Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды».
«Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. В правой части картины плотно, монолитно сгрудились испанцы, с победоносно устремленными вверх копьями, создающие образ мощной силы, призванные продемонстрировать могущество испанского государства. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани). Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. Как указывает профессор Саморано в своем труде «Бреда – реальность и легенда», черты Диего Алатристе могут совпадать с чертами офицера, стоящего справа, хотя нельзя не признать, что черты этого персонажа мягче, нежели черты капитана Алатристе, знакомые нам по описанию Иньиго Бальбоа.
Почти все лица присутствующих обращены на зрителя. Последний славился также и удивительной проницательностью.
На реальные угрозы времени власти Испании ответили не реорганизацией войск, не экономическими реформами, а идеологической акцией и строительством нового дворца. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. А на это способен только настоящий мастер. Вернувшись из Италии и погрузившись в атмосферу королевского двора, Веласкес пишет одну из самых прославленных своих картин- «Менины».
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Картина изображает современную для него и важную историческую тему – драматический эпизод войны между монархической Испанией и республиканско-буржуазной Голландией, когда испанская армия завоевала пограничную крепость Бреда.
Голландский гарнизон после длительного сопротивления передает испанскому главнокомандующему ключ от крепости. И художники, вот таким образом притворяли свою поэтическую фантазию в образах, подсмотренных в реальной жизни.
Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании. Это заметно по их позам, характеру движений.
Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). «Ключ» известной композиции и само движение фигур (враждующие армии) в левой и правой части картины связаны между собой и в то же время создают некий «прорыв» в глубину, усиливая при этом само пространство изображения. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Успешно развиваются рисунок и гравюра. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане.
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек».
Как бы то ни было, впоследствии Веласкес совершенствовался в этом направлении и сегодня его называют одним из талантливейших колористов. Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. Все вращается вокруг зависшего в центре ключа, как будто в нем заключена некая загадка, как будто от того, что и как с ним сделают, будет зависеть дальнейшее течение событий.
Гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы движущей силой всего полотна становится человечность, а не желание воспеть победы испанского оружия. Капитуляция, считавшееся неприступной крепости, после многомесячной осады, в 1625 году, повсеместно, возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени.
Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Впрочем, на Олимпе Леонардо места всему испанскому воинству тоже нет, оно только обозначено лесом копий и знаменами и вполне намеренно, в духе сословной концепции, заслонено фигурами военачальников. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной.
«Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. 1648, Прадо, Мадрид). Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет.
Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). Испания. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»).
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах.
Холст, масло. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы.
Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». Однако можно с достаточной уверенностью утверждать, что наиболее яркие работы были созданы именно Веласкесом.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт навстречу победителю Нассау, кажется, он готов преклонить колени, передавая ключи, а Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяя голландцу стать на колени.
Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Совсем не случайно, картину «Сдача Бреды» в Мадриде во время правления короля Филиппа IV называли «Копья». Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц.
Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
И это тоже уже примета Нового времени. Барокко. Однако и в таких условиях кисть не изменяет мастеру. Но что изображает художник, двойник Веласкеса, на огромном холсте. Их позы и жесты оправданны, естественны. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи и прежде всего инфанту Маргариту.
Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю.
Работа выполнена на холсте маслом. Испанец дружески приветствует коменданта. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок.
Действие показано живописцем с объективностью, доступной только кисти гения. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.
Свою известность он получил благодаря своим памятникам искусства, в частности старинным замом, готической церковью Гротекерк (1400-1470 гг. ), высота башни которой составляет 97 метра. Отход от придворных, патетических преувеличений произведения, от правил барокко был поистине творческим подвигом, который заслуживает самого высокого признания. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Это создает впечатление малочисленности и слабости войска.
Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии).
10 «Капитана Алатристе» и на стр. Испанец дружески приветствует коменданта. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства.
Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). В результате достигается гармония всех элементов картины. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины).
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы.
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Галантное движение главных героев картины расположенных в ее центре в символическом смысле придает особую значимость «лес копий» испанских солдат, в лице которых и создан тот мощный образ силы по сравнению с левой частью картины, на которой изображен лагерь протестантов.
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини.
В восьмидесятилетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. Работа выполнена на холсте маслом. А на это способен только настоящий мастер.
Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Недаром, увидев свой портрет, он воскликнул: «Чересчур правдиво. » Впрочем, работой художника Папа остался доволен. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Воистину мастер предвосхитил живописцев будущих веков, органично слив воедино традиции своего национального испанского искусства с реалистическими тенденциями. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии Гордые испанские гранды в латах: воины в похожей одежде, почти в униформе. На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт Появляется новый круг социальных тем и сюжетов. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город.
К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. 10: «ибо когда при штурме бастиона Юлих отца моего прошила аркебузная пуля – отчего он и не попал на картину Сдача Бреды, не в пример своему другу и тезке Алатристе, которого-то художник Веласкес как раз запечатлел на ней справа, прямо за лошадиным крупом». Эта же крепость была центром Европейских войн за власть в этом регионе во времена долгой тридцатилетней войны 1618-48 годов.
Ничего этого на картине нет. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
Существуют различные толкования сюжета и жанра картины.
Их позы и жесты оправданны, естественны. И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека.
Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Главное, что он хочет этим сказать, заключается в утверждении мысли, что любой побежденный имеет право на уважение, а победитель – на великодушие.
Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Он мастерски сумел передать основу композиции: «ключ картины» был выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между основными фигурами, которые играют роль кулис. Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен.
Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.
Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Даже сам Артуро Перес-Реверте, в пору работы над «Приключениями капитана Алатристе» использовавший в качестве документального источника воспоминания Иньиго Бальбоа, который служил солдатом во Фландрии и Италии, участвовал уже в чине прапорщика в битве при Рокруа, затем был лейтенантом королевского почтового ведомства, затем – капитаном испанской гвардии, по достижении пятидесятилетнего возраста (в 1660 году) вышел в отставку вскоре после своей женитьбы на донье Инее Альварес де Толедо, вдове маркиза де Алыуасаса, – считал утверждения Иньиго Бальбоа не соответствующими действительности. В каком другом историческом полотне XVII века изображающем военный эпизод, можно услышать ещё столько человеческих, затрагивающих душу звуков. Она является одной из ранних работ художника. Успешно развиваются рисунок и гравюра. И портрет удался.
Впереди новая борьба. Размеры полотна просто поражают (307367 см). Перед ним в задумчивости застыл художник. К сожалению, в 1625 году городу снова пришлось отдать испанцам после длительной осады.
В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр.
Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. Однако, по наблюдению барселонского исследователя и переводчика Мигеля Антона изложенному в его работе «Капитан Алатристе и взятие Бреды», возраст его, не превышая тридцати лет, не совпадает с возрастом Алатристе в 1625 году и уж тем более – в 1634-1635 гг., когда и создавалось полотно, не говоря уж о том, что Алатристе, хотя и командовал взводом, оставался рядовым солдатом и, следовательно, не мог носить знаки различия офицера, которые мы видим на картине. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. За внешне благовидными чертами проглядывала истинная сущность человека.
Контрастирующие свет и тень интерес к точной передаче внешних особенностей человеческого облика сближают ранние работы художника с полотнами школы Караваджо. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица изображенные с достоверным сходством и художник возле холста – это сам Веласкес. В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. 318 x 276 см. Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Мадрид.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза. Лица ополченцев гарнизона не несут на себе печать страха и преклонения – наоборот они наполнены какой-то внутренней кипучей деятельностью, люди живо интересуются происходящим. По мнению А. К. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале.
И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному.
«Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. В картине есть и ритм симметричных групп. Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления. Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии.
Прадо. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. Сюжет «Сдачи Бреды» посвящен эпизоду испано-нидерландской войны. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время.
Веласкес не стал образы голландцев умалять, а испанцев – превозносить. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино.
В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. «Las Lanzas»). В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения.
Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины». Они существа из разных миров — горнего и дольнего.
Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры. Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии.
У Веласкеса мы не найдём античных богов, поясняющих место событий или подчеркивающих значительность происходящего, ни гениев победы, украшающих венком военачальника здесь нет аллегорических фигур, символизирующих победителей и побеждённых. Впереди новая борьба. Исследования профессоров Хусти, Альенде Салазара, Санчеса Кантона и Тембури Альвареса показывают, что одна из голов на картине носит явные черты сходства с наружностью капитана Алатристе, описанной Иньиго Бальбоа. Худшей участи для истинного таланта придумать невозможно. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Это заметно по их позам, характеру движений.
На кого направлены все взгляды присутствующих. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени.
Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый). При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины. Рядом с ней показаны карлики и фрейлины, одна из них, юная Агостина Сарэтикету, находится перед инфантой, протягивая ей стакан с водой. Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.
Но не только для этого уравновешивает Веласкес две части картины. Работа выполнена на холсте маслом. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.
«Сдача Бреды» – полотно исторического жанра, которое предназначалось для зала королевского дворца в Мадриде. Слева Веласкес изобразил самого себя работающим над большим портретом короля к короле- вы, который отражается в зеркале прямо над головой инфанты. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Нидерландец взволнован и глубоко переживает событие, он предстаёт в образе несколько беззащитным, это ощущение передаёт некая сгорбленность перед испанцем и деталь: снятая шляпа, но и Спинола в знак уважения тоже стоит с непокрытой головой. Начальное образование Веласкес получил в Севилье в мастерской Ф. де Эрреры Старшего. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость.
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. В центре располагается главное событие – передача ключей. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала.
Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. Лица моделей еле-еле намечены легким движением кисти и тем не менее довольно ясно видны строение и характерные черты. Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. 217 «Испанской ярости»), что его хозяин является одним из персонажей этой композиции, удалось установить путем изучения голов в правой части полотна, что центральный образ, бесспорно, принадлежит генералу Спиноле и – с меньшей степенью уверенности – идентифицировать находящихся рядом с ним лиц, как соответственно – Карлоса Колому, маркизов Леганеса и Эспинара, а также принца Нойбургского. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».
Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму. Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Движение двух его ключевых фигур изображенных на картине, контрастность их психологического характера, ему удалось «остановить» статическим ритмом копий и крупом коны на картине с правой стороны, четко подчеркнуть вертикали и горизонтали, которые ритмуются с форматом холста – прямоугольной рамой. В этом центре сосредоточен главный смысл происходящего и зритель обращает внимание прежде всего на него.
«Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон).
Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Смысловой и композиционный центр полотна – передача ключей. Возможность того, что Алатристе, не представленный в правой группе персонажей, помещается среди других испанцев, стоящих на самом заднем плане, за протянутой рукой генерала Спинолы, отвергается после тщательного анализа, произведенного специалистом из «Фигаро Магазэн» Этьеном де Монтети. Художник отдаёт дань уважения войску противника, небольшому народу голландцев, которые борются за свою свободу имея мужество выступить против мировой державы. Их руки никогда не встретятся. Однако отражение это темно и неясно. Вопрос о том имеется ли в числе персонажей картины Веласкеса «Сдача Бреды» капитан Диего Алатристе-и-Тенорио, дебатируется уже на протяжении значительного времени.
Это благодаря ему все изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии.
К этому следует добавить высочайшее мастерство живописца сумевшего точно правдиво передать историческое событие. Ключ превращается в некий камертон времени. Позже за севильскими картинами Веласкеса закрепилось общее название «бодегонес» или сценки из повседневной жизни для испанской живописи «бодегонес» Веласкеса явились новаторским опытом, т. к. никогда прежде мастера искусства не затрагивали эту сторону действительности.
Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, Сдача Бреды, написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом.