Свои натюрморты Репин не выставлял, вероятно, они были написаны им для себя, а не для публики.
В Париже он занимался в частной студии Р. Менара. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Мать мальчика подрабатывала, расписывая пасхальные яйца.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Машков, А. В. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В большинстве своем они написаны в Крыму, на даче в Гурзуфе. Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Такова картина Иов и его друзья (1869), отмеченная Малой золотой медалью. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. живописцев круга Голубой розы яркие, пластичные Н. мастеров Бубнового валета (П. П. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Они не велики по размеру, скромны по замыслу. На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Картинное изображение, теряя пространственность, становилось, по сути дела, плоскостным. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Пряное сочетание лилового, вишнево-красного и холодно зеленого вторит этому ощущению. Третьяков»109. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. С 1889 года художник проживал в Москве. Сапунова, С. Ю. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой». Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне.
О картине появилось много статей в периодической печати. Л. Н. Толстого». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей. Широкоформатные картины желательно перевозить, не подвергая их вибрации.
Через шесть лет он поступил в Академию художеств. Лентулов, Р. Р. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. я работал завороженный. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова. Они лишь интенсифицируются, цвет становится ярким и напряженным. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва).
Подсвечник, графин, стакан». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Коровина и Э. Грабаря. Затем Кустодиев отправился в Испанию. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы. Судейкина, М. С. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией.
Серова (1865 – 1911) можно ощутить новые веяния. В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. Коровина (1861 – 1939) и В. А. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И.
Это сделано мастерски. Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Картины, которые снова стали модными и служат на данный момент неким проявлением не исключительно коллекционирования, но в то же время и положения в обществе, представлены также потрясающим ассортиментом. Также нужно и развешивать картины: их деформация недопустима. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства. Грабаря, М. Ф.
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1910 году он скончался от воспаления легких. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину.
В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884). Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Французы совсем не интересуются людьми, — замечал он. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе.
К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Куприн, В. В.
Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба Пенаты, место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Коровина, И. Э. Здесь, по-видимому изображена одна из племянниц Мещерина, позднее ставшая женой Грабаря.
Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Сарьяна и др. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Схожая тема развита в картине За самоваром (1905, ГТГ), этой по выражению художника, полунатюрмортной вещи.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов.
В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На этом полотне, по словам Крамского, Софья походит на запертую в железной клетке тигрицу. В эти же годы по заказу Третьякова Репин написал портреты Аксакова, Писемского, Мусоргского, Рубинштейна, Пирогова, Стрепетовой. Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. В этой работе Коровин положил начало дальнейшему развитию натюрморта.
Выгода от данного коллекционирования очевидна. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Кузнецова, Н. Н. По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Левитана (1860 – 1900). Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург). Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки.
Там были созданы Цветы и фрукты на рояле (1904, Русский музей), Сирени и незабудки (1904, Русский музей). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Особенно связь натюрморта с пейзажем прослеживается в творчестве К. А. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Подобных работ у Коровина много.
А. Н. Радищева, Саратов). Кончаловский, И. И. История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Врубель познакомился и подружился с людьми, близкими ему по духу: Серовым, Коровиным и Репиным, Поленовым и Мамонтовым. В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств. Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Весь розово-голубой натюрморт пронизан взрывающимся через открытое окно летним солнцем.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств. В центре накрытого стола – большие букеты пушистых желтых цветов. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Костюмы, краски, освещение — вот что их привлекает. Головин и др. ): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В.
Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Транспортировать картины нужно в сухую погоду, не допускаются резкие перепады температур. Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). Его грани отражают холодный свет гаснущего дня. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
– Для утреннего чая стол с самоваром накрывался в примыкавшей к дому аллее из молодых лип на ближнем конце длинного, накрытого скатертью стола стоял пузатый медный самовар в окружении стаканов, чашек, вазочек с вареньем и всякой снедью Весь стол был залит солнечными зайчиками игравшими на самоваре, посуде, скатерти, цветах и песочной дорожки аллеи. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Мещерина, где очень любили цветы и где разнообразнейшие букеты ставились круглый год. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). Позже Репин напишет картину: Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре.
В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. После трех лет работы появилась картина Бурлаки на Волге (1873), впервые прославившая имя Репина. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. М. Бунакову. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Мне минутами становилось страшно». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. Это было тяжелое время в истории России.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В то же время композиция не является и жанровой сценой, хотя некоторые элементы жанровости в ней присутствуют. Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве.
Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. С 1806 года он работал в Эрмитаже. В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей. В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года.
Илья помогал ей в этом. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен. На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года. Общение с прежними друзьями было только заочным. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Однако в эти годы в творчестве К. К.
Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми. Его способности к рисованию проявились очень рано. Захаров, С. И. Осипов и многие другие. Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска.
В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. Если Вы покупаете подарок, то исключительно от Вас зависит, чем они будут наполнены. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
художественный музей им. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В работах И. Грабаря можно заметить некоторую декоративность. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В работах Грабаря всегда ощущаешь отражение чьей-то жизни.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В прозрачных сумерках лимонно-желтые хризантемы кажутся излучающими своеобразное свечение. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Репин дважды подавал прошения об отставке. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Один из наиболее значительных натюрмортов Грабаря – Хризантемы (1905, ГТГ).
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Если сравнить эту работу с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт Серова отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Страсть серебрянных украшений иногда натыкается на многие преграды, как чрезмерные цены. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. За границей написаны Парижское кафе (1875), Садко (1876) (за эту картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). Большую роль в формировании творческого метода Кустодиева сыграл И. Е. Репин, в мастерской которого юноша занимался. Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт. Через год умер двухлетний сын живописца, после чего Врубель покидал больницы только зимой, да и то ненадолго.
Иные эмоции вызывают натюрморты, написанные в Париже: розы и фиалки (1912, ГТГ) или Гвоздики и фиалки в белой вазе (1912, ГТГ). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. При этом максимально допустимая освещённость – 75 люкс.
Тем и хорош жанр натюрморта. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Эти произведения, проникнутые чувством любви к людям, к родному краю, его природе, прошлому и настоящему, сближают творчество Кустодиева с искусством таких замечательных русских мастеров, как В. И. Суриков и А. П. Рябушкин. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Благодаря поддержке, оказанной им Третьяковым, они смогли утвердить свой взгляд на искусство. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре Приготовление к экзамену (1864), портретировал родных и друзей. В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва).
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. Художник был восхищен работами знаменитостей и архитектурными памятниками, но ему хотелось скорее оказаться на родине. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Фальк, Н. С.
Америка—Франция—Россия. Совет единогласно отказал. Стояло дивное лето, – пишет художник. За границу Репин отправился в 1873 году. Он пытался им подражать, но безуспешно: ему казалось, что его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже.
Сдвинутый со своего места стул, смятая скатерть на столе — все эти детали указывают зрителю на яростный гнев, охвативший царевну, которую Петр I заточил в монастырь. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Рождественский, А. В. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать такой натюрморт.
Имя Репина стало широко известным. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им. Это сокрушительный триумф яростной объективности. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. И здесь Коровин отнюдь не ограничивается передачей внешнего вида группы предметов.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Она ушла из жизни в 1931 году55. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Притихшая за чаем девочка, кажется, всем существом ощущает наступившую тишину. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Как позволяют судить воспроизведения, очень интересна одна из ранних работ этой группы – полотно Утренний чай (1904, Национальная галерея, Рим). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами.
Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва). Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Тема была библейская — Воскрешение дочери Иаира.
В этой типичной исполнены Розы начала 1910-х годов (частное собрание, Киев) изображенные на фоне моря, на столе, рядом с яркими ягодами на тарелке все предметы здесь окутаны воздухом, над ними чувствуется небо. Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Все предметы в композиции почти одинаковы по размерам, но все же художник выделяет главные: чувствуется, что яблоки, яркие и свежие, важнее для него, чем листья и потому написаны тщательнее. При разгрузочных работах картину не будет лишним брать за подрамник.
В 1903 году художник уехал в Европу. Одно из превосходных полотен этих лет – Розы и фрукты (Костромская картинная галерея). С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее четвергах.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Кончаловский, С. Е. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82.