А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой.
В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан, то есть окончена морская война, в которую Испанию втянула в 1625 году Англия и от которой страдали и Южные Нидерланды. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. Еще он был политическим деятелем, дипломатом. Родину Рубенса – Нидерланды – на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от Испании. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Однако, взглянув на картину, мы не смогли бы распознать мифологических персонажей, не будь возле них атрибутов. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Если наоборот – те же вопросы.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном.
В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии».
Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм1. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. О чем он ее спрашивает.
По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. Позднее культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, дочери Геи – богини земли. Рубенс создал образ Кибелы в соответствии с жизнерадостным духом картины (согласно с фригийскими верованиями, Кибела – мрачное божество, мистерии в её честь ни чем не напоминали безмятежную сцену, написанную Рубенсом).
Вторая серия осталась неосуществленной. В античном мифе об освобождении Персеем царевны Андромеды от дракона, в искупительную жертву которому она должна была быть принесена, Рубенс избирает момент, когда подвиг уже совершен. Попробуем подойти с другой стороны.
Это зависит и от нее. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. И тогда жесты персонажей, расположение фигур их очертания, мельчайшие аксессуары картины начинают восприниматься как часть грандиозного целого, составляющий сложный, многозвучный аккорд.
У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. Или бегемот. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Кибела считалась «Великой матерью» богов и всего сущего на земле, она даровала плодородие и возрождала умирающую природу.
Войны истощали всех и вся. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Это не мольба, это именно вопрос.
И опять же – зачем тигр. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Почему именно тигр. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров.
Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия». )Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. Если мужская – то почему такая мощная фигура. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам.
Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т. д. А головы центральных персонажей окружены и выделены «венком» рук: от соединённых в нежном пожатии рук Нептуна и Кибелы – к лёгкому взмах у руки Славы и вновь – к держащей трезубец руке «повелителя морей».
Что-то странное в этой картине. Всё это даёт возможность глубже заглянуть в смысл представленной на холсте аллегории. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела.
Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Мощный старец стоит к зрителю спиной. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. «Союз Земли и Воды» – апофеоз плодородия изобилия земного счастливого бытия – естественно и привычно реализовался в фигурах известных Рубенсу, как и всякому получившему классическое образование фламандцу, ещё со школьной скамьи. Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее.
Движения фигур при всём их разнообразии кажутся эхом друг друга, жест Кибелы как бы переливается в жест Нептуна. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Всё это придаёт нехитрой аллегории «Союз Земли и Воды» характер глубоко национальный.
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Существует также предположение, что само имя Посейдон означает «супруг земли».
Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Почему не лев. Или буйвол. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца.
На нем тоже венок победителя. Если это союз города с рекой – то где город, а где река. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
Аллегория эта имела особое значение и для Фландрии и, в частности, для Антверпена. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко.
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. Это одна из поздних работ Рубенса.