Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины.
Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. (ок. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху.
Нидерландский художник Робер Кампен, который в более ранних исследованиях назывался обычно «Мастер из Флемаля», был старшим современником и непосредственным предшественником Яна ван Эйка. Robert Campin ок. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. С 1410 года он становится известен, как городской художник фламандского городка Турне, после получения им там гражданства. Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. галерея). Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.
Изучение художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, что нет ни одной картины, где бы имелась его подпись. Эрмитаж).
Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Показательна картина "Рождество" (ок. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Флемальский алтарь. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
За решетчатым окном видны дома городка. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. «»), а также т. н. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Кампен был одним из первых европейских портретистов.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).
(нидерл. Картина поступила в галерею в 1910 году. Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в1427 году.
К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. Флемальский алтарь. Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Первые документальные свидетельства, в которых встречается упоминание художника, датированы 1406 годом.
В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Показательна картина Рождество (ок. Замечательный пейзаж в одной из ранних картин, «Рождество Христово» (ок. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Скончался Кампен в 1444 году в Турне.
Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников, среди которых был известный впоследствии Рогир ван дер Вейден. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка.
Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. Хотя его работы более архаичны и примитивны, чем творчество ван Эйка, они уже говорят о решительном отходе Кампена от условностей стиля так называемой «интернациональной готики». В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям.
Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Робер Кампен достаточно известный нидерландский мастер живописи. КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов. Художник выписал мельчайшие детали и, любуясь каждой вещью, сумел передать их фактуру, объем, плотность, вес.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Стоит отметить, что художник вел достаточно активную политическую деятельность, Робер участвовал в изгнании правящего в городе патрициата и некоторое время занимал пост в городском управление.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Фигуры свободно располагаются в интерьере, глубина пространства которого подчеркнута правильным перспективным сокращением балок потолка, оконных рам, мебели. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Наряду с Я. ван Эйком, Кампен использует новую композиционную схему, в которой на смену условному профильному изображению приходит трёхчетвертной разворот иногда с включением рук. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Умер Кампен 26 апреля 1444. В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»).
Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н.
В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде).
Так, свет, проходящий сквозь чистое стекло, олицетворяет непорочное зачатие очаг, пламя которого напоминает о древних жертвоприношениях, – ветхозаветную Церковь, а рукомойник – Церковь Нового завета, поскольку вода является символом Крещения. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Флемальский алтарь. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне.
Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. Мария изображена в уютном интерьере: с естественностью простой женщины она расположилась у камина, ее окружают обычные бытовые предметы. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры.
В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. Но после возвращения патриации, подвергся преследованиям. Кроме того исследователи предполагают, что Кампен мог встречаться с еще одним знаменитым современником – Яном ван Эйком, который в тот момент жил в Лилле. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне). Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Ряд современных исследователей предприняли попытку приписать эти работы раннему периоду творчества Рогира. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты.
1380-1444)Родился ок. 1425, Дижон, Музей изящных искусств): если перегруженность переднего плана свидетельствует о традиционности понимания пространства, то открывающийся в верхнем правом углу вид дает представление о тех исканиях художника, которые скоро увлекут многих мастеров Нидерландов первой половины XV века. На правой створке зритель видит соседнюю комнату, в которой работает муж Марии плотник Иосиф на левой — дворик дома и в нем коленопреклоненные фигуры заказчиков алтаря, выходцев из купеческого семейства Ингельбрехтс.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Его «Мадонна с младенцем перед экраном», написанная около 1430 года, показывает нам монументальную фигуру сидящей мадонны в окружении вполне реального жилого интерьера. 1380. За решетчатым окном видны дома городка.
В датировке этого события исследователи расходятся, называя различные даты между 1375 и 1380 годами. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты.
В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок.
КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. Имя Robert Campin, как художник, появляется в документах, где-то, с 1406 года. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена.
Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. Он вывел основные принципы, присущие этому виду портретного искусства: поясное или погрудное изображение модели, трехчетвертной поворот, скромный костюм, темный фон. Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Левая створка»). Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена.
Однако в том же Рождестве мастер обращается и к изображению натурного пространства — уходящего вдаль пейзажа. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Кроме этого, мастеру приписывается ещё несколько десятков работ: диптих, створки из алтаря Верля в Прадо, раннее «Положение во гроб», портреты и «Рождество Христово». За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики, был Ян ван Эйк. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Создавая диптих, Робер Кампен успешно использовал введенную в употребление Яном фан Эйком технику масляной живописи. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.
В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). «Алтарь Мероде»), а также т. н.
«Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. Родился приблизительно в конце 70-х годов 14 столетия в Валансьенне. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк.