В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. Образы картин Рихтера видны будто сквозь вуаль цветовая палитра со всей полнотой передает настроения художника. Рихтер, как уже было сказано, современный художник. В 1967 году Рихтеру присваивается Kunstpreis junger westen – премия, которой отмечаются самые талантливые молодые художники Германии, а в 1971 году под его произведения отводится целый павильон на знаменитой Венецианской биеннале.
Герхард Рихтер – художник без живописи. Из работ западных художников в собрании Рихтера можно увидеть Ханса Хартунга, Александра Колдера, Хоана Миро, «Голубя» Пабло Пикассо с дарственной надписью. В начале 1980-х немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter) написал 24 натюрморта с мерцающими белыми свечами, но не сумел продать ни одного. «после долгих, долгих часов дискуссий» Рихтер и Обрист сошлись на идее проиллюстрировать то, как творческое самосознание художника формируется идеей цикличности и реакцией на ощущения, возникшие в результате его, художника, соприкосновения с окружающим пространством.
Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. Расход красок (1972/1973), в котором оттенки красного, синего и желтого цветов перетекают один в другой, выступает в качестве подготовительного этапа к Абстрактным картинам, появившимся во второй половине 70-х. Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы.
В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Апотом сделал это снова иснова. Инарисовал сверху абстрактную композицию.
Вцелом вся выставка— обэтом моменте». В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве.
В 70-х Рихтер сосредоточил свои усилия на цветовой живописи. Зачем было делатьэто. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь.
Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками.
На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Ничего не подозревающие обыватели видели двух мужчин, сидящих на диване в обычной для ФРГ бытовой обстановке. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются. Развитие искусства в 60-х, в ходе которого живопись была отодвинута на задний план, поставило Рихтера в тупик (он, получивший основательную ремесленную подготовку, считал себя художником).
Онатеист, номного думает овещах, которые невозможно познать, — ачто это такое насамом деле, как невера. По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру.
Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком.
Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно.
«УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Кураторы тщательно позаботились о том, чтобы встреча с прекрасным проходила максимально легко и приятно. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». На выставке было представлено 188 экспонатов – по масштабам этого музея беспрецедентное число работ для экспозиции ныне живущего художника. С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира.
Большинство работ остались без названий характерной чертой стала ассоциативность. 70-е годы: Абстрактные картины. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. На заднем плане по телевизору передавали новости.
Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии.
Рихтер проецировал образцы на холст и составлял из фотографий черно-белые композиции. Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.
АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Это случилось так давно, что мыдаже неможем представить, как это было вдействительности, нотеперь унас есть картина, которая рассказывает обэтом. В буквальном смысле.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Годами их объединенные усилия помогали удерживать цены на произведения Рихтера в неприкосновенности.
Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Рихтер Людвиг (Richter), немецкий художник и график. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. — Оно само — форма». Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Кажется, что изображаемый предмет или человек окутаны полупрозрачным туманом, сквозь который все же можно разглядеть детали. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. «Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. Я не могу сказать, что не доверяю реальности.
Лучше эту нумерологию не знать совсем. Оностановил момент итем самым как будтобы создал фотографию: попытался действовать как камера— как машина, которая неделает суждений, нерешает, что рисовать, апросто обладает удивительной способностью останавливать время, когда вынажимаете накнопку». – Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность».
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Это было академическое признание. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер.
Учился в Дрездене у своего отца – гравёра Карла Августа Рихтера. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом.
«Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года.
1962: Фотокартины. Рихтеру тогда было 15лет.
Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Стремление обрести свободу творчества привело его к решению эмигрировать, хотя он всегда относил себя к аполитичным художникам. Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии.
Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Представитель позднего романтизма. Тогда он продал свою голубо-оранжевую абстракцию Рихтера: в 1996 он покупал ее за 278 тысяч долларов, а в 2008-м продал на Christies за 14, 8 миллиона долларов. «Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств.
Писал в суховатой манере панорамные идеальные пейзажи (Лесной источник близ Ариччи, 1831, Национальная галерея, Берлин) позже обратился к произведениям, воссоздающим сцены патриархального быта немецкой провинции (Свадебное шествие весной, 1847, Картинная галерея, Дрезден), создавал многочисленные рисунки на темы народной жизни, сказок, песен. Инсталляция была создана в 2014 году, подтвердив, что Рихтер не намерен почивать на заслуженных лаврах и его мало занимают аукционные страсти. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Я знаю о ней очень мало.
И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Сэтого диалога начинается совершенно всё». Он также использует огромные, размером с автомобильный бампер, скребки, чтобы создавать многослойные абстрактные полотна. Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником.
Ионсказал: это беззвучная эмоция. При этом границы между этими жанрами довольно размыты. А вот Рихтер до российской столицы не добрался. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода.
В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий.
Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау».
Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным». Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился.
Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Онучился вхудожественной школе вДрездене, чтобы получить традиционное образование вобласти живописи. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить.
Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму».
Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви.
Рихтер крайне внимательно относится к тому, в каком порядке располагаются картины в музее, вот таким образом можно говорить о том, что он заранее продумывает, с какими визуальными впечатлениями посетитель будет переходить из одного зала в другой. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. «Образ – одна из важнейших тем моей жизни. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка.
Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи.
Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. В 1823-26 работал в Риме, преподавал в дрезденской АХ (1836-77).
Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. И в своей оценке он не ошибся. 1932). В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов.
Сегодня она бы стоила все 20 миллионов». Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Он лично приехал в Москву из Лондона. Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman).