В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. 1630-1681), сын Саломона. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века.
В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Его картины оценивались довольно высоко. Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год).
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. К 1650-1660 гг. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Радуга в штормовом море 1655Вид Харлема 1665Пейзаж с лесистыми холмами и ручьемБольшой дуб 1652Дорога в дюнах 1655 Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Считается, что изначально с живописью мальчика познакомил его дядя – профессиональный художник Саломон ван Рёйсдал. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос.
Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдал а. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Свидетельства показывают иное.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Искусствовед Хэндрик Фредерик Вейнман опроверг миф, что Рёйсдал умер в бедности, предположительно в старой мужской богадельне в Харлеме. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Причиной недоразумения стало совпадение профессии и почти полное совпадение имен и фамилий. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. В нём небо часто занимало две трети холста. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Биография Якоба ван Рейсдала, одного из лучших голландских пейзажистов, до сих пор остается загадкой для исследователей.
Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Голландские художники ХVII-ХVIII веков бесчисленное число раз изображали зимние развлечения на лоне природы – катание на коньках, гуляния, выезды в санях. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Точной информации у нас очень немного.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Баво. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Рейсдал Якоб Картины и биография Якоба ван Рейсдала Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью.
На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Рейсдал никогда не путешествовал по Китаю. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. относятся самые лучшие произведения Рейсдала.
Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и, вместе с тем, эмоциональное их переживание, образное восприятие. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Все пронизано движением света. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Жизнь стремительно меняется. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). Ок. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Произведения последних лет жизни Рейсдала. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Ок. Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль.
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. Созданных между 1654 1665 и некоторые из этих зимних пейзажей и видов морского побережья относятся к лучшим творениям голландской живописи, Датировано лишь небольшое число произведений Рёйсдала. Рёйсдал не был евреем. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса работал в Харлеме, с 16 года в Амстердаме.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, Москва Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. В композиции преобладают стихийные силы. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Но негоцианты Голландии там были и привозили знаменитую китайскую фарфор. 1650-х — кон.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. В композиции преобладают стихийные силы. Он сразу же вступил на путь исканий. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала.
Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Пейзаж на закате 1682Замок Бентхайм 1680-еПлощадь в Амстердаме 1670Вид Амстердама 1660-еПейзаж с водопадом 1665 Пейзаж с мельницей 1661Водопад 1665-1670Зимний вечер 1670Водопад в лесу 1660-1670Волнорез 1670-1672 Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях, в картинах его даёт себя знать чуткая.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Именно Рейсдала назвали основателем западноевропейского философского пейзажа.