Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны. Рибера — коммуна в Италии, располагается в регионе Сицилия, подчиняется административному центру Агридженто. Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо.
Эта история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риберу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра — полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо. С конца 1620-х годов Рибера посвятил себя исключительно живописи. Всегда величественны и одухотворенны женские образы Риберы (мадонна в знаменитом Оплакивании Христа из Сан-Мартино в Неаполе или Мария Магдалина из мадридского Прадо). Благодаря своей исключительной способности выразить реальность Рибера стал и замечательным портретистом («Портрет иезуита», 1638, музей Польди-Пеццоли, Милан), а иногда и неумолимым живописцем человеческих уродств («Хромоножка»).
Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Рибера предпочитает изображать сцены мученичеств: в них ярче предстает нравственная сила героев. Драматические сюжеты Рибера изображает без внешних эффектов и образы обретают истинную значимость благодаря их глубокому внутреннему содержанию. Помимо живописных работ, Хосе Рибера оставил большой объём графики, он считается наиболее известным испанским гравёром, жившим доГойи. Сюжет картины Риберы не уникален.
Но вот внезапно, на протяжении десяти лет, рождаются четыре великих испанских художника – предшественники Гойи: Рибера – в 1591 году, Сурбаран – в 1598-м, Веласкес – в 1599-м, Алонсо Кано – в 1601 году. Но надо иметь в виду, что своеобразная беспощадность картин Риберы направлена все-таки не на унижение или попрание человека, а на его возвышение. Для творчества Хосепе де Риберы 1620—30 г. г.
В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны5. Особой глубины и проникновенности достигает искусство Риберы в поздние годы. Рибера родился в Валенсии и считается учеником Франсиско Рибальты.
У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света — воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Не выезжая на родину, Рибера чувствовал себя здесь своим среди своих. Они прошли по главной палубе, мимо оркестра и танцующих – тут все еще носились в вальсе Лиззи и Рибер, – и дальше, на нос корабля, мимо этого жалкого Баумгартнера, он наклонился над поручнями и его, кажется, тошнило.
Куда спокойней было бы иметь соседом по каюте Левенталя, если б только избавиться от Рибера, но с тем никто поселиться не хочет. С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. Рибера (Ribera) Хусепе (1591-1652) испанский живописец и гравер.
Уже осенью 1616 Хосе де Рибера женился с 15-летней Екатериной Аццолино. Вона из семьи художника-сицилийца Аццолино, много лет работал в Неаполе. Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. Могила Рибери давно утеряна. Одинаково прочные узы связывают Риберу и с традицией испанского сурового реализма и с новым стилем итальянца Караваджо.
К Хосе де Рибере пришла известность. Конец своей жизни Рибера провел в своем доме в предместье Неаполя всеми забытый, больной и нуждающийся. Рибера умер в пригороде Неаполя Позилиппо.
Одни осудили образ за чрезмерный реализм, другие считали картину новым достижениям Рибери. Донья Хуанна Сильва де Рибера, жена дона Хуана де Виберо Касальи, уроженка Вальядолида, внебрачная дочь дона Хуана де Риберы, маркиза де Монтемайор и его рабыни, Марии Флюрин. Рибера этих новых горизонтов, пожалуй, не открыл. В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца.
Впрочем, ранние произведения Риберы неизвестны (быть может, вообще не сохранились). Испанский живописец, рисовальщик и гравер известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591. Узнав об удивительной внешности Магдалены Вентуры, вице-король поселил ее вместе с мужем в своем дворце в Неаполе, чтобы Рибера, придворный художник, смог написать ее портрет, увековечив это «чудо природы».
Реалистическое новаторское искусство Риберы проникнуто демократическим духом, знанием народной жизни (Хромоножка, 1642 Святая Инесса, 1641). В жизни Риберы эта романтическая история осталась бы печальным эпизодом, если бы не одно обстоятельство: моделью для прославленных и самых прелестных женских образов художника послужила одна из его дочерей и традиция прочно связала ее с той, которую соблазнил Хуан Австрийский.
Ирина и ее служанка (1628, Санкт-Петербург, Гос. Луки. К сожалению и дальнейшие биографические сведения также отнюдь не все заслуживают доверия. Екатерины», 1648).
Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Философия Риберы воплощена с особой яркостью и силой в другом знаменитом холсте — Хромоножке из Лувра. Герои Риберы, побежденные и гибнущие, не смиряются даже в мучениях. Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей.
Гравюры с произведений Риберы распространялись не только в Испании, но и во Франции, позже — в Голландии. Так было с неизвестным нам веселым мальчишкой, который был хромым. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок.
Себастьяна, — составляло арсенал распространенных образов итальянского барокко. 1645, Мадрид, Прадо).
Жизнь и работа вдали от родины не помешали Рибере остаться настоящим испанским художником. Чудовищные насилия над человеком изображены в таких картинах Риберы, как Мученичество св.
Рибера не боится показать человека в беде, в унижении и в безысходном положении. Екатерины, 1642—1644, Нью-Йорк, музей Метрополитен Кающаяся Магдалина, ок. Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св.
Умер Рибера в Неаполе 2 сентября 1652 г. Посетил ли Рибера родину после своего переселения в Италию — неизвестно, но скорее нужно предположить, что многочисленные картины мастера имеющиеся ныне в музеях и церквях Испании (в одном Прадо их 58), были созданы им в Неаполе — в значительной части по заказам вице-королей и испанских грандов: Осуна, Альба, Алькала, Монтерей и Медина де лас Торрес. В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти 2 сентября 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Плебейское происхождение художника отразилось на выборе моделей.
Для творчества Риберы 1620–30-х гг. музей изобразительных искусств им. Сразу узнаются разорвана композиция Караваджо, резкий свет сбоку слева, некоторая незаполненность полотна и даже любимая колористика Караваджо с доминированием черного и темно-красного.
Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». По-разному воспринимаются и образы античных философов, моделями для которых Рибере служили представители социальных низов — от уличного попрошайки Смеющегося Демокрита (1630, Мадрид, Прадо) до Диогена (1637, Дрезден, Картинная галерея), сильного человека, умудренного жизненным опытом. Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св. Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Рибера Хусепе Живопись, картины и биография Отшельник святой Павел, 1640-е Частное собрание Архимед, 1630 Музей Прадо, Мадрид Казнь святого Филиппа, 1639 Музей Прадо, Мадрид Диоген, 1637 Картинная галерея, Дрезден Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики.
Предназначенный к ученой карьере, Хосе был отправлен из Хатибы в Валенсию, но здесь он выбрал живопись и поступил в ученики к старшему Рибальте еще юным (todabia muchacho) художник попадает в Италию (Понц в своем «Viaje» сообщает, что он видел в библиотеке «Темпле» Валенсии ряд портретов, писанных Хосе до его отъезда в Италию), однако едва ли верно сведение, что он застал еще самого Караваджо, который скончался в Неаполе в 1609 г. некоторое время Р. живет в Риме, состоя при дворе одного кардинала, затем он посещает Парму, где сильнейшее впечатление на него производят картины и фрески Корреджо, уже в значительной степени повлиявшего на Рибальту: наконец, Рибера поселяется в Неаполе, где в 1616 г. он женится на Катарине Аццолино — дочери живописца и скульптора из воска (старший сын из шестерых детей Риберы — Антонио — родился в 1627 г. ) и где он быстро приобретает большую известность, пользуясь покровительством вице-королей Неаполя с 1625 г. мастер член академии San Luca в Риме в 1629 г. его посещает Веласкес с 1631 по 1636 гг. Павел Пустынник», «Св. Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Но большую часть жизни художник провел на юге Италии, в Неаполе— столице государства, подчинённого испанскому королю.
На каменном полу стоит юная Инесса. Это оболочка, а не суть человека.
Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. караваджизма. художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта.
В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие — с внутренней силой. Эрмитаж). Это естественно для живописца, жившего в Италии. Одно из последних произведений Риберы — прекрасное Поклонение пастухов (1650, Париж, Лувр), написанное в духе народной жанровой сцены, происходящей под открытым светлым небом на фоне гористого пейзажа. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, переходит к более уравновешенным решениям (отчасти под влиянием приехавшей в Неаполь художницы А. Джентилески и местных мастеров классицистического направления, возглавляемых М. Станционе).
Онуфрий, 1637, Санкт-Петербург, Гос. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. религ.
Кажется, что само полотно излучает сияние. Картина поражает гладко уложенными красками и академическими морщинами саванну Лазаря. Слишком быстро он перешел из ученических зарисовки к полноценным гравюр. Испанский художник, гравер, рисовальщик.
Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Рибера, художник общеевропейского масштаба, оказал влияние на многих итальянских мастеров — с его именем связывают расцвет неаполитанской школы XVII в., — а также на представителей столь противоположного ему академического направления. Жизнь преподносит сюрпризы. В этот период создаются религиозные («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль «Святая Инесса», 1641, Дрезденская КГ), мифологические («Титий», 1632, Прадо, Мадрид) и жанровые («Хромоножка», 1642, Лувр, Париж) картины. С сер. Mayer «Jusepe de Ribera», Leipzig, 1908 P. Kristeller «Giuseppe Ribera» в «Museum», 1803, VIII K. Woermann «Jusepe de R» в «Zeitschrift f. В. К», N. E, I, 1890 M. Utrillo «Jose de Ribera el Espagnoletto», Barcelona, 1907 W. Rolfs «Die Malerschule Neapels», гл.
A. L. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте).
Наиболее известен Хромоножка (1642, Париж, Лувр) — нищий мальчишка-калека, в изображении которого использованы приемы парадной репрезентации. светлой «венецианской» палитре, композиции приобретают большую монументальность, появляются картины на мифологические и исторические сюжеты. Он мало занимался гравюрой. Строгая обобщенность силуэта, сдержанное и благородное сочетание красок, пейзажный фон с его спокойным величием природы — все подчеркивает широту и смелость замысла Риберы. Карраччи живопись Р. меняется– композиц. Талантливый Рибера не часто брался рисовать портреты.
галерея). В этом изображении нищего мальчика-калеки есть пронзительная и беспощадная правдивость. Изображение пронизано потоком света.
Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Эрмитаж Павел Пустынник, 1652, Мадрид, Прадо). Переход к собственно портретному жанру у Риберы не всегда заметен (Портрет музыканта, Толидо, США, частное собрание). Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах.
Свидетельством, насколько внимательно отнесся художник к находкам Караваджо, стало полотно Суд царя Соломона. Среди первых произведений серия картин Пять чувств. Рибера писал в основном мучеников и святых. Мария Египетская» обе – 1651 «Св. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Многие полотна Риберы сочетают принципы сюжетного и портретного образа. С философами Рибери они похожи и высоким чувством достоинства.
Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Это был этап работы над живописной композицией Пьяный Вакх. Мария Египетская» в Дрездене, «Поклонение пастухов», «Положение во гроб» в Лувре, «Pieta» и ряд декоративных фигур апостолов в неаполитанской чертозе Сан-Мартино, «Св.
Картину Христос воскрешает умершего Лазаря продавали на аукционе Cотби. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Более зависимы от традиции портреты иезуита (1630, Милан, Музей Польди-Пеццоли), рыцаря Сантьяго (1638, Флоренция, бывш. собрание Контини-Бонакосси).
Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. Эрмитаж). Себастьян и св. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Онуфрий» — 1637 г. (последние три в Эрмитаже) знаменитая «Conception» в церкви Agustinas Descalzas в Саламанке (1635 г. ) дошла до нас в искаженном реставрациями виде.
живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках. К этому периоду относятся также полуфигурные изображения философов и святых, трактованных как народные типы («Архимед», 1630 «Св. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Придворный художник испанских вице-королей (в 1442 Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) с 1626 — член римской Академии Св. Иероним и ангел»).
К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ). 17 июля 1631 г. ) бастардом Филиппа IV — Дон Хуаном Австрийским, познакомившимся с красавицей в замке наместника, куда Рибера с семьей скрылся от мятежа Мазаниелло (дочь Хуана и Анны Луизы — Маргарита — поступила впоследствии в монастырь Descalzas Reales под именем доньи Маргариты Австрийской). Искусство и литература осмысляют новое состояние человеческого духа — это делают и Кальдерон и Грасиан и Вальдес Леаль, а более всего — великий Веласкес.
Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. и в 1651 г. он исполняет ряд заказов для чертозы Сан-Мартино в 1646 г. он принимает участие в работах по украшению живописью сокровищницы собора San Gennaro. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а затем в Риме. Ради спасения собственного ребенка, она была согласна даже не признавать собственного материнства.
Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия). РИБЕРА, ХОСЕ (Ribera, Jos) (1591–1652) или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) испанский художник, рисовальщик и гравер. Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Ссер. Такова знаменитая Св.
Иеронима, богослова IV в., много лет прожившего отшельником, с безжалостным натурализмом показывая его изнуренное постами старческое тело («Св. Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества.
Наконец, определенно караваджеским оттенком отличается и творчество третьего большого испанского живописца, открывающего вместе с Риберой и Майно эру расцвета, — Пабло Леготе именно в нем теперь видят непосредственного предтечу Веласкеса. Хотя Рибера из всех караваджистов тот, который остался более всего верен узким формулам своего образца (в живых Караваджо он едва ли мог застать и теперь уже больше не принято считать Риберу учеником Караваджо), он в то же время доказал, что узость этих формул не может служить препятствием для создания глубоко впечатляющего искусства1. Контраст между физическим недостатком и веселым нравом так поразил художника, что он нарисовал хлопця. Майстер не пожалел большое полотно, а подал кульгавчика так, как обычно подавали вельмож в парадных портретах: в полный рост, на фоне яркого пейзажа, приветливо усмихненим. Але это щира улыбка ребенку, радуется жизни, а не любезная маска проходимца, взяточника или фаворита. Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно.
Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. К философам Рибери близки (композиционно и по колориту) апостолы, еще одна серия полотен мастера. Учился живописи у Ф. Рибальты. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Иероним»).
Прекрасны также офорты (всего 26) мастера, немало способствовавшие быстрой популяризации искусства Риберы во всей Европе. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Работал по заказам исп. содержания, для которых характерны острый натурализм (часто использовал простонародные модели), драматизм образов, резкие светотеневые контрасты, точный рисунок, насыщенная яркая палитра («Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы», 1626, Эрмитаж, С. -Петербург «Демокрит», 1630, «Св.
Инесса (1641, Дрезден, Картинная галерея), где изображение прелестной и трогательной христианки свободно от традиционной в духе времени культовой репрезентации и слащавой умильности. Темный фон не отвлекает от постати. Чоловикы взяты из реальной жизни, таких можно увидеть на рынках и улицах Испании или Италии. Некоторые не очень ему и удавались. Это был офорт.
Само их отчаяние столь неистово, что говорит не о поражении, а о силе духа. Чертами художественной зрелости отмечено Мученичество св. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов.
К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). С середины 1630-х гг. По-видимому, в 1616 переехал в Неаполь, в котором прожил до конца жизни.
Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю бренность человеческого существования (картины Мучение святого Варфоломея, Прометей, прикованный к скале Кавказа, Святая Люция, несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах. Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием.
Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые.
Это тоже поясные фигуры, грубоватые лица в морщинах, бедный одежду. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св.
Для творчества Риберы 1620—30 гг. Саму картину знали и до аукциона, статью о ней создал еще Роберто Лонги. В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Не сохранилось и автопортретов Хосе де Риберы. Так и с офортами Рибери.
1620-х активно обратился к живописи. Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. См. 1630-хгг. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»).
В фито-баре отеля можно насладиться чаем из нежных лепестков Крымской розы. Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»).
А. С. Пушкина Св. Такова и вся испанская школа. Августина в Саламанке с 1638 по 1643 гг. 1630-х гг. Варфоломея (Мадрид, Прадо) или Наказание Марсия (Неаполь, Сан-Мартино).
Композиция «Мученичество св. Удивляет, что модели и произведения пользовались популярностью. XLIV P. Lafond «Ribera et Zurbaran» в серии «Les Grarrdes Artistes», Paris Louis Ferdinand «Livre de portraiture recueilli des oeuvres de Josef Ribera dit lEspagnolet et grave a leau forte par L. E», Paris, 1650. Тональное единство отличает и Сон Иакова (ок.
К шедеврам Риберы принадлежат: «Св. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. герцога Тосканского и др., создавал живописные полотна и офорты преим.
под влиянием венецианской и флам. художник и гравёр. живописи того времени, а также болонского академизма бр. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам.
Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица». Они открывают новые творческие горизонты в области трагического. После эпохи триумфов (16 век), после первых признаков общественного неблагополучия на рубеже 16 и 17 веков наступает, в середине столетия, тяжелейший кризис. Бруно»).
Себастьян и Ирина»). Восхищение Риберы цветением молодости (Обручение св. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. музей и галереи Каподимонте, одноименная гравюра) их мученичества изображались подчеркнуто жестоко (Иксион, Титий или Прометей, обе — 1628, Мадрид, Прадо Аполлон и Марсий, 1633, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Иероним, внимающий звуку небесной трубы, 1626, Санкт-Петербург, Гос. Антоний» в Эскориале, два варианта картины «Аполлон и Марсий» в Неаполитанском (1637 г. ) и в Брюссельском музеях, «Венера и Адонис» в римской галерее Корсини, «Пьяный Силен» того же года, «Св. Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Особенность таланта в том, что талантливым становится все, к чему мастер приложил усилий.
Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Андрей», 1630–32, обе– Прадо, Мадрид). Майно художник несравненно меньшей силы темперамента, нежели Рибера, но и роль этого упорного методического сторонника натурализма в испанской живописи не следует игнорировать.
Рибера решил его по-своему, смело и просто. Офорты Риберы («Св. То, что по преимуществу изображал Рибера, — мученичества святых их покаяния и экстазы, отшельников и аскетов, кающуюся Марию Магдалину и раненого св. Совсем другое дело, когда художник увлекался моделью. Иероним», 1652). Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира.
Но всегда и во всем он оставался испанцем. Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Ок. В ней все привлекательно и все правдиво. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. вице-королей, вел.
Ирина», 1628). Себастьян» (1628 г. ), «Св. Иероним внимает звуку трубы» (1626 г. ), «Св. Рибера — художник широкого творческого диапазона (писал картины на религиозные, мифологические сюжеты, портреты), ярко выраженного драматического плана, возвышенных и сильных эмоций.
Настоящая мать бросилась к Соломону с мольбой не рубить ребенка, чтобы спасти ей жизнь. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Возвышенной человечности полны евангельские и библейские композиции («Непорочное зачатие», 1635 «Троица», 1635–37 «Поклонение пастухов»).
Екатерины»). В конце жизни Рибера возвращается к «темной» караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир («Св. Проникновенная лиричность отличает его женские образы («Св. Инесса», 1641 «Обручение св., Хусепе де (Ribera, Jusepe de) итальянское прозвище Спаньолетто (Spagnoletto — маленький испанец) 1591, Хатива, провинция Валенсия — 1652, Неаполь.
Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. После смены власти, в 1620—29 гг. В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) художник Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра. Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Христос (как бесспорно положительный и главный персонаж) представлен художником в центре и в красных одеждах.
В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени, диагональные ракурсы интерес к передаче фактуры тканей и человеческой кожи. он занят (вероятно, не покидая Неаполя) картинами, заказанными вице-королем Монтереем для монастыря св. РИБЕРА (Ribera) (прозвище Спаньолетто, Spagnoletto) Хусепе де (крещён 17. 2. 1591, Хатива, Валенсия– 3. 9. 1652, Неаполь) исп.