Картина Франсуа Буше Рождение и триумф Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Франсуа Буше «Рождение Венеры», 1740 год, находится в Национальном музее, Стокгольм.
С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Рождение венеры Франсуа Буше любил писать картины на мифологические темы.
Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля. Армида, красавица-колдунья, была послана Сатаной (поддержкой которого заручились сарацины), чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар.
Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. В качестве платы за услугу и как искушение, Юнона предлагает Эолу свою самую красивую нимфу, Деяопею. Согласно «Илиаде» Гомера, Энейизбежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так какему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродитьславу троянцев на другой земле.
Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима в 1099 г. и установлением христианского царства. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
Образы мира безмятежного, но полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Но не одни они ждали прибытия Венеры – три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу. Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры». Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.
Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери афинского царя Орейфии. За эти, не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты, он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомысленных женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Истинным певцом женской красоты был Франсуа Буше, «кого Венера и ее Двор, — по выражению современника Фрерона, — избрали своим художником».
Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью. Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия. Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры». В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон "Туалет Венеры", где богиня показана во всем блеске своей наготы. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа).
Беспокойства во взгляде ее нет. Художник в своей мастерской В 1720 году в возрасте семнадцати лет Буше поступил в мастерскую гравера Жана-Франсуа Карса, что позволило ему изучить искусство оформления книг и работу с гравюрой, а также самостоятельно зарабатывать на жизнь. Купание дианы В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. pastoralis — пастушеский), в искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то же время Купидон готовит стрелу, предназначенную для страсти и послушания нимфы, запястья которой связанны жемчугом. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. С 1760 года Буше терял былую популярность.
А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант— крови в сочетании семенем), упавших в море— богиня Афродита. Портретная живопись не была "коньком" Буше.
И в один прекрасный день она стала его любовницей. Борей, в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). В 1737 году Буше стал профессором Академии.
Вполне вероятно, что приобретение этих двух композиций Н. Б. Туалет богини венеры «Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей – фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. В битвах под Троей Эней принималдеятельное участие в поединках с Диомедом (из-за трупа своего другаПандара) и с Ахиллом он был избавлен от гибели в первый раз Венерой, вовторой раз Посейдоном.
По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). pastorale, от лат. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора.
Древние греки не знали, что видят одну и ту же звезду (причем не звезду, а соседнюю планету) и считали, что в утренние часы они могут любоваться Фосфором, божеством ослепительно яркой утренней звезды а вечером их взглядам предстает Геспер, бог вечерней звезды – самой прекрасной из звезд, в Риме почитавшейся под именем Люцифер. Уже гораздо позднее халдейские астрономы в результате долгих наблюдений и размышлений пришли к выводу, что это все-таки одно и то же небесное тело тогда греки дали ей имя своей Улыбколюбивой богини, а римляне впоследствии ее переименовали. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины.
Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами).
В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п.
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Буше скончался 30 мая 1770 года. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). А. С. Пушкина).
Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы.
Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Раздосадованный и обиженный Вулкан выковал тончайшую, но очень прочную сеть, в которую и попались незадачливые любовники. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В Риме на Буше особенно сильное впечатление произвели работы живописцев Пьетро. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели".
В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Известно большое количество полотен, написанных Буше и его учениками на эту тему.
Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Тот оскопил отца серпом. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
Изображался сильным крылатым мужчиной. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.
А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им.
За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины – так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего "снаряжения" Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше.
Армида вложила в руку Ринальдо зеркало (на картине зеркало держит, точнее подпирает своей спиной, один из амуров) влюбленные смотрят в глаза друг другу и при этом видят в зеркале свой собственный образ в момент любовного экстаза. Венеры Буше, погруженные в цветущую природу, негаснущие небеса, ласкающий свет солнца и обещающие сладость любви, живут в атмосфере эротики, созданной с большой деликатностью, где есть лишь легкий намек на соблазн. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.
Одновременно существует ряд рисунков мастера на сюжеты «Триумфа Венеры» и «Туалета Венеры», одни из них являются самостоятельными, другие следует считать подготовительными к живописным композициям. Картина «Рождение Венеры» написана по древнегреческим преданиям о Венере и Зевсе. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров. С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой – окрашены интимностью, личным отношением художника к модели.
За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. К последним можно отнести набросок к фигуре Венеры из композиции «Триумф» использованный в нью-йоркском оригинале и эрмитажной картине.
Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть.
Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Еще труднее вообразить себе, что эта Диана натравит своих псов на несчастного Актеона, случайно увидевшего ее наготу.
Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Два воина взирают на происходящее, укрывшись за колонной дворца Армиды. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия.
Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Вряд ли кто-то прервал ее чтение и потревожил покой. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал.
Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник и его заказчики, были забыты.
С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
Ринальдо и армида Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Т. Тассо (1544—95). Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Многие из них являются набросками к его будущим картинам.
Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Сюжет картины прост. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Четыре прекрасные хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной.
Осенняя пастораль Пастораль (франц. Однако эти особенности, отличающие представленные картины от основного варианта (в начале XX века — собрание А. Гольдшмита, затем — А. Ротшильда в настоящее время — частное собрание, Нью-Йорк), заставляют усомниться в авторстве Франсуа Буше. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия.
Соблазнительная юность его женских образов смягчала эротизм поз и движений. Вторая картина называется "Летняя пастораль".
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Вторая картина называется "Летняя пастораль".
Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Жилище Борея находилось во Фракии, в нем царили холод и мрак. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Молодая дама раздумывает над прочитанным, подняв глаза от книги. В ней проиллюстрирован целый миф. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога.
Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга.
Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался).