Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Но колористическая гамма сдержанна. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения.
Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. Автопортрет. Каков же он, человек романтического поколения, запечатленный на полотнах выдающихся творцов. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817). Да, конечно, его нищета. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Наиболее известными его произведениями считаются иллюстрации к библейской Книге Иова, Божественной комедии Данте, Потерянному раю Мильтона. Тонко построена живописная поверхность холста. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого.
Не была исключением и живопись. Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. 1830 год. Рунге, К. Д. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Смогут ли устоять люди. Давида дАнже, А. Л. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. «Вид в Сорренто».
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Хотя и в этом произведении выразительность форм и лиц замечательнее колорита, тем не менее, мало чем нарушаемый однородный серый тон производит впечатление.
На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К.
К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Холст, масло.
Многим дано мало, немногим многое. Эжен Делакруа. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. С. Ф. Щедрин. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами.
Горящие свободой и ненавистью к угнетателям молодые люди того времени сочувствуют освободительной войне Греции. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. И вновь вернули художнику. Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус.
Бородин, Ц. А. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт.
Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Изменилось их место в обществе. «Портрет М. Ю. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков.
Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
Если образы Гавроша, Свободы, студента, рабочего — почти символы, воплощение непреклонной воли борцов свободы — вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состраданию. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение.
В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. У ног Свободы раненый.
Горные пейзажи и живописные древние руины, это темы многих живописных полотен, конца 18 и начала 19 веков, когда художники-романтики чаще всего обращались к этим сюжетам. На смену рациональному классицизму, наполненному строгими правилами и догмами, пришло утверждение свободы личности, самоценность духовной и творческой жизни человека. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.
Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии.
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер.
Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло.
Кюи, П. И. Чайковский (Россия). А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Чувства художника особым образом компонуют эти горные громады и опять читается движение от тьмы первых шагов к будущему свету. Но, открывая красоту души в лицах поверженных греков, художник настолько драматизирует происходящие события, что для сохранения единого динамического темпа напряжения он идет на деформацию ракурсов фигур.
Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих.
Вот почему в галерее портретных образов значительное место занимают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального исключительного способствовал подъему этого жанра.
Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Автопортрет. Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры.
Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин.
Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала.
Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Никто не является мерилом для всех. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве.
Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Например во Франции из мастерской Давида выделились так называемые художники-примитивисты, в Англии – прерафаэлиты. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. 1819 г. Лувр. Русский музей.
Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. М. Ю. Романтизм (франц. Были ли у него крылья. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош.
Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. В искусстве портрета в начале девятнадцатого века все большее внимание уделяется изображению творческой интеллигенции, поэтов и художников России, а также обычных людей и крестьян.
Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Париж. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами.
Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение.
Художественный темперамент заставлял его искать темы пылкие, выражать страсти, доведенные до крайних пределов кисть его как бы поспешная, но в сущности решительная краски он брал все, но не беспорядочно и сочетал их гармонично. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты.
Да, у него был идеал гармоничной личности, о чем говорили и современники, однако Кипренский не стремился буквально спроецировать этот идеал на художественный образ. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.
И в самом деле, романтизм не имел определенных, ограничивающих и стесняющих правил индивидуальность художников была настолько свободна, что некоторые из них даже известны только виртуозностью, другие брали сюжетом сцены просто из произведений новейших модных писателей и жили чужим вымыслом во что бы то ни стало. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
Следовательно, не было и этой причины. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. В изображение природы художник вкладывает особый смысл.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Каждому открывается душа природы по-иному.
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Конь имеет одну точку опоры, он должен обрушиться на землю, ввинтиться в схватку, которая довела его до такого состояния. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2.
Делакруа видит смысл новой эпохи в изображении уже более конкретного исторического события – борьбы и страдания свободолюбивой Греции. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Господствует чувство непринужденности, естественности. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
Более светлым стал колорит. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). Толстой и др. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Мусоргский, А. П.
Одухотворенные, меланхоличные пейзажи – опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Восприятие их требует углубленного сопереживания. Красивы тела, лица полоненных людей. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. 465, 5 х 651 см. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
Но после войны народ не получил воли. Холст, масло. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Даргомыжский, М. А.
Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Герой романтической эпохи: портретная живопись. Париж. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Жерико, Делакруа и его последователи. Повышенный интерес к личности человека, свойственный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине XIX века, где собой доминантой стал автопортрет. О. А. Кипренский. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов.
1826 год. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги.
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
Фридриха и Й. А. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена).
Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты.
Да, конечно, его веселость. К началу ХIХ в. пейзажная живопись имела давние и прочные традиции, однако именно романтики научили видеть в природе нечто одухотворенное — не просто среду человеческого обитания, а зеркало космоса, маленькой частицей которого является человек. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). В создании художественного образа он шел от натуры, словно отмеряя, насколько далека или близка она к такому идеалу.
Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. — Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Это был какой-то вихрь. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота.
Несмотря на такой кажущийся бунт, большинство из них были очень одухотворенными людьми, глубоко постигнувшими искусство. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Прежде в нем видели автопортрет художника. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. К. Айвазовский». Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений.
Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века».
Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Почти все работы назарейцев создавались коллективно. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. 1841 год. Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на вершину мира, стремление к светлеющим непокоренным высям.
П. Заболотский. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). П. И. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806). Живопись не была исключением. Без прямого указания на профессию живописца.
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой».
В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Скажите лучше — глава мятежа. » После закрытия Салона правительство, напуганное грозным и вдохновляющим призывом исходящим от картины, поспешило вернуть ее автору.
Коха), стремление к возрождению религиозного духа итальянской и немецкой живописи 15 в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Теодор Жерико. Слева студент с ружьем. К. Д. Фридрих. При этом во всех портретах столько истинного благородства души.
Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Тогда же и был, видимо, написан по первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к выводу, что и добро и зло существуют не вне человека, а в нём самом. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Это глубоко трагический образ. Они основали литературную живопись и показали, до чего она может дойти: картины сделались виньетками к книгам. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Деламарком» (из «Квентина Дорварда»).
Темпераментность мазка, лаконизм композиции, выразительность характеристики действующих лиц, типаж которых взят Гойи прямо из толпы, поражают. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.
В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Бари, Ф. Рюда).
В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Плот «Медузы».
Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. «И. Вальдмюллер).
Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Этого требовало образное решение картины. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Эжен Делакруа. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. 491 х 716 см.
Давид ставил красочность в подчиненное положение рисунку, т. е. линиям и форме и соответственной композиции техника живописи школы была спокойная и колоритность допускалась насколько была необходима для отличия одного предмета от других. Если в сентиментализме идеалом является душа простого человека, которую сентименталисты видят не только равной душе аристократа, но порой и выше и благороднее, то романтизм интересует не только добродетель, но и зло, которое он даже пытается облагородить его интересует также диалектика добра и зла в человеке (вспомните главного героя романа М. Ю. Так в чём же между ними разница. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
Орловский. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.
Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Многие художники эпохи романтизма считали, что к пониманию сущности бытия нужно идти через постижение людей, внутреннего мира человека. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость.
Портрет работы А. Тыранова. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821). Портрет Н. В. Кукольника. По обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом Соболевского, где тогда жил поэт.
Стоит только сопоставить Автопортрет Орловского с Автопортретом Кипренского, чтобы тотчас бросилось в глаза серьезное внутренне различие обоих портретистов. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника.
Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Он беседует с очевидцами события, делает зарисовки казнённых и умирающих, пишет сотни этюдов бушующего моря. 1850 год.
Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. И. К. Айвазовский. Лувр.
Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опускался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью. Вот таким образом романтизм имел своих врагов, которые считали принципы романтиков столько же ложными, как и принципы Давида. Содержание же его картин обыкновенно драматическое или трагическое, но он избегает резко безобразного, чего не боялись близкие последователи Делакруа.
Очень сложное полотно с его ужасающей ясностью, эмоциональной интенсивностью и очевидным отсутствием героя стало символом нового стиля. На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста. Одни требовали от художника прежде всего умственной работы, другие — воодушевления чувством. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма.
Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Англия была классической страной романтической литературы.
Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией.
Автопортрет в костюме Гамлета. К. П. Брюллов. Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Третьяковская галерея.
Позиция вслушивания определяет основную форму общения человека с природой и ее изображения. В них появились пессимистические настроения. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Свобода на баррикадах. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Франсиско Гойя.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза».
Раздробленная на небольшие княжества и герцогства Германия не переживала серьезных общественных потрясений, художники не создавали монументальных полотен изображающих героев-титанов, здесь интерес вызывал глубокий духовный мир человека, его красота и величие, нравственные искания. Закат солнца. Александр Гессе (род. Романтический герой всегда одинок.
Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Давид принадлежал к первым: хотя он ничего не основал, но его деятельность не прошла бесследно и бесполезно ибо он сокрушил выродившуюся живопись.
Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Уильям Тёрнер. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины.
Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур.
Отменно разработан колорит, краски неярки, гармонично сочетаются друг с другом, освещение спокойное: свет мягко льется на лицо юноши, обрисовывая его черты, без лишней экспрессии и деформации. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
Кораблекрушение. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Главное его достоинство — колоритность. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте.
«Девятый вал». Самым сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии, которому были свойственны особое внимание ко всему остроиндивидуальному, мистико-пантеистические настроения, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя (работы Ф. О. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.