Одним из основоположников реалистического направления в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов, творческий путь которого исполненный драматизма и борьбы, был недолгим. Творчество художника трагически и преждевременно оборвалось, но оно не только оставило яркий след в сознании современников, но и заложило основы для развития критически-реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. Вступая в 1880-е годы, русская реалистическая пейзажная живопись предстала перед зрителем крупным художественным явлением, что позволило ей стать одним из ведущих жанров демократического реалистического искусства.
Однако искусство Федотова развивалось своим путем. А вот портрет, натюрморт, а также пейзаж считались незначительными и даже бытовыми. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. Ею пронизана и первая значительная картина Федотова «Свежий кавалер».
Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Федор Александрович Васильев (1850—1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг, Оттепель, В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи. Венецианова. Н. Крамской) и национальному эпическому пейзажу (И.
Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). Но импрессионисты тоже хотели признания. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. И бывало зачастую так, что одно направление возникало из другого.
Идея осуществления народом своей власти непосредственно и через своих представителей. В то же время живопись в современном искусстве перестала занимать ведущее место. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие.
Персонажами его картин стали не знаменитые мужи древности, не герои евангельских или древнегерманских легенд, а простые «маленькие люди», живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Этот стиль искусства пропитан упадком жизненных сил.
И если в конце 60-х годов народ изображался главным образом как жертва несправедливых общественных порядков, то теперь он выступает уже как подлинный герой истории. Конечно, современный академизм больше не занимает ту (ведущую) роль, которая была отведена ему во времена зарождения этого стиля. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Совмещать жанры было запрещено. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг.
Отныне цвету принадлежит одна из ведущих ролей в искусстве, теперь цвет не просто поясняет изображаемое, он становится одним из главных средств смысловой выразительности, с помощью которой художники воплощают свое «отрадное», свою «любовь к жизни». 2 ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Товарищество передвижных выставок. Творчество художников-передвижников, неотступное от основных принципов реализма, приучило русскую публику «видеть жизнь» в искусстве, отличать в нем правду от лжи. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию.
Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Это сделано мастерски.
Зримо это явление прослеживается по крайней мере на протяжении полутора столетий, ведя отсчет годам от начала XVIII века. Перед нами мирская аскеза. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Теперь оно проявлялось в негодующих чувствах творца, вкладываемых им в свое произведение. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества.
Художники «Союза русских художников» вводят в свои работы контрастные сочетания, основанные на противопоставлениях дополнительных цветов, часто пользуются открытым цветом (красный, синий, зеленый), достигая с его помощью (например, в работах С. Иванова, М. Врубеля, Ф. Малявина, А. Рябушкина, К. Коровина, К. Юона, Б. Кустодиева и др. ) невиданной ранее эмоциональной содержательности.
Собственно говоря, премия существует уже несколько лет: она была учреждена еще два года назад, но каким-то громким событием не стала. Основой его работ служили легенды и предания. Эти кружки первыми запротестовали против Академии художеств.
Одним из ярких представителей этой жанровой живописи был Мясоедов, а его наилучшая картина, отражающая всю действительность того времени, называлась «Земство обедает». Но в любом случае в творчестве «младших передвижников» заметен отход от принципов жанра 70 – 80-х годов XIX века. Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Таков, в частности, «Весна идет», «Весна в деревне» – образ, чрезвычайно типичный для художника.
Но новаторство его творчества этим не исчерпывается. Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Живопись в первой половине XIX века приобрело гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Теперь мосты, возведенные между живописью и обществом, призывают нещадно разрушить. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия.
В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). В то же время выглядывающее из-за облаков солнце символизирует, что после бури обязательно настанут светлые ясные дни. Основоположниками реализма в литературе были А. С. Это время расцвета творчества И. Репина. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. С именем Павла Андреевича Федотова связан важный этап становления русской реалистической живописи XIX века.
Художник обладал незаурядным живописным талантом. Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Другие члены «Союза русских художников» были далеки от смелых устремлений Иванова.
В своих картинах Айвазовский изображает особые моменты в жизни природы (морские пейзажи) ищет прекрасное и возвышенное и необычном. О таких художниках, как А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, Л. В. Туржанский, П. И. Петровичев, С. Ю. Жуковский, С. А. Виноградов и некоторых других можно было сказать, что они в определенном смысле выступали как мастера философского пейзажа, соединяющие мысли о природе с мыслями о судьбах человечества. Но по сравнению со старшими они довольно сильно видоизменили характер жанровой картины. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья.
Замысел был осуществлён. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Это направление развивалось во Франции с семнадцатого по девятнадцатый век. Позиции реализма в Европе были укреплены Густавом Курбе. Вид и время русского глагола. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия».
Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. Однако их эстетическая позиция неизбежно ограничивала возможности активной, открытой постановки таких вопросов. Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Затем начали в нем находить и наличие художественных элементов. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Он никогда не изображал на своих работах современную жизнь. Художники жили одной дружной семьей.
Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. В середине девятнадцатого века основные направления в живописи – классицизм и реализм. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Таковыми были черты издревле присущие народному представлению о прекрасном и способах его выражения, черты традиционно-национальные и чрезвычайно устойчивые в народном сознании — непредвзятость и свежесть восприятия, нередко сдобренные иронией, условность в решении композиционных задач и передаче формы изображения, точность фиксации деталей, декоративность (узорочье), жизнерадостность и оптимизм, подчеркнутые радужной палитрой красок. Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию.
Причем изменения претерпели и используемые художниками материалы. Илья Ефимович Репин (1844—1930) Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью.
Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Работы «союзников» отличались стремлением использовать все доступные им художественные приемы для достижения нужного им настроения. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.
М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева)., Христос и Пилат подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Они проникали друг в друга, тесно переплетались и следовали какое-то время вместе. Речь идет о появлении в реализме новых стилевых начал, отражающих новые исторические условия и это относилось не только к «передвижнической» традиции.
Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Одно из известных произведений начала века на историческую тему – картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. В своем творчестве художник следует традициям русской реалистической школы живописи. Его творчество опиралось на народное искусство. Направления в искусстве, живописи, архитектуре и других сферах культурной жизни Европы этого столетия достаточно разнообразны.
Эти же принципы унаследовали его ученики — продолжатели русского пейзажа. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов.
Могилевцева. Оно просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 года), проведя за это время сорок восемь основных выставок и несколько параллельных. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Свои произведения «союзники» создают, как правило, не в мастерской при помощи сочинения на основе натурных этюдов с последующим длительным завершением, а непосредственно с натуры, когда поверхность произведения сохраняет быстроту, стремительность и темпераментность мазка.
Гоголь. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Он появился в конце девятнадцатого века как форма сопротивления общественной морали.
Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы».
Критерием для таких суждений служило сопоставление их с образцами «высокого» искусства, отвечающими требованиям профессиональной оснащенности и нормам господствующего на данном историческом этапе стиля. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Трагедия людей, потерпевших кораблекрушение, отодвигается художником на второй план — она лишена эмоционального воплощения и воспринимается лишь разумом.
В новом, романтическом направлении все мчалось, бурно двигалось и низвергалось в противовес торжественной соразмерности движений академической живописи. Еще одним известным художником этого периода был Васнецов. Акварелью исполнялись не только законченные произведения станкового характера, но и подготовительные работы – этюды и эскизы будущих картин.
Главное событие, которое произошло, названо в истории русской живописи «бунтом четырнадцати», давшее главный, решительный толчок новому течению. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции – трагическую. В самом начале столетия основным направлением в русской живописи оставался классицизм. Федор Яковлевич Алексеев, мастер городского пейзажа, является одним из родоначальников русского пейзажа. В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Тут социальное начало носило самый общий, символический характер, оно таилось в подтексте образа почти всех произведений, представлявших нечто большее, чем этюд с натуры.
Таким образом, одной из характерных черт искусства мастеров «Союза русских художников» является усиление цветности, живописности искусства, повышение его эмоциональных качеств. Творчество А. А. Иванова (1806—1858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства. Основным направлением в русской живописи второй половины девятнадцатого века стал реализм, шествующий по пути критики и обличения.
Постепенно она проникала в Англию, Францию, Россию и другие страны. Последнее, однако, допускалось со многими оговорками, которыми в основном подчеркивались эстетическая неполноценность, «провинциальность», характерные для произведений этого круга. Другой слой — «низовой», его ареал охватывал всю страну, находя свои источники среди социально обездоленных групп общества. Вслед за «Миром искусства» начали формироваться и другие объединения. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев.
Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку. В крайнем случае, он мог ее передать посредством исторического маскарада. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием.
Все эти многочисленные домашние учителя и мелкие чиновники, дворники и горничные, кухарки и продавцы птиц – не просто занятные типы. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг. ) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира».
Сегодня термин «современное искусство» применим ко всему, что создавалось творческими личностями, начиная с тысяча девятьсот семидесятого года. Появление вот такого пейзажа, окрашенного очень ярким, непосредственным авторским отношением (художник словно начинает теперь зримо присутствовать в самой работе), раскрывающего эмоциональную жизнь природы, носящего, как правило, жанровые черты, обязано мастерам «Союза».
Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. На своих полотнах художники изображали праздники или вечеринки.
По выходе из Академии «протестанты» оказались в очень тяжелых материальных условиях, но были полны энергии, воодушевлены высокими целями борьбы за национальное искусство. Бондарко А. В. В лице крупнейших представителей Товарищества его деятельность была подлинным коллективным творческим подвигом. Художники отнюдь не уходили от вопросов жизни.
Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. В семидесятых годах направление живописи несколько меняется. Это все тот же классицизм, но уже более проработанный и систематизированный. Другие развивали лирическую концепцию жанра изживая развернутую сюжетность, событийность.
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь.
Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Именно это произведение и дало название всему направлению. С этого года художественные течения практически не поддаются классификации.
Идеология избирательных кампаний. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Под руководством Крамского они объединились в Петербургскую Артель художников.
В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Например, мастера «Союза» искали национальную красоту: Рябушкин – в быте XVII века, Архипов – в пестроте национальных нарядов, Нестеров – в религиозной легенде, Малявин – в удали и темпераменте крестьянских женщин. За какие-нибудь десять – двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Основной фигурой романтизма считался Эжен Делакруа.
Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. В этом нетрудно убедиться на примере портретов, занимающих в альбоме первые номера таблиц. Они приучили русскую публику останавливаться перед картинами, заинтересовали и увлекли ее. С 2007 года российские художники, занимающиеся современным искусством, могут попытаться стать номинантами, а то и лауреатами Премии Кандинского.
Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. Академия художеств оставалась в глазах передвижников большой школой мастерства, но чуждой им своими общими идейно-эстетическими установками. С тех пор как на пороге двадцатого века началась решительная позитивная переоценка взглядов в отношении искусства дореформенной России, расслоение культуры, о котором идет речь, а точнее ее низовой" слой, все больше привлекал к себе внимание. Работы Суд синедриона.
Не случайно «союзовцы», от старейшего – А. Васнецова, казалось бы, так мало связанного с импрессионизмом, до самого молодого – Юона, выражали свои симпатии к перевороту в живописи, абсолютному во Франции в 70-х годах XIX века группой импрессионистов. Касаткин, С. В. Иванов. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. И. Шишкин). «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он.
В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры. Художник А. К. Саврасов (1830-1897) – питомец московской художественной школы – с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). Источником возникновения импрессионизма стал романтизм. Связанные с темой народа, нередко изображавшие сцены из крестьянской жизни, они считались «младшими передвижниками». В качестве фона на своих полотнах Васнецов, как правило изображал пейзаж средней полосы России. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве.
Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и указал новую цель в искусстве — стремление к художественной правде.
Возник он как следствие классического искусства. Акварельной техникой блестяще владел В. И. Суриков, листы которого отмечены особой выразительностью цвета. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». В девяностых годах концепция творческой жизни снова меняется. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен.
Но основным течением в русской живописи этого периода все же оставался реализм. Синее небо позднего лета, яркое солнце, сияние белых стен дома испещренного синими тенями, – такова картина «Парк обнажается».
Но именно это и позволяло им шокировать публику своим видением мира. Такие картины, как Что есть истина. В их работах все полно движения: колышутся воды весенней реки, зримо «ворочается» в оврагах весенний снег, ползут по траве солнечные блики. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
"Повинен смерти. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Классическая форма более ясная. И. И. Левитан (1860—1900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Форма же должна быть классической. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А. Г.
М. Васнецов «В кружале. Нельзя сказать, чтобы «низовой» слой русской художественной культуры и картин русских художников оставался незамеченным историками или искусствоведами. Учился в классах профессоров В. В. В то же время другие художники искали те же ответы в прошлом. Уже в конце 40-х годов XIX века возникали кружки поклонников новых течений в искусстве. Вся сила этого художника заключалась в объективности его произведений. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи».
Если представителей реалистической школы и в частности передвижников интересовал прежде всего социальный аспект темы, «союзовцев» привлекала красота натуры. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. Однако, за исключением Федотова, у художника не было значительных по таланту учеников. Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь).
И это действительно было неслучайным. Гиперреализм можно смело назвать максимально точным отражениемдействительности иантитезой концептуальному искусству. В самом своем известном произведении «Девятый вал», написанном в 1850 году, он доносит до зрителя великолепную красоту разбушевавшейся морской стихии, многоцветие пенящихся, сверкающих в лучах солнца могучих волн, которые, как кажется, почти достигают облаков. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы.
Таким образом, реалисты-передвижники завоевали для искусства жизнь, правду искренность. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. Даже в годы повсеместного увлечения французскими и другими западными мастерами, – в этот период члены «Союза русских художников» стремились к тому, чтобы их выставки сохраняли ярко выраженный национальный характер.
Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Но наиболее яркое и своеобразное воплощение эта тема получила все-таки в творчестве живописцев «Союза русских художников». Глобальное влияние на эти события оказало поражение царской России в Крымской войне. В персоне «свежего кавалера» как бы олицетворяется бюрократическая система самодержавия, со всеми присущими ей пороками. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Многие традиции художников обязаны своим появлением именно классицизму.
В частности, речь идет о законченности композиции и согласованных формах. Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма. В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. Направления в живописи 19 века – это классицизм, романтизм, реализм, академизм и декаданс.
Во многих своих произведениях Суриков избрал трагические фрагменты русской истории. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Она хранила традиции профессионализма, ориентацию на классическое наследие, но отстаивала идеал «чистого искусства». Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. Тонкие по цвету, свободно написанные работы Л. В. Туржанского, такие, как «К вечеру», «Желтый жеребенок», «Зимой», отличаются точностью цветовых и тональных отношений. С другой стороны, необходимость воплотить на полотне конкретное чувство (настроение) художника потребовала от него иных методов работы. В то время как мастера-реалисты имели перед собой определенную просветительную цель и социальный жанр острейшего критического характера был главенствующей формой их творчества, в творческом методе членов «Союза» для социального жанра и, следовательно, для социального анализа оставалось не много места.
Например, Обри Бердслей или Михаил Врубель. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. Их создавали художники имеющие в отношении живописи другую точку зрения. В «Автобиографии» Юона можно прочесть такие строки: «Не говоря уже о живописной технике, – весь мой образ мыслей, вся система и структура моего художественного миропонимания теснейшим образом связаны с теми методами, с теми «возможностями» и с той культурой, которые были открыты и как бы «пущены в ход» импрессионистским движением». Реалистическое искусство в XX веке выступало уже в обновленном виде и это наглядно продемонстрировали творения мастеров «Союза русских художников». Для этого надо было научиться по-новому видеть вещественный мир.
Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. Венецианов — создатель целой галереи крестьянских портретов. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова».
Художественные силы, действующие в нем испытывали давление со стороны «профессионалов» и нередко почти полностью с ними ассимилировались, причем поглощение так называемым «высоким» искусством «низового» с годами все более усиливалось. Он опередил время. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Оно характеризовалось гармонией и стремлением к идеалу.
А потому они старались находить компромиссные темы интересные для всех слоев населения. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина. Жертвой этого поворота стал он сам. За авторами произведений, входивших в орбиту феномена, барственно сохраняли эпитеты «милых, но неуклюжих учеников», а творчеству их в лучшем случае отводилось место где-то на периферии искусства.
В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). Василий Григорьевич Перов (1834—1882) Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, Тройка. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Квартира на 17-й линии Васильевского острова, а позднее на углу бывшего Вознесенского проспекта и Адмиралтейской площади стала своеобразным художественным центром — «академией Крамского», противостоящей официальной Академии.
Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
Архип Иванович Куинджи (1841—1910) На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. В этом направлении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866). Особую роль деятели объединения «Мир искусства» сыграли в развитии искусства книжной иллюстрации, а также театрально-декорационного творчества. Случалось, что и «чистый» пейзаж вызывал подобные ассоциации, как это было, например, с пейзажем Рылова «Зеленый шум».
реализма. «Огромный плюс современного искусства, – писал тогда А. Васнецов, – именно и заключается в том, что художник стал смотреть на природу, как на явление цвета и света: нет ничего черного, глухого, мутного, мертвенного в природе – все проникнуто цветом и светом». А. Степанов, П. М. Боклевский).
Появился особенный интерес к внутреннему миру человека. Нельзя рассматривать основные направления живописи 19 века, не упомянув о романтизме. В этом и была особенность и сила искусства великого живописца. Классицизм определял собственную иерархию, согласно которой к высокому положению причислялись религиозный исторический и мифологический жанры. – М., 1971. Вопрос 14. Постепенно они словно «прозревают» и в их произведениях возникает многоцветный, яркий, солнечный мир.
С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. Произведения классицизма призывают к гармонии и созвучию. На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. В результате такой балансировки возникло абсолютно новое направление – импрессионизм.
Их лучшие произведения, воплотившие в себе наиболее яркие черты реалистической живописи, — ценнейшее наследие для изобразительного искусства России. И. С. Остроухов и другие художники. Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865), предвосхитившей будущие выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Еще более приподнято звучит сияющая желтизна осенних берез, трепет легких холодных теней на белом крашеном дереве открытой террасы с букетом желтых шаров на белом дачном столе («Брошенная терраса»). Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. В XVIII веке европеизация русского искусства, появление новых жанров, обогативших живопись разнообразием тем и творческих решений, послужили импульсом к ее дальнейшему развитию и образованию иной системы изобразительных средств. Поскольку именно он поставил в центр искусства индивидуальную личность.
Эпоха Романтизма зародилась в Германии. Ни сами авторы этих высказываний, ни большая часть других участников выставок «Союза» не стали импрессионистами в буквальном значении термина. в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея.
Друг и соратник В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевич, вспоминая о жизни Владимира Ильича в Москве в 1920-е годы, писал: «Особенно его удовлетворяла Третьяковская галерея, в которой он был несколько раз после ктябрьской революции. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Особенно это касается его работ конца 1900-х и 1910-х годов. Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. В творчестве Щедрина пейзаж как естественная среда человеческого бытия получил наивысшее воплощение. каждая поставленная точка разом меняет композицию».
Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади.
Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (1833—1882). Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. В своем творчестве Иванов поднимал многие проблемы современной ему жизни: художник первым в русской живописи поднял вопрос о социальном неравенстве людей. Произведения художника 1840-х годов носят ярко выраженный романтический характер. В творчестве Алексеева же они превратились в один из видов живописного искусства.
О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу». Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
Во второй же половине XIX века, в период расцвета реализма, художники и критики видели в Брюллове лишь представителя неприемлемого для них «академического» направления. До последнего времени это была крупнейшая премия в области изобразительного искусства. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности.
Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею. Народное сознание должно быть оптимистично. В исторической пьесе Борис Годунов с огромной силой творческого проникновения воссоздаёт картину русского прошлого.
Одним из лучших художников этого направления считался Сомов. До Алексеева архитектурные виды выполнялись в основном в гравюре и носили характер «перспектив». В 1872 году Моне написал свою картину «Впечатление.
Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. Например, С. Городецкий в 1909 году писал: «поскобли любого из «Союза» и найдешь передвижника». Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел».
Таким образом импрессионизм можно назвать «внутренним» романтизмом. Успешно развивались и «малые формы» — своеобразный бытовой рассказ-новелла, мастером которого стал В. Е. Маковский, лирический пейзаж (А. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
Одним из главных достижений творчества Алексеева было «оживление» городского пейзажа. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Пушкин и Н. В.
Все формы отличались ясностью и отчетливостью. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Образуется объединение художников под названием «Мир искусства», которое пропагандирует чистоту художественных произведений, то есть отделение их от обыденной жизни. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи. Работы А. Е. Архипова, посвященные природе русского севера, особенно типичны для этой линии развития пейзажа.
События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. Весь импрессионизм был построен на восприятии. Оно послужило причиной демократического подъема и крестьянской реформы. Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения. Являясь творческим приемом, он выполняет задачу по непрерывному развитию наиболее ценных человеческих способностей, благодаря которым становится возможной победа над природными силами ради здоровья и долголетия человечества и великого счастья на планете.
Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887) Известный художник, один из главных реформаторов в искусстве известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка.
Великий русский художник Александр Андреевич Иванов обогатил российскую и европейскую живопись XIX века глубиной философской мысли. Первоначальный призовой фонд был невелик – всего один миллион рублей на десяток номинаций. Их произведения занимают значительную часть альбома.
Природа ими как бы переосмысливается заново. Эпоха НиколаяI с ее жестокой бюрократической машиной, чинопочитанием, превратившимся в культ «высокопоставленных лиц», почти узаконенным взяточничеством, административным произволом, унижением и нищетой простых честных тружеников, давала наблюдательному художнику богатый материал для сатирического осмысления ее. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Творчество этих представителей «Союза русских художников» несколько отличалось от исканий в жанре пейзажа обобщенного плана, которые мы находим у А. Рылова или К. Юона. Также не малое впечатление произвела картина Крестный ход в Курской губернии.
Определенная часть этой критики постоянно напоминала московским художникам, представляющим «Союз», что все они не только вышли из передвижников, что многие из них (С. Жуковский, А. Степанов, П. Петровичев, Л. Туржанский) неслучайно по-прежнему выставляются на передвижных выставках. Кустодиев проявлял интерес к традиционному городскому и деревенскому быту. Василий Иванович Суриков (1848—1916) Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок и живописных приемов, очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Художественная критика тех лет, постоянно сравнивая «союзников» с передвижниками, отмечала реалистические тенденции в их работах. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж.
Человек преодолевает немощь своего тела. Изменения эти шли как бы в разных направлениях.
Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). В условиях тягостной общественной изоляции, нескончаемой борьбы за кусок хлеба, Федотов создает свои последние произведения, в том числе «Анкор, еще анкор. » и «Игроки», отличающиеся драматически напряженным мироощущением. Излюбленный романтический образ художника – человек на коне. Рисуя виды волжских или енисейских берегов, пейзажи Красноярска, Тобольска и других городов, художник проникается духом русской старины, видит современность глазами историка и живописца. Историческую тему в графике разрабатывали и другие мастера Товарищества передвижных художественных выставок.
25 лет спустя после основания Товарищества передвижники говорили, что необходимо помочь «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приемы, свое мировоззрение». Следуя этому творческому кредо, в начале XX века очень много и продуктивно работает тот круг художников «Союза», который исходил из традиций В. Поленова, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и в большинстве своем это были воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Произведения его или не находят покупателей или приобретаются за бесценок. Совершил ряд художественных туров по городам России, Германии, Крыма и Кавказа. Семидесятый год двадцатого века считается переломным во всем искусстве.
Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Оценивая тенденции русской живописи того периода в целом, прежде всего стоит отметить отход от метода реализма XIX века. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным.
., Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации.
Примером может служить известное полотно «Радостный май». Особое внимание уделялось разработке сюжета как одного из наиболее действенных средств выражения идеи картины. Романтизм уступил место трезвому анализу действительности.
Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность. Хотя импрессионизм и считается начальным этапом современного искусства, предпосылки этого направления зародились еще в девятнадцатом столетии.
Направления в живописи не просто менялись со временем в порядке очереди. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Первый – это модернизм, второй – постмодернизм. Это особенно характерно для Крамского, Ге, Поленова, подобно тому, как это было в литературе в творчестве Достоевского и Льва Толстого.
Художники — искатели национальной живописи — создали новое понимание русского пейзажа. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников.
Становление финансовой системы русского централизованного государства XV – XVII вв. Глава четвертая. Социально-критические мотивы искусства шестидесятников получают в это время новое истолкование. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. И импрессионизм как творческий метод и способ художественного познания мира был удачно переработан живописцами «Союза» и подчинен их собственным творческим задачам – выразить любовь ко всему русскому. Так случилось с академизмом. Иногда их гравюры воспроизводили живописные и графические работы, но чаще это были оригинальные произведения.
На полотне показано празднование крестного хода в которой народ олицетворяет боль и немощь тогдашней России, силу и власть полиции. Многие его работы, кажется, вышли из левитановского «Марта» с его насыщенностью светом, цветностью теней, свободной живописью. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. То же и в живописи.
С. Ю. Жуковский, напротив, в том же лирическом пейзаже развивает мажорную тему. Его самая известная картина «Свобода на баррикадах» была написана по реальным событиям. На первом месте в художественной жизни оказалась живопись. Последняя треть девятнадцатого века балансировала на грани реализма и декаданса.
Каждая картина должна была раскрыть внутренний мир художника. Уступая некоторым своим современникам в значительности и глубине художественных идей, в обобщенности и картинной законченности образа, художники «Союза», несомненно, по-своему сохранили реалистические традиции русского пейзажа конца XIX века, хотя и значительно преобразили их.
Одной из характерных черт в реалистической живописи становится тенденция создания монументальной картины-эпопеи на современную и историческую тему, что особенно ярко сказывается в творчестве Репина и Сурикова, серий картин, объединенных общей темой (в батальной живописи В. В. Верещагин), с этим же был связан интерес к композиционному портрету-картине (И. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем.
Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Картины Сурикова уникальны в значительной мере преобладающим, живописным – колоритом. Новый этап в развитии русского изобразительного искусства и прежде всего живописи, неразрывно связан с деятельностью возникшего на рубеже 60–70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего лучшие художественные силы России.
Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели.
Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Реалистический метод Федотова с течением времени все более отчетливо сочетается с «проблесками, — по его выражению, — сатиры и иронии». Произведения художника даже одного периода часто несхожи. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Ряд его произведений острейшего революционного содержания увидел свет как раз на выставках «Союза».
Реализма – как партийность. В составе передвижников с 1878 года. Принимал участие в реставрации живописи XIX века в Оптиной Пустоши, в Санкт-Петербург. Соколова и В. А. Период декаданса характеризуется изображением безнадежности и разочарования.
В 14-18 века в западном искусстве преобладали влияния ренессанса и академических теорий живописи. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Федотова. От его характера и действий зависела историческое развитие. Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. Целый ряд его полотен был посвящен революционной тематике.
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Новые направления в живописи развивались в рамках двух этапов.
Однако едва ли не все художники «Союза» пережили период увлечения импрессионизмом, старались освоить его открытия, взять от него то, что им казалось положительным началом. В 1870 – 1880-х годах среди членов Товарищества было широко распространено устройство многолюдных вечеров, где все присутствующие имели возможность рисовать друг друга. Особенно яркой страницей в культуре России считается первая половина девятнадцатого века. Если Туржанского, например, привлекали убогие деревенские улочки, задворки и он без устали писал неказистых крестьянских лошадок, то, очевидно, не ради того, чтобы подчеркнуть нищету деревни, а главным образом потому, что все это было ему близко, дорого и пусть печально, но по-своему прекрасно.
Художники этого направления в ярких красках изображали все человеческие эмоции и чувства. Кроме идеи замысла, все большее внимание стало обращаться на искусство самой живописи. Восход солнца». Они воплощают ее не в неподвижном состоянии спокойной красоты изолированную от людей – у художников «Союза» природа носит всегда одухотворенный характер, она полна эмоциональной жизни, динамики.
Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). Художники «Союза» представляли собой коллектив, провозглашающий своим творчеством актуальность нового способа познания мира начала XX века и в то же время опирающийся на давние традиции русской реалистической школы.
Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»). Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Но уже к тридцатым годам его значение было утрачено.
Но поэтическое начало не покинуло этого течения. Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Все образы его картин были жизненно убедительными.
Самым важным было не то, что нужно изобразить, а то, как это сделать. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. В картине Тройка главенствует драматическая тема. А во второй половине столетия те же течения переместились из Франции в Россию.
В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Эта особенность творчества Алексеева укрепляла растущее самосознание русского общества. Тем не менее при жизни Брюллова или «великого Карла», как его прозвала элита, почитали не только в России, но и многие выдающиеся люди Европы. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник».
Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). Вся культура России вздохнула по-новому с появлением романтизма. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Такими художниками «Союза» были московские пейзажисты – М. Аладжалов, А. Архипов, В. Бычков, А. Васнецов, С. Виноградов, С. Жуковский, С. Иванов, Н. Клодт, К. Коровин, С. Малютин, К. Первухин, В. Переплетчиков, П. Петровичев, А. Степанов, Л. Туржанский, которые на протяжении многих лет определяли творческие искания этого объединения, его реалистическую основу. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах.
Художники, творившие в этом стиле, не собирались освещать философские проблемы человечества.