Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века. Композиция картины, «вовлекающая» зрителя в глубь пейзажа, характерный для Рейсдаля колорит с неяркими серебристо-зеленоватыми, пепельно-серыми, коричневато-бурыми тонами, многочисленные контрасты темных и светлых «пятен», экспрессия линий и форм усиливают эмоциональное воздействие произведения. Творческое наследие Рейсдаля составляют около 450 картин. Картины Рейсдала бесстрастны и сдержанны, строгость и простота композиции придают им ноты благородства и поэтичности.
Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
О годах его обучения ничего неизвестно. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. По всей видимости, замок произвел на Рейсдала очень сильное впечатление ибо впоследствии он изобразил его на дюжине полотен. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако он рано вступил и на художественное поприще. Его картины оценивались довольно высоко. Первоначально находился под влиянием гарлемских пейзажистов П. Поттера, Я. ван Гойена, Х. Сегерса, А. ван Эвердингена, К. Врома в 1650-х его художественный кругозор значительно расширился, чему способствовали путешествия по Голландии и в компании Н. Берхема по Западной Германии, обогатившей молодого художника новыми впечатлениями от горной природы, обширных лесных массивов и средневековой архитектуры. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия.
Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. В нём небо часто занимало две трети холста. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. 1630-1681), сын Саломона. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. В настоящий момент их известно около пятисот. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Ок. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер.
Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. Произведения последних лет жизни Рейсдала. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y».
Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Все его работы посвящены природе Голландии. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден).
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил, - все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Саломон Рейсдаль писал и зимние пейзажи. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Жизнь природы как извечная борьба созидающих и разрушительных сил- эта тема лежит в основе одного из лучших произведений Якоба ван Рейсдала, самого крупного художника голландского пейзажа второй половины 17 в. Первобытная мощь природы, нерасторжимость ее вечного цикла, в котором соединены рождение, расцвет и гибель, выражены в мотиве исполинских деревьев разных возрастов. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года.
В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах.
Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
В композиции преобладают стихийные силы. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Произведениями Гойена завершается один этап развития голландского пейзажа, появлене картин Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Ок. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. По большому счету, это – одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала. Точной информации у нас очень немного. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ).
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, Москва Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Считается, что изначально с живописью мальчика познакомил его дядя – профессиональный художник Саломон ван Рёйсдал.
Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Кисти художника Якоба ван Рейсдала принадлежит ряд морских пейзажей – марин, широких, величественных, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения.
Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Но и эти картины не изменили положения художника. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя).
В 1668 году его имя появляется в качестве свидетеля брака Мейндерта Хоббема, его единственного официального ученика, художника, чьи работы путали с работами Рёйсдаля. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге.
Картины Саломона Рейсдаля немногочисленны, они хранятся в музеях Амстердама, Берлина, Мюнхена, Роттердама, Франкфурта и в частных коллекциях. Ценители искусства отметили, с какой одухотворённостью он пишет различные проявления природы. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. А между тем биография этого художника почти неизвестна.
Свидетельства показывают иное. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии.
Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Все пронизано движением света. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653.
Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника.
Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Он сразу же вступил на путь исканий.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. В композиции преобладают стихийные силы. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.
К 1650-1660 гг. Баво. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама.
Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Рёйсдал не был евреем. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. При этом художник почти не изображает самих людей.
Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Лучшие произведения Саломона ван Рейсдаля относятся к 1650—60 гг. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена.
Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. относятся самые лучшие произведения Рейсдала.
Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.
Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Жизнь стремительно меняется. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира.
Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками.
Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). 1650-х — кон. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного.