Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И. Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих (1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении всей своей жизни только картины природы.
(Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства.
Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Здесь нет пошлости, а робкое прикосновение мужских трепетных пальцев к прозрачной коже возлюбленной неуловимо эротично. Начало XX века плодовито на романтику с его девичьими сплетнями и песнями («Дружеские сплетни» и «Серенада» картины Блааса), сочной палитрой и фотографической точностью мимики чувств, масок смущения («На балконе» – Блаас) и бесстыдства («Наемный пастух» – Хант). Другие ученые считают, что термин происходит от слова «романс» (от испанскогоromance-форма средневековой народной песни).
Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Но сколько – вдохновили. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Автопортрет. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля.
По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Портрет Е. В. Давыдова. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос.
Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Перед нами – целое море людских страданий. Это глубоко трагический образ. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Стоит только сопоставить Автопортрет Орловского с Автопортретом Кипренского, чтобы тотчас бросилось в глаза серьезное внутренне различие обоих портретистов.
К. П. Брюллов. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур.
Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Много общего у романтизма и с символистами конца XIX века. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Ланкре – «Танцующая Камарго» – ок. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины.
Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев.
Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения.
Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Это был какой-то вихрь. Это были законченные переполненные композиции с точной компоновкой плана и мелких деталей.
Были ли у него крылья. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Франсиско Гойя. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. и «Ухаживание» – 1881г., Джон Уильям Годвард – «Обручальное кольцо» – 1891г.
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Третьяковская галерея. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Главное его достоинство — колоритность.
И вновь вернули художнику. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно.
X. Хант). некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей.
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Восприятие их требует углубленного сопереживания.
1841 год. Этого требовало образное решение картины. Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного1 классицизму и Просвещению.
В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов.
Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Портрет работы А. Тыранова. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. К. П. Брюллов. В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. Вот почему в галерее портретных образов значительное место занимают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого.
Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим.
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей.
Верди. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета.
В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. "Десант в Субаши" (1889) К началу ХIХ в. пейзажная живопись имела давние и прочные традиции, однако именно романтики научили видеть в природе нечто одухотворенное — не просто среду человеческого обитания, а зеркало космоса, маленькой частицей которого является человек. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях.
Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Внимание уделялось теперь эмоциям, переполняющим персонажей, остальной мир был сглажен и размыт по периметру, много света, много радости и любви, отсутствие второстепенных пустяков. Отличная от вышеперечисленных живописцев работа Ханта «Просыпающаяся совесть» по-своему романтична и трепетна.
Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа». В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Париж. Живопись не была исключением. Слева студент с ружьем. Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. 1730г, Фрагонар – «Качели» – 1767г.
Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин.
Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина.
Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Главные герои начинали жить вне пространства, вырванными из обыденности, сейчас, сию минуту (Лоуренс Альма-Тадема – «Белый флаг» – 1881-1900 гг. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. – Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях.
Автопортрет в костюме Гамлета. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции.
Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ).
Пробуждается интерес кфольклору истории иэтнографии, что политически проецируется в национализме. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Жерико, Делакруа и его последователи. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Хоть и утверждают почитатели Кипренского, что художественные преимущества на стороне его романтического портрета, где поэт представлен погруженным в собственные мысли, наедине с музой, но народность и демократизм образа безусловно на стороне тропининского Пушкина.
Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Еще одним выдающимся портретистом был О. А. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). У ног Свободы раненый. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость.
Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Да, конечно, его веселость. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Он с трудом приподнимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить то прекрасное, за что он погибает.
Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Плот «Медузы». Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги.
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Это был яркий период изложения любви в картинах, тяги к чувствам и чувственности сюжетов.
2. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. «Да или нет» в его исполнении греет добротностью обстановки. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
С. Ф. Щедрин. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Делакруа видит смысл новой эпохи в изображении уже более конкретного исторического события – борьбы и страдания свободолюбивой Греции. Закат солнца. Родиной романтизма по праву можно назвать Францию.
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». Это зрелое искусство, рассчитанное на грамотную публику, способную выделить из, казалось бы интимного, нечто сочное и трогательное, быть может, пережитое им самим, а уж автором подавно. Его появление явилось результатом разочарования в прежних идеалах устройства мира. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения.
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа.
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Смогут ли устоять люди. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века.
Существовало и другое толкование этого термина. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы».
Значение романтизма ценность отдельной человеческой личности и полная свобода художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Романтизм сменяет эпохуПросвещенияи совпадает спромышленным переворотом. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Не была исключением и живопись. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей.
Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре— все эти средства индивидуализируются. Господствует чувство непринужденности, естественности.
В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. «И. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела.
Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению. Да, конечно, его нищета. Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив её тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Но после войны народ не получил воли.
Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. О. А. Кипренский.
Эжен Делакруа. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Александр Гессе (род.
Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией.
Красивая, очаровательная донья Исабель Ковос де Порсель запечатлена на портрете, который художник не случайно считал одной из лучших своих работ. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Мечтая о лучшем, социально-демократическом устройстве, люди в России той эпохи отнюдь не отрывались от реальной действительности, сознательно отвергали индивидуалистический культ личной свободы, расцветавший в Западной Европе, взрыхленной буржуазной революцией.
Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение. Никто не является мерилом для всех. Не всегда иллюстрация чувств была естественной, как, например, в живописи XIX – XX веков. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812).
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один с величественной Природой. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2.
Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Одни исследователи утверждают, что за основу взято слово «роман». Кораблекрушение. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»).
Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным.
Только в 1818 г. последние войска союзников очистили Францию и реставрация пошла своим путем но уроки большой революции не остались бесследными и умы медленно и другим уже порядком подготовляли вторую революцию. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира».
Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. В сочинении Данте возникал новый возрожденческий мир путем переживания средневековьем памяти об античности. Более светлым стал колорит.
Многим дано мало, немногим многое. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно.
Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
и др. ). Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. В последнем Орловский так же, как и в Автопортрете, применяет эффектную, героическую позу с резким, почти перекрестным движением головы и плеч. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Но колористическая гамма сдержанна.
Но, открывая красоту души в лицах поверженных греков, художник настолько драматизирует происходящие события, что для сохранения единого динамического темпа напряжения он идет на деформацию ракурсов фигур. Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг.
Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). 1814 г. Прадо, Мадрид Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. История происхождения термина Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец. » Как реакция на вырождающийсяклассицизмв большинстве европейских стран возникает новый стиль – романтизм. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Турок на вздыбленном коне справа как бы нависает над всем передним планом и множеством находящихся там страдальцев. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи».
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. 1836 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева).
Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Распространилось на различные сферы деятельности человека. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Он не озабочен благопристойностью своей внешности: пышных волос не касались гребенка и щетка, на плече – край клетчатого плаща прямо поверх домашней рубашки с распахнутым воротом. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Государственный музей, Берлин Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Происхождение термина «романтизм» точно не определено. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. На фоне бесконечного пространства всхолмленной местности, которая еще кричит от дыма пожарищ и незатихающего сражения, художник показывает несколько групп израненных, обессиленных женщин и детей. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом.
Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой.
Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.
В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери. 1809 г. ГРМ. Англия была классической страной романтической литературы.
За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Красивы тела, лица полоненных людей. Орловский. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование.
Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года.
Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков.
Субъективизм в изображении пейзажа приходит в искусство только с творчеством романтиков, предвещая лирическое раскрытие природы у мастеров второй половины XIX в. Исследователи отмечают в работах Фридриха расширение репертуара пейзажных мотивов. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. 1848 г. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852). Разочарование романтизма—это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация—лишь одна ее сторона.
Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Тонко построена живописная поверхность холста.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. «Последний день Помпеи». Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Плот и оплот романтизма. 1819 г. Лувр. По общему мнению именно в Алжирских женщинах Делакруа начал свои эксперименты с цветом.
Без прямого указания на профессию живописца. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества – на этом стоит романтик Фридрих.
Романтический герой всегда одинок. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей.
Прежде в нем видели автопортрет художника. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Следовательно, не было и этой причины. К. Айвазовский». Так, например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. К. П. Брюллов.
От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. К. Д. Фридрих. Позиция вслушивания определяет основную форму общения человека с природой и ее изображения. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве.
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна.
Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. О. А. Кипренский. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Уильям Тёрнер. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Портрет Н. В. Кукольника. «Вид в Сорренто».
В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные определенными культурными традициями. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). 1808—1809 гг.
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
1826 год. На большинстве созданных Кипренским произведений лежит печать необычности, подчас загадочности.
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Монах на берегу моря. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. и др. ). Автопортрет. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона.
Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». В поисках новых ориентиров, свободных от академических условностей, за образец искренности и художественной свободы они взяли средневековое искусство. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес.
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Несомненно, здесь уловлены подлинные черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Теодор Жерико.
Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Каждому открывается душа природы по-иному. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему небу. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым.
Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Ее изложение дотошно четкое в мелочах и интерьере. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена).
Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Романтизм – неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры.
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Франсиско Гойя. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. К. Д. Фридрих. В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. По общему мнению именно в "Алжирских женщинах" Делакруа начал свои эксперименты с цветом.
Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Сюжеты, соответствующие его темпераменту, художник искал и находил не в истории, а в созданиях литературы, где если и встречались описания исторических лиц и события, то уже прошедшие через воображение. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.
В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.