Воздействие искусства Лукьяна и самой его личности, бунтаря и труженика, на развитие румынской живописи было громадным.
в Бухаресте). К концу 18 в. в недрах церковного искусства наряду с традиционными каноническими изображениями появились живые, наблюденные в натуре детали быта, природы. Эмоционально насыщены по колориту пейзажи и натюрморты художника («Натюрморт с рыбой», 1947 Яссы, Художественный музей), свободно и смело написанные. Самая известная картина из этой серии «Еврей с гусем» – настоящий шедевр. использовались отдельные формы архитектуры Молдовы и Валахии. Историческая тема привлекает Г. Миклоши (р.
Полотна, написанные в Италии и Бакэу, Григореску выставил в Бухаресте, а «Голову еврея» в Парижском салоне 1877 г. В 1877 г. началась Русско-турецкая война, в которой Румыния участвует на стороне России. часто использовались отдельные формы архитектуры Молдовы и Валахии. Развивавшаяся с 15 в. станковая живопись близка центральноевропейскому кругу. Решающее воздействие искусство Григореску оказало на творчество Саввы Хенция (1848—1904). Этот параметр — часто прямое следствие любого нового свершения в поле живописи, он зависим от самого положения живописи, это можно проследить от оптической вибрации воздуха в картинах импрессионистов, живописной коллажности кубизма, возврата сюрреализма к классической живописности, дриппинга Джексона Поллока до «плохой живописи» неоэкспрессионизма.
В XIV-XVII вв. Строительство в остальных городах велось очень неравномерно. В числе интересных зданий, построенных в конце 50-х — начале 60-х гг., можно назвать фабрику «Технофриг» в Клуже (архитектор К. Якоби и другие), тракторный завод в Брашове, гидроэлектростанцию им. Высокого уровня достигли вышивка (шитые серебром и золотом предметы церковного обихода, часто с выразительными портретными изображениями) и обработка металла.
Николая в Куртя-де-Арджеш) здесь строились и однонефные триконховые храмы с притвором и куполами (церковь монастыря Козия, конец XIV в. ). В работах К. Брынкуши поиски символического звучания образов и выразительных возможностей материала иногда приводили к отвлечённости форм. С ростом национально-освободительного движения, на рубеже 18 и 19 вв.
художественная вышивка (шитые серебром и золотом предметы церковного обихода, часто с выразительными портретными изображениями и многофигурными композициями) и обработка металла. Появляются новые медиа, которые, с одной стороны, отбирают номинальные исторические функции живописи (если говорить о деформации образа, то, например, только один фотошоп своими базовыми фильтрами легко повторил практически всю первую половину ХХ века), но с другой — сами попадают в плен живописной рефлексии. На двадцать лет пережил своего товарища Штефан Ионеску Вальбудя (1856—1918), но творческая жизнь этого ваятеля, по существу, тоже завершилась к началу 20 в. Знакомство с барочной итальянской пластикой в Риме и Флоренции наложило отпечаток на его скульптуры и все же в его образах исторических героев проглядывают реальные черты румынских крестьян. 1881 Бухарест, Музей искусств РНР), автопортрет (1882 там же).
Более монументальные и строгие у Негулича (портреты Н. Бэлческу, А. Слатиняну Бухарест, Музей искусств РНР), романтически взволнованные, подчас лиричные — у Розенталя: портреты Елены Негри (Стелуцци), Марии Росетти (там же), героически приподнятые у Исковеску (Аврам Янку, Магеру, автопортрет там же) — эти портреты воспроизводят живые черты людей бурной революционной эпохи, людей деятельных и энергичных, мужественных и решительных. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. — классицизма (Георгиевская церковь монастыря Нямц, 1795). Искусство середины 19 в. откликается на события революционного движения.
Сохранились памятники искусства фракийцев, скифов, кельтов, остатки античных городов на побережье Чёрного моря (Каллатия, ныне Мангалия Истрия Томы, ныне Констанца), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др. ), многочисленные произведения греко-римской и римской скульптуры (в том числе так называемый «Трофей Траяна» из Адамклисси).
В его картинах все сильнее проявляются черты идилличности. Таков «Михай Безумный» (1885, бронза Бухарест, Музей искусств РНР), в образе которого сочетаются барочная бравурность и динамика в решении обнаженной фигуры с известным реализмом, который ощутим в грубоватом, резко характерном лице, обрамленном гривой непокорных волос. Ничто не напоминает здесь о той темной красочной гамме, которой часто пользовался художник в ранних своих работах, например в автопортрете (1868 Бухарест, Музей искусств РНР). Для написания отдельных фигур он делает этюды с окружавших его людей, что само по себе было неслыханным в религиозной живописи того времени. Изображение несущего взятку мелкого деревенского дельца — «Еврей с гусем» (ок.
На Национальной конференции Румынской коммунистической партии (1945) был поставлен вопрос о повышении культурного уровня населения. Эмоциональность полотен Г. Шару подчеркнута насыщенностью колорита. в Бухаресте архитекторами Кулина и Силионом. Дома горожан стали украшаться отдельными ордерными деталями, пышное скульптурное убранство в ренессансном духе приобрели капеллы, сооружавшиеся в готических церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512).
В 16 в. в росписях, при сохранении средневековых схем, усилились светские начала, появились черты парадной репрезентативности и декоративной орнаментальности, главным образом в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, около 1526). Восточная шахта», 1958, Г. Иванченко и др. ). С каждым годом ряды живописцев пополняет молодежь, талантливая ищущая. Он пишет батальные картины «Битва румын с турками на острове св. там же), «Хора в Аниноаса» (1890 Бухарест, Музей искусств РНР), построенные на стремительных ритмах движений танцующих, на гармоническом сочетании залитого солнечным светом пейзажа и одетых в светлые национальные костюмы крестьян, дают несколько идиллическое изображение жизни румынской деревни. Красоту и поэзию народной жизни он раскрывает в самых простых будничных мотивах: «В путь-дорогу», «Едут на волах», «Возвращение с работы» (все — Бухарест, Музей искусств РНР) и т. д. Как будто серебристый свет ворвался в картины, залил все предметы, растворил контуры.
Его «Рабочие в ложе» (1955) — глубоко психологичны и характерны. В 1869 г. он снова в Бухаресте. Среди его учеников по Ясской художественной школе были Эмануил Панаитяну-Бардассаре (1850—1935) и К. Стахи (1844—1920), автор суховатых по манере исполнения натюрмортов и жанровых картин на крестьянские темы. С ростом национально-освободительного движения на рубеже XVIII-XIX вв. С начала 18 в. распространились постройки в стиле барокко, которым свойственна сдержанность форм и декора (церкви в Клуже, Тимишоаре, Ораде, дворец Брукенталя в Сибиу и др. ).
Наряду с крестово-купольными (церковь св. Крестьянской теме посвящены ранние произведения БЭНЧИЛЭ (1872 — 1944). тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменяются функционализмом (постройки архитекторов Х. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте). Это был очень плодотворный период в жизни Григореску.
Замбахчана и др. ). В эти годы развернулась деятельность основоположников реалистического искусства в Румынии, художников-патриотов Иона Негулича (1812—1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константина Розенталя (1820—1851). До второй половины 15 столетия исторические условия и обширные экономические и культурные связи определяют напластование многочисленных влияний в искусстве Молдовы.
В 1879 г. Андрееску получил возможность поехать во Францию. В декоре построек Молдовы встречаются отдельные готические детали (стрельчатые завершения окон и порталов), которые сочетаются с узорными поливными керамическими вставками в верхней части стен и на барабанах куполов (церковь монастыря Нямц, 1497). Его «Гривица. Его «механистические пейзажи» и «заводские интерьеры» совершенно лишены людей, но их призрачное присутствие ощущается в каждой работе. На них всегда присутствует человек со своими заботами, проблемами, мыслями.
Он предпочитает холодную палитру гармонию, построенную на сочетании сближенных серовато-сизых, зеленоватых тонов, передающих грустное раздумье пасмурных сереньких деньков. В промышленных и общественных постройках (цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др. ) используются многообразные сборные конструкции. После установления народной власти и провозглашения Народной Республики (1947) в архитектуру внедряются индустриальные методы, строятся новые (Георге-Георгиу-Деж) и реконструируются старые города.
В архитектуре в начале 19 в. появились отдельные постройки в стиле классицизма. Таким является, например, увенчанное медальонами генеалогическое древо Иисуса (изображение которого украшает с наружной стороны южную стену). В 1860 г., когда роспись монастыря Агапии была закончена, Николае продолжил путь в Париж. Очень выразительны и современны интерьеры виллы, связанные между собой открытыми прямоугольными проемами, благодаря чему пространство одних залов как бы свободно переливается в смежные помещения.
В них все заметнее ощущаются настроения меланхолии, беспокойства. В этом городе Румынии, как и в Лейпциге в Германии, собрались новейшие живописные течения. В периодической печати развернули свою деятельность художники М. X. Николае Григореску (1838—1907) родился в семье бедного крестьянина. В этом же году он выставляет «Молодую цыганку», в следующем году – «Цыганский табор».
К этому времени зрение его ухудшается, рука утрачивает твердость. Примером импрессионистского пейзажа является его знаменитая картина «Девушки у ворот за работой», написанная, вероятно, в конце 80-х годов XIX века.
Противниками современного искусства часто бывают люди, которые являются кондовыми консерваторами, что не пускают в себя и своё мировоззрение ничто новое. Молодой художник всё больше ощущает необходимость художественного образования. в живописи усилились черты декоративной стилизации (работы К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу). Его первая крупная работа «Борьба Геркулеса с кентавром» (камень, 1921 установлена в 1925 г. в парке им. При этом его внимание реже привлекала судьба отдельного исторического героя («Влад Цепеш и турецкие посланцы», 1860-е гг. Такая манера в Румынии того времени была непонятна и его часто обвиняют в «незаконченности» картин.
Влажный морской воздух окутал фигурку девушки-рыбачки. важное место занимали выразительные индустриальные пейзажи, композиции на темы труда и истории революционной борьбы (работы М. Бунеску, А. Катарджи, Ш. Сёньи, М. Х. Макси). Он живет в своем доме в Кымпене, в предгорьях Карпат, достаточно уединенно. «Очередь за хлебом» (1919 Бухарест, Музей искусств СРР) воспринимается как документальное свидетельство голода и разрухи, которые принесла с собой война.
Первые успехи делает румынская литература. деятельность музея приостановилась: здание, в котором он размещался, было частично разрушено во время революции в Бухаресте, а более тысячи экспонатов безвозвратно утеряны. – классицизма. особого расцвета достигла художественная обработка металла. В период войны 1877—1878 гг. Его крестьяне мужественные, трудолюбивые, выносливые в любых испытаниях.
В картине «Мы требуем кукурузы» (1905 Бухарест, Музей искусств СРР) Штефан Лукьян (1868 — 1916) дает изображение массового выступления крестьян. Фасад ритмично членен на отдельные поля, расположенные в два яруса и украшенные рельефными орнаментальными вставками. Современность в самых различных ее проявлениях вдохновляет художников. Станковая живопись (известна с XV в. ) была близка центрально-европейскому кругу.
Летом 1907 г. он умирает. повторяли в упрощенном виде схему декора церквей начала XVI в. (церкви Михай-Водэ и Патриаршая в Бухаресте). Наряду с крестово-купольными храмами (церковь св. И лишь отдельные произведения не уступают работам времени его расцвета.
И все же основную часть художественного наследия Амана составляет историческая живопись. Среди отдельных зданий черноморских курортов Румынии следует назвать четырнадцатиэтажный отель «Парк» (1962 архитектор В. Константинеску), отели «Виктория» и «Флора» в Мамайе, застройку набережной в Мангалии (архитектор Ч. Лэзэреску), выстроенный тем же архитектором ресторан «Пэрла Мэри» в Эфории и торговый центр, сооруженный в Эфории в 1961 г. архитектором Р. Бернштейн-Кац. В сочетании с новыми конструкциями зданий, пронизанных светом, эти мозаики и росписи дают примеры удачного решения современного интерьера, красивого, рационального в каждой детали и гармоничного в целом.
Громадные задачи, которые выросли перед румынскими ваятелями в связи с развернувшимся строительством, вдохновили их на поиски новых образов, художественных приемов, материалов (использование в оформлении экстерьеров зданий цветного стекла инкрустаций из керамики и металла по цементу и т. д. ). Тудора Владимиреску). В композицию церквей Молдовы и Валахии, сохранявших традиционную структуру, в 16—17 вв.
1933 год» (1952) — мужественный рассказ о забастовке железнодорожников Гривицы. Григореску принял участие в военных операциях. Среди его учеников был его сын Кароль Шторк (1854— 1926), развивавший традиции классицизирующего искусства отца в памятнике военному врачу К. Давилла (1890-е гг. И он его по-честному отрабатывает. велось строительство крепостей, прямоугольных в плане, с помещениями по периметру, с башнями и бастионами (Нямц, Сучава). V том).
1903), своеобразный и тонкий колорист, остро чувствующий современность. Лукьян, К. Рессу, Т. Паллади, Н. Тоница, Г. Петрашку, Ш. Димитреску и др. ). В следующем году состоялась выставка «Современных художников», где Григореску представил 26 своих полотен, которые имели громадный успех. Наибольшей эмоциональности добивается Аман в оставшихся незаконченными композициях «Резня болгар турками» (1877 там же), «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша» (1886 там же).
Портретов на заказ он написал очень мало, т. к. в церквах Молдовы начали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчато расположенных арок на консолях. Центральную часть ее занимает здание Дворца с универсальным залом на 3100 человек (архитекторы X. Майку, И. Шербан, Т. Риччи). находится у здания медицинского факультета в Бухаресте).
Сооружались замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершен в 15 в. ), свободные по планировке, с помещениями в несколько ярусов вокруг иррегулярного внутреннего двора, с округлыми и квадратными башнями, эркерами и т. п. Традиционные по композиции церкви Молдовы XVII-XVIII вв. После землетрясения 1977 восстанавливаются старые и возводятся новые здания. В 1948 г. проводится реформа народного образования. И хотя эти росписи считаются вершиной румынской иконописи, но Григореску больше к религиозной живописи не возвращался.
Леон Биджу (Leon Biju, 1880-1970) — интереснейший румынский художник, о биографии и творческом наследии которого в России известно немного. К сюрреализму эволюционировал С. Бэлаша. Персонаж изображенный на картине, ходатайствует о предоставлении ему политических прав, которых румынские евреи были лишены до войны за независимость. Благородная простота и ясность замысла отличают поздние произведения Жали — рельеф «Император и пролетарий» (гипс, 1955 Бухарест, Музей искусств СРР), монумент Джордже ЭнескУ (гипс, 1958) одухотворенный образ композитора раскрыт с присущей скульптору глубиной и тонкостью психологической характеристики.
Этот успех, однако, вызвал неприязнь у части художников объединения и из-за их интриг на выставках «Современных художников» 1871 и 1872 гг. новые архитектурные веяния постепенно становятся господствующими. В коллекции Европейской художественной галереи хранится более трех тыс. Восход солнца» (1872 г. ), которая и дала название всему течению (Imression-впечатление).
Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотическая аллегорическая композиция К. Д. Розенталя). 1532 в селе Воронец, расписана в середине XVI в. ).
Он пишет батальные картины «Битва румын с турками на острове св. Романские церкви (базилики в Чиснэдиоаре, до 1223 и Алба-Юлии, между 1250-90) здесь сменились готическими с массивными стенами, монументальной башней и скупым декором (зальные храмы – св.
Церковь св. И. Л. Караджале в Бухаресте). Помимо портретов они обращались к пейзажу и жанру. В новые ансамбли органично включаются старые памятники архитектуры (площадь Республики в Бухаресте).
Главная тема его искусства — человек, мир его чувств и переживаний и прежде всего румынский крестьянин-труженик, образ которого воплощает художник в картинах «Ужин» (1942), «Возвращение с полевых работ» (1943), «Отдых в поле» (1954), «Крестьяне» (1958 все — Бухарест, Музей искусств СРР). Это и сложные по характеристикам полнокровные живые портреты: художника Бабы (бронза, 1946), композитора Чолана (1953) искусствоведа Опреску (1957). Караджале, Б. Делавранча демократическое направление завоевывает ведущее место. Делавранча) полна напряжения и стремительной динамики.
Румыны подобным дуализмом похвастать не могут. Рисуя пленных турков (еще одна его военная тема), он с большим сочувствием передает трагическое состояние этих жертв войны. Уже в 2005 году Flash Art публикует первые заметки о лидерах местной сцены. Он достиг славы, он признанный мэтр румынского искусства. 1880 Бухарест, Музей искусств РНР) или важно восседающего на коне всадника — «Управляющий» (портрет И. Атанааиаде, 1881 Клуж, Музей) отличаются убедительностью характеристики.
Серию портретов евреев следует выделить особо. В области гравюры на линолеуме и в офорте много работает Жюль Перахим (р. Неистощима выдумка художника иллюстрировавшего в острой гротесковой манере «Народные пословицы и поговорки». Но основные его работы — это темные интерьеры. Конечно известную роль в характере его искусства сыграла тяжелая, полная лишений жизнь. Символ революционной Румынии воплощен Розенталем в полном живой конкретности образе прекрасной женщины в национальном румынском костюме (моделью послужила революционерка Мария Росетти). В картине «Партия пленных» мы не видим отдельных лиц.
Их фигуры как будто вырастают из земли, с которой они слиты. Румынское правительство направило группу художников для сопровождения действующей армии. Светлым жизнеутверждением и лёгкостью гаммы отличаются пейзажи, натюрморты и исторические композиции А. Чукуренку, психологизмом и демократизмом образов, драматической выразительностью цвета и фактуры – сцены крестьянской жизни и портреты К. Бабы. «Забастовщик» (1914 Бухарест, Музей искусств СРР).
В живописи Валахии 17—18 вв., проникнутой наивной жизненной непосредственностью и красочным фольклорным началом (росписи церкви в Филипешти-де-Пэдуре, 1692, художник Пырву Муту), появились пейзажные и архитектурные фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694—1704). во всех областях Румыния формируется светское искусство. Это и есть настоящая живописность. Таким сводам соответствуют высокие, звездчатые в плане барабаны куполов. А. Жикиди, Ж. Перахим, Ш. Сени, И. Росс, В. Казар и многие другие еще в 30-е гг.
В сельских церквах XIV-XVIII вв. Тематика его работ чрезвычайно обширна — от социальных потрясений времен «железного занавеса» до комичного сражения тортами. В конце 15 — начале 16 вв. «Тудор Владимиреску», 1874—1876 там же). Михаила в Клуж-Напоке, Чёрная церковь в Брашове, XIV-XV вв. ).
Очевидны и другие параллели с немецкой волной «новой живописи»: практики в поле фигуративной живописи, где основной темой выступает прежняя и новейшая история, только в более концентрированном виде. Охотно обращается к крестьянской теме венгр по происхождению Кароль Попп де Сатмари (1812—1885), который привносил элементы юмора в свои многочисленные изображения бытовых сцен. Его работы посвящены жизни типичного провинциального румынского городка.
Высокого уровня достигли в 14—18 вв. Постоянные войны с Турцией привели к разорению княжеств. характерны поиски пластической выразительности целостных объёмов (ансамбль Национального театра имени И. Л. Караджале в Бухаресте), усиливается стремление к современному истолкованию национальных архитектурных традиций (административные центры в Бая-Маре, Ботошани и др. ). Его цикл гравюр «23 августа» (1959), отмеченный чертами повышенной экспрессивности и монументальности, передает эмоциональный накал, народный подъем дня Освобождения. Однако не только объемом строительства определяются успехи румынской архитектуры. Много работает в области портрета и А. Чукуренку (р.
работ Григореску не оказалось. («Голова чабана», бронза, 1938). Видную роль в решениях современных ансамблей играет монументальная пластика. Наиболее полно эти отрицательные стороны отразились в архитектурной практике Ш. Чертана и ряда других представителей официальной архитектурной школы. Щемящей грустью веет от пейзажа «Зима в Барбизоне» (1881 Бухарест, музей Замбахчана), где свинцово-серое небо мрачно нависло над бедными домиками, оголенными деревьями и размытой колеей дороги, по которой бредет одинокий прохожий. По существу, это острохарактерные портреты.
Реконструкцию в духе архитектуры Возрождения претерпевали и замки, приобретшие внутренние дворы с аркадами и лоджии на фасадах (замки Криш, около 1559—1698, Фэгэраш, 16—17 вв. ). Ведётся реконструкция центров городов (площадь Объединения в Яссах). В творчестве Тоницы (1886 — 1940) господствует тема социального обличения: с особой остротой и силой он разоблачает политику румынских милитаристов, ввергших Румынию в мировую войну. В этой борьбе молодая румынская буржуазия и помещики всемерно толкали архитекторов на путь стилизаторства, поощряли «неорумынский» стиль, выражавшийся в попытках эклектически применить формы и мотивы исторической румынской архитектуры к городским сооружениям нового времени, которым они были органически чужды. В эти годы развернулась деятельность основоположников реалистического искусства в Румынии, художников-патриотов Иона Негулича (1812—1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константина Розенталя (1820—1851). В архитектуре Валахии в конце XVII – начале XVIII вв.
Летом 1964 г. он возвращается в Румынию через Галицию. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Николае учится в мастерской Себастьяна Корню, представителя академической живописи, но кумиром художественной молодежи того времени был «отец реализма» Г. Курбе.
Сохранявшие традиционную композицию постройки Молдовы 17—18 вв. И все же основную часть художественного наследия Амана составляет историческая живопись. К гравюрам часто обращаются художники при исполнении больших циклов на историко-революционные или современные темы («Забастовка», 1961, В. Добриана «Петрила. В скульптуре конца XIX – первой трети XX вв. Картина вызывает у зрителя чувство глубокого сострадания к измученному болгарскому народу. Йонеску-Валбудя), стилем модерн (Д. Внутри церкви ей соответствуют четыре большие арки, на замки которых опираются пяты других четырех арок, несколько смещенных относительно первых («молдовские своды»).
В сельских церквах 14—18 вв. экспонатов, это и картины и скульптура и графика. Иллюстрации к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» (1958) лаконичны по форме, динамичны по построению, как бы уподоблены публицистическому стилю Рида.
В 1870—90-е гг. Лирической стороной оборачивается талант Перахима в иллюстрациях к романтическим стихотворениям Эмине-ску. Церкви в романском стиле (трёхнефные базилики в Чиснэдиоаре, до 1223 и Алба-Юлии, между 1250 и 1290) сменились готическими постройками (зальные храмы — св. Он давно мечтает о Париже, о котором много слыхал и решает ехать туда за свой счет.
Добриан, В. Казар, П. Эрдёш, Ф. Кордеску, Ч. Дамадьян, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнар и др. ), монументально-декоративное искусство (мозаики Э. Попа, В. Мэрджиняна, И. Бицана и др. ). до н. э. ), керамические сосуды с богатыми прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам Эгейского мира, Центральной и Восточной Европы (культуры Боян, Кукутени и др. ). Крестьянская тема оставалась одной из главных в творчестве Жали 30 — 40-х гг. Другой сюжетной линией его работ является отсылка к дадаизму. Когда зрение возвращается, он много работает, пишет замечательные картины, такие как «Тяжелая дорога» (после 1900 г), портреты : «Крестьянин-горец», «Матвей-ложкарь» и др. часто были свойственны грубоватая выразительность и характерность образов. Для 17 в. характерны изменения в решении открытого притвора.
предметов национального и зарубежного искусства. В 14—17 вв. В 19 в. в Трансильвании строительство сократилось.
В 1880-х гг. мы видим Григореску в группе художников, среди которых – Курбе и Милле. Михаила в Клуже, «Чёрная» церковь в Брашове, 14—15 вв. ) с массивными стенами, монументальной башней у западного фасада и скупым резным декором.
Это явление получило широкое признание и уже называется румынской школой живописи. Церковь в Радауцах, по планировке и системе сводов имеющую романский характер и церковь Троицы в Сирете (последняя треть 14 в. ), украшенную керамическими плитками, следует признать наиболее характерными памятниками ранней молдавской архитектуры. Повсеместно вплоть до второй половины 30-х гг. Средневековая живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизантийских традиций. Своеобразны распространённые в Валахии дома-крепости («кула») с массивными стенами и окнами в виде бойниц. 1913) передает героику труда людей, сплавляющих лес по порожистым рекам, подчеркивая динамику и слаженный ритм их работы («Сплавщики леса», 1948 Бухарест, Музей искусств СРР). Картина вызывает у зрителя чувство глубокого сострадания к измученному болгарскому народу. Наибольшей эмоциональности добивается Аман в оставшихся незаконченными композициях «Резня болгар турками» (1877 там же), «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша» (1886 там же).
В реорганизации художественной жизни важную роль сыграл Т. Аман, в творчестве которого сосуществовали романтические, академические и реалистические черты. К неолиту на территории Румынии относятся выразительные статуэтки из глины (Мыслитель из Чернаводы, 3-е тысячелетие до н. э., Национальный музей древностей, Бухарест), керамические сосуды с прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам эгейского искусства, Центральной и Юго-Восточной Европы. Художники ее не прячут, она не теряется в имитации реальности и не растворяется в прозрачности лессировок, она видна как краска на плоскости в затертом ли виде, корпусно, брызгами или стекающими каплями. Вся поверхность стен делится на маленькие панно изображающие сцены из «Священного писания». Временной период румынских выставок охватывает всю историю изобразительного искусства.
Художник находит свою манеру. Высокого уровня достигают станковая графика иллюстрация, плакат (работы В. Добриана, В. Казара, П. Эрдёша, Ф. Кордеску, Л. Маковей, Ч. Дамадиана, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнара и др. ). Французская критика писали о нем как о выдающемся художнике.
С творчеством М. Эминеску, И. Крянге, А. Влахуцэ, И. -Л. Красота цветовых гармоний полотен Лукьяна сродни чудесным образцам народного творчества. На фотографиях 1866-1867 гг.
Оно освобождается из-под опеки церкви и приобретает светский характер. Прежде всего, надо было делать множество зарисовок, причем быстро. велось городское строительство (каменные и кирпичные дома горожан, укрепления с монументальными башнями и воротами — в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Более монументальные и строгие у Негулича (портреты Н. Бэлческу, А. Слатиняну Бухарест, Музей искусств РНР), романтически взволнованные, подчас лиричные — у Розенталя: портреты Елены Негри (Стелуцци), Марии Росетти (там же), героически приподнятые у Исковеску (Аврам Янку, Магеру, автопортрет там же) — Эти портреты воспроизводят живые черты людей бурной революционной эпохи, людей деятельных и энергичных, мужественных и решительных. Григореску родился в 1838 году в крестьянской семье в селе Питару. Курорт Мамайя (к его строительству приступили в начале 60-х гг.
Это районы Ферентарь, Балта Албэ, Гривице Рошие, Друмул Таберей, Жиулуи Скынтейя и др. в Бухаресте). Он приобретает особую эпичность и значительность в картине «Дорога по холмам» (70-е гг. Его знаковая работа «Суд» рассказывает о последних минутах четы Чаушеску — запечатленный документальной хроникой момент, когда им зачитывают обвинение, за которым последовали арест и скорая казнь.
Камерная обстановка пронизана напряжением ночного кошмара. Перахим — один из первых иллюстраторов произведений русской классической и советской литературы: «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Идиота» Ф. М. Достоевского, «Жизни Клима Самгина» М. Горького. Подъёму художественной культуры способствовало объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Румынского государства (1877). Правильно это или нет, решать только вам.
С конца 60-х гг.
Для совершенствования в живописи он решает поработать в Лувре. Создаются проекты первых монументов в честь советских воинов-освободителей (для Бухареста — К. Бараски, для Ясс — Б. Караджа, для Романа — М. Шульманом). Жаля, О. Хан, К. Медря). часто покрывались богатой плоскорельефной резьбой, в которой причудливо сочетались европейские, восточные и национальные орнаментальные мотивы (церковь «Трёх святителей» в Яссах, 1639). К традициям средневековой и народной скульптуры обращаются С. Раду, Г. Илиеску, И. Власиу.
Среди ранних картин Хенция выделяется простотой и естественностью постановки «Дама с письмом» (1874 Бухарест, Музей искусств РНР). Картины «Танец брыулец» (1880-е гг.
Во второй половине 19 в. приносит свои плоды молдавская Академия Михайляна из стен которой выходит Г. Панаитяну-Бардассаре (1816—1900), возглавивший художественную жизнь Молдавии. Индустриализация страны, сооружение крупных промышленных предприятий, таких, как цементные заводы в Биказе и Черновода, химический комбинат в Борзешти, завод шарикоподшипников в Бырладе, нефтеперегонные заводы в Плоешти и т. д., повлекли за собой строительство новых городов и поселков — Онешти, Урикани, Хунедоара и других. Это компактное, квадратное в плане сооружение перекрыто плоским железобетонным куполом. Теодор Аман (1831—1891) родился в Кымпылунге, на его формирование решающее воздействие оказали его учитель К. Лекка, участник революции 1848 г. и один из вождей революции, Н. Бэлческу, с которым молодой Аман сблизился в Париже после поражения революции. Кроме него к числу прогрессивных представителей национального направления румынской архитектуры следует отнести Григоре Черкеза, Н. Гика-Будешть, А. Антонеску (ныне почетный член Академии наук СРР).
Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художественную систему. Рессу, И. Изер, Н. Тоница, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ, А. Жикиди, И. Жаля, О. Хан, К. Медря и др. ). В средневековой скульптуре Молдовы и Валахии преобладала резьба по камню и дереву (каменные надгробные плиты и архитектурные детали, деревянные врата, троны и алтари церквей), для которой характерно богатство геометрических и растительных мотивов.
В значительной степени испытал в ранний период творчества воздействие модернизма и экспрессионизма Корпел Медря (1888 — 1964), преодолевший эти влияния в своих поздних произведениях. Но уже во второй половине 2000-х появляются молодые авторы, которые заявляют о себе в живописном медиа. Вот шагают они, целая семья — впереди стареющий, но все еще крепкий глава ее, вслед за ним — остальные члены семейства, дети, женщины («Крестьяне»). Можно сослаться на такие общественные здания, как Государственный цирк в Бухаресте (1961 архитектор Н. Порумбеску и др. ). Д. Хатману более пластичен. Он сродни могучему «Погонщику буйволов» (бронза, 1929) или тем суровым крестьянам, которых часто изображал скульптор.
Со 2-й половины 1950 гг. Сомкнутым плотным строем идут они, чтобы предъявить свои права на жизнь. Эти годы – годы зрелости Н. Григореску. Светлая, чистая и звучная палитра Чукуренку особенно празднична и красива в его натюрмортах и пейзажах, таких, как «Тюльпаны» или пейзаж «Дом газеты «Скынтейя» (1953 все — Бухарест, Музей искусств СРР). Такими были и сами художники, участники тайного общества «Братство», публицисты, общественные деятели, оформлявшие в период революции парады и праздники.
Цветовое решение картины свидетельствует о колористическом даре художника. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. К последним относится Карл Шторк (1826—1887)—автор исполненных в традиционной, суховатой манере монументов спатаря (то есть правителя) Михаила Кантакузино (во дворе больницы Кольця в Бухаресте) и княгини Бэлаша (при церкви в Брынковяну).
В 14—15 вв. Последние годы жизни Григореску провел в небольшом городке Кымпина, у отрогов Карпат. В XIV-XVII вв. Своеобразие и богатство пластических решений находит он в обнаженной натуре — «Заноза» (мрамор, 1947), «Купальщица» (бронза, 1952), к которой обращался на протяжении всей жизни.
Ноты социального обличения, прозвучавшие в живописи передовых художников, определили характер румынской графики последней трети 19 в. Ее высшие достижения связаны с деятельностью Григореску и Амана, а также с зарождением политической карикатуры, с творчеством рисовальщиков, объединившихся вокруг юмористических журналов «Гимпеле», «Никиперча», а позже «Фурника» и «Факла». В 30—40-е гг. Гроб с телом художника, как в его картине «Деревенские похороны», отвезли на кладбище в телеге, запряженной волами. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. строились каменные и кирпичные дома горожан, городские укрепления с воротами и башнями (в Сибиу, Сигишоаре, Брашове).
Пачуря) и неоклассицизмом (И. Теодор Аман (1831—1891) родился в Кымпылунге, на его формирование решающее воздействие оказали его учитель К. Лекка, участник революции 1848 г. и один из вождей революции, Н. Бэлческу, с которым молодой Аман сблизился в Париже после поражения революции. События далекой истории румынских княжеств вдохновляют Ш. Констан-тинеску («Кришан», 1948) и Г. Лабина, который воспевает в историческом полотне «Господарь Ион Водэ Жестокий в битве под Кагулом» (1953 Бухарест, Музей искусств СРР) отвагу защитников родной земли. Церкви Валахии начала XVI в., сложенные из камня и мрамора, покрывались нарядной плоскорельефной резьбой (епископская церковь в Куртя-де-Арджеш).
переживало расцвет искусство демократического реализма (отличающиеся тонкостью цветовых градаций и свежестью гаммы пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и Й. Андрееску, близкие живописи барбизонской школы). С конца 1960-х гг. На одной из выставок 1868 г. его картину приобрел Наполеон III. Для церковной архитектуры 16—17 вв. В живописи 1-й трети 20 в. поиски новых выразительных и колористических возможностей использование отдельных приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к предметному миру, демократическими национальными идеалами (портреты, пейзажи, натюрморты исторические композиции и жанровые сцены Ш. Лукьяна, Г. Петрашку, Т. Паллади, К. Рессу, Ш. Димитреску, Н. Тоницы, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ и др. ). Георгия» (1859), (Изгнание турок из Кэлугерень» (1872 обе — там же).
Заслуживают внимания дворцовая церковь св. Центральная композиция цикла — «1907 год» (Бухарест, Музей искусств СРР) — изображает расстрел правительственными войсками крестьян-повстанцев. Мотивы своих картин он находит в окружающей его действительности: «Дом у дороги», «Ярмарка в Бузеу» и другие.
Таков «Михай Безумный» (1885, бронза Бухарест, Музей искусств РНР), в образе которого сочетаются барочная бравурность и динамика в решении обнаженной фигуры с известным реализмом, который ощутим в грубоватом, резко характерном лице, обрамленном гривой непокорных волос. Реалистическая основа, присущая пластике Караджи, подчеркнута в образе «Победы» (бронза, 1957), воплощающем характерные черты современной девушки-работницы: целеустремленность, смелость, победоносную уверенность. Пленные – безликая масса их гонят, как скот. экспрессивные абстрактные композиции создают И. Георгиу, В. Алмэшану. Макси, Н. Кобар, Г. Лабин.
Сравнительно много строилось в Брашове, Кымпу, Гешице, Орэштне, в городах Трансильвании. Например, «Дада», где в качестве исходного материала использовано фото первой выставки дадаистов в Германии. В изобразительном искусстве национально-освободительные тенденции особенно наглядно проявились в исторической живописи Теодора Амана, который по широте творческих исканий, активной и плодотворной общественной деятельности занимает особое место в румынском искусстве этого времени как организатор, директор и профессор художественной школы в Бухаресте инициатор создания городской картинной галереи (из нее позже вырос Национальный музей искусств) и ежегодных художественных выставок. Декоративность цвета отличает фрески 3- Ковач в клубе завода кКарбохим» и росписи Дома культуры студентов в Клуже (авторы А. Надь Бела, П. Абрудан, П. Фейер). Николая в Куртя-де-Арджеш, вторая половина XIV в. ). Шару, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, И. Мусчеляну и др. ).
В XVI в. в росписях усилились светское начало, черты репрезентативности и орнаментальности, главным образом в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, около 1526). И недаром часть из них была уничтожена по приказанию властей. В изобразительном искусстве национально-освободительные тенденции особенно наглядно проявились в исторической живописи Теодора Амана, который по широте творческих исканий, активной и плодотворной общественной деятельности занимает особое место в румынском искусстве этого времени как организатор, директор и профессор художественной школы в Бухаресте инициатор создания городской картинной галлереи (из нее позже вырос Национальный музей искусств) и ежегодных художественных выставок. В традиционную композицию церквей Молдовы и Валахии в XVI-XVII вв. Его ранние произведения: «Родник» (1879, мрамор) и «Копьеметатель» (1884, бронза оба — в Бухаресте, Музей искусств РНР) исполненные во Франции и выставленные впервые в парижском Салоне, — носят следы воздействия салонного академического искусства.
Средневековая живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизантийских традиций. Творчество Андрееску страстное, порывистое, несет следы его глубоких пристрастий и трагических раздумий. была свойственна наивная грубоватая выразительность образов. Такая рефлексия над дадаизмом воспринимается и как попытка связать свои практики с главным историческим контекстом румынского искусства и как попытка пересмотреть его значение, включив его в живописное поле, как ироничная реализация установки «достойно кисти художника».
По-иному сложилась судьба Константина Брынкуши (Бранкузи) — одного из самых видных представителей ваяния Румынии, реалиста в ранний период творчества. Борьбу за возрождение национального стиля в румынской архитектуре, против эклектического космополитизма, характерного вообще для европейской архитектуры 40—80-х гг., возглавил Ион Минку (1851—1912). Несмотря на неблагоприятные условия, в 30-х гг.
В дальнейшем художник часто обращался к жанру портрета. в живописи усиливаются черты декоративной стилизации (портреты, жанровые сцены, образы крестьян К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу, отличающиеся изощрённостью линейных ритмов, фактуры, цветовых сочетаний). Он пишет также батальные сцены. Решение интерьера церкви обладает заметным своеобразием: неф расширяется посредине боковыми абсидами (полукруглых очертаний изнутри и пятиугольных снаружи).
Для архитектуры конца 60-х – начала 80-х гг. В конце XV – начале XVI вв. В литературу приходит новый герой — крестьянин. По дороге он посетил Вену, Мюнхен, Берлин – города, поразившие его воображение. Манера его письма свободная, широкая, мощная.
Беллу был другом и покровителем импрессионистов в тяжелые для них годы. Княгиня Трубецкая, в чьи руки попала одна из его икон, даже заказала ему целый иконостас. Типичным примером такой архитектуры является многоэтажный доходный дом, построенный в начале 1930-х гг. С первых же послевоенных лет румынские художники активно включаются в общественную жизнь страны. Однако благоприятные условия для распространения светского искусства складываются лишь в первые десятилетия 19 в., в период зарождения капиталистических отношений и формирования соответствующей этому этапу развития общества новой идеологии.
1906), почетный член Академии художеств СССР, художник яркого и самобытного дарования. Высокого расцвета достигает румынская литература. Более суровы и строги образы крестьян в гравюрах Амана («Крестьянин с шапкой в руке», «Поводырь с медведем», «Варят мамалыгу», «Дед Нягу»), где с большей силой проявились тенденции социального обличения. На реалистических позициях искусства оставались и наиболее талантливые скульпторы Ф. Шторк (1872 — 1942) и Д. Пачуря (1875 — 1932), учитель многих современных румынских ваятелей. Стенописям XIV-XV вв. Пластически богата моделировка форм в скульптурах, воплощающих образы румынского фольклора: великанов Круши-дерево и Дроби-камень (бронза, 1914), моделями для которых послужили крестьяне родной скульптору Добруджи.
Он написал много портретов крестьян, евреев, цыган, нищих, пожилых людей и т. п. 1880 обе — Бухарест, музей Амана), а также к крестьянской теме. Состоит из исторических областей Трансильвания, Валахия и Молдова. Переживало расцвет искусство орнаментальной резьбы по камню и дереву, для которой характерно богатство растительного и геометрического мотивов (деревянные врата, троны и алтари церквей, каменные надгробные плиты и архитектурные детали). создавали сатирические рисунки и карикатуры, разоблачавшие звериную сущность фашизма («Здесь побывали легионеры» и «Ужасы фашизма», 1936, А. Жикиди «Человек из сумасшедшего дома», 1934, И. Росса), призывали к сопротивлению, к сплочению прогрессивные силы страны («Антифашистская оппозиция», 1936, Ж. Перахима).
Впоследствии художник создает острохарактерные национальные образы: «Мастеровой» (1911). В это время Григореску пишет много портретов. Другие фасады украшены слепыми арками, третьи делятся поясом на два регистра. В 1886-1887 гг.
На черноморском побережье созданы благоустроенные курорты (Мамая, Эфорие, Мангалия и др. ). Григореску одинаково хорошо писал пейзажи и портреты. Круглая скульптура в Молдове и Валахии в средневековый период не получила развития. Картина «Резня болгар турками» — отклик на кровавую расправу, учиненную турецкими карателями над мирным населением Болгарии в 1876 г., возмутившую всю передовую общественность Европы. Вершиной румынской живописи наряду с искусством Григореску было творчество его младшего современника и последователя — Иона Андрееску (1850— 1882). Образы его многогранны и разнообразны.
Сложную гамму человеческих чувств и переживаний — от трагедийного напряжения до глубокой скорби — передал он в монументе «1907 год» (мрамор, 1957 — 1959), установленном на центральной площади Бузэу- Абсолютно иной характер, полный светлой радости мирного бытия, — в декоративных скульптурах исполненных для курорта Мамайи. В декоративно-прикладном искусстве 14—18 вв. в работах живописцев возрождается интерес к предметному миру, усиливаются поиски национального своеобразия (работы Г. Шару, К. Дипше, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, М. Русу, И. Мусчеляну). После установления народно-демократического строя в архитектуру внедряются индустриальные методы, сооружены новые (Георге-Георгиу-Деж, Виктория) и реконструируются старые города, на Черноморском побережье созданы благоустроенные курортные комплексы (Мамая, Эфорие, Мангалия).
Этой же цели служили и первые еще во многом условные исторические композиции трансильванца Константина Лекка (1807—1887), посвященные славным страницам истории румынских княжеств, временам правления Михая Храброго или Штефана Великого. И в то же время художник с удивительной теплотой и трогательным лиризмом пишет детей («Катюша-липованка», 1926 Бухарест, Музей им. Таковы «Крестьянка из Мусчела» (1870-е гг. ) в национальном костюме, загорелое привлекательное лицо которой оживлено чуть заметной улыбкой, лукавым недоверчивым взглядом «Крестьянка в мараме» (ок. Их лица суровы и решительны, кисти рук сжимаются в кулаки.
Николая в Куртя-де-Арджеш, 2-я половина 14 в., в Пэтрэуци, 1487). Несмотря на кратковременность их деятельности (все трое погибли вскоре после поражения революции: Исковеску и Негулич — в изгнании в Брусе, в Стамбуле, Розенталь — в одном из застенков Пешта) именно в их искусстве проявилась та демократичность, которую развили мастера следующих поколений. Пачуря) и неоклассицизма (И. Лейтмотивом в его искусстве проходит тема героическая, воплощенная в монументальных портретах Микеланджело и Бетховена, Делавранча и Хории — борцов исполненных несгибаемой воли, целеустремленности, творческого вдохновения (все — Бухарест, музей Медри). В архитектуре конца 1960-х гг.
тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменились функционализмом (постройки архитекторов X. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте). Здесь он писал крестьян, рыбаков интерьеры, морские пейзажи. В дальнейшем художник часто обращался к жанру портрета.
В промышленных и общественных постройках (зал конгрессов Дворца Республики и цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др. ) используются многообразные по конфигурации сборные конструкции. Образы сказочных сирен перемежаются здесь с живой современностью. Более скромные кирпичные постройки Валахии 16—17 вв. В новые ансамбли органически вписываются старые архитектурные памятники. Он едет в Италию, о которой давно мечтал.
Этому способствовало обращение художника к натуре, к изображению обыденных сцен окружающей жизни («После купания», 1873 «У окна малой верхней мастерской», ок. повторяли в упрощённых формах схему декора церквей начала 16 в. (церкви Михай-Водэ, 1589—91 и Патриаршая, 1654—58, — в Бухаресте). Средневековое искусство Трансильвании (с 12 в. в составе Венгерского королевства) развивалось в контакте с искусством католических стран Центральной Европы. Революция 1848 г., в ходе которой румынский народ, борясь за национальное освобождение от турецкого гнета, за объединение страны, нанес удар по господству феодально-землевладельческой знати, не принесла народу победы.
Бухарест, Музей искусств РНР). В замках сооружались внутренние дворы с аркадами, лоджии и галереи на фасадах. Объединившись вокруг прогрессивных журналов «Факла» («Факел»), «Адэверул» («Правда»), «Социалистул» («Социалист») и др., художники А. Мурну, Ф. Ширато, Н. Манту, И. Изер и другие опубликовали громадное число рисунков, настоящую хронику своего времени, полную трагизма и сатирического обличения. распространился так называемый стиль Брынковяну, для которого характерно сочетание традиций народного и средневекового национального зодчества с отдельными элементами ренессансной и барочной архитектуры — лоджиями, витыми колоннами, пышными резными растительными капителями (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700—02, церковь Ставрополис в Бухаресте, 1724—1730).
По непосредственным впечатлениям создавал он свои рисунки и акварели, названные «Картинками войны» (Бухарест, Музей искусств РНР): «Переправа через Дунай у Корабии», «Военный лагерь под Блажем», «Убитые под Плевной» — своего рода наглядные корреспонденции с фронта. Он копирует Прюдона, Жерико, Рубенса, Рембрандта. В XVII в. распространилась надгробная скульптура (плиты с упрощенными рельефными портретными изображениями), в XVIII в. – стенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. Но коварная болезнь дает о себе знать. В становлении изобразительного искусства социалистической Румынии участвовали многие старейшие мастера (Рессу, Изер, Тоница, Д. Гьяцэ, Жикиди, Жаля, Хан, Медря).
Наиболее талантливым выпускником скульптурного класса был Ион Джор-джеску (1856—1898), с выступлением которого румынская пластика обретает национальный характер. Вместе с тем строилось немало таких зданий, где делалась попытка приспособить новые конструктивные системы и приемы к стилизованным историческим формам, что, безусловно, не могло дать положительного результата. 1885), спокойная и задумчивая, светло-зеленый фон оттеняет свежесть ее розового лица или курносая, черноглазая, круглолицая «Девочка в красном платочке», горящем на темно-коричневом фоне (1880-е гг. Неисчерпаемы творческие замыслы Медри-монументалиста. В Валахии возводились дома- крепости (кула) с массивными каменными стенами и окнами в виде бойниц.
Эти новые сооружения строятся по всей стране и существенно меняют облик городов Румынии. Вообще цыганская тема очень волнует художника и он впоследствии не раз к ней возвращался. Ведётся реконструкция центров городов (площадь Объединения в Яссах). сложился так называемый стиль Брынковяну, для которого характерно сочетание традиций народного и средневекового национального зодчества с отдельными элементами ренессанса и барокко (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700-02). В Яссах развертывается деятельность просветителя и художника Георге Асаки (1788—1869). переживало расцвет искусство демократического реализма (тонкие и свежие по гамме пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и И. Андрееску, близкие барбизонской школе). все — Бухарест, Музей искусств РНР).
Если, например, в таком крупном сооружении, как комплекс Дома «Скынтейи» в Бухаресте (1948 — 1953 архитекторы П. Бэдеску, X. Майку, М. Алифанти), еще отчетливо прослеживаются ретроспективные композиционные приемы используется подчеркнуто симметричная объемно-пространственная организация, применяются такие элементы, как декоративные угловые башни, недостаточно оправданные функционально надстройки, аркады со сложно моделированными архивольтами, то уже в середине 50-х гг. Их стены сплошь покрыты снаружи красочными сюжетными росписями, образующими нарядные «ковровые» композиции (церкви монастырей Хумор, 1530, Молдовица, 1532, с. Воронец, расписана в середине 16 в. ). Бунеску, А. Катарджи, Ш. Сёньи и др. ). В широком монументальном плане выполнены рисунки «Косарь», «Парень из Оаша», «Шахтеры» (1958) П. Эрдеша- Плавная виртуозная линия способствует выявлению психологических характеристик, нравственной значительности образов. Большой вклад внес Григореску и в пейзажную живопись. Несмотря на зависимость от Турции (XVI-XIX вв. ), национальные художественные традиции сохранялись. В первую очередь это обилие затененных лоджий и балконов, навесных козырьков и галлерей.
С наибольшей ясностью его искания воплотились в проекте Румынского павильона для Международной выставки 1889 г. в Париже, осуществленного позже в виде здания ресторана (на шоссе Киселева в Бухаресте) и в здании центральной школы для девочек (1890) в Бухаресте. В скульптуре конца 19 — 1-й трети 20 вв. Для церковной архитектуры XVI-XVII вв.
В это же время были организованы первые тематические выставки «Труд искусство и демократия» и «Армия в искусстве». Этому способствовало обращение художника к натуре, к изображению обыденных сцен окружающей жизни («После купания», 1873 «У окна малой верхней мастерской», ок. Вслед за «великим лириком» Румынии Н. Григореску лучшие художники обратились к социально насыщенной тематике. В 1930-х гг. В 1989г. В 1930-е гг. И, наконец, Иримеску — создатель ряда образов рабочих, среди них «Сталевар» (1954) и «Сварщица» (1962 все произведения — бронза Бухарест, Музеи искусств СРР), воплощающие типические черты тружеников свободной Румынии.
Наивысшего расцвета достигла румынская архитектура в 16 веке. Так, в парижском Салоне была выставлена первая зрелая работа Амана — автопортрет (1853 Бухарест, Музей искусств РНР). Значительная часть картин Григореску создана в Бретани (Франция), где художник часто бывал в период с 1876 по 1886 гг. Черты сюрреализма проявляются в картинах С. Бэлаша. В архитектуре Валахии в конце 17—18 вв.
Церкви Валахии начала 16 в., сложенные из шлифованного камня и мрамора, сплошь покрыты нарядной плоскорельефной резьбой (ложные аркатуры, филёнки, розетты), обычно расчленённой на 2 яруса (церковь монастыря Дялу, 1500—02, епископская церковь в Куртя-де-Арджеш, 1512—17). «Тудор Владимиреску», 1874—1876 там же). В жития святых они вносят элементы современности, в особенности в чисто местный цикл св. С возрастом у него началось серьезное заболевание глаз и временами он терял зрение. С запада он примыкает к большому пресному озеру Сютгиол. Николая в Куртя-де-Арджеш, 1352) здесь получили распространение однонефные триконховые церкви с притвором и с одним или несколькими куполами (церковь монастыря Козия, конец 14 в. ).
На двадцать лет пережил своего товарища Штефан Ионеску Вальбудя (1856— 1918), но творческая жизнь этого ваятеля, по существу, тоже завершилась к началу 20 в. Знакомство с барочной итальянской пластикой в Риме и Флоренции наложило отпечаток на его скульптуры и все же в его образах исторических героев проглядывают реальные черты румынских крестьян. Другой общей чертой практически всех авторов является отношение к материалу, к краске. Высокого уровня достигли станковая и книжная графика, плакат (В. Заброшенные производства, в которых когда-то кипела жизнь, теперь похожи на памятники самим себе и кажутся зловещим напоминанием о крахе надежд на «светлое будущее». Джорджеску находит свою манеру по возвращении на родину. С начала XVIII в. распространились постройки в стиле барокко, простые и сдержанные по формам и декору (церкви в Клуж-Напоке, Тимишоаре, дворец Брукенталя в Сибиу и др. ).
Не удивительно, что в этих условиях подобные тенденции стали знаменем официального архитектурного направления, в котором господствовали ретроспективизм, самодовлеющая декоративность, ведущие к искажению масштаба, нарушению тектонического строя и художественной цельности в работах зодчих. Безусловным лидером румынской школы на сегодняшний день является Адриан Гение. Таковы картины «Портрет госпожи Алексяну», «Крестьянка с кувшином», «Крестьянка из Мусчела» и многие другие. Она звучит и в образе Овидия (бронза, 1957 — 1958), над воплощением которого Медря работал долгое время. Над нефом возвышается купол на высоком барабане.
1903). Вершиной румынской живописи наряду с искусством Григореску было творчество его младшего современника и последователя — Иона Андрееску (1850—1882). Иоанна, который считался патроном средневековой Молдовы. Получает развитие портретная живопись (статичные, наивно-выразительные портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др. ).
Участие в освободительной войне против фашизма и искреннее восхищение своими советскими друзьями позволили Перахиму создать убедительные в своей искренности иллюстрации к поэме А. Твардовского «Василий Теркин». Участие Григореску в войне 1877—1878 гг. Переживала расцвет политическая журнальная графика (обличительные рисунки и карикатуры Тоницы, А. Жикиди и др. ). В Париже Николае поступает в Школу изящных искусств. Переживает расцвет политическая журнальная графика (экспрессивные обличительные рисунки и карикатуры Н. Тоницы, А. Жикиди и др. ).
Картина «Резня болгар турками» — отклик на кровавую расправу, учиненную турецкими карателями над мирным населением Болгарии в 1876 г., возмутившую всю передовую общественность Европы. Значительным этапом его творчества стала поездка в Бакэу в 1874 г. Здесь написаны пейзаж с фигурами людей «На берегу Сирета», целая серия портретов евреев, например, «Голова еврея» и «Еврей в кафтане». В Румынию потянулись мастера из-за рубежа. При этом его внимание реже привлекала судьба отдельного исторического героя («Влад Цепеш и турецкие посланцы», 1860-е гг. теску» (1949), «Ольга Банчик на эшафоте» (1959).
В эту группу вошел и Н. Григореску. Кричащий образ, лошадь в противогазе, выступает главным нервом — как парафраз классического представления о красоте и грации животного, но уже в виде транспортного средства военного назначения. Здесь создана большая (почти четыре гектара) площадь, перестроены прилегающие к ней жилые районы Каля Гривицей, Джулешти и др.
1880 обе — Бухарест, музей Амана), а также к крестьянской теме. Непрекращавшиеся войны с Турцией привели к разорению княжеств. Ш. Сени (р. Бухарест, Музей искусств РНР). Богатырской силы и доблести исполнен «Отдыхающий лучник» (бронза, 1926, вариант — 1927 установлен в Констанце в 1961 г. ). ЭнеРгичнее и мужественнее манера К. Данец.
Наиболее сильным было византийское влияние (план, система сводов, живопись), с которым переплеталось западное — готическое (контрфорсы, профиль цоколя, наличники). Летом 1867 г. художник снова едет в Румынию. О разнообразии творческих манер румынских графиков свидетельствуют их рисунки. На протяжении 19 в. румынское искусство проходит значительную эволюцию. И во Франции Андрееску продолжает писать пейзажи, простых людей труда.
Несмотря на установившееся турецкое господство (16—19 вв. ), традиции национальной культуры бережно сохранялись. Джорджеску находит свою манеру по возвращении на родину. В 17 в. в церквах часто использовались элементы архитектуры барокко (церковь монастыря Голия, 1660), в конце 18 — начале 19 вв. Замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершён в XV в. ), свободные по планировке имели иррегулярные внутренние дворы, округлые и квадратные башни, эркеры и т. п. С начала XVI в. под влиянием искусства Возрождения дома стали украшаться ордерными деталями, капеллы в церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512) приобрели пышный ренессансный скульптурный декор. Настенной живописи 14—15 вв.
Персонажи его религиозных картин выразительны и непосредственны. С большим подъемом пишет он «Корчму в Бакэу», «Ярмарку в Бакэу» и другие картины. Жаля, О. Хан, К. Медря). О. Ангелуцэ озаряет яркими отсветами расплавленного металла фигуры металлургов («Проба стали на заводе Решица», 1958). Более суровы и строги образы крестьян в гравюрах Амана («Крестьянин с шапкой в руке», «Поводырь с медведем», «Варят мамалыгу», «Дед Нягу»), где с большей силой проявились тенденции социального обличения.
В декоре построек Молдовы отдельные готические детали сочетались с узорными поливными керамическими вставками (церковь монастыря Нямц, 1497). Спроектирован новый административный центр Бухареста. Последнее проникло в Румынию со стороны южных Карпат. Однако, предельно ясно одно. Тогда художник выставил две свои картины в витрине музыкального магазина, как он делал и прежде – таков бухарестский обычай. Его дядя и старший брат занимались иконописью. Подъёму культуры способствовали объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Румынского государства (1877).
Пейзаж занимает большое место и в таких картинах, как «На пашне» (1880), где фигура пахаря, ведущего под уздцы белую лошадь, нерасторжимо связана с широким простором поля, с нежно-голубым небом. В иконописи Молдовы и Валахии (с конца XV в. ) строгая обобщённость образов сменилась в XVII в. тяготением к орнаментальности. Это полные лиризма женские образы, подобные «Девушке с виноградом» (1944) или «Крестьянке» («Цветок», 1961).
В 1880-е гг. Во 2-й половине 19 в., в связи с развитием промышленности и ростом городов, распространились парадные общественные постройки в духе европейской эклектической архитектуры (Атенеум, Дворец юстиции и др. Наряду с крестьянином героем их произведений становится мастеровой, а затем рабочий, отстаивающий свои классовые интересы. После выставки он вернулся в Румынию. Наряду с фресками исполненными почти в монохромной красочной гамме, в графической манере (росписи Ж. Перахима и коллектива художников в доме культуры «Красная Гривица»), встречаются и более красочные, пластичные решения («Мы строим социализм» Л. Сас или «Тудор Владимиреску» Ш. Челмареи С. Мермезе в Доме культуры им.
Лишь некоторые постройки, такие, как стадион Анеф в Бухаресте (архитекторы X. Крянгэ, М. Георгиу), гостиница «Кар-пац» в Башове (архитектор X. Крянгэ), госпиталь в Яссах (архитектор Г. Трифу), здание Министерства транспорта, административное здание на улице Каля Виктория, Военная Академия в Бухаресте — архитектора Д. Марку, центральный рынок в Плоешти, построенный архитектором Т. Соколеску еще в конце 20-х гг., отмечены единством функционального и художественного замысла, тектонической логикой и ясностью современных форм. 1887). Скромные кирпичные постройки Валахии XVI-XVII вв. В это время здесь находились и будущие импрессионисты: Ренуар, Сислей, Моне. В живописи Валахии XVII-XVIII вв., проникнутой наивно-непосредственным фольклорным началом (росписи церкви в Филипешти-де-Пэдуре, 1692, художник Пырву Муту), распространились пейзажные и архитектурные фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694-1704). господствовали эклектика, стремление к пышному декору, усложненным архитектурным формам. Особенно привлекает молодежь область монументально-декоративного искусства. Основоположником национального течения в румынском зодчестве явился Ион Минку (см.
1914). Примером может служить декоративное убранство гостиницы «Альбатрос» (авторы мозаик — Г. Спиридон и К. Крэчун), гостиницы «Томис» в Мамайе (мозаики — Г. Попеску и другие майолики — М. Плэчинтэ и И. Сэлиш-гяну), ресторана «Модерн» (цветное сграффито — Мак Константинеску), гостиницы «Нейтрал» (авторы мозаик — И. Бицан, Е. Аницей, И. Пача, В. Челмаре) и др. Картины «Танец брыулец» (1880-е гг.
— в Бухаресте), часто сооружавшиеся иностранными архитекторами. К наиболее значительным церковным зданиям этого времени относятся Митрополия в Бухаресте, монастырь Котрочень с его каменными колоннами, украшенными богатой скульптурой, церковь монастыря Бребу в Прахове (1650) с красивой башенкой-колокольней, монастырская церковь Стрехайа (1645), церковь Доамней в Бухаресте (1683). В области монументальной и станковой пластики работает Ион Иримеску (р. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Новые районы отличаются гибкостью пространственной организации, выразительным сочетанием горизонтальных и вертикальных объёмов, многообразным ритмическим расположением лоджий, солнцезащитных и вентиляционных устройств, декоративным использованием цвета и фактурной обработки панелей (районы Флоряска, Титан — в Бухаресте, Циглина — в Галаце, Стягул Роше — в Брашове). В 1870-90-х гг. В живописи 50-х гг.
Укрепившееся материальное положение позволило ему около года жить в Неаполе, Венеции, Риме, Флоренции, Падуе. Его ранние произведения: «Родник» (1879, мрамор) и «Копьеметатель» (1884, бронза оба — в Бухаресте, Музей искусств РНР) исполненные во Франции и выставленные впервые в парижском Салоне, — носят следы воздействия салонного академического искусства. 1906), автора скульптурной группы «Встреча» (бронза, 1950 Бухарест, Музей искусств СРР), овеянной чувствами братской дружбы и благодарности румынского народа к советскому. Уже в первом периоде индустриализации существенно изменилась структура населения страны и число городских жителей только за восемь лет (1948 — 1956) возросло с 3, 7 миллиона до 5, 4 миллиона человек.
Палитра его светлеет, усиливается интерес к изображению воздушной среды и солнечного света, намечаются излюбленные мотивы пейзажа, воспроизводящего проселочные дороги Румынии и медленно бредущих по ним волов, лесные опушки и поляны, бедные крестьянские домики и их скромных обитателей. В. И. Ленина (архитекторы А. Диакон, Н. Неделеску и другие) в Биказе и др. Ему, между прочим, принадлежала в свое время знаменитая картина Клода Моне «Впечатление. Так, в парижском Салоне была выставлена первая зрелая работа Амана — автопортрет (1853 Бухарест, Музей искусств РНР). во всех областях Румынии формируется светское искусство (портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др. ). Со второй половины 50-х гг.
Йонеску-Валбудя), стиля «модерн» (Д. Всё это сделало его еще более популярным, особенно среди молодых художников. После войны Биджу возвращается к занятиям живописью, участвует в выставках, путешествует по Италии, а уже в 1929-33 годах он на четыре года уезжает в Египет, откуда привозит многочисленные рисунки и живописные работы, выставляя их на своей персональной выставке в 1934 году. Здесь, как говорится, сколько людей столько и мнений.
У нас этот период характеризуется угасанием и общей стагнацией искусства, усугубленной вливанием нефтедолларов, наскоро легализованных олигархатом. Выдающимся архитектурным ансамблем является площадь Дворца Социалистической Республики Румынии (1959 — 1960 архитекторы X. Майку, Л. Гарчия, Т. Нига инженер А. Боверман). В декоративно-прикладном искусстве поиски современных форм и выразительных возможностей материала сочетаются с использованием традиций народного искусства (керамика П. Матееску изделия из стекла З. Бэйкояну, художественные ткани А. Гьяцэ, М. Подяну, Г. Стоикицы). После этого он стал расписывать монастырские церкви. С явлениями такого рода мы встречаемся, например, в особняке, выстроенном архитектором Д. Марку (1885 — 1960) на аллее Модроган в северовосточной части Бухареста (1933). В годы народной власти развернулся талант Бориса Караджи (р.
По правдивости характеристик они приближаются к замечательным творениям Григореску. От эпохи переселения народов остались ювелирные изделия готов (клад золотых вещей из Пьетроассы, 4 в. н. э. ), древних славян, поселившихся в 6—7 вв. В его военных картинах и рисунках чувствуется традиция Гойи в изображении войны.
усиливается стремление к пластической выразительности форм, пространственной игре целостных объёмов (Летний театр в Мамае, ансамбль Национального театра им. С начала 16 в. в архитектуру проникли веяния Возрождения. Краска не выступает просто расходным материалом, она являет саму себя всеми своими физическими свойствами. В 17 в. получила распространение надгробная скульптура (плиты с упрощёнными рельефными портретными изображениями в духе Ренессанса), в 18 в. — настенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. Усилились и ансамблевые начала в архитектуре и градостроительстве.
Другая работа — «Похороны Дюшана» воспринимается сначала как цветастый ковер с абстрактным изображением и только после детального изучения отдельных фрагментов и прочтения названия пазл складывается в общую «картину маслом» с минорным ладом. Черты гротеска, экспрессии присущи его сатирическим рисункам. Он много путешествует, пишет картины, работает на натуре. И как своеобразная аллегория юного города-курорта воспринимается обнаженная фигура «Солнце» (камень, 1961), словно отдавшаяся ощущению солнечного света и тепла.
Конечно известную роль в характере его искусства сыграла тяжелая, полная лишений жизнь. Но одно не оставляет в покое — напряжение от того, что все это с грохотом и скрежетом от долголетнего простоя заработает, задвигается, закрутятся маховики и машины направятся в свои абстрактные пункты «Б». Героями его поздних картин 90-х гг. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотические аллегорические композиция К. Д. Розенталя). В 1960-е гг. Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художественную систему. Но так как чиновники приучили людей давать взятки при обращении к ним, герой картины, подавая свое прошение, прихватил с собой для верности гуся.
История Музея искусств Румынии началась в 1950г. с создания выставки зарубежного искусства, куда входило 214 картин из личной коллекции короля Кароля I. Здесь были собраны истинные шедевры— картины Эль Греко, Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Доменико Венециано. (предметы из Войнештского клада, конец 12 — начало 13 вв. ). Георгия» (1859), (Изгнание турок из Кэлугерень» (1872 обе — там же).
Между румынским и российским искусством можно проследить любопытную параллель. Новый подъем румынская культура переживает после объединения княжеств в единое государство — Румынию в 1859 г. В это время не только завершается процесс становления национального румынского искусства, но и наступает период его расцвета. И. Минку обратился к традициям румынского народного зодчества и стиля Брынковяну.
Картина была выставлена в 1880 г. в Парижском салоне и имела успех. Наиболее талантливым выпускником скульптурного класса был Ион Джорджеску (1856—1898), с выступлением которого румынская пластика обретает национальный характер. Сохранились художественные изделия фракийцев, скифов, кельтов, остатки античных городов на побережье Чёрного моря (Истрия Томы, ныне Констанца и др. ), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др. ), многочисленные произведения римской скульптуры, ювелирные изделия готов и древних славян. архитектор И. Минку обратился к традициям народного зодчества и «стиля Брынковяну» (так называемый Буфетул в Бухаресте).
Художник передал впечатление народной толпы, охваченной единым порывом, не замечающей палящих лучей солнца. Такими были и сами художники, участники тайного общества «Братство», публицисты, общественные деятели, оформлявшие в период революции парады и праздники. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Его монументальная статуя «Великан» (камень, 1906) в парке «Свобода» мощной пластикой и размахом, масштабностью исполнения, гуманизмом связывает его искусство с лучшими традициями предшествующего периода. велось широкое строительство крепостей и укрепленных монастырей (Нямц, Сучава). Художники середины XIX в. откликаются на революционное движение.
Выступления румынских графиков были наиболее острыми и политически зрелыми. Особое место в творчестве Розенталя занимают аллегорические картины: «Революционная Румыния» (1850) и «Румыния разрывает свои цепи на поле Свободы» (1848 обе — Бухарест, Музей искусств РНР), созданные не без воздействия «Свободы, ведущей народ» и «Греции на развалинах Миссолонги» Делакруа. там же), «Хора в Аниноаса» (1890 Бухарест, Музей искусств РНР), построенные на стремительных ритмах движений танцующих, на гармоническом сочетании залитого солнечным светом пейзажа и одетых в светлые национальные костюмы крестьян, дают несколько идиллическое изображение жизни румынской деревни. Эта идентификация вписывается и квотируется международными биеннале и большими выставками — такими, как After Fall, прошедшая в Нью-Йорке в 2010 году, где было показано современное искусство Центральной и Восточной Европы как итог переходного периода «от коммунизма к демократии».
часто покрывались плоскорельефной резьбой с европейскими, восточными и национальными орнаментами (церковь Трёх святителей в Яссах, 1639). Трагические ноты присущи и поздним работам Андрееску исполненным на родине: «Крестьянская девочка в зеленом платке» (ок. Такие диалоги-столкновения типичны для работ Бодони. У них же он усвоил метод работы непосредственно с натуры, на открытом воздухе.
К эпизодам революционной борьбы народа обращаются в своих произведениях Е. Поппа («23 августа 1944 года») Т. Краус («Рыбница», 1953 все картины — Бухарест, Музей искусств GPP) и другие. для искусства многих европейских стран, например для Скандинавских стран. Карадже принадлежит и монумент В. И. Ленину (1958) перед зданием полиграфического комбината — Дома «Скынтейи», завершающий один из самых значительных современных ансамблей Бухареста. Художник охотно писал лесные опушки и чащу леса: «Роща зимой», «Опавшие листья», «В чаще леса» (все 70-х гг. Позже по этим материалам им были написаны картины: «В дозоре», «Пехотинец», «Шпион» и самая значительная—«Штурм Смырдана» (1885 все — Бухарест, Музей искусств РНР), одно из капитальнейших произведений румынской живописи. «Девушка за пряжей», «Дом крепостных», «Портрет старика» (все — в Музее искусств РНР) становятся румынские крестьяне, бедняки, нищие. К этому времени относятся его замечательные картины: «Материнство», «Чабан из Рукэра» и др.
Румыния (Romвnia), Социалистическая Республика Румыния, социалистическое государство на юге Европы. В живописи 1950-х гг.