Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Умер Боттичелли в безвестности. Такой Прекрасной Дамой была Симонетта Веспуччи, признанная первая красавица Флоренции. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. По легенде, Венера пленяет мужчин с помощью волшебного пояса, выкованного ее мужем Вулканом (Гефестом).
Она привыкла ждать, ведь она Венера – богиня любви. Большинство портретов Симонетты появилось уже после её смерти. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Марс абсолютно обнажен, только узкая накидка прикрывает его интимное место. Художников вдохновляла их красота и изысканная обстановка, в которой они обитали.
Венера бодрствует, в то время как Марс храпит. Конечно же нет. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Получив в 25 лет свой первый официальный заказ Боттичелли стал известен, что позволило ему войти в круг золотой молодежи при дворе Лоренцо Медичи «Великолепного». Нередко она изображалась лежащей обнаженной, как на картине Джорджоне «Спящая Венера» (ок.
Её ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с неё Венеру и Весну. Но не все было безоблачно в жизни художника. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Он спокоен и расслаблен. При написании «Венеры и Марса» Боттичелли вдохновлялся классическими образцами.
Усыпленный ею Марс почти полностью обнажен, могучее тело расслабленно, голова запрокинута. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Он был сыном кожевника. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Осы (по- итальянски vespe) появились на картине не случайно, они были изображены на гербе семьи Веспуччи. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
Около 1485 года художник пишет две картины на мифологические сюжеты «Афина и кентавр» и «Венера и Марс». Впрочем, Джулиано ненадолго пережил Симонетту – он был убит заговорщиками в 1478г. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Нетрудно заметить, что сюжет картины интерпретируется разнообразно. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Учился у золотых дел мастера, затем у Филиппо Липпи, возможно, даже у Верроккьо. Так девически неопределенная меланхолия новорожденной Венеры, полуребенка, робко вступающего в преддверие «полдня любви», перерастает в осознанную горечь женщины, для которой этот полдень уже миновал. Все признаки сюжетного действия говорят об отсутствии у этой пары общего эроса.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. И все же это так. Сюжет торжества любви часто обыгрывался в искусстве и подобные картины часто дарили по случаю обручения. Происходя от противоположных начал борьбы и любви, она воплощает почти утопическую, столь милую интеллектуалам медичейского круга мысль о «Согласии несогласимого».
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Маленькие сатиры-паниски играют его оружием. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Как мы уже отмечали лицо Венеры наполнено достоинством, но омрачено некоторой тревогой. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. При этом его спящая фигура не горизонтальна земле, а изображена дугообразно.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Пишут, что идя за гробом и Марко и Джулиано рыдали в голос. Тот, что снизу – залез в доспехи и будто любуется взглядом и красотой Венеры.
Под боком шумят соседские мальчишки. И это «наоборот» пронизывает весь сюжет картины.
Вспомним «Генеалогическое древо» семьи. Четвертый дует небольшой раковиной в ухо Марса в попытке разбудить. Они оценили хитрость Гефеста, но и завидовали Аресу ибо каждый хотел оказаться на его месте рядом с золотой Афродитой. Боттичелли, отталкиваясь от классического сюжета изображает явление Симонетты-Венеры во сне уставшему победителю турнира Джулиано-Марсу. Хотя богиня и полулежит, но ее торс изображен вертикально – как у сидящей фигуры. Для Венеры, как для любой матери ребенок олицетворяет высшую любовь именно так и переводится имя Купидона (Амура).
Возрождение. На картине Боттичелли «Рождение Венеры» (1484-1486) она запечатлена стоящей в огромной раковине на берегу.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Обратим внимание на композицию картины. Значение светских аллегорий понятно: гармония между человеком и вселенной, достигнутая усилиями разума и духа, победа интеллекта и красоты над грубой силой и оружием. Картину из мифологической серии Боттичелли – Марса и Венеру (Лондон, Национальная галерея) – возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, поскольку на самом краю справа видны несколько ос (vespa по-итальянски – оса, она – геральдический символ семейства).
Композиция картины «Венера и Марс» представляет собой прямоугольное пространство 69x173, 5 см., в котором, слева от смотрящего на картину изображена полулежащая богиня любви Венера. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. На таком же противопоставлении построена и композиция «Венера и Марса». Художники приписывали Венере черты идеальной женской красоты, характерной для того или иного времени. Эта идея, зародившаяся в недрах Гуманизма, проходит красной нитью через всю последующую историю и находит свое отражение даже в лозунге хиппи: «Make love, not war. » (Занимайся любовью, а не войной).
Перед нами супруги, но живущие каждый в своем мире. Принято считать, что эту картину Боттичелли написал по заказу Веспуччи в 1483 году. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). К примеру, на представленной картине изображена грациозно сидящая Венера и спящий Марс.
Это главный вопрос картины. Хрупкость и легкость фигур, холодноватость колорита. Мужское пространство всегда вовне, женское – внутри. За его плечами было создание знаменитых работ «Весна» и «Рождение Венеры», несколько изумительных Мадонн и фрески Сикстинской Капеллы, заказанные папой Сикстом IV. Дерево, темпера. Ее облик являют миру его Венеры и Мадонны, которым он неустанно придавал ее черты. Это дугообразное построение обеих фигур соединяет их только в нижней зоне картины. Одев свое лучшее платье, уложив прекрасные волосы, скромно оголив ножку, проступающую сквозь обворожительные складки платья (напоминая, что она самая красивая и желанная женщина вселенной), Венера ждет пробуждения Марса.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Античный сюжет служит здесь только канвой для иной, неоплатонической, символики. Боттичелли изображает Симонетту в образе Венеры и в других полотнах: «Рождение Венеры», где она изображена как Афродита Анадиомена («появившаяся на поверхности моря») и «Весна», где, в соответствии с Лукрецием, Афродита, «священносадовая», представляется как богиня вечной весны, жизни, в окружении цветов и в сопровождении харит и нимф. Поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Уходил «Золотой век» Лоренцо Великолепного.
А уже в 1473 году художник написал прекрасную картину «Поклонение Волхвов» по заказу банкира Лами, на которой в виде волхвов и их свиты изобразил семейство Медичи, поэтов и философов из их свиты, заказчика Лами и самого себя в правом углу. Афродита) родилась из семени Урана, соединившегося с морской пеной. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Она нередко изображалась с розами, миртом, лебедями, голубями и яблоком раздора. Италия.
Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. Один из фавнов нахально дует Марсу в ухо из морской раковины. Основным символом такого виртуального будущего становится ребенок.
Афродита, будучи законной супругой Гефеста, вступает в связь с Аресом. Что же произойдет, если разбудить бога войны Марса. Она пристально смотрит в противоположный край картины, где расположился ее супруг – Марс. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Произведения с изображением античных персонажей часто имели символическое значение.
Но боги принялись хохотать. Даже озорные сатиры не могут разбудить его. Как противоположность полностью одетой Венере Марс изображен обнаженным. Симонетта стала музой и любимой моделью Сандро Боттичелли. С одной стороны Боттичелли создает у зрителя созерцающего богиню ощущение, что ее прекрасное тело расслабленно, окутано негой, а с другой показывает собранность Венеры (прямой торс) в ожидании предстоящих событий.
О любви А. и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот, Деймос, Фобос («страх» и «ужас» – спутники Ареса) и Гармония. Запрокинув голову, Бог войны погрузился в глубокий сон. Они лежат на фоне миртового сада (мирт – дерево Венеры), головами в разные стороны, демонстрируя единое целое, состоящее из противоположностей. По грустному взгляду богини понятно, что она знает ближайшее будущее. Мальчишки.
Композиция ее настолько совершенна, что легла в основу произведений младших современников художника Пьетро Козимо и Якопо Селайо, которые писали вариации на тему «Венеры и Марса». Супруг же не торопится просыпаться. Историк живописи Вазари писал: «это величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему удивляется». Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
Не стал исключением и видный представитель раннего итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Красота и разрушение, Любовь и Война, нежная Венера и свирепый Марс. Кто-то предполагает, что эта картина, так же как и «Весна», запечатлела Джулиано де Медичи и его даму сердца Симонетту, хотя это предположение отвергается рядом искусствоведов, так как картина находилась в семейном собрании Веспуччи, ненавидевших Джулиано. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Но если присмотреться внимательнее, то все обстоит совсем наоборот.
Но мир Марса иной. Могучая правая рука, привыкшая сжимать меч, безвольно улеглась в районе лобка, так что ее указательный палец вполне можно соотнести с расслабленным фаллосом бога, скрытым под белой накидкой. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Безусловно, главным в становлении Сандро как художника было место его рождения – Флоренция, где он также получил хорошее образование: два года в мастерской ювелира (не оттуда ли его филигранный рисунок. ), затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи и пять лет в мастерской Верроккьо, где в это же время учился Леонардо да Винчи. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. На то она и богиня.
Романтическая связь герцога Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи (урожденной Каттанео из Генуи), прозванной Perla di Firenze – жемчужина Флоренции, супруги Марко Веспуччи (кстати, находящемуся в родстве с Америго Веспуччи) волновала флорентийцев еще и потому, что Симонетта трагически погибла: умерла от тифа в 1476, в 23 года. Кто-то связывает сюжет картины с текстом греческого писателя II века Лукиана описавшего свадьбу Александра Македонского и Роксаны: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. В 1476 году умерла Симонетта, не дожив до 30 лет. Она затаилась, она ждет.
Но за каждым персонажем картины этот островок разный. В этом случае изображенное за Марсом «Древо семьи» символизирует его бездетность. В произведении чувствуется декоративно-изысканный, чуть болезненный надлом.
Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Молодые люди проводили время в охотах, балах и турнирах в честь Прекрасной Дамы. В картине «Венера и Марс» полностью проявились присущие творениям Боттичелли блестящая техника, тонкие оттенки красок игра светотени и величественная гармония изображения. «Венера и Марс» стала как бы своеобразным эпилогом к «Giostra», рыцарскому турниру, устроителями которого были Медичи (в1475г. ). В оформлении этого действа участвовал Боттичелли изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРАВЕНЕРА: Богиня красоты и любви Венера (греч. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. прямо в церкви во время молитвы. Сюжет картины отсылает нас к античному мифу об Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), боге войны.
1508). «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Возможно и эта картина украшала изголовье брачного ложа. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Море из которого появилась Венера, видно на дальнем фоне. А главное — не остается и следа прежнего пленительного ребяческого неведения.
Флоренция. Молодое красивое тело бога расслабленно. Галерея Уффици. Мальчишки всех времен, сколько фантазий бродило в ваших кудрявых головах, кем вы только не становились в своих мечтах и что с вами делает время. 203 x 314 см. Так таинственная «диалектика любви», начатая мастером еще в «Весне» с ее поэтическим утверждением жизни, с ее удивительною «любовью в смерти», в «Венере и Марсе» отзывается уже как идея «любви — смерти».
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. В творчестве знаменитого флорентийского художника Сандро Боттичелли происходит синтез средневекового мистицизма и античной традиции, эстетических идеалов готики и Возрождения. Боттичелли, в образе мальчишки-фавна с раковиной пытается прокричать ему в ухо – война бессмысленно губит, рубит ветки-потомство, лишает будущего и только любовь способна прорасти им. Джулиано Медичи поклонялся ей и, конечно же, вся свита разделяла его чувства. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. В фигуре богини все наполнено негой, мягкостью, томящимся ожиданием. Отправляясь на войну, они приводили в движение священные копье и щит бога в его храме на Марсовом поле, пробуждая его к действию.
Они мечтают стать великими воинами, такими же как их кумир – Марс. Казалось бы, трудно найти лучшего композиционного положения для фигур любовников. В картине «Афина и Кентавр» — торжество разума и красоты человеческого духа (Афина) над инстинктом и животными страстями (Кентавр). И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Может даже показаться, что они как капиллярные сосуды перетекают друг в друга. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Что же. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Любопытно, что в античной мифологии фавны предсказывали человеку его будущее во сне. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Давно уже рассвело. Гефест, как повествует миф, выковал золотую сеть, которая опутала любовников прямо на ложе и созвал богов, чтобы они воочию созерцали происходящее.
Итак, к моменту написания картины «Венера и Марс» Боттичелли был очень успешен, знаменит и имел множество заказов. По поводу этого произведения Боттичелли накопилось много интерпретаций. Более или менее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из них одета, другая обнажена) лежащих лицом друг к другу – античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, хранящийся в Ватикане. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Марс, обольщённый Венерой, сладко спит.
Левая рука Венеры, собрав волну легкой ткани платья, готова обнажить (задрать подол), в то время как безвольная правая рука Марса символизирует обратное. Эта его работа произвела фурор. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
От глубокого сна его не может пробудить даже маленький сатир, трубящий в раковину Тритона над самым его ухом. Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. За Венерой художник расположил густой молодой пролесок, как символ ее порождающих энергий, вечно молодого животворящего начала жизни.
Они играют его копьем, шлемом и доспехами, трубят в ракушку, но Марс крепко спит и не слышит даже жужжания ос, кружащихся у его головы. Ну а эта картина, как и Весна, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Солнце уже высоко, но она не торопится будить обнаженного красавца, спящего рядом. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Они мальчишки. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Его настоящее имя Алессандро Филипепи (1445-1510 гг. ).
Перед нами несколько странная ситуация. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Его картина «Венера и Марс», основанная на астрологическом мифе о чувствах богини любви, красоты и плодородия вечно юной Венеры к богу войны Марсу. Он открыл большую мастерскую и набрал подмастерьев. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Венера готова воспроизвести эти смыслы, проснулся бы только супруг. Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет. Смысл картины очевиден: победа Любви, красоты (в том числе духовной), гармонии над Войной, Хаосом, разорением. Ее постоянный спутник – Купидон (Эрот). И хотя «юридически» в римской мифологии Венера не была женой Марса, но его законная жена Нерио отождествлялась с ней.