вот таким образом не видна, лишь их лица отражаются в зеркале, висящем на стене в глубине зала. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
В построении картины он достиг большой естественности. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. И портрет удался.
Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Абсолютно естественным образом оно вышло через плавный переход среднего плана на передний и заполнило собою историческую сцену. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса – раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции.
А на это способен только настоящий мастер. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Испания. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду.
«Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. С элегантностью истинного рыцаря кладёт он правую руку на плечо голландца, держа в левой шляпу и маршальский жезл.
С большой реалистической силой написаны бродяги. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Это заметно по их позам, характеру движений.
ность и непринужденность. В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены.
Характеры как испанцев, так и голландцев, победителей и побеждённых, переданы с неподражаемым мастерством. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати.
Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ). Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Мастер доверял исполнять цветы и животных в своихкомпозициях Яну Брейгелю, натюрморты — Франсу Снейдерсу, пейзажные фоны — другим живописцам.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса.
Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
В результате достигается гармония всех элементов картины. Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция.
Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Это заметно по их позам, характеру движений. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Капитуляция, считавшееся неприступной крепости, после многомесячной осады, в 1625 году, повсеместно, возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.
За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. Дух напряжённой, яростной схватки. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины).
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Стареющий монарх старается сохранить подтянутость, горделивость осанки по-прежнему надменен взгляд, высокомерно выражение лица, но в облике Филиппа угадываются безволие и бесхарактерность, внутренняя опустошенность и пресыщение. Показателен тот момент, что художник не стал передавать эту iену с принятой торжественностью, величественностью победившей стороны: отказавшись от распространённой в живописи парадно-аллегорической трактовки батальной iены, мастер обращается к идее человечности, гуманности Веласкес положил начало реализма в исторической живописи. 318 x 276 см. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В центре располагается главное событие – передача ключей. Работа выполнена на холсте маслом.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Картина написана стремительными, энергичными мазками. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Они существа из разных миров — горнего и дольнего.
У её босых ног лежит кошка. Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.
«Сдача Бреды» – полотно исторического жанра, которое предназначалось для зала королевского дворца в Мадриде. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Их руки никогда не встретятся. Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза.
Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». Успешно развиваются рисунок и гравюра. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII.
Лица обеих групп реальны. На заднем плане тревожно догорает закат. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Она изображена в открытом чёрном платье. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг.
Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом.
Художник отдаёт дань уважения войску противника, небольшому народу голландцев, которые борются за свою свободу имея мужество выступить против мировой державы. Успешно развиваются рисунок и гравюра. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани). В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. Впереди новая борьба. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Испанец дружески приветствует коменданта. Вторая половина XVII века – это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. У Веласкеса мы не найдём античных богов, поясняющих место событий или подчеркивающих значительность происходящего, ни гениев победы, украшающих венком военачальника здесь нет аллегорических фигур, символизирующих победителей и побеждённых. Время, отпущенное художнику на его творческую командировку, подошло к концу и в июне 1651 года он был вынужден вернуться в Испанию.
На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. «портрет Изабеллы» жены художника. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах.
К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Однако отражение это темно и неясно. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, Сдача Бреды, написанное им приблизительно в 1634-1635 годах.
«Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. При этом на обеих картинах он запечатлен в сходной ситуации принятия ключей от принужденного к сдаче города. Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры.
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды».
Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. Прадо.
Она является одной из ранних работ художника. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Гнет католической церкви становится все сильнее. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Мадрид. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости.
Рубенс написал немало портретов. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Жадно обнимаются пары влюблённых, кривляются старички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек».
Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
Но портреты Веласкеса – явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Каждый образ на редкость красноречив. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Работа выполнена на холсте маслом.
При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины.
Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Лицо мастера спокойно и уверенно. Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Барокко. Расскажем немного об истории картины. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп.
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. «Las Lanzas»).
Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Полотна должны были украсить галерею Люксембургского дворца в Париже к бракосочетанию французской принцессы Генриетты Марии и короля Англии Карла I, состоявшемуся в феврале 1625 г. Всего живописная история Марии Медичи насчитывала двадцать четыре картины. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Они зачастую были уродцами: карликами с короткими руками и ногами, на их лицах можно было прочитать признаки болезней. Веласкес стремится к максимально правдивой передаче характеров, мастер внимательно вглядывается в лица противников, чувствуется его неподдельный интерес к каждому человеку. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна.
Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму. Довольно необычна композиция картины: в центре зала стоит маленькая инфанта в окружении фрейлин, находящаяся здесь для того, чтобы развлекать своих родителей — короля и королеву, которые позируют художнику. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
В восьмидесятилетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой.
Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Крайнее самолюбие выражено на его лице. «Кермесса» (1635—1636 гг. ).
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Холст, масло. Оно проявляется во многих его работах. Понимание непостоянства воинской фортуны побудило художника к такой интерпретации исторического события. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими.
Впрочем, на Олимпе Леонардо места всему испанскому воинству тоже нет, оно только обозначено лесом копий и знаменами и вполне намеренно, в духе сословной концепции, заслонено фигурами военачальников. В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город. Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый). «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В картине есть и ритм симметричных групп.
Живописного единства достигает прежде всего светом. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины».
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Испанские солдаты стоят настолько плотно, что люди загораживают друг друга и стоящие позади изображены как стоящие выше. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии.
В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Лицо осунулось, побледнело. Впереди новая борьба.
И почти невероятным. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. 1648, Прадо, Мадрид). Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см).
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. решимость мужественно перенести утрату.
Их позы и жесты оправданны, естественны. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Их позы и жесты живые, естественные. «Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами.
Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека. Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Однако краски не казались скучными, например в черных тканях Веласкес видел и изображал множество других оттенков. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Ключ превращается в некий камертон времени.
По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. А на это способен только настоящий мастер.
Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. И это тоже уже примета Нового времени.
Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства.
Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. По мнению А. К. группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию.
На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. Все они предназначались для (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro).
Новаторским было и толкование темы: побежденные голландцы, сконцентрированные в левой части картины, представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копей. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.
«Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии.