Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Основное его призвание – небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Кроме фарфора— в моде серебро.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Он не скрывает театрального приема в композиции. Он получал заказы на создание декоративных картин для резиденций короля и мадам де Помпадур, а также частных особняков в Париже.
Новые веяния проникли в Академию. Видным художником является Пьетро Лонги. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. по документу из РГИА).
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. (см.
Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Приложение 5).
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.
Привлекательность этих картин – в их тонкой художественной исполнительности, в нежном, утонченном письме, сказочном феерическом антураже. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). 1767). В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Дополняет гамму золото и серебро, которое встречается в рококо в изобилии. Для стен в стиле Рококо характерна изысканность и вычурность рисунка. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
И здесь рококо ждало открытие. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. В целом композиция отличается простотой и лаконизмом, скульптурной трактовкой форм, монохромностью цветовой гаммы и схематичной обрисовкой образов. На карманах— огромные клапаны. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Этой же цели служит созданный им контраст: пластическая красота и кровавая рана, а над телом — меч, символизирующий угрозу, нависшую над революцией. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль.
Эта сфера включает в себя идеи, основа которых лежит в прошлом, но неразрывно связана с настоящим. Причем группы в его полотнах объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Второй причиной камерности стиля рокайля является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка этимологически термин скальный также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Они выполняли, как и во все времена, социальный заказ, объективно отражали мировоззрение господствующего класса, ту красоту естественных чувств, которая, по выражению того же И. Э. Грабаря, правее логики и всегда покоряет.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности.
Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
На ней Лепелетье изображен на траурном ложе, полуобнаженным, с зияющей раной, так, как он был представлен в действительности во время всенародного прощания. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Приложение 8).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Приложение 6). В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Среди композиторов этого стиля нужно отметить Йоханна Адольфа Хассе, Эммануэля и Кристиана Бахов, а также Леопольда Моцарта, влияние стиля также заметно в музыке его сына Амадея и Йозефа Гайдна. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре.
А. С. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей.
(иллюстрации см. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Приложение 8).
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Мебель эпохи рококо очень изящна. Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. При помощи такого украшения как падуга можно зрительно убрать переход между стеной и потолком.
В нем отсутствует ярко выраженная объемность и линейность и хотя наблюдаются четкие границы освещенных и затемненных мест в трактовке лица, контраст создан не для моделирования объема. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Музей изобразительных искусств им.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок. Приложение 6). Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Испытал сильное влияние А. Ватто. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Так изменились критерии физической красоты. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок.
Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия. А за спиной Жиля, под пригорком, расположилась группа оживленных комедиантов, тянущих за веревку осла, на котором восседает Скапен. Меняется и формальный строй его работ.
Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, размышляющее состояние. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). Появляются также комфортные бержери – двойные диваны. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи.
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны.
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отличным решением будет положить глянцевый паркет, который усилит сияние пола и придаст ему старинность. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. (см. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль.
Фрагонара). Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Ланкре.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Само название стиля рококо произошло от французских слов rococo и rocaille, которые означают декоративный мотив в форме раковины. по документу из РГИА). Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В 1750-х гг. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Из барочных мифологических персонажей популярными остаются Вакх, Сатир и нимфы из сюжетов – сцены из жизни Амура и Психеи история любви Аполлона и Клитни, гедонические и любовные мотивы из античной мифологии.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. ниже). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
1709). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты, декоративно изысканной жизни, безмятежного быта аристократических салонов. До сих пор неясно, что же хотел сказать художник изобразив на своем полотне не связанных между собой действием застывшего, как монумент, одинокого и печального Жиля и суетящихся за ним веселых актеров. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Под него надевали камзол. Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII в. Литературные произведения отличались утончённым изяществом, лишённым гражданско-патриотических мотивов. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Его использовали с негативным оттенком.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера.
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Еще В. В. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это небольшой инструмент с негромким и недолгим звуком, который требовал большого количества нот для длительного звучания пьесы. На смену репрезентативности приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Приложение 3). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. На рукавах были широкие обшлага.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. ниже). Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Приложение 1).
Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе. Меняется и формальный строй его работ. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). На полотне изображены дамы и кавалеры, садящиеся в ладью, отплывающую к острову, на котором, согласно греческому мифу, родилась богиня любви Афродита. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. (см. Приложение 7).
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Стасов отмечал, что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и правда, присущие картинам голландской школы3. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия Крики Парижа с изображениями уличных сценок. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе— искусство сервировки стола. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере.
Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Стены оформляются деревянными панелями. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.