Полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (307 х 367 см) является частью грандиозного политического проекта, задуманного и осуществленного под патронатом графа Оливареса накануне назревающего военного конфликта между Испанией и ее главным соперником на политической арене — Францией. Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды».
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины.
Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины». Они существа из разных миров — горнего и дольнего. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику.
Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени.
Вернувшись из Италии и погрузившись в атмосферу королевского двора, Веласкес пишет одну из самых прославленных своих картин- «Менины». Однако, по наблюдению барселонского исследователя и переводчика Мигеля Антона изложенному в его работе «Капитан Алатристе и взятие Бреды», возраст его, не превышая тридцати лет, не совпадает с возрастом Алатристе в 1625 году и уж тем более – в 1634-1635 гг., когда и создавалось полотно, не говоря уж о том, что Алатристе, хотя и командовал взводом, оставался рядовым солдатом и, следовательно, не мог носить знаки различия офицера, которые мы видим на картине. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг.
Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальныхполотен, созданных для увековечения памяти о победах войск ФилиппаIV. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Испания. Прадо.
Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Но не только для этого уравновешивает Веласкес две части картины.
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна. Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской.
Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг. Недаром, увидев свой портрет, он воскликнул: «Чересчур правдиво. » Впрочем, работой художника Папа остался доволен.
Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый). В результате реальность становится вдвойне мифологизированной: античный миф осеняет победой наиболее правоверного из королей христианского мира, который присваивает себе божественные способности вершить чудеса. Картина изображает современную для него и важную историческую тему – драматический эпизод войны между монархической Испанией и республиканско-буржуазной Голландией, когда испанская армия завоевала пограничную крепость Бреда. Барокко. Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы ФрансискодеСурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: ФилиппаIII и его супруги МаргаритыАвстрийской, ФилиппаIV и ИзабеллыБурбонской, а также принца БальтазараКарлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.
Галантное движение главных героев картины расположенных в ее центре в символическом смысле придает особую значимость «лес копий» испанских солдат, в лице которых и создан тот мощный образ силы по сравнению с левой частью картины, на которой изображен лагерь протестантов. В результате достигается гармония всех элементов картины. На кого направлены все взгляды присутствующих. И это тоже уже примета Нового времени.
Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц.
Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 — 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
Холст, масло. При этом на обеих картинах он запечатлен в сходной ситуации принятия ключей от принужденного к сдаче города.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). «Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы движущей силой всего полотна становится человечность, а не желание воспеть победы испанского оружия.
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. Испанские солдаты стоят настолько плотно, что люди загораживают друг друга и стоящие позади изображены как стоящие выше.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы.
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Видно, что Спинола всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовали унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. В то же время ряды испанской армии развертываются вглубь и как бы отступают от картинной плоскости, постепенно уплощаясь и сливаясь с плоскостной графикой узора копий и голубизной неба.
Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. Однако и в таких условиях кисть не изменяет мастеру. Их позы и жесты оправданны, естественны. Ничего этого на картине нет.
Все они предназначались для зала королевств во дворце Буэн-Ретиро. В восемнадцать лет ему было присвоено звание мастера и до 1623 г. Веласкес оставался в родном городе. Худшей участи для истинного таланта придумать невозможно. Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом.
Движение двух его ключевых фигур изображенных на картине, контрастность их психологического характера, ему удалось «остановить» статическим ритмом копий и крупом коны на картине с правой стороны, четко подчеркнуть вертикали и горизонтали, которые ритмуются с форматом холста – прямоугольной рамой. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Работа выполнена на холсте маслом. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании. Перед ним в задумчивости застыл художник.
Это благодаря ему все изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетнейвойне, осадил крепость. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
К сожалению, в 1625 году городу снова пришлось отдать испанцам после длительной осады. Внимание почти всех действующих лиц обращено на происходящее в центре, что подчёркивается аспектом освещения и воздушной перспективы.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
Впереди новая борьба. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Как указывает профессор Саморано в своем труде «Бреда – реальность и легенда», черты Диего Алатристе могут совпадать с чертами офицера, стоящего справа, хотя нельзя не признать, что черты этого персонажа мягче, нежели черты капитана Алатристе, знакомые нам по описанию Иньиго Бальбоа.
Вопрос о том имеется ли в числе персонажей картины Веласкеса «Сдача Бреды» капитан Диего Алатристе-и-Тенорио, дебатируется уже на протяжении значительного времени. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал).
В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Действие показано живописцем с объективностью, доступной только кисти гения. Свою известность он получил благодаря своим памятникам искусства, в частности старинным замом, готической церковью Гротекерк (1400-1470 гг. ), высота башни которой составляет 97 метра.
В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения.
Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Работа выполнена на холсте маслом. Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией. Веласкес стремится к максимально правдивой передаче характеров, мастер внимательно вглядывается в лица противников, чувствуется его неподдельный интерес к каждому человеку.
Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Возможность того, что Алатристе, не представленный в правой группе персонажей, помещается среди других испанцев, стоящих на самом заднем плане, за протянутой рукой генерала Спинолы, отвергается после тщательного анализа, произведенного специалистом из «Фигаро Магазэн» Этьеном де Монтети. Испанец дружески приветствует коменданта.
А на это способен только настоящий мастер. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). В картине есть и ритм симметричных групп. За внешне благовидными чертами проглядывала истинная сущность человека.
Их руки никогда не встретятся. Смысловой и композиционный центр полотна – передача ключей.
Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах.
10 «Капитана Алатристе» и на стр. По мнению А. К. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.
Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Позже за севильскими картинами Веласкеса закрепилось общее название «бодегонес» или сценки из повседневной жизни для испанской живописи «бодегонес» Веласкеса явились новаторским опытом, т. к. никогда прежде мастера искусства не затрагивали эту сторону действительности. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах.
«Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Работа выполнена на холсте маслом.
Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. 10: «ибо когда при штурме бастиона Юлих отца моего прошила аркебузная пуля – отчего он и не попал на картину Сдача Бреды, не в пример своему другу и тезке Алатристе, которого-то художник Веласкес как раз запечатлел на ней справа, прямо за лошадиным крупом». Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник.
Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Ключ превращается в некий камертон времени. Испанец дружески приветствует коменданта. Успешно развиваются рисунок и гравюра. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Мадрид.
Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Столь простым, но также и изысканным приемом Веласкес связал изобразительное пространство и время, остановил момент действия в концептуальном пространстве картины. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек».
Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Это заметно по их позам, характеру движений. Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму.
Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр. Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Их позы и жесты оправданны, естественны.
Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Это заметно по их позам, характеру движений. Впереди новая борьба.
И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Он мастерски сумел передать основу композиции: «ключ картины» был выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между основными фигурами, которые играют роль кулис.
Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна.
А на это способен только настоящий мастер. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности.
Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы.
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28августа 1624— 2июня 1625) осадагорода испанскими войсками под командованием АмброзиоСпинолы. Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Лица ополченцев гарнизона не несут на себе печать страха и преклонения – наоборот они наполнены какой-то внутренней кипучей деятельностью, люди живо интересуются происходящим. Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека.
Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Размеры полотна просто поражают (307367 см).
Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг. «Ключ» известной композиции и само движение фигур (враждующие армии) в левой и правой части картины связаны между собой и в то же время создают некий «прорыв» в глубину, усиливая при этом само пространство изображения.
318 x 276 см. Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624— 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной.
Веласкес не стал образы голландцев умалять, а испанцев – превозносить. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом.
Но что изображает художник, двойник Веласкеса, на огромном холсте. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». В центре композиции представлена пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV инфанта Маргарита, в окружении свиты служанок и карликов. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Сюжет «Сдачи Бреды» посвящен эпизоду испано-нидерландской войны. При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины.
Совсем не случайно, картину «Сдача Бреды» в Мадриде во время правления короля Филиппа IV называли «Копья». Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Но этим содержание исторической концепции Веласкеса не исчерпывается, так как коллективному портрету испанской армии на картине соответствует столь же равноценный коллективный портрет армии противника, а это уже не столько иная армия, сколько иная национальная и социальная ментальность. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне.
Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Последний славился также и удивительной проницательностью.
217 «Испанской ярости»), что его хозяин является одним из персонажей этой композиции, удалось установить путем изучения голов в правой части полотна, что центральный образ, бесспорно, принадлежит генералу Спиноле и – с меньшей степенью уверенности – идентифицировать находящихся рядом с ним лиц, как соответственно – Карлоса Колому, маркизов Леганеса и Эспинара, а также принца Нойбургского. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп.
В центре располагается главное событие – передача ключей. Даже сам Артуро Перес-Реверте, в пору работы над «Приключениями капитана Алатристе» использовавший в качестве документального источника воспоминания Иньиго Бальбоа, который служил солдатом во Фландрии и Италии, участвовал уже в чине прапорщика в битве при Рокруа, затем был лейтенантом королевского почтового ведомства, затем – капитаном испанской гвардии, по достижении пятидесятилетнего возраста (в 1660 году) вышел в отставку вскоре после своей женитьбы на донье Инее Альварес де Толедо, вдове маркиза де Алыуасаса, – считал утверждения Иньиго Бальбоа не соответствующими действительности. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Начальное образование Веласкес получил в Севилье в мастерской Ф. де Эрреры Старшего. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см).
Отход от придворных, патетических преувеличений произведения, от правил барокко был поистине творческим подвигом, который заслуживает самого высокого признания. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани). Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. В этом центре сосредоточен главный смысл происходящего и зритель обращает внимание прежде всего на него. Таким образом, был создан памятник не военному искусству и тактике, а в значительной мере, благородству характера полководца – победителя.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей.
Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом.
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины.
Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Успешно развиваются рисунок и гравюра.
«Las Lanzas»). Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV.