ок. Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество. Из-за этого он часто попадает в сложные переделки. Bacon), (р. Учение Р. Б.
объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Даты его рождения располагаются между 1210 и 1220 годами, фамилия Бэкон в Англии распространенная примерно так же, как в России Кузнецовы. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Бэкон на самом деле увлекался астрологией, но об отношении его к магии лучше всего свидетельствует его «Послание о тайных действиях искусств и природы и ничтожестве магии». англ. База познания — математика.
С одной стороны, это было ускорение социально-экономического развития Европы, в основе которого лежало интенсивное развитие производительных сил, ремёсел и сельского хозяйства, сопровождавшееся различными изменениями орудий труда и средств производства (усовершенствование водяного колеса, металлургических процессов, появление механических часов и т. д. ). Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств, внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р. Б. Действующий же интеллект (прежде всего интеллект божественный, а затем и ангельский) иллюминирует, «освещает», «просветляет» человеческую душу, сообщая ей способность к познанию. виявився набагато ближче до арабських мислителв (бн Синьо, Аль-Фараб та н), нж до схоластики в постановц питання про призначення знання, за допомогою якого людина зможе полегшити сво життя в боротьб з природою.
У питанн про унверсал Р. Б. В 1260г. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Современники называли его «удивительным доктором». в дус мстичного осяяння в Августина, праопит, яким Бог надлив «святих Отцв» Церкви. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок.
Вероятнее всего, автором «Зеркала астрологии» является Альберт Великий. Опыт бывает внешний и внутренний. В 1240г. чем всегда нас привлекают люди – энциклопедичностью своего ума и своих знаний. Бакон или Бэкон Роджер. Основн причини невгластва Р. Б. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет).
ется. Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. произв. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а ещё к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству.
в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. У Париж його надовго увязнили в монастир, випустивши лише за вказвкою папи Климента IV. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Папа Климент IV предписал Роджеру Бэкону изложить свои идеи письменно и в 1267–1268 гг. За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд».
науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т. п. ), о чем выразительно писал в Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии (Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae изд. Основные причины невежества Р. Б. Ему приписывается авторство работы «Зеркало астрологии», в которой выявляется связь между магией, астрологией и алхимией и утверждается, что они являются вершинами естествознания. Важен для Бэкона и вопрос о способах познания. Все сочинения ученого были осуждены церковью.
Однак знання досягаться перевряться тльки з допомогою «експериментально науки», яку Бекон вважа застосуванням теор до практично роботи – вдкриттям винаходам, корисним для матерального благополуччя, а також до морально духовно роботи, що приводить до вчного блаженства. В то же время Б. отрицал атомистич. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте.
В трактате содержались и прямые указания на Аристотеля. Вн стосуться тльки матеральних предметв. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis».
11 нояб. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. 1294, Оксфорд) – англ, философ и естествоиспытатель Doctor mirabilis (см. Бэкон снова продолжает интенсивную научную деятельность. необходимо сделать свою душу «пустой». Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего.
Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Придляючи велику увагу «досвдчено науц» як «володарц умоглядних наук», Р. Б. и вскоре умер.
Головне вчення носить суто середньовчний характер: всяка мудрсть – вд Бога ма три джерела одкровення: Письмо, спостереження природи внутршнй свт душ, що досягаться сходженням з семи сходами «внутршнього досвду». Последняя причина представлялась Бэкону самой опасной, так как «от этой смертоносной чумы происходят все бедствия человеческого рода ибо из-за этого остаются непознанными полезнейшие, величайшие и прекраснейшие свидетельства мудрости и тайн всех наук и искусств». 1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. как причина всего сущего — ради которого бытийствует (существует) все остальное (здесь Бог у Экхарта выступает как аналог Первопричины у Аристотеля). Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. В вопросе об универсалиях Р. Б.
Опыт необходим еще больше, чем математика. догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др. ). В 1292 г., уже, по-видимому, будучи на свободе, он пишет свою последнюю работу «Теологический компендиум» и вскоре умирает.
В отечественной традиции прежде всего подчеркиваются научные интересы Бэкона, его увлеченность естественнонаучным знанием, Жильсону более импонирует Роджер Бэкон – схоластик францисканского толка Коплстон удивляется странному смешению качеств в уме Бэкона – словом разобраться в его идеях не так-то просто, но попробуем это сделать, хотя очень трудно соблюсти принцип незаинтересованности – Бэкон известен как раз в основном по словам исследователей его творчества. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Доля не балувала Роджера Бекона, хоча спочатку складалася сприятливо. Цлком природно, що Роджер припускав снування «праопыта», божественного знання, яке може бути в людин споконвчно або опромнити його несподвано.
Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т. е. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. См.
Внаслдок нтриг клерикалв у 1278 р. все-таки врив у вселенську роль християнсько церкви, яка зможе органзувати очолити деальне суспльство на Земл. Вообще вопрос этот остается нерешенным. Часть IV (стр.
Философские воззрения. За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Вн вважав, що тльки математика, як наука, найбльш достоврна незаперечна. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис.
Возможно, какую-то помощь ему оказали его друзья. С другой стороны, сказалось влияние арабской философии и науки, а также переводы античных авторов по физике, оптике, астрономии и другим естественным наукам, ставшие доступными для европейцев XII-XIII вв. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. Все сочинения Бэкона—наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Дунс Скот считал, что конкретные объекты возникают в результате особого индивидуализирующего акта (схема 77, б).
було засуджено орденом францисканцв, проте його де про «досвдчено науц», досягнення в галуз природознавства зграли свою роль в становленн науки та флософ Нового часу. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Однако смерть папы, последовавшая в 1267 году, похоронила надежды Бэкона на осуществление его замыслов. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium).
Сведения о его жизни довольно скупы. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела». Р. Б.
«Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Був звльнений у 1292. Интерес к научному знанию в период позднего Средневековья имел под собой определённые основания. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов. 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch.
Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Сущность человека, так же как и любой другой твари (т. е. Излагаются наилучшие диеты, польза и вред от вина и бань, приводятся рецепты приготовления лекарств, очерк физиогномики (искусства угадывать характер по внешнему виду).
На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. "Третье сочинение" содержало также и автобиографические черты.
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Роджер ввв поняття «експериментальна наука». в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Но в целом деятельность и атмосфера Парижского университета разочаровали его. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы.
1214, Илчестер – 11. 6. 1294, Оксфорд), ср. -век. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius.
Папа умер в 1268. Этот процесс начинается в душе человека, наделенной интеллектом. Если мудрость от Бога, то и всё знание – тоже от Бога.
Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Захопленсть рзномантними знаннями визначила його нтерес до астролог алхм. виступав за реформу теолог, суть яко поляга в тому, що «священики знання» – теологи – повинн прагнути до вдновлення справжнього, канончного сенсу Божественного одкровення, що мститься в вангел, виступав з рзкою критикою авторитаризму схоластично флософ, невгластва схоластичних теологв не вважав негожим використовувати знання, накопичен язичниками. По некоторым сведениям, собратья по ордену к тому же хотели добиться, чтобы Бэкон открыл им секреты получения золота (которых он, разумеется, не знал). было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Возможный (человеческий) интеллект пассивен и сам по себе к познанию не способен.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Но поскольку мир есть единство естественного и сверхъестественного, то, когда мы изгоняем из своей души естественное, она неизбежно заполняется сверхъестественным так как интеллект един, то изгоняя из своего разума все человеческое, мы освобождаем разум божественный (схема 78): Быть «пустым» и значит быть «полным Бога»2. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Рзко критично ставився до академчнй науц свого часу, винайшов план метод реформи наук на прохання папи Климента IV виклав своиидеи у вдомому трактат Головний працю (Opus maius). Век его был, как мы видим, долог, 78 лет, наследство его философское довольно значительно.
ок. Отримав освту в Оксфорд Париж, викладав в Оксфордському Паризькому унверситетах, займався алхмю, астрологю оптикою, першим в вроп описав технологю виготовлення пороху (1240). библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Р. Б. Оригнальн флософськ де викладен вОри maius. Всм державам судилося обднатися, а народам прийняти християнство.
Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. 358—444). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.
Выявляя это общее, мы в конце концов придем к самому простому понятию — понятию «сущего» («существующего») и оно приложимо как к Богу, так и к человеку. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. у учёного случился конфликт с руководством ордена. Но ему нужны были средства для приобретения книг и оборудования, а их у него не было. род ок.
1214, Илчестер, графство Сомерсет—1294, Оксфорд)—английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). 1–16, Oxf., 1909–40. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Для цього потрбн освчен священики – знавц наук релгйних одкровень, нос високих моральних якостей. Завдяки свой юридично та полтично дяльност Нколас Бекон пднявся у свой карр до лорда-хранителя Великий друку Англ майже двадцять рокв, аж до само смерт, обймав цю високу посаду в урядовому кабнет. Адже з часу еллнсько культури флософя науки зазвичай не роздлялися. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму.
50). Тльки завдяки заступництву папи Климента IV, який посв престол в 1265 р., Бекон отримав можливсть опублкувати три велик трактату (охоплюють приблизно один той же досить широке коло проблем написан приблизно в один час): Велика праця (Opus maius), Менший працю (Opus minus додаток до Великому) Третй працю (Opus tertium короткий виклад дей Великого).
в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. База познания—математика. XI «Метафизики». Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
и технич. Но что же должно быть объектом человеческого познания. Ведь форма может задать только видовые особенности, но не индивидуальные отличия. 1214, умер в 1292 или в 1294 учился в Оксфорде, в Париже получил степень доктора богословия. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов.
философ и естествоиспытатель. философ и естествоиспытатель, францисканец. Для объяснения последней нужны соответствующие инструменты и такими инструментами он считал философию и каноническое право (напомним себе, что каноническое право юридически регулирует отношения церкви и общества). Мир существует потому, что Богу присуща идея творения и воля творить. Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта.
Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Р. Б. ок.
Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Там учёный провел более десяти лет. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D.
любая конкретная вещь), а также некоторые акциденции (свойства вещей), такие, как холод, тепло, влага, сухость, свет, тон, запах, вкус, активны и вследствие этого производят определенные действия. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Так, рассказывали, что брат Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества.
Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. Кроме того, он утверждал, что математика— самая легкая из наук и доступна каждому. by J. Bridges, v. 1–3, Oxf., 1897–1900 Opera hactenus inedita, fasc. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. «озарение», объект к-рого бог и внешний – чувств, знание, открывающее тайны природы. За свои взгляды Б. был в 1277 отстранен от преподавания в Оксфордском ун-те и по приказу церковных властей заточен в монастырскую тюрьму.
Подготовит. Подозрения в занятиях алхимией (а возможно и черной магией), но в ещё большей степени нападки на невежество и порочность духовенства существенно осложнили его жизнь. Учение о пустоте. Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Р. Б.
К тому же умер в 1267 году, окончательно похоронив надежды Бэкона на какую-либо поддержку. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике.
Его главный труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество наука – дочь всего человечества. 1214 – ум. Ветхозаветные старцы и пророки оказались первыми философами и учёными. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл главным (Opus principale), остался неосуществленным. Соч. : Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859 The opus majus, ed. Он не был противником папской власти.
Образование Бэкон получил в Оксфорде. Это, скорее всего, ошибка. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться). Основные причины невежества Р. Б. Роджер Бэкон редко принимал участие в философско-богословских дискуссиях. без благодат ври, тим бльше, що дина досконала мудрсть укладена в Священному Писанн.
Часть этого сочинения обыкновенно наз. Как считает Дунс Скот, разум человека познает прежде всего простое сущее ибо оно заключается и в материальном и в духовном и в общем и в отдельном. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Перед смертю Бекон начебто промовив: « все ж таки дослд чудово вдався. ». Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер.
Вслед за Робертом Гроссетестом он развивает неоплатонически-августиновскую метафизику света как первовещества вселенной. 1214, Ilchester, Somerset, Англия – 1292) – английский монах, ученый и философ известный по прозвищу «удивительный доктор» (doctor mirabiles), отец современной опытной науки. Воспламенившись, разум углубляется в идею Бога. Вона найбльш досконала, «всм служить дивним чином да впевненсть вона не спираться на логчн аргументи, якими б сильними вони не були, тому що вони не доводять стину, якщо одночасно з ними не присутнй досвд, що стосуться виведення». Проблема унверсалй.
Необходим опыт». В одном из писем Папе Римскому он жалуется, что его беспрестанно нагружают всевозможными обязанностями и что он подвергается наказаниям с «невыразимой жестокостью»: наказывают его голодом, держат под строгой охраной и никого не допускают к нему. работами к нему являются Большой труд (Opus majus изд.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. озарение – и внешний). Писания его представляют собой непрерывное бичевание невежества. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»).
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. За занятия астрономией и алхимией за «братом Роджером» был учрежден особый надзор. Йому також належать Друго працю (Opus secundus), Менший працю (Opus minus) Третй працю (Opus tertium), написан в 1260-х роках, безлч нших. Однак смерть папи, що послдувала в 1267 роц, поховала над Бекона на здйснення його задумв. Дунс Скот был номиналистом. Саме для подолання тако розбжност Бекон сформулював принципи наукового методу в «Новому Органон».
Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Во время пребывания в Париже Бэкон приобрел известность, получил степень доктора философии и почетный титул «Удивительный доктор» (или «Изумительный доктор»). Р. Б.
В. Зубов. Судя по всему, произошел конфликт интересов личности и организации. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к Большому) и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей Большого).
), долгое время считался его изобретателем. Такою була одна з перших соцальних утопй. – Opus maius.
О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius.
Основные произведения: Большое сочинение (Opus Majus), Малое сочинение (Opus Minus), Третье сочинение (Opus Tertium), Компендий философии (Compendium Studii Philosophiae) и др. В «Малом сочинении» излагаются вопросы алхимии и богословские вопросы. Возникшие ордены стали орудием папства в усилении его власти и пресечении вольнодумства. Преподавал в Париже, в 1252–57 в Оксфорде о предмете преподавания можно судить по его комментариям к кн. Уделяя большое внимание опытной науке как владычице умозрительных наук, Р. Б.
Москва. 1214 – бл. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Внаслдок чого Бекон заперечу снування дино «первсно матер», на чому наполягали алхмки. Труды Р. Б. не отличались оригинальностью, в нем мы не встречаем ясных творческих мыслей или такого метода исследования, в силу которого наука могла бы принять другое направление. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени.
Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов. Вначале это были переводы с арабского языка, поскольку арабы давно были знакомы с ними. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности.
С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления1.
Схоластич. Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете. Во всяком случае уже в 60-е годы Бэкон постоянно ищет спонсоров для своих ученых занятий.
«Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Основные причины невежества Р. Б. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы.
Р. Б. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бекон вирзняв чотири види долв: доли роду, доли печери, доли ринку (площ), доли театру. Аглийский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке.
Р. Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. также «Encyclopaedia Britannica» (т. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. Бекон був звинувачений в рес в 1278 укладено в монастирську вязницю.
Так, о работе Александра Гэльского «Сумма теологии» он говорил, что она тяжела, как лошадь и весьма сомнительна с точки зрения авторства. Но в молодые годы в средствах он не нуждался, учился в Оксфорде, затем в Париже. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе.
Учение Р. Б. Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. С 1268 по 1277 г. он написал книги «Философский компендиум», «Общая физика» и ряд других работ.
Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Он указал своему веку на его невежество и это было чрезвычайно смелым шагом с его стороны. Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха) т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья. Познание не мыслится Р. Б.
В вопросе об универсалиях Р. Б. английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Также Р. Бэкон получил степень доктора наук.
Должна иметь место «нищета духа» и наступить «смерть души», а для этого в ней не должно быть ничего вещного, т. е. З допомогою можна перевряти дан всх нших наук. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т. п. ).
1214. I—IV аристотелевской «Физики», к кн. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. В вопросе об универсалиях Р. Б.
57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний – мистич. Бэкон (Bacon), Роджер (ок. «Доказательства, – полагает учёный, – приводят нас к заключению, но оно не подтверждает и не устраняет сомнение так, чтобы дух успокоился в созерцании истины, если к истине не приведет путь опыта Если какой-нибудь человек, никогда не видавший огня, докажет с помощью веских доводов, что огонь сжигает, повреждает и разрушает вещь, то душа слушающего не успокоится и он не будет избегать огня до тех пор, пока сам не положит руку или воспламеняющуюся вещь в огонь, чтобы на опыте проверить то, чему учат доводы. Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278).
Смерть настала, ймоврно, вд найчастшого ускладнення застуди — пневмон. Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. В 1278 В. был заточен в монастырскую тюрьму. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius.
Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Р. Б. Така логка створю свох долв (поширен помилки).
Вот таким образом, если человек хочет обрести себя, он должен вернуться к Богу. Опираясь на Евангелие от Иоанна, начинающееся словами «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог», Экхарт делает вывод: так как в самом начале было Слово, то в иерархии совершенств высшее место занимает познание (осуществляемое через слова), а затем уже идут сущее и бытие. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства2 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
Така була родинне середовище, в якому рс виховувався майбутнй флософ лорд-канцлер Англ. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
XI «Метафизики». Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей. Гл. соч. : Большой труд (Opus n-iajus, 1266—68). Но чтобы «переплавиться в Бога», надо уйти от себя, от своей тварной природы и в том числе от созданного человеком образа Бога.
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Он касается только материальных предметов. Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. А Бэкона больше интересует аристотелевская. Хотя по степени противоеретического рвения они и отличались друг от друга (особой непримиримостью отличались доминиканцы), задача у них была одна: укрепление папской власти, преследование всякого проявления инакомыслия, усиление влияния католичества.
Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Именной указатель). Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Сочинения Бэкона по большей части представляют собой отрывочные энциклопедические штудии и отражают порядок познаний эпохи Средневековья. Наиболее известное произведение «Большой труд».
Дедуктивне побудова доказовсть математичного знання роблять його зразком для нших наук. Это можно отметить, скажем, по бэконовской интерпретации опыта. Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. 1733), Второй труд (Opus secundum) или Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 60-х гг. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластич. Став ченцем ок. Р. Бэкон писал, что при помощи одного ума можно «сконструировать навигационные средства без гребцов так, что огромные корабли поведет один рулевой со скоростью выше той, которую могут развить сотни гребцов.
Ему принадлежит крылатая фраза: «Знание – сила. » В 1278 г. за свои опыты и идеи по приговору церковного суда был заключен в монастырскую тюрьму, где просидел около 14 лет и написал свое последнее большое произведение – «Компендиум теологии» («Compendium philosophiae», 1272). Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Помер Бекон в Оксфорд 11 червня 1294.
Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». англ. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Р. Б. Ц висновки слд перевряти на фактичному матерал. Вчення Р. Б. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии».
Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. В вопросе об универсалиях Р. Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Учение Р. Б. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Будемо памятати: в т часи уявлення про природу були у чому фантастичн, дуже неповн навть про анатом фзолог людини вдомо було надзвичайно мало. Його роботи: «Есе» (1597 рк), що характеризуться особливою стислстю «Успх навчання» (1605 рк), що розгляда науковий пдхд в освт «Новий Органон» (1620 рк), у якй вн перевизначив завдання природничо науки, вбачаючи у нй засб для експериментального вдкриття метод посилення влади людини над природою «Нова Атлантида» (1626 рк), де вн описав той утопчний стан, у якому звичайно вдбуваться пошук використання науково стини. лучше природы. 1292 pp. ) -англйський флософ та натуралст.
Ср. Обличал феодальные нравы идеологию и политику. На свободе он оказался лишь в 1292г.
Вони можуть бути роздлен на два розряди: що залишаються до цих пр в рукопис надрукован. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Все субстанции (т. е. 1214, Ильчестер – ум.
займав позицю помркованого реалзму, вважаючи, що загальне (сфера флософ) мститься в одиничних речах, як об39ктивно снують пзнаван в досвд. Однако отношения его со старшими братьями по ордену вскоре испортились. Бльш важлив рукописи: Communia Naturalium (знаходиться в бблотец Мазарн в Париж, в Британському музе, в Бодланской бблотец в бблотец Унверситетського коледжу в Оксфорд), De Communibus Mathematicae, частина знаходиться в колекцях Слоана (Sloane), тобто в Британському музе, частина в Бодланской бблотец Baconis Physica знаходиться мж додатковими манускриптами в Британському музе уривки, пд загл. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Йому треба ще «дозрти» до сприйняття х дей. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Внешний опыт ведет к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Он был профессором Оксфордского университета и одновременно преподавал в Парижском университете математику, физику, языки (греческий, еврейский и, возможно, арабский).
I–IV аристотелевской «Физики», к кн. Часть VI (стр. Состоял в Францисканском ордене.
В Париже даже читал лекции по Аристотелю (а по кому же еще. ) на факультете искусств. Кардинал предписал прислать ему сочинение, предполагая, что оно уже готово. В 1277-78 гг. Здесь он читает лекции по Аристотелю, в основном занимаясь изложением идей, содержащихся в «Физике» и «Метафизике» и их комментированием. Опытные науки, говорит Роджер Б. имеют три преимущества перед другими науками: 1) они проверяют свои заключения прямым опытом 2) они открывают истины, до которых никогда бы не могли дойти 3) они доискиваются тайн природы и знакомят нас с прошедшим и будущим.
Физика – это наука о естественных деятелях и их действиях или эффектах. «Имя его должно быть поставлено в истории мышления на втором месте после Аристотеля. Осн. Главное учение носит чисто средневековый характер: любая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, слежение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта».
Викладав вн в Англ, де теж пддавався гоннням. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Математика как естественная логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им школьной – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой.
Учение о единстве. Детально рассказывается об обязанностях министров, судей, военачальников и послов. В произнесенном Слове скрыты как бытие, так и небытие. Бэкон утверждал.
Церкви его тезисы показались подозрительными и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). геометрии»), астрономии.
Все религиозные догматы он (в отличие от Фомы Аквинского) считал в принципе недоказуемыми с помощью разума. учение о пустоте и неделимости атомов. Тато помер 1268. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Противопоставляя магии эксперимент. Учение Р. Б. Дана дея передбачила собою появу дей про евристичному осяяння рол нтуц в науц.
Возможно, что более удивительным кажется интерес Роджера Бэкона не только к естественным наукам, но к технике – это действительно в 13 веке большая редкость. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой.
Р. Б. По мнению большинства исследователей, Роджер Бэкон родился близ Ильчестера в Соммершите в богатой семье. d. Phil», 192, 249). Римський тато – найкращий найрозумнший з них – повинен очолити владу духовну свтську. В 1265 г. Бэкон встречался в Париже с кардиналом, просил его о поддержке и помощи. Он касается только материальных предметов. ок.
Идеей мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина (недаром же был францисканцем. ), по шел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. Крм того вн стверджував, що математика, найлегша з наук доступна кожному. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Р. Б.
По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Структура взаимодействия в природе включает в себя деятеля, претерпевающую часть («материальное начало» или просто «материю») и результат.
Но каким образом человек обретает знания. Проблема универсалий. III, 1888). Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других.
Был освобожден в 1292. Закончив обучение в университете (между 1236 и 1240 гг. ) и став магистром искусств, он уезжает в Париж, тогдашний центр мыслящей Европы и начинает там свою преподавательскую деятельность на факультете искусств.
Годы, когда Бэкон был в Париже, были очень оживлёнными. Основн твори: «Велике твр» («Opus Majus»), «Мале твр» («Opus Minus»), «Трет твр» («Opus Tertium»), «Компендй флософ» («Compendium Studii Philosophiae») н Р. Б. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Визначаючи мсце науки, Бекон визначив цл наукового пзнання: «стинн цл науки, щоб не займалися нею н задля свого духу, н задля вчених дискусй, н задля приниження нших, н задля корист та слави, н задля влади, а задля того, щоб мати вд не користь та успх самого життя суспльства». Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков.
Народився поблизу Ильчестера (графство Сомерсет) ок. После изгнания мавров из Толедо, богатого традициями арабской и еврейской науки, там, а затем в Палермо, образовались мощные центры, занимавшиеся переводами литературы с арабского языка на латинский. Так или иначе, в 1278 г. философ был заключен в тюрьму, где и провел четырнадцать лет. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Но нет – Роджер Бэкон был вполне сыном 13 века, сыном своего времени.
Його де, подбно до насння, що залишилися в грунт на зиму, «проросли» значно пзнше, коли експериментальне знання набуло досить мцну методологчну основу передусм в механц, фзики. Френсс Бекон визначив змст сенс наукового методу пзнання, видливши в ньому значення експерименту вказав на ндукцю як головний шлях до гпотези. Член францисканського ордену. Познание не мыслится Р. Б.
Выдержки из этих сочинений были сделаны Чарльсом, но понятно, что полное представление о его философии немыслимо до тех пор, пока не будут изданы все его сочинения. Около 1256 г. вступил во францисканский орден. У Бэкона, по-видимому, уже были сделаны многие наброски.
Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе»—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда.
выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. За Беконом унверсали не самостйними вони снують тльки в одиничному, яке обктивно не залежить ан вд загального, ан вд мислячо субстанц. Он рассматривает два способа познания: с помощью доказательства, основанного на рассуждении и опыта, на котором основывается всякая наука. Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок.
всего сотворенного), находится в Боге. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель). Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение и опыт, на котором основывается всякое знание. Он привлекает совсем другим, тем. 339—348). Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины».
1292) – англ. Особенно большое значение имели переводы Аристотеля, которого до сих пор европейцы знали только как логика, а теперь они познакомились и с его естественно-научными работами и с его «Метафизикой».
Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius). Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). 1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах.
Р. Б. появился его «Большой труд» («Opus majus») – энциклопедия, в которой автор рассмотрел причины многих человеческих ошибок, соотношение теологии и философии, отметив важность изучения языков, особое значение математики для всех наук изложил вопросы этики, физики (предсказал возможность создания увеличительных стекол и создание на их основе оптических приборов). Папа к тому же был болен, наверно занят собой или другими делами. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Аглийский вчений, вдомий свою проповддю експериментального методу в науц.
Впервые в Европе он составил рецепт изготовления пороха, пытался изучать силу пара. принципы. В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Вот таким образом именно конкретные индивидуальные объекты оказываются вершиной и целью творения. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Вместе с работами арабских мыслителей переводились и труды античных философов и учёных. Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом».
Навчався у Оксфорд, захоплювався природознавством, жив викладав у Париж та Оксфорд. XIII стол. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»). вважав, що снують три способи пзнання: авторитет, який спираться на мркування, досвд, на якому грунтуться всяке знання. Прагнучи створити свого роду енциклопедю наук, Р. Б.
Заслуги последних были оценены еще при жизни их, тогда как Р. Б. долгое время был в пренебрежении, а современники вовсе не сумели оценить его, как мыслителя. Эту работу Бэкон считал началом энциклопедии, которую он намеревался написать. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Сторонник отделения теологии от светских наук.
в делах служебных он был неутомим и усерден (трудоголиком был). Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. Следовательно, доводов недостаточно. 1214. Он также угадал принцип магнетизма. Отсюда о Боге как чистом интеллекте можно сказать, что Он есть небытие. Однако о Нем же можно сказать, что Он есть бытие1, но не потому, что творит бытие и, конечно же, не как сотворенное, а как «чистота бытия», т. е.
Познание не мыслится Р. Б. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Знакомство с другими мирами помогает Бэкону вести небывало острую критику латинской Европы как всего лишь одной из культур, которая далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей, отстала от арабского мира в изучении природы, особенно в деле изготовления математических и астрономических инструментов, погрязла в губительном для философии пустословии парижских профессоров, в бесполезном многословии проповедников, физически вырождается из-за упадка практической медицины.
В качестве приложения к Opus maius и Opus minus Папе был послан также специальный трактат De multiplicatione specierum, в котором находят свое отражение натурфилософские взгляды Роджера Бэкона. 1618). Так или иначе, за очень короткий срок он написал и отправил папе «Большое сочинение» – свой самый значительный труд. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Ничуть не означает.
Твори Роджера Бекона надзвичайно численн. Познание не мыслится Р. Б. Стал монахом ок. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. Математика як «природна» логка (вроджена людському розуму) протиставляться м «шкльно» – схоластично – логц, яку вн ототожню з граматикою.
Чем же тогда объясняются различия, существующие между конкретными объектами одного вида. Однако примерно в 1257г. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет).
Пзнання не мислиться Р. Б. Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др. об39днав в рамках флософ математику, фзику (оптика, астрономя, алхмя, медицина) етику. Но, будучи сущим, человек еще является и существом мыслящим. Философские воззрения.
Часть V (стр. Помощи от родных он получить не смог: семья к этому времени была разорена.
Основные причины невежества Р. Б. без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Конечно, главное, то, что лежит на почти поверхности – естественные науки. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Вот по пробуем разобраться, что же было в этом человеке и философе такого уж удивительного. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Писании.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. деалом наукового знання визнав вдсутнсть розбжност мж думками та речами. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Такою була одна з перших спроб сформулювати метод наукового аналзу. Этой частью своего сочинения Бэкон особенно гордился, но надо заметить, что тут много помогли ему сочинения арабскнх писателей Алькинда и Альгазена.
Inedita» Бревера (313—389). 256—357) посвящена трактату о перспективе. В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Среди ожидаемых достижений истинного экспериментатора Бэкон называет зажигательное зеркало, попаляющее без огня на любом расстоянии военные лагеря монголов и сарацин летательные, подводно-плавательные устройства вещества-накопители света препараты для продления человеческой жизни до сотен лет подробные карты небесных движений, позволяющие вычислять все прошлые и будущие события искусственные драгоценные металлы в любых количествах наконец, рукотворные чудеса, способные убедить иноверных в превосходстве христиан над миссионерами других религий.
rience physique chez Roger Bacon, P., 1924. Проблема знания и веры. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Р. Б. 1257, жив у францисканському монастир в Париж.
Вн стверджував необхднсть пзнання свту на основ спостережень, експерименту подальшого аналзу результатв з висуненням гпотез, первинних узагальнень. У ньому даться виклад «ново логки» як головного шляху до отримання нових знань побудов ново науки.