Франц Алексеевич Рубо (17 июня 1856 — 13 марта 1928) — русский художник-панорамист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва».
С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки. Придется мне.
Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. Одно из ранних упоминаний о панораме «Бородино» относится к 31 октября 1909 года.
Колюбакину, советы которого художник особенно высоко ценил. «За восемьсот лье от Парижа я не могу рисковать моим последним резервом», — решил император. Эти корпуса понесли огромные потери.
Ослабла атака конницы. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши. Цикл картин Рубо охватывал огромный исторический период – от походов Петра I до «Сражения на реке Кушке 22 августа 1839 года». продать свой дом, чтобы кончить «Бородино». Склоны усеяны телами. Рубо написал панораму Бородинская битва. Подчеркивать превосходство русской армии даже в панораме было как бы неуместно.
Вот как это описывал «Русский инвалид» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Художник также был награжден орденом Святого Михаила. В 1913 году Франц Рубо уехал на время в Германию, но остался там до конца жизни.
На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Сначала он учился в Одесской художественной школе, а затем, в 1878 году, поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. Инициатива художника была поддержана на высочайшем уровне и баталист принялся за работу.
В 1891 году после экспонирования этой панорамы в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. По окончании работы художник писал: «. Франц Алексеевич Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе, в семье французского коммерсанта. В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. Предметный план оказался частично утраченным.
Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором.
панорама Бородино удачна и лучше севастопольской». Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта. К началу мая 1912 г. была завершена вся основная работа по созданию панорамы.
А у деревни Горки — ставка М. И. Кутузова. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок. Прибегая к панорамной форме, Рубо расширил возможности живописи в передаче временного развития образов. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. Рубо, потративший на создание панорамы 35 тысяч рублей, обратился к Николаю II с просьбой приобрести ее у него за 15 тысяч. Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года.
Рубо предлагает центром обзора сделать деревню Семеновское. Бородинская панорама оказалась последней в творчестве мастера. Художник тщательно собирает и изучает иконографические и исторические материалы. Он стал основоположником русской школы батальной панорамы.
В 1891 году после экспонирования этой панорамы в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. рублей». Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия.
От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Работа над ней шла при участии И. Г. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Художник также был награжден орденом святого Михаила.
Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Франц Рубо предлагает создать панораму, посвященную подвигу русского народа. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Сотни и тысячи произведений искусства были повреждены во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Гвардия не была введена в бой.
В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен. Однако, когда в 1910 году Рубо показал этот эскиз царю, тот его отклонил. Художник Н. Н. Каразин писал: «Сколько знания, таланта и вкуса Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища». Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году.
Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии. К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. А. Справа от редута вдали — Молодая гвардия. С 1901 года Рубо работал над гораздо более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг» избрав для изображения штурм Малахова кургана.
После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. словом, выходила действительно «русская» панорама. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу» Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение, ее автор – выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг. ) (Приложение 2).
Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Эскиз был показан на юбилейной выставке 1912 года. Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода.
Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Полотно было окончено летом 1912 года. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост.
На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Яркий солнечный день золотой русской осени. Он писал: «. Он родился 3 июня 1856 года в Одессе, в семье небогатого коммерсанта, родом из Франции.
Около месяца затем продолжалась работа по размещению огромного (115 м – длина, 15 м – высота) полотна и установке предметного плана. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны.
Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Специальная комиссия, возглавляемая академиком И. Э. Отстоять свою идею Рубо не смог. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. В 1930-40-е гг.
Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником. «я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Строительство началось в начале мая и к концу июля было в основном завершено. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда — Семеновский овраг. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве.
Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино». Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.
Здесь царят спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Еще во время работы над картиной «Штурм аула Ахульго» (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино".
На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. На некоторых акварелях изображена царская охота. За императором — его свита. По нему-то и удалось переправить пушки.
Это — Шевардинский редут. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Его военным консультантом становится генерал Б. М. Колюбакин. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной.
Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской – 135 тысяч человек. В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь им пришлось разрезать полотно. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской".
Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. Педагогическая деятельность в стенах мастерской сочеталась с практической работой, связанной с созданием и установкой панорамы «Оборона Севастополя». В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». На заднем плане — село Бородино. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения.
Как тяжело работать и работать так серьезно и усидчиво, когда не хватает денег. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Скончался художник в 1927 году. В этот день на заседании Императорского русского Военно-исторического общества рассуждали «О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года»».
Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства — принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой «Бородинская битва». На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова.
Фашисты бомбили лидер «Ташкент», на котором панораму эвакуировали из Севастополя. В конце 1913 года он уезжает в Мюнхен для лечения. Наполеон был вынужден лично отправиться в свой тыл, чтобы узнать, что там происходит. Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Здание музея построено на историческом месте. Французы назвали его «редутом смерти».
Активные действия французских войск приостановились. В 1902-1904 гг. Живя вдали от Родины истинным патриотом которой являлся, Рубо не написал ничего равнозначного панораме «Бородино».
Так закончилась многотрудная работа Ф. А. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове) изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г. Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) – русский художник. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.
В период работы над панорамой «Оборона Севастополя», в апреле 1903 года, Рубо узнал об избрании его профессором петербургской Академии художеств, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии. Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле.
Выставка еще не закрылась, а он уже куда-то загадочно исчез. С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии.
Известно, что некоторое время павильон использовался для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок «Трибуна». В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание.
Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. Рубо умел и любил рисовать животных. В это время, работая над «кавказским» циклом картин, Франц Алексеевич, впечатлённый драматизмом кавказской войны, приступает к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем. Однако посетители смогли ее увидеть только в 1909 году, но не в Тифлисе, а в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя». Он создал ее в 1911 году, через восемь лет после панорамы Оборона Севастополя.
Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. В 1886 году молодой художник получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для военно-исторического музея Тифлиса «Храма Славы». В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг. ).
Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Мясоедова и консультанта Б. М. Долго обсуждался вопрос нахождения здания с панорамой. Наибольшую известность принесли ему три панорамы. Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта.
28 декабря 1917 года, здание панорамы «со всем имуществом и картиной профессора Рубо» было передано электротехнической школе. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Его учителем стал Йозеф Брандт. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.
Запечатлены и другие моменты сражения. После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115х15 м) была написана за 11 месяцев. В первоначальном эскизе главным композиционным центром был бой за батарею Раевского. Только в январе 1912 года было решено построить здание на Чистопрудном бульваре.
Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.
Рубо уезжает в Мюнхен и начинает писать эскиз панорамы на свой страх и риск. У леса — захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».
Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Рубо предлагается эскиз переделать. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Колюбакина и была завершена в рекордно короткий срок.
На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем — сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Вместе с Рубо работали его лучшие ученики.
Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. Готовый эскиз художник направляет для утверждения в Царское село Николаю Второму, который эскиз не подписывает, так как на нем изображены события происходившие в разное время, а это является нарушением исторической правды. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой.
Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель.
Художник должен всегда оставаться правдивым». Подготовкой сюжета занимается В. А. Афанасьев. Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. Вместе с теми, что уничтожили здание, на панораму было сброшено 350 бомб.
марок и создал колоссальное полотно, длиной в 120 метров и высотой в 12. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая 27 мая 1905 года в Севастополе в специально возведенном для нее здании. Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса.
Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Грандиозная работа была выполнена в срок и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. Из-за Первой мировой войны Рубо теряет связь с родиной. Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. Среди характерных батальных полотен Рубо — Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913 обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург).
В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. До сих пор она считается одной из лучших в мире. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план.
рублей». Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины.
Весной 1918 года здание панорамы пришло в полную негодность. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов.
Он изображен вдали слева на белом коне. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина.
Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. «Атака запорожцев в степи» и «Кавказец-кавалерист» – самые известные работы художника в этот период. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. Почти год не могли определить для неё место.
Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Всерьез заняться воспитанием молодых художников Рубо смог только в 1908 году. Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 гг. ) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств.
К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В октябре 1962 года обновленная панорама «Бородинская битва» предстала перед зрителями. Трагическая участь постигла панораму Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны, когда 25 июля 1942 года от бомбы загорелось здание, где она находилась. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И. Г.
У подножья Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Панорама – особый вид изобразительного искусства. Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве.
В период работы над панорамой Оборона Севастополя, в апреле 1903 года, Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств и руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. И все же ее спасли— защитники города, команда корабля и, конечно же, реставраторы Драматическая история панорамы «Оборона Севастополя», может быть, одна из самых ярких, но не единственная.
По разному изображает художник командные пункты полководцев французской и русской армий. Грабарем, осмотрев в1939 году холст, пришла к выводу о невозможности его воссоздания. Полотно сняли, навернули на деревянный вал и почти сорок лет оно хранилось в таком состоянии, порой в самых неблагоприятных местах – под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж». Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».
И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.