Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И. Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих (1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении всей своей жизни только картины природы.
Романтизм провозгласил независимость человеческой личности, ее индивидуальность, свободу проявления чувств. Это зрелое искусство, рассчитанное на грамотную публику, способную выделить из, казалось бы интимного, нечто сочное и трогательное, быть может, пережитое им самим, а уж автором подавно. Истоком романтизма в театре принято считать эстетическое движение «Бури и натиска» (нем. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Романтизм в русской живописи был представлен в трех основных жанрах: портрете, пейзаже, монументальном искусстве, где очень сильно было влияние классицизма и романтические идеи тесным образом переплетались с академическими канонами.
Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Кюхельбекера, А. И. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранешний А. С. Творчество М. Ю.
Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. И чем посильнее традиции, тем жестче и непримиримее протекает борьба с ними. Внимание уделялось теперь эмоциям, переполняющим персонажей, остальной мир был сглажен и размыт по периметру, много света, много радости и любви, отсутствие второстепенных пустяков. Отличная от вышеперечисленных живописцев работа Ханта «Просыпающаяся совесть» по-своему романтична и трепетна.
Поражение декабристов увеличивает пессимистические романтические настроения. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием.
Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей.
XIX вв. Герцен. Оканчивающей романтическую традицию в российской литературе есть возможность считать философскую лирику Ф. И.
Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти.
Баратынского, Н. В. Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа. Толстой и др. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря».
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер.
Вяземского, молодого Пушкина отдают дань анакреонтической «легкой поэзии». В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений.
Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Слева студент с ружьем. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. и др. ).
Весна, На жатве. и др. ). Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории.
Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. Одоевского, Е. А. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Рококо пестрил наивными картинками, красиво исполненными, но меланхоличными и убегающими от реальности (Н.
Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Байрон, П. Б. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России».
Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Веневитинова, С. П. Трактовку библейских сюжетов они наполняли внутренним философским смыслом, религиозно-мистическим настроением, предавая его с помощью многочисленных знаков я символов.
И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников. Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Бородин, Ц. А. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев). Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение «К морю» (1824).
В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». У ног Свободы раненый.
«Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Все краски композиции точно соответствуют натуре.
Округлое лицо в очках излучает добродушие. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Полностью эстетические принципы романтизма были заложены в период т. н. Прежде в нем видели автопортрет художника. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение.
В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Этот путь должен разрешить все противоречия, целиком поменять жизнь. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее».
На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги.
В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. В том случае в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия К. Н. Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»».
Да, конечно, его веселость. За его спиной – величественная панорама Кремля. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров.
Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Эскизы, предшествующие картине, говорят о том, что первоначально Жерико хотел изобразить борьбу находящихся на плоту людей друг с другом, но позднее отказался от такой трактовки события. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Колорит Энгра, конечно, выше колорита Давида любя красивые, благородные формы, он не подражал в живописи просто скульптурным произведениям, как Давид, но не любил также ни колорита романтической школы, ни сильных выражений страстей.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. 1-ый завершается восстанием декабристов. Последняя работа замечательна тем, что она была представлена на очередной выставке, проходящей в Салоне в том же году. Мальчик не позирует. Главные герои начинали жить вне пространства, вырванными из обыденности, сейчас, сию минуту (Лоуренс Альма-Тадема – «Белый флаг» – 1881-1900 гг. Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
Лирическому герою Лермонтова нет равных посреди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой). Более светлым стал колорит. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут.
Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в. Французское слово romantisme всходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а потом и рыцарский роман), британскому romantic, превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Ланкре – «Танцующая Камарго» – ок.
Наилучшие разумы Европы доказывали и предсказывали это общество грядущего, однако реальность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым иррациональным, а современное публичное устройство стало грозить природе человека и его личной свободе. Он любил изображать библейские сцены и даже воображал, что к этому роду у него особое призвание помещал фигуры среди больших пейзажей романтического характера. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма — вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е).
Гете, управляющего на рубеже XVIII-XIX вв. Так в чём же между ними разница. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда.
Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. в Германии. Это путь к совершенству, «к цели, разъяснение которой необходимо находить на той стороне видимого» (А. Де Виньи). Восприятие их требует углубленного сопереживания.
Батюшкова, А. С. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Да, конечно, его веселость.
Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Композиторы-романтики старались при помощи музыкальных средств выразить глубину и достояние внутреннего мира человека. Противостоял романтизм эре Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», легкодоступным для всех читателей, представлял собой нечто обратное классике с ее великодушной, «возвышенной» темой, соответствующей, к примеру, для традиционной катастрофы. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает галлактические масштабы, становится «болезнью века». Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). П. Заболотский.
Он связан с именами В. А. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет.
Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Смогут ли устоять люди. 1730г, Фрагонар – «Качели» – 1767г. Одними из первых это сделали художники. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819).
Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Да, конечно, его нищета. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен.
Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы.
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792). Да, конечно, его нищета. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.
Особый интерес представляют портреты, создание которых ученые-искусствоведы относят к периоду с 1822 по 1823 г. История их написания заслуживает особенного внимания. Предпосылки этого двойственны. Батюшкова, П. А.
Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием. Но и здесь его ждало разочарование. Романтический герой всегда одинок.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Живопись не была исключением. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота.
Весь этот художественный антураж не случаен. Герой романтических про-зведений — незаурядный человек, оказавшийся по воле судьбы в сложных жизненных обстоятельствах. Возникновение романтизма граничит с антипросветительским движением, предпосылки которого лежат в разочаровании в цивилизации, в соц, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. И вновь вернули художнику.
Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте». Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Брюллов, А. А. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне.
Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. Были ли у него крылья.
Делакруа предстает здесь мастером колорита. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее.
Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Байрона, К. Брентано, Э. Т. А.
«Да или нет» в его исполнении греет добротностью обстановки. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах.
Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. Господствует чувство непринужденности, естественности. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта.
Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Римский-Корсаков, М. П. Англия была классической страной романтической литературы. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).
В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. 491 х 716 см. Балакирев, Н. А. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы.
Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Это был какой-то вихрь. Героям многих романтических произведений (Ф. Р.
Тема одиночества – одна из главных в творчестве Лермонтова, почти во всем дань романтизму. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». В портрете Тропинина много простоты и естественности. Совершенство утрачено навечно, миром правит зло, воскресает древний хаос. Бородин, Ц. А. Развивается романтичная проза: А. А. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына.
Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос.
Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Это был какой-то вихрь. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Пушкин). Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века.
В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой катастрофы, основным героем которой становится мощная личность, восстающая против законов общества. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы и вот таким образом в их творчестве (вобщем, так же, как и у многих прозаиков) существенное место занимает пейзаж – сначала, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные отношения.
При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд.
Следовательно, не было и этой причины. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Вот почему в галерее портретных образов значительное место занимают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность.
Решающей предпосылкой развития романтизма стали действия Величавой французской революции. Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. придворным Веймарским театром. Гоголя.
Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. Кюи, П. И. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма.
Часто музыкальные произведения были с оттенком автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма.
В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. П. И.
Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Музыка становится более рельефной, персональной. Это выражается в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е. А. Баратынского и поэтов-«любомудров» – Д. В.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Это глубоко трагический образ. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Энтузиазм к истории отразился также в трудах историков французской романтичной школы (О. Парадоксы романтизмаФеноминальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивида с тяготением к безличному, стихийному, коллективному завышенную рефлективность творчества – с открытием мира безотчетного игру, понимаемую как высший смысл творчества, – с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь личный мятеж – с растворением в народном, родовом, государственном. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Тонко построена живописная поверхность холста. Sturm und Drang), колоритными представителями которого были Ф. Шиллер («Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь») и И. В. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Лермонтова, К. Ф.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины.
Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века».
Жуковский). При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Одоевского и др.
Это был пик его творчества. Рылеева, В. К. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего.
Это был яркий период изложения любви в картинах, тяги к чувствам и чувственности сюжетов. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный.
Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Красивы тела, лица полоненных людей. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения.
Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Глинка, А. С. Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей.
Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. В картине На пашне. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
Не только лишь драматургическая («Ифигения в Тавриде», «Клавиго», «Эгмонт» и др. ), да и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила базы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. А. де Мюссе («Лорензаччо», 1834). Романтизм Романтизм (фр.
Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. В ходе работы было внесено несколько изменений. В музыке направление романтизма сложилось в 20-х гг., а развитие заняло весь XIX век. веймарского классицизма, тесновато связанного с именованием И. В. Но эта борьба неминуема, так как она и является жизнью (Я жить желаю. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей.
Тема «страшного мира», характерная всей романтичной литературе, более ярко воплотилась в так именуемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», либо «трагедии рока», – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), также в произведениях Дж. Гете (в собственных ранешних драматических опытах). Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки.
Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Как бы они не различались в деталях (с палитрой и кистями, в халате или в сюртуке, в экзотических одеждах и широкополых шляпах) в них есть общность идеи, утверждение личности художника-творца и его эстетического кредо. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции.
Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера. «Портрет отца (А. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение.
Даргомыжский, М. А. У других «мировое зло» вызывало протест, добивалось отмщения, борьбы. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря.
Многим дано мало, немногим многое. Они находили черты, составляющие первооснову государственного духа. Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики.
Чайковский. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Здесь нет пошлости, а робкое прикосновение мужских трепетных пальцев к прозрачной коже возлюбленной неуловимо эротично. Начало XX века плодовито на романтику с его девичьими сплетнями и песнями («Дружеские сплетни» и «Серенада» картины Блааса), сочной палитрой и фотографической точностью мимики чувств, масок смущения («На балконе» – Блаас) и бесстыдства («Наемный пастух» – Хант). Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными. Государственная самобытность проявляется сначала в устном народном творчестве.
Вот таким образом каждый персонаж, являясь частью единого целого картины, составляет и нечто замкнутое в себе, представляет собою символ, отлившийся в завершенную форму.
«Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. и «Ухаживание» – 1881г., Джон Уильям Годвард – «Обручальное кольцо» – 1891г. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений.
Его родители умерли, когда он был совсем юным. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Особый интерес представляет тот факт, что в ходе работы мастер экспериментирует в области цвета. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Создавалось чувство искусственного погружения женщин и мужчин в обстановку, навязывающую им улыбку, смех, трогательно вздернутые брови и взгляд куда угодно – то на объект вожделения, то без взаимности вдаль. Другая картина предстает пред зрителем в эпоху Неоклассицизма, пришедшего на смену Романтизму с его полемикой с классическими канонами и страстями. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Это отдало мощнейший толчок развитию французской романтичной драматургии. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О.
Мастер редко обращался к этому жанру. Этого требовало образное решение картины. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым.
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Он выразился в разработке жанра исторического романа (Ф. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».
Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Именно она явилась заключительным штрихом композиции, которая приобрела после этого глубоко трагичный характер. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Ее славу составили В. Гюго («Кромвель», 1827 «Марион Делорм», 1829 «Эрнани», 1830 и др. ) А. де Виньи («Жена маршала дАнкр», 1831 «Чаттертон», 18935 переводы пьес Шекспира) А. Дюма-отец («Антони», 1831 «Ричард Дарлингтон», 1831 «Нельская башня», 1832 и др. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Орловский.
Алябьев, М. И. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Вот таким образом цвет не только эмоционально воздействует на чувства зрителя, но несет символическую нагрузку.
1814). Входя в антитезу «классицизм – романтизм», направление подразумевало противопоставление классицистического требования правил романтичной свободе от правил.
Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. romantisme, от средневекового фр. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение.
Но после войны народ не получил воли. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Этой установки в своем творчестве придерживалось большинство художников, обращавшихся к жанру пейзажа. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов.
Кюхельбекера, А. И. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет.
И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно.
Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), в некий степени А. И. Наряду с изображением «товарища по романтическому цеху» Орест Адамович Кипренский многократно писал самого себя.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте».
Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей.
Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Кстати, Делакруа позднее будет писать о том, что греческая скульптура была превращена художниками в иероглифы, спрятавшие настоящую греческую красоту лица и фигуры. В его лице и позе отвага и мужественность.
Даргомыжский, М. А. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных околичностей.
Ее изложение дотошно четкое в мелочах и интерьере. Романтизм (фр. На полотнах перед зрителем появляются трагические образы людей, глаза которых наполнены болью и скорбью. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы.
Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Сначала XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, обратного классицизму.
Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета. Лето – художник создает в 20-е годы. Весна женщина боронит поле. Своя романтика, свой стиль, свои переживания. Греческие мотивы Годварда уже по-своему романтичны местом свиданий и тайных переживаний. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Хомякова). Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.
Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду.
Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. 465, 5 х 651 см. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. Романтизм же выражает это неприятие более остро.
Холст, масло. Рылеева, В. К. Лермонтова стало верхушкой этого периода.
Каждому открывается душа природы по-иному. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ.
Были ли у него крылья. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Для одних романтиков в мире властвуют непостижимые и таинственные силы, которым нужно подчиниться и не пробовать поменять судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А.
Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы.
М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821).
Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Существовало и другое толкование этого термина. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Художник застал его в кабинете возившимся со щенками.
Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной). Автопортреты Тропинин писал дважды. Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки.
Тютчева. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Этому же он стремился научить и последователей.
В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Шевырёва, А. С. Без прямого указания на профессию живописца. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами.
Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика.
До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. Однако задача каждого из художников — воплотить эстетическое совершенство простой натуры — вела к некоей идеализации обликов, одежды, ситуации ради создания образа-метафоры.
Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. (Дж. К главным особенностям романтичного стиля нужно отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма обостренное внимание ко всему своеобычному и нетрадиционному (при этом особому не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль либо предромантизм, однако переворачивалась сама иерархия общего и единичного) энтузиазм к мифу и даже осознание мифа как эталона романтичного творчества символическое толкование мира рвение к предельному расширению арсенала жанров опору на фольклор, предпочтение вида понятию, рвения – обладанию, динамики – статике опыты по синтетическому объединению искусств эстетическую интерпретацию религии идеализацию прошедшего и архаических культур, часто выливающуюся в соц протест эстетизацию быта, морали, политики.
Мусоргский, А. П. Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Однако не это является главным достоинством композиции. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина.
Но колористическая гамма сдержанна. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения.
М. Ю. Никто не является мерилом для всех. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский художник, гравер. («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», цикл «южных поэм»). Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников.
Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. Александр Гессе (род. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя.
(Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Это было ново для русской живописи. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Их персонажи задумчивы, мечтательны.
Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Главное его достоинство — колоритность. В отличие от неоклассицистов, отдававших предпочтение событиям ушедшей в прошлое греческой и римской истории, романтики обратились к искусству Средних веков. В творчестве поэтов-декабристов – К. Ф. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С.
К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности.
Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Тогда же романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – сначала идеях свободы. Жуковского, К. Н. Основной чертой английской живописи всегда был интерес к человеческой личности, позволивший плодотворно развиваться жанру портрета.
Через пейзаж, немного фантастическое, утрированное изображение деревьев, цветов и птиц, художник также пытался открыть многоплановость человеческой личности, ее схожесть с природой, разнообразной и непознанной. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. В сущности, многие им изображенные находятся в преддверии идеала, устремлены к нему, сам же идеал, согласно представлениям романтической эстетики, едва ли достижим и все романтическое искусство лишь только путь к нему. Жерико, Э. Делакруа во Франции почти во всем О. А.
Бестужев-Марлинский, ранешние произведения Н. В.
С темой свободы переплетаются мотивы заточения изгнания. Жерико, Делакруа и его последователи.
Правда, очень часто в ландшафтное пространство своих картин Фридрих не позволяет войти фигуре, но в тонкой проникновенности образного строя раскинувшихся просторов ощущается присутствие чувства, переживания человека. Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Не всегда иллюстрация чувств была естественной, как, например, в живописи XIX – XX веков. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма.
Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Так ли это, сказать трудно. Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме.
Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. 2. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Иванов в Рф). «Портрет М. Ю. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза».
желаю печали). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Такое осознание романтизма сохраняется и до настоящего времени, однако, как пишет литературовед Ю. Манн, романтизм «не просто отрицание правил, однако следование «правилам» более сложным и прихотливым». Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Это были законченные переполненные композиции с точной компоновкой плана и мелких деталей. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. Пушкина, М. Ю. Мусоргский, А. П.
Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Вот таким образом фигуры почти скульптурны.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М.
До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, – одна из главных тем «романтического» Пушкина. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Но сколько – вдохновили. Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир».
Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Художник заносил их в дневник. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами.
Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Романтиков привлекала современность, в которой они черпали сюжеты для многих своих произведений.
Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца. X. Хант). Художником показаны не только их страдания и муки, но и стремление во что бы то ни стало выйти победителями в схватке со смертью. Холст, масло. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов (Вид Одессы в лунную ночь, Вид Константинополя при лунном освещении, оба – 1846). Не была исключением и живопись.
Вот почему картина производит на зрителя огромное впечатление, убеждает его в реалистичности и правдивости происходящего. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Разочарованные в идеалах эпохи Просвещения, романтики, стремившиеся к гармонии и целостности, создавали новые эстетические идеалы и художественные ценности. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона.
Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия.