Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч.
Ланкре. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией. Приложение 8). Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В художественном отношении картина написана блестяще.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Назначив его директором Гобеленовой Франсуа Буше. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Он писал откровенно декоративные вещи, предназначенные для украшения салонов, но и во всех своих лучших произведениях художник не стремился проникнуть в глубину духовного мира модели или передать неповторимое своеобразие ее облика.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж). художник выполнил к Ариосто около 160 рисунков карандашом и бистром с изображениями поединков, похищений, преследований, всадников, летящих в облаках и вместе с облаками.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII в. Литературные произведения отличались утончённым изяществом, лишённым гражданско-патриотических мотивов.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Ланкре – своеобразный и тонкий художник. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. На полотне изображены дамы и кавалеры, садящиеся в ладью, отплывающую к острову, на котором, согласно греческому мифу, родилась богиня любви Афродита.
Во времена Директории Фрагонар лишается своей должности главного хранителя Лувра и последние годы жизни доживает полузабытым. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка.
В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Так изменились критерии физической красоты. В конце 70-х гг. Приложение 3).
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Приложение 3). В 1750-х гг.
Меняется и формальный строй его работ. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации.
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Музей изобразительных искусств им.
Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Сценка откровенно театральна. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. В 1736г.
Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
1767). На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Стасов отмечал, что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и правда, присущие картинам голландской школы3. Фрагонара). В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар). Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. (см. Приложение 7).
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Приложение 6).
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи.
Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения — неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Портрет художника Энгра.
Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. (см. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Они несколько ограничивают глубину картины, придвигаясь близко к переднему краю композиции и симметрично разделяя ее на три равные части, тем самым образуя ритмическую основу построения. В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Приложение 1). Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. А. С.
Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. С началом нового, XVIII столетия абсолютно очевидно обозначился процесс разложения французской совершенной монархии.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Приложение 8). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Несмотря на свою простоту, эти картины полны поэзии, которую художник сумел уловить, наблюдая жизнь, но в них отсутствуют назидательность и сентиментальность, свойственные многим его современникам, например Ж. Б. Грёзу. Прерванный сон. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Ф. Бертен», 1832). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты, декоративно изысканной жизни, безмятежного быта аристократических салонов. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Еще В. В. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Его творчество начала 60-х гг. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Лувр. Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Франсуа Буше. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Юноша задумал соблазнить красивую робкую деревенскую девушку и поселяется неподалеку под видом отшельника. Чаще всего художник писал знатных лиц. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. В 90-е гг. Антуан Ватто. Маркиза щедро отблагодарила художника.
И здесь рококо ждало открытие. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Нельзя категорично отрицать, что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу, поэтическое восприятие мира.
Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Чаще всего художник писал знатных лиц. Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Москва ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780 -1867), французский живопиец и рисовальщик. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Художники эпохи рококо уводящие своих персонажей от реальной действительности и проблематики в мир интимных отношений, пикантных ситуаций, как нельзя лучше отразили кризис феодализма с его нарядными и пышными празднествами. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Париж. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага).
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Нельзя категорично отрицать, что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу, поэтическое восприятие мира. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. 1721. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
«осколки раковины». Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Ланкре — своеобразный и тонкий художник. Жиль. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. И женщины и мужчины носили шелковые одежды нежных тонов, кружева и напудренные парики, у женщин – с завитыми в спирали локонами, у мужчин – с косичками.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Испытал сильное влияние А. Ватто. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Музей имени Пушкина. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку.
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»). Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет.
Старая Пинотека, Мюнхен. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. В конце 70-х и в 80-е гг. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
«Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц. В 1755 г. Буше возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов, а в 1765 г. получил должность первого живописца при дворе Людовика XV. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Продумывая изображение, Б. В. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Оно передано иллюзорно-вещественно.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво.
Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. 1709). Меняется и формальный строй его работ. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Идеализированные портреты в стиле рококо изображали моделей в образах мифологических героев. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Вместе с тем нельзя согласиться с характеристикой И. Э. Грабаря, который объявил художников XVIII века авантюристами.
Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Художник представляет нам сцену в парке. Так родилось название нового стиля. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Существует предположение, что эта картина была задумана как афиша для одного из сезонов Итальянской комедии — похожие вывески сопровождали ярмарочные театры той эпохи. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. Испытал сильное влияние А. Ватто. Еще В. В. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Меняется и формальный строй его работ.
Приложение 5). 1756 г. мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы.
Госпожа де Помпадур. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). При этом легковесность многих подобных сюжетов преодолевается силой живописного дара художника. Ланкре. Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп.
художник лишается и заказчиков и славы. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.
Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, - его главный признак. Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта дАржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила.
В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. (см. Приложение 7). Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Фарфор, керамика, золото — эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Приложение 6).
Около 1800 года. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В конце 60-х гг. Причем группы в его полотнах объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. В 70-е гг. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Ее сюжет — драматическая повесть о том, как знаменитый византийский полководец, подозреваемый в заговоре против императора, был лишен всех благ, ослеп и впал в нищету. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. В 80-е гг. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. (см. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картелль (франц. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере.
Приложение 6). Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Рядом с западноевропейскими мастерами стиля рококо в России середины 18 века успешно работали отечественные художники. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806 -20 — Рим, 1820 -24 — Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. 1754, ГТГ).
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. В 1780-е гг. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т. д. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Фирсов, Б. В. Суходольский. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями.
Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль. Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Приложение 8). К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан. Луи Давид.
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.