В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. На торгах аукциона Сотбис, которые прошли в Лондоне в эти выходные, картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Абстрактная картина» была куплена неизвестным коллекционером за 34 миллиона, тем самым поставив новый рекорд по цене картины, проданной еще при жизни художника. На акционе Сотбис была продана картина знаменитого художника Рихтера Герхарда за рекордную сумму 34 миллиона.
Образы картин Рихтера видны будто сквозь вуаль цветовая палитра со всей полнотой передает настроения художника.
Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за 23, 6 млн на торгах Sothebys. Творчество Дойга часто называют магическим реализмом. Это лучший результат Херста, если считать в фунтах (в той валюте, в которой проводилась сделка).
Будучи характерной для традиции модернизма, она является одновременно техникой и процессом производства, преобразующим конвенции интерпретации и видения и именно в этом преобразовании демонстрирует свою действенность «смысл» работы. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Американец Брюс Науман (1941), обладатель главного приза 48 Венецианской биеннале (1999), долго шел к своему рекорду.
Райман предпочитает давать работам «имена», но не «названия». В конечном итоге выходки Маурицио Каттелана получили широкое признание в арт-мире: его приглашают на Венецианскую биеннале (инсталляция «Другие» в 2011 году — стая из двух тысяч голубей, которые грозно взирают со всех труб и балок на проходящие внизу толпы посетителей), устраивают ему ретроспективу в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (ноябрь 2011) и, наконец, платят за его скульптуры большие деньги. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму.
Именно эта диалектика определяет интерпретацию «Абстрактных картин». По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Вопрос, правда из разряда «смотря как считать». Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). И если первое утверждение предполагает, что тропами рихтеровской живописной риторики являются парафраз и цитирование, пародия и повторение, то второе (очевидное, но показательное заблуждение) предполагает, что его дилемма – это дилемма запоздалого виртуоза: он овладел ремеслом и мастерством в тот самый момент, когда практики производства визуального смысла стали использовать другие возможности, требующие других техник и когда смысл, произведенный поздно приобретенной виртуозностью, порождает пустой дискурс. 1932).
Все другие права являются собственностью swissinfo. ch. На ней он представил так называемые «Черные картины» — полотна, закрашенные параллельными черными линиями с тонкими промежутками незакрашенного холста между ними. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», ушла за 7, 4 млн, более чем в два раза дешевле. Это было академическое признание. Апотом сделал это снова иснова. Что ж, эта «поверхность с краской на ней» в случае, если это работы Фрэнка Стеллы, сегодня может стоить миллионы долларов.
В том же 1989 году на площади Тяньаньмэнь военными были жестоко подавлены студенческие демонстрации. Именно в этом заключается его фундаментальное расхождение с (немецкой) традицией экспрессионистской живописи, которую сегодня вновь стали высоко ценить, что является признаком общего регресса. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. Вместо этого на протяжении более 40 лет он искал вдохновения в Калифорнии, куда переехал из Небраски в возрасте 18 лет.
Учился в Дрездене у своего отца – гравёра Карла Августа Рихтера. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е. Столько заплатили за скульптуру из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» на торгах Christies 12 ноября 2013 года. К нему в класс и попал Цзинь Шани, который на тот момент был самым молодым в группе. Денег на масляную краску для художников ему тогда не хватало.
Работа Наумана — ответ на эту критику и одновременно размышление на тему творчества. Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства.
На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы. «Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо. Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию.
На сегодняшний день самая дорогая работа Питера Дойга — снежный пейзаж «Роуздейл» (Rosedale) 1991 года. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. 70-е годы: Абстрактные картины. Так называемые «Абстрактные картины» Рихтера – серия, начало которой было положено где-то в 1976 году и которая с тех пор претерпела множество едва уловимых трансформаций – вызвали (по множеству поводов и, в частности, среди американской публики) вопросы относительно их исторического места и эстетического подхода художника.
Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах. Большинство работ остались без названий характерной чертой стала ассоциативность. Такой живописью владеть приятно. Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт. Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше 1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау.
Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. Родился и вырос Дэвид Хокни в Англии, в графстве Йоркшир. Рихтеру тогда было 15лет. Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня» и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени. Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью.
Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. Рихтер описал серые картины как «самые законченные картины, какие я только мог представить». В 70-х Рихтер сосредоточил свои усилия на цветовой живописи. Потом была рекордная продажа за 33, 6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге).
Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт». Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Сам Науман называет себя скульптором, хотя за последние сорок лет он попробовал себя в совершенно разных жанрах — скульптуре, фотографии, видеоарте, перформансах, графике. Кажется, что изображаемый предмет или человек окутаны полупрозрачным туманом, сквозь который все же можно разглядеть детали.
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Арт-критик Беньямин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова. Работа, к слову имеет довольно необычный формат. Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте.
Первый этап творчества Мардена отдан классическим минималистским полотнам, состоящим из цветных прямоугольных блоков (горизонтальных или вертикальных). С 2010 года самой дорогой работой Маурицио Каттелана была восковая скульптура выглядывающего из дырки в полу человека, внешне похожего на самого художника («Без названия», 2001). Таким образом, подчеркнутое утверждение смысла живописи у Рихтера не позволяет воспринимать его картины в категориях антиживописи (как он однажды определил свой предыдущий подход). Это примерно на 3 миллиона выше предыдущего рекорда (25, 9 млн за работу «Поглощенные трясиной»). Текущий рекорд составляет аж 58, 4 млн.
—рассказывает Пол Мурхаус. В ближайшем будущем Каттелан обещает установить золотой унитаз в Музее Гуггенхайма. Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Можно восторгаться скульптурами Кунса в виде игрушек из воздушных шаров, а можно считать их кичем и безвкусицей — право ваше.
«Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sothebys в Лондоне ушла с молотка за 21, 3 млн (34, 2 млн). И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. На дворе был 1987 год и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени.
А пока он не стал знаменитым музыкантом, пришлось подрабатывать охранником в МоМА, где состоялось его знакомство с Солом Ле Виттом и Дэном Флавином. Я знаю о ней очень мало. В отличие от многих других минималистов, добивавшихся идеального качества произведений, как будто отпечатанных машиной, а не нарисованных человеком, Марден сохранял следы работы художника, сочетал разные материалы (восковые и масляные краски). Эта автономия граничит с гротеском (в первоначальном смысле этого слова, означавшего особый тип орнамента).
Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у зимы таблетки более блеклые. Он искал тот мотив, с которым можно бы было экспериментировать. И хотя у нас нет оснований полагать, будто Рихтер изменил свое отношение к живописи лишь из исторического оппортунизма (между прочим, довольно рано, поскольку в 1976 году последующую перемену живописной эстетики было еще трудно предугадать), по крайней мере два больших проекта, «Зеркала» 1981 года и огромные, размером с мураль, желтые «Мазки» 1980 года, уже бросали вызов (а то и вовсе противоречили) его претензии на традиционалистскую позицию относительно придания смысла живописным структурам. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. Один-единственный желтый мазок детально реконструирован при помощи фотографических деталей. «Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью.
Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) – серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Этого можно было убедительно достичь лишь при условии, что цвет обретет автономию по отношению к своей традиционной символической или выразительной функции, станет независимым ото всех композиционных или пропорциональных иерархий и будет функционировать как материальный элемент живописи, являя себя в чистой тавтологической материальности цвета, написанного (на холсте) художником.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Сделанный из гипса и воска слепок связанных за спиной рук Наумана ушел с молотка за 9, 9 млн в коллекцию французского магната Франсуа Пино (по другим данным, американки Филлис Уоттис). Начнем с китайского художникаЦуй Жучжо (Cui Ruzhuo). Картину «Без названия (S III Released to France Face 43. 14)» выставил парижский коллекционер Патрик Сегин с оценкой в 13–16 млн и поскольку продажа лота была гарантирована третьей стороной, то установлению нового персонального аукционного рекорда 49-летнего художника никто особо не удивился. Если Рихтер назвал свои последние «Абстрактные картины» программным уходом от дилеммы серых монохромных полотен 1975 года, значит их нужно воспринимать как диалектическое отрицание импликаций последних.
«Полихромное и сложное» – эти слова Рихтер использовал для обозначения качеств картин, созданием которых он хотел заняться. Обе отражают один и тот же основополагающий подход. Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта. Сэтого диалога начинается совершенно всё».
Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Но вместе с тем именно в этом автономном живописном дискурсе его язык становится пустым языком (полным объективной иронии).
на холсте, стали, плексигласе, алюминии, бумаге, гофрокартоне, виниле, обоях и пр. Запрещается, в частности, продажа и коммерческое использование этих данных. Среди авторов, повлиявших на становление Мардена, — Джексон Поллок (в начале 1960-х Марден работал охранником в Еврейском музее, где воочию наблюдал «дриппинги» Поллока), Альберто Джакометти (познакомился с его работами в Париже) и Роберт Раушенберг (какое-то время Марден работал его ассистентом). Относительно этих четырех картин идущих под общим названием «1024 цвета в 4 перестановках», сам художник в 1973 году писал: «Меня завораживает своего рода искусственный натурализм например, если бы я изобразил все возможные комбинации, свету бы понадобилось больше четырехсот миллиардов лет, чтобы пройти от первой картины до последней. Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Вцелом вся выставка— обэтом моменте». «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. Работа относится к серии «Benjamin Moore».
Мураками позаимствовал название для своей скульптуры у фильма Энди Уорхола «Одинокие ковбои» (1968), который японец, как он сам признался, никогда не смотрел, но уж больно ему понравилось сочетание слов. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. Эти работы под названием «Два желтых мазка» имеют размер 190 2000 см и на сегодняшний день являются самыми большими картинами Рихтера. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д».
«Беспомощный Генри Мур» — одно из серии полемических произведений Наумана о фигуре Генри Мура (1898–1986), британского художника, которого в шестидесятые годы относили к величайшим скульпторам ХХ века. Так оно и вышло: 17 мая 2001 года на Christies работа Наумана 1967 года «Беспомощный Генри Мур (вид сзади)» (Henry Moore Bound to Fail (Backview) поставила новый рекорд в сегменте послевоенного искусства. Официальное советское искусство, соцреализм, непривычная еще тогда для Китая масляная живопись (в противовес традиционной китайской росписи тушью) в 1950-е годы были на пике популярности и в Пекинский художественный университет на три года (с 1954 по 1957) приехал преподавать советский художник Константин Мефодьевич Максимов. Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте 15–20 млн достиг цены молотка 30, 4 млн. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами.
Переход от количества, сформированного серийной группировкой цветных поверхностей, к качеству элементарной пространственности – конкретно реализованной числом и размером основ – систематически репрезентирован в группе из пяти картин под названием «Цветовые поля» (1973 – 1974). Наснимках практически невидно деталей, лишь наодной— группа изможденных, обреченных насмерть людей вдалеке, надругих— лес.
Такаси Мураками работает как художник, скульптор, дизайнер одежды и аниматор. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. (Их совершенство заключается именно в рассчитанной близости к идиотизму, в то время как совершенство написанных фотографий – в рассчитанной близости к идеологии. ) В «Эстетике безобразного» (1853) Карл Розенкранц привлек внимание к этому «пустому дискурсу» как эстетической возможности: «Если опустошенность некоторого созерцания становится настолько объемлющей, что время привлекает к себе внимание как время, тогда мы воспринимаем отсутствие содержания чистого времени и это составляет чувство скуки. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Произведение «Золотой телец» — огромное чучело быка в формальдегиде, увенчанное золотым диском, — принесло аж 10, 3 млн (18, 6 млн). Роберт Райман (1930) не сразу понял, что хочет стать художником.
Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». Мураками хотел взять за основу своего творчества что-то действительно японское, без западных и любых других заимствований. У него и сейчас там сохраняются две мастерских. Рихтер описывал этот переход как фазу, в ходе которой он создал так называемые «цветные наброски» и объяснил, почему назвал эти небольшие полотна (которые теперь считаются полностью автономными, полноценными картинами) набросками: «Я назвал их набросками, пытаясь представить их чем-то безобидным, чтобы иметь возможность продолжать работать в этой манере».
После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств. Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности.
«Его» или «His infernal majesty». Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Что интересно, рекорд был установлен не на Sothebys или Christies, а на торгах современного искусства аукционного дома Phillips. Подобно тому как перестановка серийных цветовых полей создает на картинах, для которых характерна чистая автономия материальности цвета, нейтральный и объективный формальный гештальт (одинаковые серии равных прямоугольников), «Серые картины» определяют себя как работы чистой живописной практики в цветовом гештальте, который нейтрально и объективно окрашен в монохромный серый.
Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта. К. М. Максимов воспитал целую плеяду китайских реалистов, ныне классиков. Но если смотреть на политику, как на процесс постоянного поиска лучших форм организации жизни общества, то картины Рихтера можно считать манифестом: полотно – это и процесс и результат мыслительного акта, заставляющего зрителя переосмысливать собственную действительность. Однако язык Рихтера – ни то ни другое: он не всеведущий автор, легко управляющий старыми практиками живописи и самовольно подчиняющий их нуждам настоящего (как это цинично делают, например, некоторые так называемые постмодернистские архитекторы), – и не убежденный приверженец ремесла, время повторного открытия которого еще не настало (как в случае переоткрытия, вопреки нормативной эстетической логике, устаревших экспрессионистских и фигуративных видов живописи в конце 1970-х). Одна из таких «меандровых» работ — «The Attended» — на торгах Sothebys в ноябре 2013 года была продана за 10, 917 млн с учетом комиссии. «Имя» — это то, что помогает отличать одну работу от другой и Райман часто дает имена своим произведениям по маркам краски, компаниям и т. д., а «название» претендует на какие-то аллюзии и глубоко сокрытые смыслы, наличие которых в своих работах художник регулярно отрицает.
Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Менялись краски, живописная основа и даже форма картин (среди прочих выделяются работы в форме букв U, T, L). Тем не менее желание «ничего не изображать» на деле представляет собой радикальное отрицание исторически определенной изобразительной ценности цвета и становится изображением материальности анонимного цвета. И хотя Рихтер, по-видимому, отвергает эстетические позиции 1960-х, которые очевидно были и его позициями, показательно, что в обсуждении скрытого смысла монохромной живописи он отсылает к Малевичу, первому художнику в долгой и сложной истории монохромной живописи, который мотивировал свое решение писать монохромную центральную живописную фигуру духовными и метафизическими причинами.
С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое. Именно он и имеет решающее значение». Аггада— текст, который рассказывает историю еврейского народа, аименно про тот момент, когда евреи покинули Египет. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег. Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. Представитель позднего романтизма.
А вот Рихтер до российской столицы не добрался. Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Понятно, что речь точно не идет о воспевании образа фюрера. И в своей оценке он не ошибся.
Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». с другой стороны, в серии «Детали» (1970 – 1971) попытка предложить средства репрезентации в качестве самого реального ведет к перцептивной (и концептуальной) тавтологии. Этот процесс опосредования изначальной, прямой, органической живописной деятельности (органической в смысле традиционного определения художественного знака, предположительно передающего непосредственное и содержательное присутствие трансцендентного опыта) при помощи различных стадий и практик механического конструирования живописного знака (фотографического фиксирования предположительно подлинного и непосредственного следа выражения, его перенесения и увеличения изменения масштаба и живописной реализации) является явным сюжетом рихтеровских «Абстрактных картин» (уже в 1919 году Любовь Попова заявила, что «фактура – это сюжет живописи»). Я не могу сказать, что не доверяю реальности. Именно через это двойное отрицание «Цветовые поля» и «Серые картины» обретают свою идентичность, которая выводит их из диалектики пустоты и полноты дискурса (из присутствующих в живописи отношений между идеологией и идиотизмом), придавая им языковую объективность живописной формы. В 2004 году состоялась ретроспектива Джона Каррена в Музее Уитни.
Практика синекдохи (в традиции реализма) сулила некое сопротивление и противостояние тотальности мифа в масскультурных формах репрезентации, руководящих повседневной жизнью: спектаклю потребления и потреблению спектакля. В той мере, в какой ему удается заставить свои картины действовать против овеществляющей функции копирования и воспроизведения – при этом, однако, не лишая живопись ее претензии на знание реальности, – его написанные фотографии могут рассматриваться как дискурсы, наполненные реальностью (лишенной всякого субъективного выражения). Работы серии называются в честь событий Гражданской войны в США или, как в случае с «Переходом Делавэра», навеяны событиями Войны за независимость. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Ионсказал: это беззвучная эмоция.
Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность. На торгах Sothebys 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за 29, 93 млн с учетом Buyers Premium. Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Его уникальный стиль называют «текстовой живописью».
Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). установлении элементарных форм как наиболее важных для пластических искусств – форм, зачастую взятых из контекста повседневной жизни (см.
А с другой — витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, вполне обеспечивая тем самым комфорт владения, свойственный картинам. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. 1962: Фотокартины. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом.
«Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Следовательно, «Абстрактные картины» дают нам непосредственное понимание современного положения живописи, существующей между непримиримыми требованиями зрелища и синекдохи. Как все у Каттелана. Одно из самых известных его произведений американского периода — картина «Всплеск» — представляет собой изображение снопа брызг, поднявшегося из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком.
Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977». Картины Дойга красочны, сложны, декоративны и не провокационны. Однако эта тотальность видения – центральное положение человеческого субъекта – давно утратила историческую убедительность и стало все больше вытесняться необходимостью фрагментированного видения, ограничения деталью, критического отрицания роли эстетики как гаранта трансцендентной компенсации за секуляризованное общество. Семизначных же результатов (продаж дороже 1 млн, но не более 10 млн) в аукционной копилке Марка Гротьяна уже около тридцати. Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда.
Раймана часто причисляют к минималистам, однако он предпочитает называться «реалистом», поскольку его не интересует создание иллюзий, он лишь демонстрирует качества используемых им материалов. Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку.
«Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви. Выбор персонажа — рискованный. За исключением «Эмы», датируемой тем же периодом, «Цветовые шкалы» Рихтера были первыми картинами, в которых художник использовал цвет. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Рихтер смотрел нафотографии лагеря 1944 года— где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будтобы перевернулся.
«Образ – одна из важнейших тем моей жизни. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс.
Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. в момент отрицания живописного элемента и его исторических качеств Рихтер всегда добавляет дополнительный элемент: живопись в качестве автономного цвета предстает здесь в отрицании жестовой формы автономная живопись как жестовая форма предстает в отрицании всех характеристик цвета.
До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — 17 млн. Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США. В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
В буквальном смысле. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм».
АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев.
«Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии.
Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. Однако он забыл сказать, что они будут опосредованы изменением масштаба и фотографической технологией или что их «фактура» сдвинется от непосредственного к сконструированному или что каталог живописных приемов – память живописи – вдруг предстанет проявлением спектакля внутри практик самой живописи или что все это покажет, насколько занятие высоким модернистским искусством живописи уже смирилось с исторической участью существования в самой культуре спектакля в качестве практики, продолжающей существовать вне этой тотальности, живопись стала ее самой излюбленной областью. Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за 26, 5 млн. Пикассо является наиболее очевидным примером». Как гласит легенда, однажды Вул прогуливался вечером по Нью-Йорку и вдруг увидел на новом белом грузовике граффити черными буквами — слова sex и luv. Большинство его работ написаны красками всех возможных оттенков белого цвета (от сероватого или желтоватого — до ослепительно белого) на основе лаконичной квадратной формы.
Ответы же варьируются от утверждений, что подход Рихтера – это, в сущности, подход постмодернистского живописца (после 1962 года), до утверждений, что его картины напоминают абстрактный экспрессионизм второго поколения. Эта традиция сводит живопись к одной лишь выразительной функции. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину.
Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году. Работу, ради экспонирования которой каждый раз приходится дырявить пол, продали за 7, 922 млн на Sothebys. Науман начинал свою карьеру в шестидесятых. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Но в 2007 году все изменилось. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций.
Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Зачем было делатьэто.
Следующая большая серия работ получила название «Лица» в абстрактных линиях этой серии угадываются черты человеческого лица, упрощенного до состояния маски в духе Матисса, Явленского или Бранкузи. Однако любая попытка проницательного наблюдателя взглянуть подобным образом на «Абстрактные картины» безусловно покажет, что ирония свойственна мышлению и живописи Рихтера не в большей мере, чем, скажем, творчеству Раймана. В 1970-е Стеллу пленили огромные лекала, с помощью которых красят корабли. Объединяя количественный и качественный последовательный элемент (в данном случае – деление и умножение каждого цвета на четыре) с количественным пространственным элементом перестановки (число возможных комбинаций цветов составляет 1024 из чего потенциально следует практически бесконечное число, появляющееся из деления на три – или, в случае Рихтера, на четыре, – основополагающих цвета) в пластический принцип, Рихтер при помощи живописи демонстрирует элементарные материальные принципы совершенной равноценности всех цветовых качеств. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.
В 1823-26 работал в Риме, преподавал в дрезденской АХ (1836-77). 9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sothebys масштабная «Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за 20, 8 млн (13, 2 млн).
Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции.
Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christies в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные 21, 8 млн (с учетом комиссии). «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». «Христос» и «апостолы» превратились в пионеров с алыми галстуками и только «Иуда» носит золотой галстук — это метафора западного капитализма, проникающего и разрушающего привычный уклад жизни в социалистической стране.
Цены на работы немца продолжают расти. Науман часто экспериментирует с языком, открывая неожиданные смыслы привычных фраз. При этом границы между этими жанрами довольно размыты. Однако мы ведем ранжирование в пересчете на доллары, вот таким образом (да простит нас «Золотой телец») лучшей продажей Херста мы будем считать все же «Сонную весну».
Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Он лично приехал в Москву из Лондона. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Даже таким патриархам послевоенного искусства, как Герхард Рихтер и Джаспер Джонс, до результата Кунса не хватает «каких-то» 20–30 млн. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
Вещь странная. Словом, я пока не вижу синтеза между идеологией и поэзией (понимая поэзию в весьма обобщенном смысле, как поиски неотчуждаемого смысла вещей)». Марк Гротьян (1968), в чьем творчестве специалисты усматривают влияние модернизма, абстрактного минимализма, поп- и оп-арта, пришел к своему фирменному стилю в середине 1990-х, после переезда вместе с другом Брентом Петерсоном в Лос-Анджелес и открытия там галереи «Комната 702». Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо.
Первый работал в музее ночным секретарем, а второй охранником и лифтером. Цена молотка 14, 75 млн (а с учетом Buyers Premium 16, 8 млн) превзошла прежний аукционный рекорд Гротьяна больше, чем на 10 млн. Я хотел написать четыре великие многоцветные картины». Цикл посвящен эволюции китайского общества под влиянием экономических реформ. «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. Напротив, «Серые картины», создававшиеся Рихтером начиная с 1972 года, можно воспринимать как группу работ, дополняющую «Цветовые шкалы» и «Цветовые поля», которые планировались и создавались одновременно начиная с 1966 года. Рихтер открыто ссылался на герметичную природу живописи как стратегии сопротивления господству потребления: он заявлял, что «живопись – это создание аналогии для невидимого и немыслимого, которое должно стать фигурой и должно стать доступным Хорошие картины, следовательно, непостижимы Они непостижимы затем, чтобы их нельзя было потреблять и чтобы они оставались существенными».
Писал в суховатой манере панорамные идеальные пейзажи (Лесной источник близ Ариччи, 1831, Национальная галерея, Берлин) позже обратился к произведениям, воссоздающим сцены патриархального быта немецкой провинции (Свадебное шествие весной, 1847, Картинная галерея, Дрезден), создавал многочисленные рисунки на темы народной жизни, сказок, песен. Расход красок (1972/1973), в котором оттенки красного, синего и желтого цветов перетекают один в другой, выступает в качестве подготовительного этапа к Абстрактным картинам, появившимся во второй половине 70-х. Он обрушивал метеорит на Папу Римского, превращал жену заказчика в охотничий трофей, продырявил пол в музее старых мастеров, показывал гигантский средний палец фондовой бирже в Милане, приводил живого ослика на ярмарку Frieze. Ничего, кроме материала и техники, не имеет значения.
Рекорд продержался до 8 мая 2016 года, когда еще более провокационная работа Каттелана «Him» изображающая коленопреклоненного Гитлера, ушла с молотка за 17, 189 млн. В возрасте 23 лет он переехал в Нью-Йорк из Нэшвилла (штат Теннеси), желая стать джазовым саксофонистом. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например) или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов.
—Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы.
Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги. Развитие искусства в 60-х, в ходе которого живопись была отодвинута на задний план, поставило Рихтера в тупик (он, получивший основательную ремесленную подготовку, считал себя художником). – Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность».
Тем самым он хочет лишить искусство ореола святости, который ему придают музейные стены. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
И понял, что ему всегда были интересны линия и цвет. «Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. Фотография для него — неизменный и непроницаемый источник, от которого художник отталкивается в процессе создания нового образа. Название странное. Кстати, западному зрителю скульптура «Him» хорошо известна.
Рихтер Людвиг (Richter), немецкий художник и график. Инарисовал сверху абстрактную композицию. В том же 2007 году его сместил с первого места Кунс со своим «Подвесным сердечком».
Однако в той мере, в которой «Цветовые поля» «подвешивали» экспрессивные и локальные качества феномена цвета, подчеркивая их чисто материальное качество, «Серым картинам» удалось устранить исторически обусловленные качества живописной практики как жестовой деятельности – будь этот жест экспрессивно-субъективистским или же саморефлексивным и аналитически объективным. Главная особенность этих картин – формат (800 200 см) и деление цветов по шкале из 180 тонов. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью. Это произошло 18 мая 2017 года. «Цветовую шкалу» (1963) Джима Дайна и «Коробки Brillo» (1964) Энди Уорхола).
Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. На заднем плане по телевизору передавали новости. Чжан Сяоган, увлекающийся мистицизмом и восточной философией, написал историю «Вечной любви» в трех частях — жизнь, смерть и возрождение.
Название работы становится каламбуром, так как соединяет два значения английского слова bound — связанный (в буквальном смысле) и обреченный на некую участь. Но продержался Херст на первом месте не так уж и долго. С одной стороны, в группе иллюзионистских работ «Занавески» (1965), «Рифленое железо» (1967), «Трубы» (1967) и «Тени» (1968) мы видим иллюзию всей фигуративной живописи с ее претензией на воссоединение репрезентации через иллюзионистские манипуляции с репрезентированным. Агада— это сакральный текст иудаизма, повествующий обосвобождении евреев изегипетского рабства исодержащий наказ рассказывать отех событиях впервую пасхальную ночь.
Что значит Him. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Именно эти представления о живописной практике саморефлексии и самореферентности были открыто отвергнуты Рихтером, когда он заявил: «нет такой краски на холсте, которая не означала бы ничего кроме и ничего более себя самой иначе Черный квадрат Малевича был бы лишь дурацким слоем краски». Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Английскому художнику Дэмиену Херсту (1965) суждено было первым замахнуться на первое место этого рейтинга в споре с живым классиком Джаспером Джонсом.
Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Можно сказать, что слава настигла его сама. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Лучше эту нумерологию не знать совсем.
Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. И хотя сложно классифицировать неисчислимые различия этой полярности, можно определить некоторые из ее специфических характеристик – например, морфологическую полярность представленных сюжетов, как в решительных пастозных мазках «Городских пейзажей», которым противостоит легкая прозрачность «Облаков». Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Все это вещи конца 1980-х— начала 1990-х.
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Уже упомянутая работа «Фальстарт» могла бы еще долго оставаться непотопляемым лидером, если бы 21 июня 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего Херста «Сонная весна» (2002) не была продана на Sothebys за 9, 76 млн, то есть за 19, 2 млн. Рихтер проецировал образцы на холст и составлял из фотографий черно-белые композиции. На торгах Sothebys 4 ноября 2015 года его работа 1961 года «Переход Делавэра» была куплена за рекордные 13, 69 млн с учетом комиссии. Серия «Абстрактные картины» появилась, по свидетельству Рихтера, как ответ на серию крупноформатных монохромных картин, созданных в 1975 году с использованием полумеханических живописных процедур (валики, губки). Этот триптих участвовал в культовой выставке 1989 года «Китай/Авангард» в Национальном художественном музее.
Так появились две большие серии, посвященные систематическому исследованию случайных подборок цветов («4 цветовых шкалы из 180 цветов» и «20 цветовых шкал поменьше из 9 цветов»). Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. Итогда онпришел встудию инанес поверх реалистичных изображений абстрактный красочный слой, который онпотом еще долгое время дорабатывал. Затем, в 2009 году её сменила работа «Домохозяйка из Беверли-Хиллз», проданная на торгах Christies за 7, 9 млн.
Онатеист, номного думает овещах, которые невозможно познать, — ачто это такое насамом деле, как невера. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Но не менее популярны и его абстрактные работы. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту.
По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». «Тайная вечеря»— самое крупное (2, 2 4 метра) полотно Фаньчжи в серии «Маски», охватывающей период с 1994 по 2001 год. Позднее наброски были подвергнуты техническому процессу воспроизведения и масштабированию, ставшему ключевой рабочей процедурой для преимущественно крупномасштабных жестовых «Абстрактных картин», которые Рихтер создавал начиная с 1976 года. Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком» и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»). Рихтер Герхард Картины и биография Герхарда Рихтера Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи. В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму».
Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Художник-модернист должен был обеспечивать репрезентацию истины под видом этих редукций и ограничений. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Итальянец Маурицио Каттелан (1960) пришел в искусство после того, как поработал охранником, поваром, садовником и дизайнером мебели.
При этом «Пальцы» (1970), «Зеленые картины без названия» (1971) и «Размытые картины» (1973) теряют видимость объективной плотности – в отличие от написанных фотографий, полной противоположностью которых они являются, – но приобретают в плане автономии живописного дискурса. Чтобы изобразить этот сноп, «живущий» не более двух секунд, Хокни работал две недели. В двух случаях весь спектр «смысла» этой техники приобретал в его творчестве показательную значимость, что побуждает взглянуть на «Абстрактные картины» как на категорию произведения вообще. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве. С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6136 пилюль), по сути, классическая инсталляция. В начале девяностых Ларри Гагосян произнес пророческие слова: «Настоящую ценность работ Наумана нам еще только предстоит осознать».
Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. С той лишь разницей, что Мане и Дега бежали от фотографии, а он ею вдохновлялся. Легкая дымка, о которой уже написаны сотни статей и десятки книг самыми авторитетными исследователями искусства, – одна из самых узнаваемых техник молодого и зрелого Рихтера. Это художественное высказывание вполне в духе классического западного поп-арта (вспомним мебельный гарнитур Аллена Джонса или «Розовую пантеру» Кунса), но с национальной изюминкой. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. По поводу серого, который, начиная с первых картин, созданных в 1962 году, доминировал практически во всем его творчестве, Рихтер сказал: «Из всех цветов лишь серый имеет свойство ничего не изображать».
В этой работе Гитлер предстает скорее в беспомощном, жалком виде. И хотя он отличается от двух вышеприведенных примеров, процесс структурного преобразования в «Абстрактных картинах» в сущности не меняется, даже если результатом исследования становится другая картина (а не фотографическая решетка или архитектурная декорация размером с мураль). Ее собратья по серии выставлялись более 10 раз в ведущих музеях мира, включая Центр Помпиду и Музей Соломона Гугенхайма. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики.
Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. — Оно само — форма». Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером. Фаньчжи изображает жителей современных китайских мегаполисов, которым приходится бороться за место под солнцем. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа.
Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2, 7 м весит 1600 кг), но зато имеет сходное назначение. С 1975 года особым элементом его произведений становятся крепления, дизайн которых Райман разрабатывает сам и нарочно оставляет их видимыми, подчеркивая его работы «настолько же реальны, насколько реальны стены, на которых они висят». В 20 с небольшим Дэвид уехал в Калифорнию, где прожил в общей сложности около трех десятков лет. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Первый случай был связан с проектом 1978 года, для которого Рихтер решил сфотографировать в разном положении и с разных углов один из этих «цветных набросков», снятый с подрамника и помещенный на стул.
Как сказал однажды художник, «у меня никогда не возникает вопроса, что писать, главное— как писать». Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. В 1971 году Рихтер снова начал работать с темой атласа цветов.