Часть I (стр. В действительности же. Римский папа — наилучший и умнейший из них — должен возглавить власть духовную и светскую.
К тому же умер в 1267 году, окончательно похоронив надежды Бэкона на какую-либо поддержку. Если Р. Б. С помощью опыта мы можем получить знание о Боге, правда, это уже соврем другой опыт, внутренний опыт интроспекция.
Основные причины невежества Р. Б. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Опыт необходим еще больше, чем математика.
В «Малом сочинении» излагаются вопросы алхимии и богословские вопросы. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.
Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. Это можно отметить, скажем, по бэконовской интерпретации опыта. Он касается только материальных предметов.
Когда его спрашивали об источнике этой информации, Бэкон ссылался на древних авторов. Ходили слухи, что, подобно Фаусту, Бэкон подписал договор с дьяволом, предложив ему свою душу в обмен на владение искусством магии, но при условии, что он умрет не в церкви и не подле нее. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. В своем «Opus Minus» и «opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandra Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени.
принципы. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель.
В результате Бэкон отрицает существование единой «первоначальной материи», на чем настаивали алхимики. 23 – 43) трактует о взаимном отношении философии и богословия. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. XIV). 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр.
Так, рассказывали, что брат Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Р. Б.
Но от обещаний до их исполнения слишком большая дистанция – папа ничего не делает для исполнения своих обещаний. Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Химический подход понять проще. В этой части, как и в предыдущей, рассуждения его основаны, главным образом, на его личных взглядах на силы природы и их действия. Часть III (стр.
d. Phil. ", 192, 249). К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. "Opus Majus", он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). I–IV аристотелевской «Физики», к кн. Когда-то ею были наделены иудейские патриархи и пророки.
Ему Бэкон посвятил три сочинения, в которых изложил свои взгляды, не противоречащие учению Христа. также «Encyclopaedia Britannica» (т. Обладая ярким даром провидца, он предсказывал изобретение самолетов, отравляющих газов, аквалангов и даже лазерного оружия. Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов).
Вообще вопрос этот относится к нерешенным. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. Часть VI (стр. Ср. И дело не в том, что его не понимали. Я отбросил эти заклинания и обнаружил, что передо мной – чудесное действие природных сил, подобное действию магнита на железо.
См. Р. Б. Последние он называет virtus, species, imago agentis и мн. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны.
445 – 477) говорит об опытных науках "Domina omnium Sclentiarum". 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Взгляды на опытные науки, которые в "Opus Tertium" (стр.
Р. Б. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). Основные причины невежества философ видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. Их переводил, в частности, Роберт Гроссетест, т. е. Эти оригинальные мысли Бэкона подтверждал примерами.
d. Phil», 192, 249). Учение Р. Б. А венецианец Марко Поло, как известно, осуществил многолетнее путешествие в Центральную Азию и Китай, о чём детально и ярко написал в своей «Книге». Был освобожден в 1292. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
Р. Б. Если Роджер Бэкон не был оценен современниками, только потому, что он превосходил их развитием. Роджер Бэкон родился в 1214 г. близ Илчестера в Сомерсетшире, в богатом семействе.
Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе.
Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. 44 – 57) содержит в себе рассуждение о пользе грамматики и о необходимости настоящей филологии для верного понимания священного писания и философии. Образование свое Р. Б. III, 1888). появляются описания разных земель, сделанные путешественниками.
Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. 358 – 444). Познание не мыслится Р. Б.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Был освобожден в 1292. Папа Климент IV предписал Роджеру Бэкону изложить свои идеи письменно и в 1267–1268 гг. В этом сочинении, по словам Чарльса, речь идет о грамматике, логике (которую Бэкон считал маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которая ясно доказывает, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части Compendiuma, как думает Бревер. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость.
Писания его представляют собой непрерывное бичевание невежества. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Наиболее полно раскрылись достоинства оксфордской школы в произведениях Роджера Бэкона, которого за обширные знания и ясный ум называли «удивительным доктором». Вообще вопрос этот остается нерешенным. В Оксфордском университете прилежно штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля.
База познания — математика. Более важные рукописи: "Communia Naturalium" (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) "De Communibus Mathematicae", часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке "Baconis Physica" находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. "Quinta Pars Compendii Theol giae" – в Британском музее "Метафизика", в Национ.
Годы, которые Б. провел во Франции, были необыкновенно оживленными. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В. " (Вена, 1879). Анализировал препятствия истины. В XIV-XV вв. Бэкон полагает, что столь невероятные вещи вполне адекватно доказываются таким расплывчатым сообщением. Они суть: авторитет, привычка, мнение необразованного большинства и смешение полного невежества с кажущимися знаниями или претензией на знание. 339 – 348).
Главное учение носит чисто средневековый характер: любая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, слежение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Папа к тому же был болен, наверно занят собой или другими делами.
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. В течение этих лет, он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardantis Senectutis Accidentibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на аристотелевской «De anima». В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. XI «Метафизики».
К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в IV и V частях «Opus Maius», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Но нет – Роджер Бэкон был вполне сыном 13 века, сыном своего времени. Бэконовский «дар к систематическому анализу, – как замечает Истон, – гораздо ниже его воображения и проницательности». 11 Такое состояние сознания привело к «неразборчивому эклектизму, пагубно сказавшемуся на логической цельности и стройности». 12 Хотя ясно, что в бэконовском сознании было интуитивное предвидение универсальной науки, это видение остаётся центральным в его работе. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Затем описывается анатомия глаз.
Р. Б. Там он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможность издать что-либо, написанное им. в делах служебных он был неутомим и усерден (трудоголиком был). Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом».
закончил в Оксфорде. В Париже его надолго заточили в монастырь, выпустив лишь по указанию папы Климента IV. Р. Б. Необходимо то, что плавает в море. Там учёный провел более десяти лет.
Написать сочинение такого объема и в такое короткое время было, само собою разумеется, большим подвигом. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Были существенно усовершенствованы карты, составлены географические атласы. Путями познания, заслуживают внимания, Бэкон признает аргументацию и эксперимент.
Преподавал он и в Англии, где тоже подвергался гонениям. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». В 1262 г., когда, как думают, появилось последнее произведение Бэкона: «Compendium Syudii Theologiae», он уже был опять на свободе. Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта».
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. 339—348).
Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Бэкон экспериментировал и сам, точнее сказать, моделировал.
Основные причины невежества Р. Б. Его видение этой универсальной науки брало начало в его исследовании «Тайны Тайн» (Secretum Secretorum) около 1247, книге, которая незаслуженно претендовала на то, чтобы быть тайной и на наиболее глубинное учение философа Аристотеля.
Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура прекратил его лекции в Оксфорде и велел ему оставить город и отдал его под надзор ордена в Париже. Он касается только материальных предметов. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Чтобы ознакомиться с вопросом о том, как теория природы согласуется с метафизическими задачами силы и вещества, с логическими доктринами вселенной и вообще с теорией Бэкона, необходимо обратиться к изданию Чарльса. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis».
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Он был скорее проницательным и систематическим мыслителем и работал по хорошо проторенной колее, по колее, с которой его современники были сбиты соблазнительностью доводов богословов и метафизиков.
Чарльс же считает его только за предисловием приводит довольно веские основания. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Ветка снова станет целой. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись.
стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд».
Хотя достоверно не известно, встречались они на самом деле или нет. Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. По его мнению, знания открывают перед человеком великие возможности: можно будет передвигаться по суше в коляске без коней, а по морю — в судне без парусов и гребцов, летать по воздуху и погружаться в морские глубины, наблюдать мельчайшие пылинки и далекие звезды.
С ее помощью можно проверять данные всех остальных наук. Ср. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним.
Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Основные причины невежества Р. Б. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Часть VI (стр. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый.
Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Бэкон утверждал. Р. Б. принципы. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие.
Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой "Суммы" (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. Стюарт Истон пишет: «Не может быть преувеличением то, что гигантское различие между тем, что изучает Бэкон из книг «Тайн» и всем тем, что он изучал ранее, вызвано тем, что полученное теперь знание – практическое Вся его последующая жизнь и эмоциональный накал, с которым он усердствовал в занятиях, может быть обнаружен в воздействии этой книги». 9 Бэкон начал изучать медицину, главный предмет выдвигаемый в «Тайнах» и около 1250 года написал трактат о сдерживании старости, в котором две трети цитат из этой подложной книги. 10 В течение последующих нескольких лет Бэкон написал комментарий на «Тайны», он изучал астрологию и алхимию и, возможно, он начал изучать древние языки – греческий иврит и арабский.
Стал монахом ок. Труды Р. Б. Здесь же Бэкон указывает на необходимость и пользу изучения иностранных языков. Основываясь на этом, Бэкон предложил историю философии, в которой греки были наследниками иудеев и он исходя из этого, представлял себе свою миссию в том, чтобы обнаружить в греческой философии систему Откровения. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
В трактате содержались и прямые указания на Аристотеля. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы.
чем всегда нас привлекают люди – энциклопедичностью своего ума и своих знаний. В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний). Роджер Бэкон последовательно отстаивал идею разграничения теологии и светских наук (т. е.
Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона – Opus maius (Большое сочинение), а также его работу О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии. В том виде, как его издал Джебб, оно состоит из шести частей, хотя можно найти и семь – «О нравственной философии», которую часто относят к «Opus Tertium».
Таким образом, Бэкон извлёк из «Тайн» то, что лекарство крайне полезно, поскольку дарует власть над здоровьем и граничит с алхимией, оно учит тому, как продлевать человеческую жизнь. А если добавить и естественнонаучные сочинения Роберта Гроссетеста, которые имеются у него наряду с метафизическими и богословскими сочинениями, картина будет еще более полной. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Бэкон (Bacon), Роджер (ок. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд.
Часть V (стр. 46) резко отделяются Бэконом от умозрительных наук и ремесленных искусств (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому вопросу. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. В следующем году он написал Бэкону, с которым был все время в сношениях. Ученого заключили в монастырскую тюрьму, где он провел почти 14 лет своей жизни. Не очень популярный, но встречающийся все же чаще, чем, например, сегодня желание выпускника школы стать каким-нибудь геологом и провести жизнь в тайге.
Его основные физические положения 0 вещество и силы. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы.
Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис. Последний бывает внешний и внутренний. О жизни Бэкона в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Они лишь смущали умы неискушенных сынов церкви и могли привести к ереси.
В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в сочинении «Opus Tertium» (гл.
Часть IV (стр. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис. В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук. Конечно, главное, то, что лежит почти на поверхности – естественные науки.
Только в последние пятнадцать лет искусство переделки текстов стало массовым. Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. Большеголовый (1175 – 1253) – основатель оксфордской научно-философской школы. 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре.
Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул "do c tor mirabilis". Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. др. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Однако примерно в 1257г.
Для объяснения последней нужны соответствующие инструменты и такими инструментами он считал философию и каноническое право. Для современников он был загадочной личностью, а кое-кто даже считал его волшебником. Сочинение это названо Уэвелем вместе и энциклопедией и Органоном 13 столетия. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. За занятия астрономией и алхимией за «братом Роджером» был учрежден особый надзор. у учёного случился конфликт с руководством ордена. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель).
Как мыслитель Р. Б. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта.
Кузен и Чарльс думают, что это Альберт Великий и действительно многое, сказанное Баконом, применимо к нему, но очень многое совсем к нему не относится. Людям не нужна наука, они требуют чудес.
Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). В комментарии к «Тайнам» Бэкон объясняет, что Моисей, Авраам и другие еврейские патриархи были подлинными основателями науки, открытой им Богом, в силу их святости. Р. Б. Впервые в Европе он составил рецепт изготовления пороха, пытался изучать силу пара. Из этого заключения или «Opus Maius» часть дошла до нас и вошла в «Opus inedita» Бревера (стр.
полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение и опыт, на котором основывается всякое знание. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. Многочисленные завистники обвинили Бекона в связях с нечистой силой. Первая часть труда дошла до нас под именем «Compendium studii philosophiae» и относится к 1271 г. В этом сочинении Бэкон делает резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов и вообще на недостаточность существующих знаний.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. Учение Р. Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). Он был профессором Оксфордского университета и одновременно преподавал в Парижском университете математику, физику, языки (греческий, еврейский и, возможно, арабский). было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Из этого заключения или "Opus Minus", часть дошла до нас и вошла в "Op.
445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum». Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Эти выводы следует проверять на фактическом материале. Часть VI (стр.
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
Древние философы. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. В своей книге Об опытной науке он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Протест действия не возымел, папа не обратил внимания на гневные письма и речи английского епископа, злоупотребления продолжались, конфликт разрастался и не известно, чем бы дело кончилось, если бы не смерть Роберта Гроссетеста. Кроме того, Б. известен как конструктор приборов и механизмов, возможный изобретатель пороха особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих изобретений и открытий изложенные в «Посланиях о тайных действиях искусства и природы и о ничтожестве магии».
В делах служебных он был неутомим и усерден. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Но Бэкон вновь возвращается в Англию. философии).
В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Но даже на этом ярком и многообразном фоне Роджер Бэкон, прозванный своими современниками Doctor mirabilis – Доктор удивительный, продолжает удивлять и нынешних исследователей. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись. Уверенность и апломб его дошли до того, что он не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат «De naturalibus». Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище «doctor mirabilis» (Удивительный доктор).
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Концепция науки Бэкона составляет амплификацию его алхимии и это неявным образом привязывает алхимический процесс получения эликсира жизни к сотериологическому пути, который ведёт через христианскую мораль к вечному спасению.
Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься. Заслуги последних были оценены еще при жизни их, тогда как Р. Б. Познание не мыслится Р. Б. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ).
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Конечно, главное, то, что лежит на почти поверхности – естественные науки. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. А не в Мертоне и Бразеносе, как утверждают некоторые, так как последних колледжей в то время еще не существовало.
Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Чистые доводы никогда не бывают достаточны, они могут решить, но не дают уверенности уму, который убеждается только немедленной проверкой и исследованием факта, а это достигается только опытом.
Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству.
Вместе они противостояли козням немецкого мага Вандермаста. Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества. Которые не имели Писания, получали откровение непосредственно от Бога и только те достигали блестящих результатов, кто был Им избран.
Р. Б. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Эти выводы следует проверять на фактическом материале.
Солдат ужаснулся, что и его может ожидать подобная участь и позорно бежал прочь. Ему принадлежит крылатая фраза: «Знание – сила. » В 1278 г. за свои опыты и идеи по приговору церковного суда был заключен в монастырскую тюрьму, где просидел около 14 лет и написал свое последнее большое произведение – «Компендиум теологии» («Compendium philosophiae», 1272). Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. До недавнего времени такие фокусы с чужими текстами не проходили бы, но Средневековье было в этом отношении куда как снисходительнее. При внутреннем опыте ум обыкновенно бывает просветлен божественной правдой.
Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Таким образом, по мнению Бэкона, маги – недостойные шарлатаны: они бормочут заклинания, хотя отлично знают, что демонстрируют природное явление – как это очевидно всякому. Неизвестность этого ученого и незаслуженная слава, которой пользовались профессора школ, возбудили негодование Бакона. Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа.
Кстати говоря, понятие мистического опыта достаточно популярно в современной эзотерике, паранауке и даже обыденном сознании. Он не был противником папской власти. Познание не мыслится Р. Б.
Учение Р. Б. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Бэкон утверждал, что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики.
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Maius», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Детально рассказывается об обязанностях министров, судей, военачальников и послов.
Сочинения напечатанные: «Speculum Alchimiae». О нем писали так: он обличал короля, спорил с папой, советовал священникам исправлял монахов, учил клир, был опорой ученым, проповедовал слово божье людям, преследовал распущенность исследовал каждое слово Писания. Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. За свои подозрительные новшества Р. Бэкон был осужден и просидел в тюрьме около 15 лет. 1541, переведен на английский язык в 1597 г. «De mirabili potestate artis et naturae» (1542, английский перевод 1659 г. ) Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590 г., перевод на английский как «Cure of Old Age», 1683) «Medicinae magistri D. Rog/ baconis anglici de arte chymicae scripta» (1603, собрание небольших трактатов, содержащих «Excerpta de libro Avicennae de Anima, Breve Breviarium, Verbum Abbreviatum», в конце которого помещена странная заметка.
Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась. Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Такого рода наблюдения часто встречаются в сочинениях Бэкона: он осуждает магию, при этом, будучи магом. — век, особенно богатый великими людьми и Роджер Б., как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат.
Бакон или Бэкон Роджер. В сущности, в своих лекциях по трактату псевдо-Аристотеля «О Растениях» (De Plantis), Бэкон, казалось, отрицал обоснованность алхимии, придерживаясь философских положений о том, что трансмутация металлов per speciem невозможна. 8 Но все пристрастия Бэкона изменились после того, как он открыл «Тайну Тайн», работу, вдохновившую его на изучение медицины, астрологии, алхимии и это было источником для его видения универсальной науки. Истину мы будем искать до конца мира ибо в человеческих замыслах нет ничего абсолютного.
Вот таким образом предпочтение он предоставляет эксперимента. Этот отдел сочинения Б. заканчивается двумя прекрасно изложенными очерками по географии и астрономии. Бэкон написал также еще ряд небольших трактатов (запланированный труд Opus principale, в котором он захотел изложить свое видение мира, он не завершил). Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. Всё это имело огромное значение для подготовки Великих географических открытий.
Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Познание не мыслится Р. Б. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. 256 – 857) посвящена трактату о перспективе.
А надо это христианам, во-первых, в борьбе против неверующих и язычников. 358—444). Александр Гальс, автор великой «Суммы» был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского. Зачем и кому надо, чтобы у власти стояли умные люди. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus tertium» (стр.
Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый.
Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. Часть этого сочинения обыкновенно наз.
И ни единый кусок не может быть изъят из этого целого, утверждает он. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. обыкновенный опыт, который не может дать полного представления о предметах видимых, а тем более о предметах умственных. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени. XIII стол.
Таким образом, Бэкон подчеркивал Не столько субъективность общего, присущей номинализма вообще, сколько отмечал объективности единичного. Стал монахом ок. Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius). Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев.
занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Этой частью своего сочинения Бэкон особенно гордился, но надо заметить, что тут многим помогли ему сочинения арабских писателей Алькинда и Альгазена. Их переводил, в частности, Роберт Гроссетест, т. е. Зиберт (Sie b ert), "Roger В., sein Leben u. seine Philosophie" (Марб., 1661) Шарль (Charles), "Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines" (Брюс., 1861) Schneider, "Boger Bacon" (Аугсб., 1873) Вернер, "D.
Порох изобретение которого также приписывается ему, был до него уже известен арабам. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями. Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius).
Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. также "Encyclopaedia Britannica" (т.
появился его «Большой труд» («Opus majus») – энциклопедия, в которой автор рассмотрел причины многих человеческих ошибок, соотношение теологии и философии, отметив важность изучения языков, особое значение математики для всех наук изложил вопросы этики, физики (предсказал возможность создания увеличительных стекол и создание на их основе оптических приборов). В вопросе об универсалиях Р. Б. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Один из них изложен в трактате «De multi plicatione specieruum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Maius» (стр.
Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». 1—310), который полагает, что она представляет отдельный и абсолютно самостоятельный трактат. Научное объяснение этого феномена, Бэкон заимствует у Плиния, полностью разделяя взгляды последнего: некоторые предметы, даже будучи разделены в пространстве испытывают взаимное влечение.
Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте.
Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Век его был, как мы видим, долог, 78 лет, наследство его философское довольно значительно.
358 – 444). В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук. что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Он днями и ночами находился в своей келье в монастырской башне.
Бекон вышел на свободу уже совсем старым. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. Судя по всему, произошел конфликт интересов личности и организации.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". Излагаются наилучшие диеты, польза и вред от вина и бань, приводятся рецепты приготовления лекарств, очерк физиогномики (искусства угадывать характер по внешнему виду).
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Основным произведением Бэкона было "Большое сочинение" в семи книгах, в котором описывались теория заблуждений человеческого разума, взгляды на соотношение науки и теологии, лингвистика, математика, учение о перспективе, "экспериментальная наука" и моральная философия. В Оксфордском университете прилежно штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля. Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. См. Истина — это дочь времени. Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. Алхимические труды Бэкона, рассмотренные независимо от прочих с позиции сотериологии, не предполагают глубокой взаимосвязи между алхимией и религиозным опытом. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой.
Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Часть V (стр. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
Отсюда опытом может считаться любое знание, полученное не путем логических и математических доказательств, а чувственно интуитивно или путем духовного прозрения – то есть мистически. Сочинения Бэкона по большей части представляют собой отрывочные энциклопедические штудии и отражают порядок познаний эпохи Средневековья. А вот для Роджера Бэкона опытным могло быть не только чувственное, но и сверхчувственное, не только естественное, но и сверхъестественное знание.
445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum». Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. С этим утверждением легко бы согласился любой современный представитель естественных наук, но если бы он взял на себя труд продолжить мысль Бэкона, получилось бы следующее: это, безусловно, верно для астрономических явлений, а поскольку земные дела зависят от звезд, то происходящее на земле невозможно понять, если не знать происходящего на небесах. Но в молодые годы в средствах он не нуждался, учился в Оксфорде, затем в Париже. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено.
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь.
Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. В 1278 г. Бэкон подвергается временно преследованию за смелость высказанных им убеждений, что в то время еще впервые практиковалось. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. Часть IV (стр. Но вот что дальше. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Inedita" Бревера (313 – 389).
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской "De А n imа". Всем государствам суждено объединиться, а народам принять христианство. В этой части, как и в предыдущей, рассуждения его основаны, главным образом, на его личных взглядах на силы природы и их действия. Личность этого пикардийца мало известна, но по всей вероятности, это был никто иной. О нем писали так: он обличал короля, спорил с папой, советовал священникам исправлял монахов, учил клир, был опорой ученым, проповедовал слово божье людям, преследовал распущенность исследовал каждое слово Писания. В бурное царствование Генриха III семья Бэкона сильно пострадала имущество было разорено и некоторые члены семейства подверглись изгнанию.
Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. Чистые доводы никогда не бывают достаточны, они могут решить вопрос, но не дают уверенности уму, который убеждается и удовлетворяется только немедленной проверкой и исследованием факта, а это достигается только опытом. На свободе он оказался лишь в 1292г.
1214. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). В вопросе об универсалиях Р. Б. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Inedita» Бревера (313—389).
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Гроссетест был первым ректором Оксфордского университета, затем был избран епископом Линкольнского графства, был в своих действиях человеком довольно независимым, что в конце концов привело его к конфликту с римской курией – руководством католической церкви. Бакон Роджер или Бэкон (Bacon).
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Часть I (стр. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств, внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р. Б. Во всяком случае выдающаяся литературная деятельность Бэкона начинается с появлением в свете сочинения его: «Opus Maius».
Некоторые исследователи считают, что Бэкон чуть ли не первым стал читать лекции по «Физике», что не могло не обратить на себя крайне недружелюбного внимания парижской профессуры. Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой.
Часть V (256 – 357) посвящено трактату о перспективе. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение, а именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de maharucuria Picardus), т. е. Идеей мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина (недаром же был францисканцем. ), по шел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. Однако, аргументы только подводят к выводу, но не оставляют сомнений. Третий труд (Opus tertium) является переработкой обоих предыдущих.
Прочитав его «Послания о ничтожестве магии», Папа лишь махнул рукой и велел отпустить францисканца-англичанина на его родину. Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. К примеру, в своих нападках на Альберта Великого Бэкон пишет, что сей магистр ничего не смыслит в науке перспективы, необходимой, чтобы надлежащим образом постичь целое, «и, стало быть, он ровно ничего не смыслит в мудрости философии». Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Судьба не баловала Роджера Бэкона, хотя сначала складывалась благоприятно. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из "Opus Majus", собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии.
В этой оценке Б. есть доля правды, но многое и преувеличенно. Истинная мудрость заключается в Священном Писании. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Развитие философских идей он объяснял тем, что Бог, разгневанный на человечество, скупо выделяет ему истины, которые смешаны с заблуждениями, вот таким образом человеческое знание всегда неполно и неточно. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним.
Однако какой важной она является, какой полезной. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. Также Р. Бэкон получил степень доктора наук.
Он привлекает совсем другим, тем. Сочинения философов, если и читались в школах, то читались по искаженным переводам. Все сочинения ученого были осуждены церковью. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет). Папа умер в 1268.
Аглийский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок.
В это время читал лекции о философии Аристотеля, занимался философскими изысканиями, активно спорил со схоластами, критиковал идеи авторитетных религиозных мыслителей, таких как А. Великий и Ф. Аквинский. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а ещё к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству.
1214, Ilchester, Somerset, Англия – 1292) – английский монах, ученый и философ известный по прозвищу «удивительный доктор» (doctor mirabiles), отец современной опытной науки. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Конечно – и мы еще раз подчеркнем, не в этом было истинное значение Роджера Бэкона в философии 13 века. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов. Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках.
выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
чтобы человечество дошло до абсолютного понимания творца. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Папа умер в 1268.
Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете. 1214. Словом, Фриера вызвали во Францию и за попытку введения никому не нужных «новшеств» отправили в темницу, содержа куда строже, чем во время предыдущего ареста.
и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Возможно именно этот интерес в сочетании с хорошим образованием, в том числе философским и богословским делает этого человека во многом уникальной и на самом деле удивительной. лучше природы. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. О нем писали так: он обличал короля, спорил с папой, советовал священникам исправлял монахов, учил клир, был опорой ученым, проповедовал слово божье людям, преследовал распущенность исследовал каждое слово Писания.
Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum».
Большеголовый (1175–1253)— основатель оксфордской научно-философской школы. У этого популярного в свое время трактата была и другая слава. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце "Opus Tertium" (глава XIV).
На труд свой, посланный им Клименту IV, Б. смотрел, как на основные принципы, которые впоследствии должны быть применены к разработке всех наук. В Париже рассуждали иначе. Затем, обращаясь к алхимии, Бэкон заявляет: «В самом деле, он, написавший столь много и настолько великих томов о естественных основаниях невежествен в этих основаниях и потому его конструкция стоять не может» – et ideo suum aedificium stare non potest. Гроссетест был первым ректором Оксфордского университета, затем был избран епископом Линкольнского графства, был в своих действиях человеком довольно независимым, что привело его к конфликту с римской курией – руководством католической церкви.
Вообще вопрос этот остается нерешенным. В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Основные причины невежества Р. Б. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. Одним из первых Р. Бэкон начал активно призывать к внедрению в науку практических методов исследования. 57 – 255) содержит обработанный трактат «О математике» – этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии.
До 1247 г. преподавал в Парижском университете. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. В вопросе об универсалиях Р. Б. В Париже даже читал лекции по Аристотелю (а по кому же еще. ) на факультете искусств. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
Часть IV (стр. не был оценен современниками, то только так как он превосходил их развитием. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст.
Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. Бэкон дает теорию и способ устройства телескопа, но описание это настолько неудовлетворительно, что нельзя быть уверенным в том, чтобы он владел подобным инструментом. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента I V. В следующем году он написал Б., с которыми был все время в сношениях, чтобы он, несмотря на запрещения его начальства, прислал ему научные заметки, которые он уже раз требовал от него, будучи еще папским легатом. Его идеи, подобно семенам, оставшимся в почве на зиму, «проросли» значительно позже, когда экспериментальное знание обрело достаточно прочную методологическую основу прежде всего в механике, физике. Во всяком случае уже в 60-е годы Бэкон постоянно ищет спонсоров для своих ученых занятий. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
Offendicula Роджера Бэкона были предшественниками более знаменитой теории об идолах Френсиса Бэкона. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. В 1240г.
Учение Р. Б. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Р. Б. Р. Б. Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum») «Perspectiva» (1614, составляет пятую часть «Opus Maius») «Specula Mathematica» (составляет четвертую часть того же сочинения) «Opus Maius ad Clementen IV» (издано Джеббоном, 1733) «Opera haetenus inedina» (Ж. С. Бревером, 1859, содержащий «Opus Tertium», «Opus Minus» / «Cjmpendium studii philosophiae» и «De secretis operibus naturae»). Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься.
Просто общество, как обычно, отстает в своем развитии от выдающихся личностей. и вскоре умер. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241).
Часть этого сочинения обыкновенно наз. Ещё в XIII в. братья Вивальди из Генуи пытались обогнуть западное побережье Африки. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. "Третье сочинение" содержало также и автобиографические черты.
Его сравнивали с Соломоном, Аристотелем и Авиценной. Ему надо еще «дозреть» до восприятия их идей.
А Бэкона больше интересует аристотелевская. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Около 1256 г. вступил во францисканский орден. 339 – 348). Систематическое изучение арабских писателей открыло глаза Б. на заблуждение названных ученых.
Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. Часть VI (стр. Кстати, он и перевел на латинский язык Аристотелевскую Физику и сам написал очень интересное сочинение – трактат О свете или начале форм. Главная его работа Большой труд (Opus majus) в семи разделах содержит теорию человеческого мышления, воззрения на отношения науки и теории, грамматики и языкознания, на перспективы экспериментальных наук и философии морали. Часть этого сочинения обычно называют «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Считал опыт, эксперимент и математику краеугольными камнями храма науки.
Он получил степень доктора философии и заслуженный почетный титул «doctor mirabilis». III, 1888). Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Сведения о его жизни довольно скупы.
в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. XIII стол. Бэкон, потеряв надежду издать что-либо из своих произведений, воспрянул духом, получив подобную просьбу папы. В вопросе об универсалиях Р. Б. «Имя его должно быть поставлено в истории мышления на втором месте после Аристотеля. Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях.
Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. Пикардиец. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. О его посмертной судьбе ничего не известно.
Оканчивающаяся словами: «ipse Rogerus fuit discipulus Alberti. ») «Secretum Secretirum. Для объяснения последней нужны соответствующие инструменты и такими инструментами он считал философию и каноническое право (напомним себе, что каноническое право юридически регулирует отношения церкви и общества). Задача настоящей философии должна состоять в том. "Opus Tertium" и напечатана была Бревером (стр. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
Часть II (стр. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок.
Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. 313 – 389). Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет.
БЭКОН, РОДЖЕР (Bacon, Roger) (ок. Фрагментарный Меньший труд (Opus minus) представляет его в сокращении. В делах служебных он был неутомим и усерден. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке.
256—357) посвящена трактату о перспективе. Ничуть не означает. Говорили, что он обманул дьявола: устроил себе каморку в стене церкви и спокойно жил там до самой смерти. Подобное мнение о Бэконе дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии».
А Бэкона больше интересует аристотелевская «Физика» – произведение сомнительное и даже опасное с точки зрения соответствия христианским истинам.