Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более философски значительных. Приведу еще несколько работ, приписываемых Рогиру, в которых он изображает мадонн. С большой выразительностью Рогир ван дер Вейден передаёт облик святого Луки. Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса наиболее наглядно проявляется в полиптихе «Страшный суд». На марках номиналом 40 и 60 сентаво, 2 сукре картины Рогира ван дер Вейдена.
Получив звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника. «снятие с креста» — единственное произведение, о котором точно известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену.
Рогир ван дер Вейден, один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 в., родился в Турнэ. Композицию последней картины, кстати, Рогир вточности «снял» содной изработ Яна ван Эйка, старшего своего современника. Рогир ван дер Вейден (нидерл. В 1427 году Рогир ван дер Вейден начал обучаться в мастерской Робера Кампена.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. В коллекции нидерландского искусства XV-XVI веков есть картина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну». На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена.
Лит. : Н. Н. Никулин, Рогир фан дер Вейден. Лит. : Никулин Н. Н. Рогир фан дер Вейден:Лука, рисующий мадонну. На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена.
Рогир ван дер Вейден (около 1399-1464) жил во времена, когда Нидерланды входили в состав Великого Бургундского герцогства, одного из самых сильных и богатых государств средневековой Европы, которое соперничало даже с Францией. Она свидетельствует еще иотом, что в1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. Рогир ван дер Вейден стал создателем особого типа портрета в нидерландском искусстве.
Нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден (настоящее его имя – Роже де ла Пастюр) родился в Турне, в семье резчика по дереву. На одной марке «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена. Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг. ) никак не задокументированы.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Поэтому сохранившееся произведение Рогира ван дер Вейдена имеет особую ценность. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ). Обе марки с картинами Рогира ван дер Вейдена (но на одной он назван своим именем, на другой – Рогер де ла Пастуре).
В алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена нет того светлого и радостного чувства, которое пронизывает работы Яна ван Эйка. Первые три года самостоятельного творчества Рогира никак не задокументированы. На одной из марок «Портрет Филиппа Доброго» работы Рогира ван дер Вейдена. В1450-е гг. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств».
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника. Возможно, это автопортрет самого Рогира.
На марке номиналом 28 центов картина Рогира ван дер Вейдена «Полиптих с Рождеством». Кроме этого, Рогир отказался от изображения обычно живописного в произведениях на данную тему фона, сосредоточив внимание зрителя исключительно на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство холста. Это можно было выполнить лишь масляными красками, которые в начале XV века изобрели нидерландские живописцы, предшественники и учителя Рогира ван дер Вейдена.
Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса наиболее наглядно в полиптихе «Страшный суд».
Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6.
Христос улыбается. Оно носит название «Семь таинств» и ныне представляет собой триптих, хотя многие ученые склонны считать, что две другие его боковые створки бесследно утрачены. Произведения не подписывал и не датировал. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена).
Умер Рогир ван дер Вейден в Брюсселе в 1464. Удивляет одно – в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. 1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. Своеобразный формат картины связан ритмически с композицией. Алтарный полиптих «Страшный суд» для капеллы госпиталя в Боне. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ.
Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди. Экспрессивное изображение рук, поз, жестов. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя. Он восседает на радуге, как на престоле. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян.
Надо всем высится беспристрастная фигура Христа – судьи. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку. Вот некоторые персонажи картины. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии.
Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. За спиной св. Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Крайняя слева -- Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса.
Вместе с тем в осанке фигуры чувствуется сдержанное, скромное достоинство. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса. Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца. 1435, Прадо, Мадрид см. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира.
Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Это объясняется не только влиянием церкви, но и слабым знакомством с античным наследием. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). В открытом виде: справа ад, слева рай.
Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена искусствоведам приходится по крупицам собирать разрозненные и скудные сведения о нем. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть). Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.
У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований. В 16в.
Поместив фигуры Марии с младенцем слева и Луки – справа, всю среднюю часть картины Рогир ван дер Вейден занялся пейзажем, открыв взору зрителя перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах, написанными так точно и старательно, что в дальнейшем исследователи даже смогли узнать ряд строений и определить, что это здания старого Брюсселя. Изгиб его тела близко повторен в фигуре падающей без чувств Богоматери. Уделяет внимание вопросу передачи света и воздуха. Изображая сцену снятия со креста, мастер, стремясь усилить эмоциональное воздействие картины на зрителя, намеренно перегружает ее неглубокое пространство множеством фигур.
В противоположную сторону направляются спасшиеся. (Приложение А, рисунок 8) В середине века, когда появляются цеховые организации, художники Нидерландов провозглашают Луку покровителем своей гильдии. архит.
Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена – в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, – говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Рогир ван дер Вейден — художник следующего после Яна ван Эйка поколения.
Колумбы» триптих «Алтарь Св. Антоний, портреты заказчиков (канцлера Ролена и его жены). В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Левая часть живописует сцену наречения Иоанна Крестителя.
Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии. Крайняя справа – Мария Магдалина. Урсуле. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников. Художник делит мир земной, как место, где можно только страдать. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.
Вполне земной облик, лишённый ореола божественности. Нет возвеличивания образа человека. Corneille, флам. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». В 1435 г. ван Вейден переезжает в Брюссель, на родину своей жены, Елизаветы Гофферт, где организует большую мастерскую. И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют.
Умер Рогир ван дер Вейден в 1464 году. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия. Цвета теплые, фигуры вытянутые. Св. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Вот некоторые персонажи картины. В этом же зале находится другая работа Рогира — портрет Филиппа де Крои, сеньора де Семпи, о чем говорит надпись на оборотной стороне картины. Margaretha, род.
Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах. В 1450-е гг. На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа.
В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Лука считался покровителем художников. В верхнем ярусе – Благовещение, в нижнем – Св.
Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. илл.
На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Справа, мимика Марии Магдалены подчеркивает всю трагичность и драматичность происходящего.
Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446–1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом).
Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета. Редко кто из художников того.
На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Особенно близок к ней по композиции пейзаж на заднем плане с извилистой рекой и две фигурки на лоджии, которые как бы приглашают зрителя обратить свой взгляд к городской панораме. Его можно назвать художником широкого диапазона, разнообразных устремлений. Его пространство перспективно едино.
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Белый головной платок Марии Клеоповой образует часть белого узора, который, чередуясь с красными пятнами, прослеживается по всей картине. Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. эпохи. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву.
Есть мнение, что это автопртрет Ван дер Вейдена. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской.
Но если в портретах его старшего современника ван Эйка мы видели главным образом представителей бюргерского общества, то портретные работы Рогира ближе вкусам аристократии и чаще всего запечатлевают людей этого сословия. Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). Глубоко эмоциональны образы людей.
Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен). Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см.
Посередине Архангел Михаил с весами. Портрет поражает глубокой характеристикой модели, несмотря на кажущуюся внешнюю сдержанность. Примером опять может служить образ Марии Алфейской. Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году). Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком».
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. В знаменитом «Снятии с креста» (ок. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку.
Именно вот таким образом св. В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города. 2 фигуры :Мадонна и Св. Лука.
Ее образ — одна из высших удач художника. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года.
Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок. мастерскую. Этот алтарный образ, как и другие картины мастера (например, «Святой Лука, рисующий Мадонну»), породил огромное число подражаний и копий.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. На весах перевешивают грешники. Действие происходит в замке, расположенном, вероятно, на высоком холме. Некоторые искусствоведы склонны считать, что в образе святого Луки Рогир изобразил самого себя. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена).
Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. В 1450совершил путешествие в Италию. Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил.
Несколько трубящих ангелов между земным и небесным миром.
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). Активность фигуры подчеркнута в развороте. Свои первые шаги как художник он сделал в мастерской Робера Кампена. Доказательством этого служит присутствие в Поклонении волхвов рождественских яслей, вола и осла. Произведение создано под впечатлением от «Мадонны канцлера Роллена» Яна ван Эйка.
Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев). Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Боковые створки триптиха не сохранились. Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия.
Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха.
Отказываясь от художественного универсализма Я. ван Эйка, он концентрирует главное внимание на внутреннем мире человека, его переживаниях и душевном строе. Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. В 1450 совершил путешествие в Италию. Изысканно странный двусмысленный образ Саломеи привлекает к себе все внимание. Восстановление его творческого пути, а также атрибуция работ затруднена тем, что Мастер не имел обыкновения подписавать свои работы.
Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях». Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних. Развитие получает проблема разработки трехмерного пространства. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». 1460).
1378 – 1444) не вызывает у исследователей сомнений. Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин).
За Лукой в небольшой келье видна голова быка, лежащего на полу, а над ним — раскрытая книга — Библия. живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. Также, словно в падении предстает Дева Мария.
Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену». В женских портретах Рогира появляется новое для нидерландской портретной живописи стремление подчеркнуть изысканную красоту и изящество модели. В 1450 году художник посетил Италию. Огромная часть работ Рогира, львиная доля которых— на светские сюжеты, к настоящему времени утеряна.
Колумбы в Кёльне. Надо всем высится фигура Судии-Христа. Он в алом епископском платье и митре. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Надо всем высится фигура Судии-Христа. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии).
Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук). иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. Закрытый.
Колумбы в Кёльне. За спиной св. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа.
Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. Платье со сложной цветовой палитрой. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландский художник. Cornelius).
действующих лицах. В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. Справа от Христа преклонила колени Богородица, заступница рода человеческого, смиренно просящая Сына простить людям их грехи.
Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы. (К сожалению, эта работа до нас не дошла: она погибла еще в XVII веке. ) Великолепным образцом этого периода творчества художника является триптих «Снятие с креста» (1438), написанный художником для капеллы Гильдии стрелков в Левене. Некоторые говорили даже, будто внем есть что-то инфернальное, ведь взгляд живописца непостижимым образом следовал зазрителем повсюду. Боковые створки триптиха несохранились. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники.
по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
Однако бросается в глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур – прием, с помощью которого мастер стремится передать глубину пространства (сравнительно недалеко расположенные от персонажей первого плана фигурки родителей Марии – Иоахима и Анны – кажутся вот таким образом несоразмерно маленькими). Далее следы живописца теряются – вплоть до 5 марта 1427 года. И полностью достигает цели.
В 1440-е гг. Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной. Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Фигуры, в отличие от земных намного больше.
Тело Христа словно падает вниз. Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена. На центральной панели художник изображает таинство причащения. 1455, Старая пинакотека, Мюнхен).
Все естественно и реально, нет нарочитости, все правдиво. Под влиянием Яна ван Эйка. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах. Среди приписываемых ему произведений: Св. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. 1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок.
Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Слева возвышаются райские врата, ккоторым ангел подводит группу праведников справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, куда падают грешники. При этом персонажи очень активны в своих эмоциональных переживаниях.
Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Здесь же можно видеть другое трехчастное произведение его кисти — «Христос с поющими и музицирующими ангелами», которое вызывает удивление тщательным, детальнейшим изображением музыкальных инструментов той. Вслед за Марией Саломеей склоняется к телу Христа Мария Магдалина. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания.
В облике одного из персонажей Рогир ван дер Вейден показал самого герцога Бургундского, Карла Смелого. Лирическое дарование мастера раскрылось во всей полноте в знаменитой «Марии Магдалине» антверпенского музея. Себастьян и Св. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Удивительно разнообразную гамму страданий выражают их лица.
Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец — Корней (среднефр. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя.
У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. В центре — мертвый Христос.
художник. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии.
Вот некоторые персонажи картины.
Эго атрибуты апостола Луки, автора одного из четырёх Евангелий. Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре.
Может быть и слишком. В противоположную сторону направляются спасшиеся. Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен). Концепция мира и человека, не верящего в прочность земного счастья.
Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Он родился в Лувене и, возможно, его первыми шагами в искусстве руководил Дирк Боутс. Правая часть. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Среди приписываемых ему произведений: Св. Алтарь словно воспроизводит ср. -век.
Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Крайняя слева – Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса.
Ее фигура полна сложного движения. Работы несут печать поздней готической манеры. Сохранилось множество свидетельств тому, что Рогир был очень состоятельным человеком и пользовался особым покровительством Бургундского двора, бывшего в то время на пике своего могущества. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса.
Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет. Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком. Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования.
Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи. Благоговение перед Мастером питал и Альбрехт Дюрер. илл.
В 27 – 28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Справа – таинства соборования, брака и рукоположения. Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель.
До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок. Именно вот таким образом св. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. Золотой фон подчеркивает осязаемость фигур. Приглушенные цвета картины словно звуки под сурдинку аккомпанируют ее тоске. Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников.
Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи. Итал.
В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. Рай – портал готического храма. А, как ни крути, нельзя случиться такому, чтобы эта "несомненная подлинность" была подневольной, вымученной. Margaretha, род.
Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе. Отец его был скульптором и, вероятнее всего, молодой художник тоже начинал как скульптор.
По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. В нижней частиделение на праведников и грешников. Произведениям Рогира ван дер Вейдена, сохраняющимпозднеготические элементы, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность и утончённость колорита, некоторая удлинённость пропорций фигур ("Распятие", Музей истории искусств, Вена "Снятие со креста", Прадо "Св. Не слишком ли много берем мы на себя. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи.
На её лице выражение любви и гордости за своего малыша. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св. После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. Среди приписываемых ему произведений: Св.
сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». Лука, рисующий Мадонну, полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца. Cornelius).
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина4. Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Композиция картины построена по удивительно точно продуманной ритмической схеме. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах. «Оплакивание Христа» было создано Массейсом вслед за триптихом избрюссельского музея, по заказу Корпорации столяров для их алтаря вАнтверпенском соборе. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаются лаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели (Портрет женщины, Картинная галерея, Берлин-Далем Франческо дЭсте, Метрополитен-музей), выразительностью образов.
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. 1460, Метрополитенмузей, НьюЙорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Несмотря на роскошь одеяния и головного убора, в ней ощущается что-то жалкое и обреченное. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров2 ранненидерландской живописи.
Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно. Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. В раскрытом состоянии – мир земной (узкая полоска, голая безжизненная пустыня) и мир небесный, в нижней части – человеческие фигуры в обнаженном виде, восставшие для Страшного суда. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг.
Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения.
Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона. Не случайно мастер тяготеет к жанровой интерпретации. Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь.
А вот итальянцы были очарованы произведениями нидерландского мастера. Рассудочное искусство Массейса обладает явной морализирующей тенденцией, что является любопытным и важным симптомом. Нет безмятежности и спокойствия, работы остро драматичны, напряженны.
Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника. иск-во своего времени. Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ).
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. В центре нижнего яруса – архангел Михаил с весами, на них – праведник и грешник (перевешивает). эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. 1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты.
идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит. Рогир ван дер Вейден представил святого в момент творчества. Действие развертывается в ограниченном золотым фоном неглубоком пространстве переднего плана, уподобляясь барельефу. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
В своих религиозных композициях, персонажи которых изображены в интерьерах с открывающимися видами на природу или же на условныхфонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придаваябольшого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки. Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе – «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435 – 40). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие. Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне.
Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. К этому времени слава Рогира далеко шагнула за пределы его родной Фландрии и достигла даже испанского королевского двора. Рассматривая раздел нидерландского искусства XVI столетия, стоит остановиться у произведений Квентина Массейса, бесспорно, самого талантливого и интересного художника добрейгелевской эпохи. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Центральной части противопоставлены по замыслу две боковые створки. 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
влияние также на франц., нем. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Католицизм) или пейзаж, который открывается как бы с высоты птичьего полёта и объединяет все створки алтаря, при этом фигуры осн. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель.
Среди приписываемых ему произведений: Св. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. В них акцент перенесен на тему злодейств, которые показаны более выразительно, нежели мученичества Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Крайняя справа— Мария Магдалина. Лука, рисующий мадонну, ГЭ и Музей изящных искусств, Бостон). Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок.
Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри. Что и произошло в 1432 году. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр.
Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Онвосседает нарадуге, как напрестоле. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Размыкает заднюю стену, на 2 плане располаг.
Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Люди изображены анатомически достоверно. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. Колумбы», ок.
Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. в 1432) и двое младших сыновей — Питер и Ян.
Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. Corneille, флам. Показателен портрет Франческо дЭсте. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. Большое трехчастное произведение имеет волнообразную дугу завершения. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка.
Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно. Он символ цивилизации, а не индивидуальность. 1460, Нац. Крайняя справа -- Мария Магдалина. 1435, Мадрид, Прадо) — центральная часть не сохранившегося полностью триптиха. Небесный мир подавляет земной.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Из коллекции Эртборна происходит также хранящееся в музее выдающееся произведение Рогира ван дер Вейдена. Это вполне правдоподобное предположение, поскольку многие художники того времени и в самом деле писали апостола Луку со своей собственной персоны.
Следует отметить также происходящую из коллекции Эрт-борна картину «Богоматерь с младенцем и донаторами» 1468 года исполненную так называемым Мастером легенды о св. В 1450 году предпринял путешествие в Италию. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»).
Некоторые говорили даже, будто в нем есть что-то инфернальное, ведь взгляд живописца непостижимым образом следовал за зрителем повсюду. Как я уже упоминал, Снятие с креста – единственное произведение, о котором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств. Боковые створки триптиха не сохранились. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. В ее движении грациозность смешана с робким вызовом. Мария, справа, ниже грешники, отправляющиеся в ад. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. В центре верхнего яруса – Христос на радуге, по сторонам – изображения апостолов. С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники.
Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал. Рогир ван дер Вейден известен и как портретист. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. В гротескном ключе решены им образы помощников палача на правой створке алтаря. Corneille, флам.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. 1440 «Алтарь св.
Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии). Около 1430 Рогир женился на девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Поиск выразительности выше наблюдения. Он восседает на радуге, как на престоле. В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими.
к ст. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. галерея искусства, Вашингтон).
Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр). Но само Ее лицо излучает неземной свет. Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной. скульптуру.
Cornelius). Человек на портрете раскрывает нам скорее свой ранг, нежели характер. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. и исп. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. maitre-coutelier) по имени Анри. Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). На старинных рамах (триптих имеет двойные) можно видеть изображение гербов как епископства Турне, так и заказчика алтаря Жана Шевро, епископа города с 1437 по 1460 год, тайного советника герцога Филиппа Доброго. После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже.
Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник. 1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов. В 1446—1452 гг.
Лука считался покровителем художников. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя.
Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная, отличающаяся интенсивной эмоциональностью манера Рогира преобладала над наследием Кампена и ван Эйка. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них.
к ст. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. 1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл.
Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Он учился в Турнэ у Робера Кампена (к сожалению, не сохранилось ни одной картины, которую можно было бы с уверенностью считать работой этого мастера). В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425 – 1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена.
Что ипроизошло в1432году. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал. На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города. Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). Вскоре начал работать по заказам городского совета.
Margaretha, род. Полагают, что художник родился приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном на территории современной Бельгии. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест.
К сожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, с которым согласились бы все ученые. Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл. мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. Поражает изображение руки на портрете. С 1427 года учился в своем родном городе Турне у Робера Кампена. Портрет донатора дан в сцене конфирмации в левой створке алтаря. Рогир родился в Турне около 1400 года.
Выдающийся гуманист, ученый и философ Николай Кузанский отзывался о Рогире как о величайшем художнике своего времени. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.