Другая значительная версия той же темы (Лувен, музей), возможно, также принадлежит кисти Мастера из Флемаля или его мастерской, однако она имеет большие повреждения. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. Левая створка»). берегу изображеныв основном светские здания (этаполовина пейзажа служит фоном для фигурыРолена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятсямногочисленные церкви, среди нихвыделяется громада собора, к которомустекаются по окрестным улицам пёстрыефигурки людей.
Яркие цветовые пятна – красные плащ Иоанна и подушка скамьи, на которой сидит Святая Варвара, зеленое, синее и золотистое в ее одежде – усиливают звучность колорита картины. Его творчество собрано вокруг двух створок триптиха, вероятно происходящего из замка, а не из несуществующего монастыря во Флемале, близ Льежа (Франкфурт, Штеделевский художественный институт).
В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Последним был, скорее всего, большой Рогир ван дер Вейден.
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Обе картины представляют собой варианты композиции изображенной на оборотной стороне «Св. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Вскоре шедевр Яна ван Эйкавновь вернули той церкви, для которойон и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте). Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения.
В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. За решетчатым окном видны дома городка.
Петром и Августином. Те же черты характерны и для триптиха «Благовещение», принадлежавшего принцессе Мероде (Нью-Йорк, музей Метрополитен, Клуатры).
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Картина «Злой разбойник на кресте» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) представляет собой верхний фрагмент правой створки большого триптиха, посвященного «Снятию с креста» известного по старой копии из Художественной гал.
Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. И вот этот Отец в красном и Христос, лежащий на земле – это и есть отмена частной собственности на землю (в Советском эгрегоре). И всё же доXVв.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Флемальский алтарь. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия — о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Кампен играл тогда важную роль в общественной жизни города, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет). Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Художник выписал мельчайшие детали и, любуясь каждой вещью, сумел передать их фактуру, объем, плотность, вес.
В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Его интересовала, прежде всего, пластическая и суровая экспрессия. Кампен был одним из первых европейских портретистов. Троица».
Родился приблизительно в конце 70-х годов 14 столетия в Валансьенне. Значит, художник (видимо, близкий друг семьиАрнольфини) присутствовал присовершении брачной церемонии и, можетбыть, написал эту картину именно длятого, чтобы она служила своеобразнымдокументом, подтверждающим законностьбрака. От триптиха сохранились только боковые створки: на левой изображен Иоанн Креститель и коленопреклоненный заказчик, на правой – Святая Варвара. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Многие его произведения известны именно благодаря копиям: «Мадонна с младенцем в апсиде», «Месса св. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.
«Мадонна с младенцем у камина» (Лондон, Нац. То же чувство интимности проявляется и в створке небольшого диптиха из петербургского Гос. На правой створке св. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flemalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Иногда его называют также Мастером Алтаря Мероде или Мастером с мышеловкой. С XIVв.
Помните, есть такие иконы Рождества Христова, где Христос-младенец (вместо яслей) лежит прямо на земле, а Иосиф – муж Марии изображён в красном хитоне. Лука, рисующий Мадонну», «Распятие» и др. гал. ) напоминает кормящую Мадонну из триптиха Мероде.
Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Помните, перед самой революцией была обретена икона «Богоматерь Державная».
Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. гал. ), «Музыкант» (частное собрание), «Робер де Масмин» (2 варианта – Берлин-Далем, музей и Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). Первым делом выяснилось, что путь-то совсем не один, а множество. н. триптих Мероде), а также т. н. Флемальского алтарь. Неужели Властям непонятно, что ЭТО ведёт к «перенапряжению» в Обществе и далее к неуправляемому раскачиванию общей «лодки». Эти же черты характерны и для двух произведений из Флемаля: «Мадонна с младенцем» и «Св. Ивовый экран предохраняет ее от жара и создает позади нее нечто вроде естественной мандорлы. Сохранились лишь створки, левая створка с Иоанном и портретом основателя находится в музее Прадо.
Вся группа помещенав великолепный интерьер дворцовойзалы, за окном которой открываетсязавораживающая панорама: закрытыйдворик, где гуляют павлины и цветуткрасные розы и белые лилии («запретныйсад», считавшийся ещё с библейскихвремён символом девственности, вхристианскую эпоху осмысливался каксимвол Девы Марии) крепостная стена, на которой стоят, разглядываяокрестности, двое горожан широкаярека, неторопливо текущая к горизонтугород, раскинувшийся на её берегах садыпредместий, лесистые холмы, хребтыдалёких гор. Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Распятый разбойник полон грубого, брутального реализма (натянутые мышцы, ужасные раны), подчеркнутого отрывистым ритмом контуров, которые выделяются на золотом фоне. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям.
Уокер в Ливерпуле. КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник.
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Количество, масштаб и тон нападок на закон Гласса-Стиголла свидетельствуют о том, что лондонский Сити и Уолл-стрит, осознавая признаки приближающегося финансового кризиса, сильно нервничают из-за перспектив его принятия и поручают прикормленным «учёным» и «научным сотрудникам» попытаться доказать его негодность.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Долго считалось, что первым художником, отошел от традиций готики был Ян ван Эйк. Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в 1427 году.
Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Эрмитаж). Георгия», «Поклонение волхвов», «Св.
Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Последнее кажется наиболее правдоподобным и принято сегодня большинством исследователей. галерея). Родился ок.
Однако в том же Рождестве мастер обращается и к изображению натурного пространства — уходящего вдаль пейзажа. Он вывел основные принципы, присущие этому виду портретного искусства: поясное или погрудное изображение модели, трехчетвертной поворот, скромный костюм, темный фон.
Те из них, кто отрицает самосуществование Губерта ван Эйка, считают, что в своём первоначальномвиде эта надпись содержала именарезчика, сделавшего раму (по ирониисудьбы носившего имя Губерт) и Янаван Эйка — единственного автора живописиалтаря. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям.
Надпись над зеркаломгласит: «Ян ван Эйк был здесь». Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии).
н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Эрмитажа «Мадонна с младенцем» панданом к этой композиции служит «Троица», построенная по распространенной формуле: Бог-Отец восседает на троне и держит на коленях мертвого Христа, на плече которого сидит голубь – Святой Дух. Оригинальность и мощь художника особенно проявляются в его зрелых произведениях. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка.
У нас Христос уже «родился на земле» и мы не захотим другого. Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. Международный форум в Китае состоялся и тезис «Один пояс – один путь» стал достоянием международной жизни.
КАМПЕН, РОБЕР (Campin, Robert) (ок. От голубя в разные стороны расходятсязолотые лучи, делая каждое лицосветлее. В настоящее время большинство исследователей отождествляет его автора с живописцем Робером Кампеном, работавшим в городе Турне. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Вопрособ авторах алтаря вызывает спорыисследователей до сих пор.
В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда тому не было и тридцати. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Они поражают своими лицами, в которых выражается интерес художника к трактовке деталей. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов.
Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее. Или им некогда об этом думать за «чавканием» у общественного КОРЫТА». Более позднее и единственное датированное произведение Мастера из Флемаля – триптих, заказанный ему в 1438 кельнским магистром ордена миноритов Генрихом Верлем (Мадрид, Прадо). Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне). Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Недавно открытый триптих (Лондон, гал.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. «Рождество» (Дижон, Музей изящных искусств) включает в себя один из первых северных пейзажей.
Умер Кампен 26 апреля 1444. Повседневный мир поэтизируется, соединяясь с символизмом некоторых предметов. Примерно к тому же времени можно отнести крошечный эрмитажный диптих, на створках которого изображены Троица и Мадонна с Младенцем у камина. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. За решетчатым окном видны дома городка.
Советский Союз не для этого был спланирован. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. 1380. В 1 794 г. четыре картины изцентральной части алтаря вывезлифранцузские войска.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Богоматерьмолится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), ноглядит Она уже в противоположнуюсторону, налево, туда, где Её встречаютблагословение ангела, поток небесногосвета и где расположен наполненныйводой рукомойник (Новый завет). Умер Кампен 26 апреля 1444.
Мастеру из Флемаля принадлежат также многочисленные портреты: «Супружеская чета» (Лондон, Нац. Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Вероники» – «Св. Фигуры святых на оборотной стороне исполнены в технике гризайли и имитируют статуи в нишах «Обручение Марии» на лицевой стороне наполнен характерными деталями, персонажи расположены очень близко друг к другу, некоторые лица гротескны. Показательна картина "Рождество" (ок.
Первые документальные свидетельства, в которых встречается упоминание художника, датированы 1406 годом. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). На небольшом панно из музея Гране в Экс-ан-Провансе «Мадонна во славе со св. Люди их не принимают, просто ненавидят как не своё. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа.
В ранних работах мастера несомненна связь с искусством франко-фламандской миниатюры, послужившей для Кампена отправной точкой. Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Свеча напоминает о миссии Христа — просветить мир. Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру.
Замечательный пейзаж в одной из ранних картин, «Рождество Христово» (ок. Robert Campin ок. Наконец около 1410 г. он попробовалрастворить проваренное и очищенноельняное масло в так называемом беломбрюггском лаке (летучем веществе типаскипидара) и, добавив тщательнорастёртый пигмент, получил густую массу, легко высыхающую даже в тени. И как всегда идеальная картинка базовой идеи начала рассыпаться на глазах.
Косой поток света вливается в круглое оконце его лучи несут с собой крохотную фигурку Младенца с крестом – так художник пытается рассказать о грядущем пришествии Спасителя в мир. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов.
КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. 1380. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Тогда явление этой иконы восприняли как знак, что теперь Сама Царица Небесная поведёт «красную» Россию. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Кисти Кампена принадлежат также Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения.
Техника масляной живописи, которую использовал Кампен, позволяла достоверно воспроизводить окружающий мир, точно передавать игру света на поверхности предметов, тончайшие нюансы цвета и формы. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-художник в Турне с 1406 года. Они видят, что для нас это антизаконно. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица.
Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Института Курто, собрание Сейлерн) является, вероятно, самым ранним из известных его произведений: «Положение во гроб» и «Воскресение» с коленопреклоненным донатором у подножия Голгофы – это лишь предлоги для композиции, соединяющей тонкие силуэты исполненные готической грации, но подчеркнуто объемные, благодаря ниспадающим тяжелыми складками драпировкам. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. За решетчатым окном видны дома городка.
распространился обычай включать визображения на сюжеты из Священнойистории коленопреклонённые фигурызаказчиков (так называемых донаторов или дарителей, поскольку заказытакого рода делались с намерениемпожертвовать алтарь или иконукакому-либо храму). Длялюдей, знающих всё это, композиция АлтаряМероде приобретает новое звучание. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название.
Имя художника встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений. Вероники» из Франкфурта. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
(нидерл. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в 1427 году. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Художникполучил возможность свободно накладыватьодин слой краски поверх другого —вносить изменения в картину по ходуработы или, наметив основные формыодноцветными красочными пятнами, затем «оживлять» их лёгкими мазкамидругого тона, передавать облик предметови сложные переходы от света к тени споразительной точностью.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Родился ок. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Забота о цельности, хотя и несколько искусственно, с помощью дороги и освещения, объединяет персонажи, расположенные перед яслями на дальнем плане.
Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Родился ок.
Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Показательна картина Рождество (ок. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Стариннаянадпись на его раме гласит, что работунад алтарём «начал художник Губертван Эйк, выше которого нет», а закончилеё Ян, «в искусстве второй». Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Так, створка из триптиха (Мадрид, Прадо) подчеркивает различие в жанрах. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Ян ванЭйк был наделён незауряднымисследовательским даром. Всё это множестволюдей (отныне единый парод Божий)поклоняется Агнцу и одновременнопринимает Его жертву: кровь Агнцапретворяется для них в воду Вечной Жизнии в благодать Святого Духа, которыйв виде голубя парит над жертвенником.
Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Раскрытая книгаговорит о Божественной мудрости, белаялилия — о чистоте (это прямо относитсяк добродетелям Девы Марии).