Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи. Свойственная романтизму поэтизации ночи – странного ирреального мира, живущего по своим законам – привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников. В XVIII в. термин "романтический" обозначал "странный", "фантастический", "живописный".
Французская романтическая школа произвела значительные сдвиги в области скульптуры (Рюд и его рельеф Марсельеза), пейзажной живописи (Камиль Коро с его свето-воздушными изображениями природы Франции). Мне очень нравится романтическая живопись Шилова.
Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. Белый мрамор и кипельная свежесть бликов рождают плодородную почву для не менее чистых отношений. Правда, очень часто в ландшафтное пространство своих картин Фридрих не позволяет войти фигуре, но в тонкой проникновенности образного строя раскинувшихся просторов ощущается присутствие чувства, переживания человека. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим.
Прежде в нем видели автопортрет художника. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ).
1730г, Фрагонар – «Качели» – 1767г. М. Ю. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин).
Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). В своих полотнах русские художники-романтики выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики.
Портрет Н. В. Кукольника. Живопись не была исключением. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря.
«Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Александр Гессе (род. Плот «Медузы».
Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Оригинально колористическое и композиционное решение картины.
и др. ). Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Горящие свободой и ненавистью к угнетателям молодые люди того времени сочувствуют освободительной войне Греции. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Англия была классической страной романтической литературы.
Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени.
Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Но колористическая гамма сдержанна.
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Всё это граничит с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Теодор Жерико. 1850 год.
Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. С. Ф. Щедрин.
Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836).
«Да или нет» в его исполнении греет добротностью обстановки. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Существовало и другое толкование этого термина. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Делакруа обладал страстным темпераментом, мощной творческой фантазией и высокой работоспособностью. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве граничит с творческой деятельностью художников назарейской школы1 (Ф. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками.
Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
«Девятый вал». Разочарование романтизма—это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация—лишь одна ее сторона. Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля.
Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. 1826 год.
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Да, конечно, его нищета.
Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. Кораблекрушение.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Бородин, Ц. А.
Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Живопись эпохи романтизма 19 века, как в Европе, так и в работах русских мастеров получила достаточно широкое развитие. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.
С 1820-х гг. Вот таким образом цвет не только эмоционально воздействует на чувства зрителя, но несет символическую нагрузку. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Не была исключением и живопись.
В конце XVIII, начале XIX века идеи классицизма и Просвещения потеряли свою привлекательность и актуальность. Об архитектуре романтизма и говорить не принято. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Даргомыжский, М. А. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. X. Хант). В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой.
Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Уильям Тёрнер. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840).
Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике.
Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы.
Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Смогут ли устоять люди. Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках.
Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Ее изложение дотошно четкое в мелочах и интерьере.
Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Рунге, К. Д. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины, сидящим на берегу моря или уходящим вдаль по лесной тропе. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества.
Свобода на баррикадах. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века».
Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Не всегда иллюстрация чувств была естественной, как, например, в живописи XIX – XX веков.
Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала.
Герой романтической эпохи: портретная живопись. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее».
В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Романтический герой всегда одинок. Жерико, Делакруа и его последователи.
Основной чертой английской живописи всегда был интерес к человеческой личности, позволивший плодотворно развиваться жанру портрета. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. К. Д. Фридрих. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Следовательно, не было и этой причины. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.
Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. «Вид в Сорренто». Давида дАнже, А. Л.
Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Автопортрет в костюме Гамлета. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах.
Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).
В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Более формальным кажется размежевание с художниками – классиками – представителями классицизма другой ветви романтической живописи Германии – назарейцев.
Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Но после войны народ не получил воли. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. 1806 г. Национальная галерея, Лондон.
Холст, масло. Автопортрет. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Художники неоднократно писали и рисовали себя и эти произведения становились своеобразным дневником, отражающим различные состояния души и этапы жизни и в то же время являлись манифестом, обращенным к современникам. «И.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Третьяковская галерея. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Последние работы художника – Отдых на поле, Большое болото и Воспоминание об Исполиновых горах, Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на затемненном переднем плане. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. У ног Свободы раненый.
Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. Тонко построена живописная поверхность холста. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы.
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Господствует чувство непринужденности, естественности. Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего.
В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Мечтая о лучшем, социально-демократическом устройстве, люди в России той эпохи отнюдь не отрывались от реальной действительности, сознательно отвергали индивидуалистический культ личной свободы, расцветавший в Западной Европе, взрыхленной буржуазной революцией. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Никто не является мерилом для всех. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Содержание же его картин обыкновенно драматическое или трагическое, но он избегает резко безобразного, чего не боялись близкие последователи Делакруа. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Они выражали столько эмоций, переживаний, душевных волнений, насколько это можно было изобразить в границах холста.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого.
В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Люди иногда присутствуют на его картинах, но мы редко видим их лица: фигуры, как правило, обращены к зрителю спиной.
и «Ухаживание» – 1881г., Джон Уильям Годвард – «Обручальное кольцо» – 1891г. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины.
Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма.
Непривычен был и облик архангела Гавриила, представшего без крыльев и в одеждах, едва прикрывавших его обнажённое тело. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева).
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость.
Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности.
Здесь нет пошлости, а робкое прикосновение мужских трепетных пальцев к прозрачной коже возлюбленной неуловимо эротично. Начало XX века плодовито на романтику с его девичьими сплетнями и песнями («Дружеские сплетни» и «Серенада» картины Блааса), сочной палитрой и фотографической точностью мимики чувств, масок смущения («На балконе» – Блаас) и бесстыдства («Наемный пастух» – Хант). Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Несомненно, перед нами личность яркая и незаурядная, уверенная в своей красоте и полная собственного достоинства.
Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863).
Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков.
В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. В них очевиден прототип – Сальватор Роза, весьма популярный на рубеже XVIII и XIX столетий. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника.
Вальдмюллер). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями.
Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. К. Айвазовский». Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
Без прямого указания на профессию живописца. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Восприятие их требует углубленного сопереживания. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде.
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Лувр. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Париж. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Внимание уделялось теперь эмоциям, переполняющим персонажей, остальной мир был сглажен и размыт по периметру, много света, много радости и любви, отсутствие второстепенных пустяков. Отличная от вышеперечисленных живописцев работа Ханта «Просыпающаяся совесть» по-своему романтична и трепетна.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости.
Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Изменилось их место в обществе.
Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Находясь внутри природы и одновременно теснимый ею, он воспринимается как чуждый для неё элемент. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна.
Были ли у него крылья. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны.
Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
Холст, масло. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов.
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Парижский гамен неистово размахивает пистолетами.
В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Франсиско Гойя. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников.
В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Это был какой-то вихрь. «Портрет М. Ю. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу.
2. Более светлым стал колорит. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году.
В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Главные герои начинали жить вне пространства, вырванными из обыденности, сейчас, сию минуту (Лоуренс Альма-Тадема – «Белый флаг» – 1881-1900 гг. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение.
1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Несмотря на его удаление от обеих крайностей, он скорее умеренный и измененный классик-идеалист. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Это глубоко трагический образ. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина.
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно.
Да, конечно, его веселость. Герои классицизма таких чувств не испытывали или не выражали их публично и не эстетизировали уныние, растерянность, тоску. П. Заболотский.
491 х 716 см. К. П. Брюллов.
Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Он подчеркивает неправильное строение лица Дюпора, его всклокоченные волосы имея целью создать самодовлеющий в своей неповторимой, случайной характерности портретный образ. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма.
Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом.
Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие красного, синего, белого — цветов знамени французской революции 1789 года. Толстой и др. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Смогут ли устоять люди. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы".
Закат солнца. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи.
465, 5 х 651 см. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
Молодой автор строил свой образ на передаче динамики движения и ему было важно настроить зрителя на домысливание того, что он хотел изобразить. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Многим дано мало, немногим многое.
В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). О. А. Кипренский. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей.
Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Такой неоготики немало в славянских странах. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Портрет работы А. Тыранова. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам.
К. П. Брюллов. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Хотя Орловский не владел искусством воздушной перспективы, но постепенность переходов планов решена здесь гармонично и мягко. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками.
Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Автопортрет. Внутреннюю близость к французскому портретному искусству обнаруживает и профильный Автопортрет Орловского 1810 года, с его культом индивидуалистической внутренней силы, правда, лишенный уже резкой набросочной формы Автопортрета 1809 года или Портрета Дюпора. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ).
На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. И. К. Айвазовский. Главное его достоинство — колоритность. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей.
В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Автора интересуют море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Бари, Ф. Рюда). К началу ХIХ в. пейзажная живопись имела давние и прочные традиции, однако именно романтики научили видеть в природе нечто одухотворенное — не просто среду человеческого обитания, а зеркало космоса, маленькой частицей которого является человек. Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Эжен Делакруа. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. Как идейно-художественное течение романтизм заявляет о себе в первой половине XIX в. Он возникает в первую очередь как литературное направление – здесь активность романтиков высока и успешна. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Турок на вздыбленном коне справа как бы нависает над всем передним планом и множеством находящихся там страдальцев. Но сколько – вдохновили. Июльское солнце, с трудом пробивающееся сквозь клубы порохового дыма, высвечивает отдельные фигуры людей.
Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Но это не суть важно для воспринимающего зрителя, которому условность языка даже помогает понять и почувствовать главное: способность человека бороться и побеждать. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение.
Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Этого требовало образное решение картины. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти.
1819 г. Лувр. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма.
Он с трудом приподнимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить то прекрасное, за что он погибает. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Принесённая им Благая весть явно застаёт её врасплох: она прижалась к стене и покорно внимает его словам. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. — Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях.
Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Один критик, мысленно обращаясь к временам Давида, говорит, что есть два рода новаторов: одни разрушают, другие создают.
Орловский. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Красивы тела, лица полоненных людей.
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Эжен Делакруа. Париж. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи».
В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Ланкре – «Танцующая Камарго» – ок. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Так в чём же между ними разница. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Фридриха и Й. А.
Хотя на изобразительное искусство романтизм повлиял не столь сильно, как на литературу, тем не менее, он оставил ярку страницу в истории живописи. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Русский музей. Это был яркий период изложения любви в картинах, тяги к чувствам и чувственности сюжетов. И вновь вернули художнику.
М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Здесь он открыто выразил свою политическую позицию, приняв в конфликте сторону греков, которым он сострадал, – тогда как французское правительство заигрывало с Турцией. Верди. 1841 год. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании.
Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля.
Это были законченные переполненные композиции с точной компоновкой плана и мелких деталей. Он любил изображать библейские сцены и даже воображал, что к этому роду у него особое призвание помещал фигуры среди больших пейзажей романтического характера. Романтизм в русской живописи был представлен в трех основных жанрах: портрете, пейзаже, монументальном искусстве, где очень сильно было влияние классицизма и романтические идеи тесным образом переплетались с академическими канонами. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела.
При этом во всех портретах столько истинного благородства души. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи).
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности. Сложившись в 1820-е годы, романтизм в музыке захватил весь XIX в. и представлен целой плеядой талантливейших композиторов из которых даже трудно выделить кого-то или нескольких, чтобы не обидеть других.
Романтический герой всегда одинок. П. И. Слева студент с ружьем. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию. Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев.
Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Фридрих стремился передать стихийную мощь природы.
Романтизм активно существовал в Америке, России и европейских странах: Испании, Германии, Франции. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. и др. ).
Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. 1830 год. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Каждому открывается душа природы по-иному. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико.
Мусоргский, А. П.