Рене Магритт сыграл важную роль в развитии сюрреализма, а его работы продолжают будоражить сознание все новых и новых поколений. Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. Рене Магритт- бельгийскийхудожник-сюрреалист. Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene Franois Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист.
По случаю дня рождения великого сюрреалиста 21 века – бельгийского художника Рене Магритта – мы сделали подборку интересных фактов, связанных с его твоpчеством. «одна пошла с Серёгой На выставку Ван Гога, Другая – вместе с Вовой На выставку Серова, А я пойду с Никитой На выставку Магритта. » напевала роковая красотка в дорогих туфлях на высоких каблуках, пристально вглядываясь в литографию одной из самых знаменитых картин Рене Магритта «Сын человеческий». Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами – рассматривать их. Рене Магритт действительно не любил говорить о своем детстве и пережитой трагедии.
Сегодня мы поговорим о творчестве художника-сюрреалиста Рене Магритта. Рене Магритт (21 ноября 1898- 15 августа 1967) – бельгийский художник-сюрреалист. Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист.
Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда – все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля. В искусствеРене Магритта нет ни капли позёрства. Рене Магритт утверждал, что он ощутил даже некоторую радость, поскольку его семья стала знаменитой в округе. На ней представлены работы всемирно известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. В том же году Рене Магритт написал вторую картину под названием Влюбленные – на ней лица мужчины и женщины так же закрыты, но изменились их позы и фон, а общее настроение с напряженного сменилось на умиротворенное.
Даже если Вы ничего не знали о Рене Магритте, то его творческие работы (особенно его джентельмены в котелках), скорее всего, очень даже известны. Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью. Сюрреализм от Рене Магритта – увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах.
Во время второй мировой войны Магритт, будучи человеком последовательным, резко изменил свою манеру письма – появились яркие, в стиле Ренуара полотна, поскольку, считал художник, людям не хватает позитивных эмоций. Рене Магритт написал серию полотен «Влюбленные» в 1927-1928 годах в Париже. Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов.
После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. А что же Магнус Шульман. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта.
В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
«Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». "Ключом" здесь также становится название. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда.
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств).
Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Все вещи здесь странно изменились, как будто ожили, приобрели неутилитарный вид, хотя, как всегда у Магритта, предметы не изменили своего обличья, фактуры, цвета и прекрасно узнаваемы. Он был старшим из четырёх сыновей. Тёплого оттенка шторы на переднем плане усиливают впечатление воздушности этого зачарованного пейзажа Картины Магритта кажутся выполненными спокойной, бестрепетной рукой. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью.
Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы.
Это прекрасно осознавал Магритт, заметивший в одном из своих писем 1937 г. : "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными.
Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Ключом здесь также становится название. Похоронен на Схарбекском кладбище. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна. Это всегда тайна.
В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия.
Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Художника, в отличие от того же С. Дали интересует не мир фантазий и сновидений, а парадоксальные свойства изобразительного языка. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Критики разнесли ее в пух и прах.
Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно.
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. Большинство снимков являются постановочными. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство.
В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Что автор хочет этим сказать. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Но, когда всматриваешься в содержание полотна и понимаешь что и как там изображено, переживаешь ощущение открытия. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Продолжая традиции символизма метафизическая живопись представляет мир как непостижимую тайну. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира».
Мне эта картина напоминает дзенский коан. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Ты проник в зазеркалье, но остался.
Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах Aesophage и Marie вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. Название её – «Сын человеческий». В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Его похоронили на Схарбекском кладбище. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде.
Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, при оценке творчества художника придавал психоанализу Фрейда решающее значение. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. И эту силу я называю поэзией».
В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Именно так мы видим мир. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Его картины называют парадоксальными. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал.
Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума.
Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
В 1956 году ему присвоили престижную премию Гуггенхайма – как выдающемуся представителю бельгийской культуры. Он попал в ряды самых дорогостоящих художников мира. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". С этого момента он – сюрреалист. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. После выставки Бретон официально простил «отступника». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник.
Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом».
Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. В период с 1932 по 1945 гг.
Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства.
Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Но мотивы импрессионизма и фовизма в творчестве мастера картин-загадок не убедили публику и критику и к 1948 году художник вернулся в собственный стиль.
Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п.
Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. А разве любовь — это не слепота. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Почему такое сочетание. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954).
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору.
Поистине невыполнимая задача. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). И это глубокой ночью. В1927 годуустраивает свою первую выставку.
Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное». Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952).
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Где сон, где реальный мир. Образы Магритта узнаваемы во всем мире.
Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
Но и тебе не дано ничего увидеть. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Это всегда тайна".
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности).
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась).
А отвечать самим себе на них нам. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт.
Его следы затерялись. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Картина смотрится как некая эмблема волнующей тайны — настолько здесь всё цельно, естественно, если это определение можно отнести к одной из самых загадочных и мистических композиций Магритта.
А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода.
Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет.
Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Делалось это намеренно. Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне, — писал Герберт Рид.
Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Его картины называют ребусами, загадками. Защита эстетики». На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Он был старшим из четырёх сыновей. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
К сожалению, он так и не был опубликован. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену.
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Ты победил смерть». Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958).
Яркий пример – работа Вероломство образов. Ведь так или иначе Постороннее — это все равно не мое тело мало того, оно вторгается без разрешения в общую массу телесности, которую и без того тяжело нести.
Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». «Тело — это присутствие Постороннего во мне, причем Постороннее может выступать в различном облике — камня, дерева или животного, но его никак нельзя назвать чуждым.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Он искал ответы на вопросы, поставленные своими современниками, философами-экзистенциалистами сам же опирался на труды Ницше и Бергсона, презирал Фрейда. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости.
В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид.
Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Привлекли его и пространственные, бесконечные пейзажи-фоны картин Босха, символизирующие высшую духовность, к которой стремится грешное человечество.
Во время немецкой оккупации в Бельгии во Вторую мировую войну, он оставался в Брюсселе, а вот таким образом потерял связь с Бретоном. На картине Освобождение, выражена тема двух миров. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Именно так мы видим мир. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг.
Вот таким образом можно с уверенностью говорить о том, что это направление модернизма является достаточно противоречивым, что и поспособствовало его быстрому распространению в живописи и литературе. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось.
Мастер неоднократно использует мотив разбитого окна, такие образы-символы, как яблоко-лицо, букет-лицо, каменный парапет перед безграничным водным простором, каменный орёл, дупло громадного дуба, женская античная голова на фоне морской стихии или бесконечного забора, человек в котелке и фраке в самых невероятных ситуациях, зелёный лист, сквозь который виднеется другое измерение. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы.
Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
ред. ). Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Жизнь была тяжёлой. Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. В их числе и картина «Голконда» (1953). Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни.
Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Выбор шляпы Магритт объяснял следующим образом: «Котелок – самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое.
На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом.
Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма.
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание).
Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна.
Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег.
По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад – символ живого творческого воображения. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору.
Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Это всегда тайна. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света.
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве.
В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта».
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". – Настаивал он. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо.
Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу. Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». Магритт также создал множество автопортретов. Так, благодаря выставке публика ознакомилась с ещё одной гранью творческого гения бельгийца. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы.
Это, безусловно, граница между мирами: сознательным и бессознательным, реальным и вымышленным, сном и явью. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Уютным светом горят окошки на втором этаже, одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который мог бы оказаться здесь темной ночью. Это мнение автора.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы».