В Вормском соборе (1171—1234 ил. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») – здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части – алтарем (апсидой). Столы в ранний период еще весьма примитивны. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль). Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Предыдущий период иногда именутся предроманским.
В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви.
За столом или у очага только синьор имел свое место. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Архитектура средневековья представлена всего двумя видами – романским и готическим. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. Они придают устойчивость сооружению.
Примером может служить Клюнийский монастырь. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
В тосканских городах: Флоренции. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Зеркала – шифоновая бронза. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Византии и мусульманские влияния. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки иногда на искусственном возвышении. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. В разбивке масс достигнута соразмерность. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д.
Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Германия. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Италия. Замок-крепость или храм-крепость. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Оконные и дверные проёмы в романских замковых постройках традиционно – прямоугольные, реже – арочные. В архитектуре романского стиля используются различные строительные материалы.
Церковь была главным заказчиком произведений искусства. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. (в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Последние могут играть роль балконов или выполнять исключительно декоративные функции. Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж — звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Романскому стилю скульптуры присущи рельефы.
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Колонна сохраняет классическое деление на три части.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность.
Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры. Он возник в VIII веке и процветал вплоть до XII столетия, когда на смену ему пришла готика. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Центром композиции всегда служит огромная фигура Христа.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много.
Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. В X – XI вв. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода.
В Германии в этом стиле построены соборы в городах, расположенных на Рейне. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества сюзерена. Сюжет Страшного суда присутствует в каждом храме, но схемы его выполнения достаточно разнообразны. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Чтобы облегчить свод центрального нефа, ему предоставляли стрельчатого сечения, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв.
Главное достоинство романского зодчества – суровая правдивость и ясность архитектурных форм. Здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу – это также придавало ему основательности. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
Верхняя часть дверки скруглена. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Примером может служить Клюнийский монастырь. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом.
Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков.
Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.
Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Различного типа башни размещают по-разному. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы.
Различного типа башни размещают по – разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех – или восьмигранная, – над пересечением главного и поперечного нефов. Роспись (религиозные мотивы). В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Строительство башни начали в 1173 г. Первым архитектором являлся Джерардо ди Джерардо.
Даже в ванной комнате и и туалете необходимо выложить плитку в виде камня. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Сооружения романского искусства рассеяны по всей Западной Европе.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим.
В верхней части – небо, в нижней – грешная земля, справа от Христа расположены рай и праведники (добро), слева – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. в Германии началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце.
Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. В основе его планировки лежал практический расчет. Но этот коллектив не был единым.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Примером может служить Клюнийский монастырь. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни. Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными.
За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).
Пол – мрамор, плитка с рисунком. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно. В XI-XII вв. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого.
Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне). Падающая башня была построена как колокольня собора. В росписи прослеживались религиозные мотивы.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. В разбивке масс достигнута соразмерность. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза.
Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения.
Для этого стиля характерны строгие линии и отсутствие излишеств, кроме того массивность здесь сочетается с суровостью обстановки и дизайна. Но наибольшее количество памятников XI-XII вв. Но кампанилла продолжала «падать». Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Вот таким образом романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.
Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Стены – венецианская штукатурка. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Стены всегда толстые, массивные. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). 70 лет, в 1350-1356 гг.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента. А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма. 13 в. ).
Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими – монахи. феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека.
Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне).
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Троицы в Кане, 1062—1066). 13 в. ). В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Естественно, он может быть более стройным. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Но кампанилла продолжала «падать».
Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни.
Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Ведущим видом романского искусства была архитектура.
Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения.
Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Романские здания в основном покрывались черепицей известной еще римлянам и удобной в местностях с дождливым климатом. В X–XI вв. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Арочные ниши украшают круглые окна с многоцветной инкрустацией. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с донжоном. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. В оттоновский период романовского стиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Также скульптурные композиции должны были показать бессилие человека перед божьим гневом. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук.
Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Пизанская башня. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Дома-замки, выполненные в романском стиле, обычно имеют не менее двух этажей, не считая цокольного.
Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. Отдельные черты романского стиля, скорее некоторая схожесть идейно-художественных задач, применялись в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы искусств, в древней Руси.
Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Именно в течение XI–XII вв.
Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Излюбленным элементом английской архитектуры были башни. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Естественно, он может быть более стройным. Именно в течение XI – XII вв. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
В ранних постройках использовался цилиндрический свод, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В Вормском соборе (1171—1234 ил. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений.
Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Через пять лет вынуждены были остановить постройку на третьем этаже из- за осадки грунта. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. В XII в. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер.
На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. «Суровый стиль» можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII в. Уровне, параллельны, строгие линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода Христос не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть. Самым известным произведением является «Распятие Имервальда» (назван в честь мастера). Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д. ). В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. В период 1275по 1284 гг. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки.
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. Отдельным штрихом является наличие камина.
Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное.
Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). В них хранилась церковная и монастырская утварь.
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной духовной энциклопедии. Витражными узорами и разнообразными фресками. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов.
Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане).
Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. сохранял большое значение в обстановке жилища. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Арки опираются на пилястры и колонны с капителями коринфского ордена. Церковь св. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии.
Итак, в XI-XII вв. (собор в Ананьи). Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Термин романский стиль был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока).
Германия. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры каролингского возрождения (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Монастыри были сильнейшими феодалами.
Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам.
К ним примыкает кладбище. Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился — слишком велик был риск. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида.
Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Примером может служитьКлюнийский монастырь. После нового перерыва ок. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Наконец, окна образуют верхний ярус. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране).
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIIIв. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, — ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.
Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В романской пластике сочетаются возвышенное и обыденное, груботилесне и даже абстрактно гротескное. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. была построена во Франции.
Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм.
Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Мастер прекратил работу и исчез из города. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется прочным камнем.
Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв.
Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. ди Симоние воздвиг еще три этажа, пока наклонение не заставило его остановить работы. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В фасаде собора выделяются пять ордеров, нижний из которых составлен из семи арочных ниш.