В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть никто иной как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Робер Кампен, бывший вначале предшественником великих мастеров XV века — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и в определенной мере проторивший им путь, затем, когда они превзошли своего учителя, стал их последователем. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406года.
В XX веке некоторые ученые предположили, что Флемальского мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Робер Кампен, один из зачинателей искусства Северного Возрождения, был среди тех мастеров, кто заложил основы нового, более свободного подхода к отображению окружающего мира и человека, к истолкованию религиозных образов. Кампен Робер (Campin), нидерландский живописец. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины.
Робер Кампен (нидерл. Robert Campin ок. Робер Кампен, называемый Флемальский мастер (нидерл. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау).
В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года.
Имя художника встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Образ Бога-Сына здесь близок по решению к Христу франкфуртской "Троицы", но его мертвое тело не имитирует скульптуру, а подчинено общему живописному строю композиции.
Последним был, скорее всего, большой Рогир ван дер Вейден. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры.
Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Поскольку ни одно произведение Кампена не подписано и не датировано, вопрос о хронологии его творчества остаётся дискуссионным. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Алтаря Верля, хранящиеся в Прадо и еще около 20 картин, некоторые из них – лишь фрагменты больших произведений или современные мастеру копии давно утраченных работ. Левая створка»).
Интересна деталь, прямо заимствованная у Ван Эйка: выпуклое круглое зеркало на стенке в левой створке, подобное тому, что можно видеть в Ван Эйковском Портрете четы Арнольфини исполненном четырьмя годами ранее. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты.
КАМПЕН, РОБЕР (Campin, Robert) (ок. Алтаря Верля, хранящиеся в Прадо и ещё возле 20 картин, некоторые из них только фрагменты больших произведений или современные мастеру копии давнехонько утраченных работ. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.
н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне).
Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. галерея).
В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок.
Другая особенность – скопление фигур на переднем плане сцены и ее крайне неглубокое пространство. Родился ок. Скончался Кампен в 1444 году в Турне. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.
В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.
Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Флемальский алтарь. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке.
«триптих Мероде»), а также т. н. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра.
Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Ряд современных исследователей предприняли попытку приписать эти работы раннему периоду творчества Рогира. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. (нидерл.
1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. Флемальский алтарь. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н.
КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432 годы. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. «Алтарь Мероде»), а также т. н.
1380. Флемальский алтарь. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.
Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. н. триптих Мероде), а также т. н. Флемальского алтарь. Умер Кампен 26 апреля 1444.
Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. За решетчатым окном видны дома городка. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками.
1380. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа).
Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Достаточно часто в его работах встречается образ Мадонны с младенцем, однако сохранились и портреты различных горожан исполненные маслом на деревянных досках. Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Фигуры свободно располагаются в интерьере, глубина пространства которого подчеркнута правильным перспективным сокращением балок потолка, оконных рам, мебели. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. О художнике Робере Кампене, которому приписываются картины Флемальского мастера известно достаточно много. 1380. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. В 1410году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. Умер Кампен 26 апреля 1444.
Умер Кампен 26 апреля 1444. Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда ему не было и тридцати.
Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне.
Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок.
Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Ряд современных исследователей предприняли попытку приписать эти работы раннему периоду творчества Рогира. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок.
Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. «»), а также т. н.
Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Долго считалось, что первым художником, отошел от традиций готики был Ян ван Эйк.
Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Показательна картина "Рождество" (ок. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. Для людей, знакомых с этой символикой, композиция алтаря Мероде, приобретала абсолютно особое звучание.
К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.
Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда ему не было и тридцати.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т.
В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера.
музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Родился ок. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена.
Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
В начале XX века была выдвинута гипотеза, затем подкрепленная достаточно вескими доказательствами, о его тождестве с анонимным Мастером из Флемаля, довольно обширный круг работ которого был уже известен. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. За решетчатым окном видны дома городка.
В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Родился ок. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название.
Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. В настоящее время тот самый алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427 – 1432 годов. Показательна картина Рождество (ок.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Но при этом он умел выразить в любом лице – старом или молодом, прекрасном или безобразном – некую внутреннюю значительность. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Эрмитаж). – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее.
Родился приблизительно в конце 70-х годов 14 столетия в Валансьенне. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Robert Campin ок.
Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Кампен был одним из первых европейских портретистов. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Флемальский алтарь.
Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену – «Алтарь Верля» – относится к 1438 году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
.