Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем.
музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Родился ок. И вот этот Отец в красном и Христос, лежащий на земле – это и есть отмена частной собственности на землю (в Советском эгрегоре). В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне.
Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). И как всегда идеальная картинка базовой идеи начала рассыпаться на глазах. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Раскрытая книгаговорит о Божественной мудрости, белаялилия — о чистоте (это прямо относитсяк добродетелям Девы Марии).
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. берегу изображеныв основном светские здания (этаполовина пейзажа служит фоном для фигурыРолена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятсямногочисленные церкви, среди нихвыделяется громада собора, к которомустекаются по окрестным улицам пёстрыефигурки людей. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. КАМПЕН, РОБЕР (Campin, Robert) (ок. В 1 794 г. четыре картины изцентральной части алтаря вывезлифранцузские войска. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия — о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Показательна картина "Рождество" (ок.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н.
В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Поскольку ни одно произведение Кампена не подписано и не датировано, вопрос о хронологии его творчества остаётся дискуссионным. Или им некогда об этом думать за «чавканием» у общественного КОРЫТА».
Всё это множестволюдей (отныне единый парод Божий)поклоняется Агнцу и одновременнопринимает Его жертву: кровь Агнцапретворяется для них в воду Вечной Жизнии в благодать Святого Духа, которыйв виде голубя парит над жертвенником. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Три из них, как принято считать, происходят из Флемальского аббатства, по названию которого автор этих фрагментов получил имя Флемальского мастера. В то же время многие старинные документы первой половины XV века содержали достаточно частые упоминания о видном художнике Робере Кампене, правда, не указывая при этом его работ. Родился ок. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Свеча напоминает о миссии Христа — просветить мир.
В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-художник в Турне с 1406 года. (Campin, Robert) (ок.
В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Тогда явление этой иконы восприняли как знак, что теперь Сама Царица Небесная поведёт «красную» Россию. Международный форум в Китае состоялся и тезис «Один пояс – один путь» стал достоянием международной жизни. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Советский Союз не для этого был спланирован. Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание.
Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. (нидерл. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее.
Длялюдей, знающих всё это, композиция АлтаряМероде приобретает новое звучание. С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Надпись над зеркаломгласит: «Ян ван Эйк был здесь». Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. 1380.
Алтаря Верля, хранящиеся в Прадо и еще около 20 картин, некоторые из них – лишь фрагменты больших произведений или современные мастеру копии давно утраченных работ. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flemalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.
Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. распространился обычай включать визображения на сюжеты из Священнойистории коленопреклонённые фигурызаказчиков (так называемых донаторов или дарителей, поскольку заказытакого рода делались с намерениемпожертвовать алтарь или иконукакому-либо храму). И всё же доXVв. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.
За решетчатым окном видны дома городка. Левая створка»). Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Последнее название возникло из ошибочного предположения, что главная работа художника была написана для аббатства Флемаль. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
За решетчатым окном видны дома городка. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Он вывел основные принципы, присущие этому виду портретного искусства: поясное или погрудное изображение модели, трехчетвертной поворот, скромный костюм, темный фон. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Дева Мария и архангел Гавриил ничем не выделяются среди действующих лиц: небесный вестник, которому, конечно же, любые стены и запоры не препятствие, входит в комнату через дверь супруги Ингельбрехтс и работающий Иосиф предстают такими же торжественно-серьезными, как и молящаяся Мария. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден.
Наконец около 1410 г. он попробовалрастворить проваренное и очищенноельняное масло в так называемом беломбрюггском лаке (летучем веществе типаскипидара) и, добавив тщательнорастёртый пигмент, получил густую массу, легко высыхающую даже в тени. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. Кампен был одним из первых европейских портретистов.
Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. 1380. эта техника не играла самостоятельнойроли в живописи: масляными краскамираскрашивали деревянные статуи, расписывали ковры и знамёна. Флемальский алтарь.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. У нас Христос уже «родился на земле» и мы не захотим другого.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Вскоре шедевр Яна ван Эйкавновь вернули той церкви, для которойон и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте). Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Родился ок. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.
В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Robert Campin ок. Помните, есть такие иконы Рождества Христова, где Христос-младенец (вместо яслей) лежит прямо на земле, а Иосиф – муж Марии изображён в красном хитоне.
Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в 1427 году. Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Замечательный пейзаж в одной из ранних картин, «Рождество Христово» (ок.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. Значит, художник (видимо, близкий друг семьиАрнольфини) присутствовал присовершении брачной церемонии и, можетбыть, написал эту картину именно длятого, чтобы она служила своеобразнымдокументом, подтверждающим законностьбрака.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Вся группа помещенав великолепный интерьер дворцовойзалы, за окном которой открываетсязавораживающая панорама: закрытыйдворик, где гуляют павлины и цветуткрасные розы и белые лилии («запретныйсад», считавшийся ещё с библейскихвремён символом девственности, вхристианскую эпоху осмысливался каксимвол Девы Марии) крепостная стена, на которой стоят, разглядываяокрестности, двое горожан широкаярека, неторопливо текущая к горизонтугород, раскинувшийся на её берегах садыпредместий, лесистые холмы, хребтыдалёких гор. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. В последние годы, благодаря новым исследовательским технологиям в области живописи, в корпусе произведений, приписываемых художнику, произошли некоторые изменения. Флемальский алтарь. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Кисти Кампена принадлежат также Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Показательна картина Рождество (ок. «»), а также т. н.
1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
Умер Кампен 26 апреля 1444. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. С XIVв. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Люди их не принимают, просто ненавидят как не своё. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Помните, перед самой революцией была обретена икона «Богоматерь Державная». Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Неужели Властям непонятно, что ЭТО ведёт к «перенапряжению» в Обществе и далее к неуправляемому раскачиванию общей «лодки».
Кампен играл тогда важную роль в общественной жизни города, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Умер Кампен 26 апреля 1444.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Для людей, знакомых с этой символикой, композиция алтаря Мероде, приобретала абсолютно особое звучание. КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена.
Ян ванЭйк был наделён незауряднымисследовательским даром. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. В эпоху соперничества между бургундским герцогством и французским королевством Кампен выступал на стороне последнего, за что неоднократно подвергался судебным преследованиям.
Вопрособ авторах алтаря вызывает спорыисследователей до сих пор. Количество, масштаб и тон нападок на закон Гласса-Стиголла свидетельствуют о том, что лондонский Сити и Уолл-стрит, осознавая признаки приближающегося финансового кризиса, сильно нервничают из-за перспектив его принятия и поручают прикормленным «учёным» и «научным сотрудникам» попытаться доказать его негодность.
Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). В XV веке зародился бюргерский портрет и Робер Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Так, считавшиеся ранее безусловными работами Кампена картины "Мадонна с Младенцем у камина" (Лондонская национальная галерея)и "Алтарь Мероде" (Музей Метрополитен Нью-Йорк) теперь относят к произведениям исполненным последователями мастера. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. Кампен был одним из первых европейских портретистов. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. За решетчатым окном видны дома городка. В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов, которая и позднее будет свойственна нидерландской живописи.
Косой поток света вливается в круглое оконце его лучи несут с собой крохотную фигурку Младенца с крестом – так художник пытается рассказать о грядущем пришествии Спасителя в мир. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Они видят, что для нас это антизаконно. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Эрмитаж). Флемальский алтарь.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. Художникполучил возможность свободно накладыватьодин слой краски поверх другого —вносить изменения в картину по ходуработы или, наметив основные формыодноцветными красочными пятнами, затем «оживлять» их лёгкими мазкамидругого тона, передавать облик предметови сложные переходы от света к тени споразительной точностью. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Богоматерьмолится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), ноглядит Она уже в противоположнуюсторону, налево, туда, где Её встречаютблагословение ангела, поток небесногосвета и где расположен наполненныйводой рукомойник (Новый завет). «Алтарь Мероде»), а также т. н. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка.
Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Стариннаянадпись на его раме гласит, что работунад алтарём «начал художник Губертван Эйк, выше которого нет», а закончилеё Ян, «в искусстве второй». Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок.
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры.
В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне). галерея).
Те из них, кто отрицает самосуществование Губерта ван Эйка, считают, что в своём первоначальномвиде эта надпись содержала именарезчика, сделавшего раму (по ирониисудьбы носившего имя Губерт) и Янаван Эйка — единственного автора живописиалтаря. От голубя в разные стороны расходятсязолотые лучи, делая каждое лицосветлее. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. Первым делом выяснилось, что путь-то совсем не один, а множество. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики.