Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) – великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене. Рембрандт, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669) – величайший художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в. в Голландии.
Сюжет взят из Нового Завета. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке.
Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста8. После женитьбы он покупает большой дом.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Рембрандт стал его последним протеже. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
АннотацияСудьба Рембрандта трагична: художник умер в нищете, потеряв всех своих близких, работы его при жизни не ценились, ученики оставили своего учителя. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Так что это не был брак по расчету.
Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Здесь упор, похоже, делается на успехе. А. С. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Но не все кредиторы были удовлетворены. муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных" "Поклонение волхвов", в букингемск. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.
Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Рембрандт почти полностью лишается заказов. В 1635 – 1640 –х гг. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. дв., 1657 и др. ). Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Господня». Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики.
Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее).
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. По-видимому, это эскизная работа. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Так и решила комиссия Программы, но ее изыскания навлекли на себя огонь критики и в 1993 году Программа прекратила работу. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). У него около 15 учеников. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Но обучение продолжилось всего полгода.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). гульденов. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Смерть Рембрандта была очень печальной. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Я обвиняю. » (2008)12. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Здесь видны особенности обоих стилей.
Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Заказчик упомянул об этом портрете в своем дневнике: "Такое лицо было у меня, Яна Сикса, который с детства поклонялся музам". Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.
"Св. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Картину (размером ок. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. По-видимому, он стоит на пороге смерти. А что же случилось с Гертье Диркс.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Освободившись, умерла через год. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Она отдалась ему и зачала. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м). 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. гал., 1634 "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. Это картина о страдании и великой любви. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). А. С. Пушкина). Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. На огромном холсте (260 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. "Ганимед" дрезденского музея).
Дела Рембрандта шли плохо. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов.
Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.