Точность и выразительность деталей, позволяет легко прочитать композицию. Она жила одиноко и Самсон стал приходить к ней как любовник. Тогда, осуществляя первый акт своей Когда жители Газы Филистимской, оповещённые о том, что С. проведёт ночь в доме блудницы, запирают городские ворота, дабы не выпустить его живым из города, С., встав в полночь, вырывает ворота из земли, взваливает на плечи и, пройдя с ними половину Ханаана, водружает их на вершине горы близ Хеврона (16, 3).
«Избиение Святого Стефана» (1625г. ), «Валаам» (1626г. ), «Товий и ангел» (1626г. ), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627г. ), «Самсон и Далила» (1628г. ), «Иеремия» (1630г. ), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников. Самсон – великий герой и непобедимый силач страстно влюблён в Далилу, дочь народа филистимлян, с которым иудеи жестоко враждуют. Еще из данной категории: Категории обоев и картинок.
Первое, что поражает в этой работе, – невероятная для Рембрандта жестокость изображаемого. Живопись эпохи барокко Картина голландского. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др. ), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др. ). Так, юноша С. вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке.
Виновницей гибели С. становится его возлюбленная – филистимлянка Далила из долины Сорек (см.
". Художник выбирает для изображения момент расправы – ослепление героя. С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Библейский сюжет о Самсоне – одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556 и ряд других пьес). Моной все исполнил Но Самсон начал не с войны, а с того, что решил жениться на прекрасной филистимлянке Далиле.
В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Во время пира Самсон предложил тридцати гостям из числа филистимлян загадку: «Из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое». Все поступки С. имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих.
Если назарей соблюдал все это — он мог стать первосвященником. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев.
Самсон был библейским героем и защитником еврейского народа от филистимлян. 13-16), наделённый невиданной физической силой двенадцатый из судей израилевых.
После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Самсон – герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в.
Библейский автор расширил и расцветил их, чтобы они служили религиозным и патриотическим целям Израиля. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.
Несчастный слепой, приведенный в цепях в дом врагов, обрушил во время их пира кровлю дворца, погибнув под обломками вместе с филистимлянами. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. В плену Самсон совершил свой последний подвиг. с рук его». упали. Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1. Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян.
Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. задаёт загадку на пиру, С. и Далила, Ослепление С. и др. ). Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу.
Рождение С., которому суждено спасать Израиля от руки филистимлян (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел. В левой части изображен мужчина с мечом, который спешит состричь волосы мужчины. А родители невесты, видимо, не имели ничего против. Рубенс перенёс место действия в бордель. Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает.
Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Однако любовь к филистимлянке Далиле ведет его к гибели. Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени извечного конфликта «отцов и детей» не получилось и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху. Представители старой солярно- метеорологической школы видели в С. олицетворение солнца, на что, по их мнению, указывает имя С. (солнечный) волосы С. будто бы символизируют солнечные лучи, срезаемые ночной тьмой (Далила рассматривается как олицетворение ночи, её имя частью учёных производится от евр. В основу картины легла история из Ветхого Завета. Узнав об этом, филистимляне предложили Далиле: «Уговори Самсона и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его а мы дадим тебе за это каждый тысячу сто сиклей серебра». На пути в Фимнафу, где жила невеста С., на него нападает молодой лев, но С. исполнившись духа господня, раздирает его, как козлёнка (14, 6).
Средневековая Церковь считала его одним из прообразов Христа. В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне. Одни считают, что Самсон был женат на женщине-филистимлянке, чье имя не сохранилось, а другая филистимлянка — красавица Далила — стала виновницей его гибели. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке.
Неужели это Рембрандт, который так бережливо, даже скупо компонует свои холсты. Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, которая смотрит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы— источник силы Самсона. рис. ).
Далила или овдовела или как-то еще рассталась с супругом. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. Произведение Рембрандта представляет один из кульминационных моментов легенды – развязку любовных отношений, поражающих своей откровенностью и жестокостью. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам – брачным друзьям – неразрешимую загадку: Из ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое (14, 14). С. прощались все грехи за то, что он никогда не произносил имя божие всуе но открыв Далиле, что он назорей, С. тотчас был наказан: ему вменились все прежние грехи – и он, который следовал влечению очей своих (любодействовал), был ослеплён. Герой ветхозаветных преданий (Суд.
Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. Ортодоксальный иудаизм назарейства не признавал и считал ересью.
В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». 83, 12).
Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений – оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила».
И в конце концов пришли к жене Самсона с угрозой: «Уговори мужа, чтоб он разгадал нам загадку иначе мы сожжем огнем тебя и дом отца твоего». если же остричь меня, то отступит от меня сила. рис. ) (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др. ), борьба С. с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место. Ангел потребовал, чтобы Моной стал назареем и вырастил из своего сына назарея.
Он поведал ей ответ на загадку, а она рассказала наутро гостям Филистимляне выиграли спор. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, С. открыл ей всё сердце своё: он назорей божий от чрева матери и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, как прочие люди (16, 17). Что коварная Далила была женой Самсона. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его – филистимлянка Далила.
Между тем волосы его постепенно отрастают. Мильтона «Самсон-борец». Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление.
Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень и верёвки. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Мильтон сделал из него трагического героя.
Рубенс перенёс место действия в бордель. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам (14, 3-4). Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.
Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Четвёртое действующее лицо— старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте.
Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. Она принялась выспрашивать, Самсон несколько раз обманывал ее, но наконец сдался и сказал правду: «Бритва не касалась головы моей ибо я назарей Божий от чрева матери моей если же остричь меня, то отступит от меня сила моя я сделаюсь слаб и буду как прочие люди». А когда Самсон спросил, как же они узнали, гости ответили загадкой на загадку: «Что слаще меда и что сильнее льва. » Самсон понял, что они имели в виду: любовь жены слаще меда, а сладострастие оказалось сильнее льва и сокрушило героя Самсон разгневался и, чтобы отдать им выигранное, пошел в город Аскалон, убил тридцать филистимлян и снятую с них одежду отдал своим гостям.
Три дня они мучились над загадкой. Нигде больше мы не найдем у него сцен насилия, тем более написанных столь подробно. Уступив ее просьбам, Самсон открыл тайну: ".
Назареи были уверены, что в своих обетах и жертвах они черпают уникальную силу. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии., – он чувствует, что сила отступила от него. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. В произведении чувствуется желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды.
Видимо, не слишком-то симпатичен ей был Самсон. Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление. Но даже столь жестокую сцену Рембрандт преображает своей гениальной живописью. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» – буквально солнечный, «косы головы его» – солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу). Сила возвратилась к нему перед смертью в награду за смирение: будучи судьёй израилевым, он ни разу не возгордился и не превознёсся ни над кем (Сота 10а). Наконец, пришел первый день свадьбы, которую положено было праздновать семь дней.
Он бросился на льва и, схватив его челюсти, разорвал животное пополам. (Быт. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Чами яркого света, а его враги как бы возникают из мрака. И одной из самых тиражируемых в изобразительном искусстве.
Далила, подкупленная сородичами, хитростью выведала источник силы героя. И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Позже С. находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом (14, 8). На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Этим С. (как Исаак, Самуил и др. ) избирается на служение богу от чрева матери, причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу внешний признак назорея – длинные волосы, которые запрещено стричь, – Чис. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др. ), героическая смерть С. (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др. ).
С. просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Художник выбирает наиболее драматический эпизод легенды. Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Дан будет змеем на дороге.
Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Ночью Далила остригла ему волосы и впустила филистимлян, которые схватили и ослепили его, а затем, сковав цепями, увели с собой. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г. ), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864) в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке переиздано – издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990) Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» – «Любовь Самсона», 1951 – 52) и другие. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев.
Самсон и Далила. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. 6, 1-5). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж.
В основу картины легла история из Ветхого Завета. Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Жестокость и предсказуемый исход вызывает у зрителя ужас и оторопь. Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др. ).
Один из ветхозаветных судей. Когда на С. сходил дух господень, он обретал такую силу, что, поднимая две горы, высекал из них огонь, как из кремней делая один шаг, преодолевал расстояние между двумя городами (Вайикра рабба 8, 2). Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих. Праотец Иаков, предрекая будущее колена Данова словами: Дан будет судить народ свой. Одной из самых запоминающихся свадеб в Ветхом Завете. Сын Маноя из колена Данова из города Цора.
Его отец Моной успел состариться, но так и не дождался рождения сына. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). Самсон (правильно произносить — Шимшон) родился в семье знатной и был с детства посвящен в назареи. Ночью пришли стражники и лишили спящего Самсона волос, после чего связали и выкололи ему глаза. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду.
По ночам Далила осуществляет всё это, но С., просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы (16, 6-13). Потерять волосы означало потерять силу.
В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». Самсон был библейским героем и защитником еврейского народа от филистимлян. Волосы, безусловно, главный символ мифа.
Он уже отчаялся, когда ему явился Ангел Господень и предрек, что пожилая жена Моноя забеременеет и родит великого героя: «И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян». Все основные события жизни С. отразил в своём творчестве Рембрандт (С.
Начали готовить свадьбу. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Точность и выразительность деталей, позволяет легко прочитать композицию. Затем ангел возносится на небо в пламени сжигаемой Маноем жертвы (13, 20-21). 49, 16-17) имел в виду времена судьи С. А он подобен змею: оба живут одиноко, у обоих вся сила в голове, оба мстительны, оба, умирая, убивают врагов (Берешит рабба 98, 18-19).
Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, – драма Дж. Поспорили на тридцать рубашек и тридцать смен одежды. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам.
Самсон сумел настоять на своем. lajla, ночь) лисицы, поджигающие хлебные поля, – дни летней засухи и т. д. Отросшие волосы вновь возвратили ему силу. Он также является прототипом Храбрости, чей атрибут – сломанная колонна. Филистимляне изображены Рембрандтом облаченными в металл. В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др. ), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж.
Однажды, следуя в гости к своей невесте, Самсон увидел, как лев нападает на ягненка. В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. Далила согласилась.