Пир Валтасара (нидерл. Het feestmaal van Belsazar)— картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна, созданная в 1635г.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Вавилон был завоеван храбрыми и неустрашимыми персами под предводительством царя Кира. Даниил открыл ему, что слова эти предвещают падение Вавилонского царства и смерть самого царя. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин).
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
Девушка категорически отказывается. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной части картины. Работы связаны не только основа и размер, но и композиционное построение, которое придает работам монументальность за счет того, что фигуры на них изображены в полный рост. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Сюжет картины выбран классический — встреча воскресшего Христа с учениками.
Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Старость в интерпретации Рембрандта — это отнюдь не увядание жизни, а достойное завершение. В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей).
Именно Скривериус заказал Рембрандту в 1625 году одно из первых среди сохранившихся полотен Избиение Святого Стефана (Музей изящных искусств, Лион). В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин.
Пушкина). Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Вот таким образом они не обращали никакого внимания на осаду.
Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына».
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В 1625—1631 гг. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией — дискуссионный вопрос). В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города.
Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Рембрандт работал в родном городе. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность.
Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна) имеющая второе название — «Лист в сто гульденов». Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.
Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. Вавилонский царь Валтасар (VI в до н. э. ) устроил большой пир со своими придворными, женами и наложницами. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Следуя моде тех времен Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга).
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым7. После женитьбы он покупает большой дом. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Рембрандт родился 15 июля 1606 г. в Лейдене в семье богатого мельника. В этот период заказы следовали один за другим. Уступив ее просьбам, Самсон открыл тайну: ". В «Портрете старушки» удивительным образом сочетаются живописное богатство и простота. И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу.
Вызванный к царю Даниэль истолковал эти слова как предсказание грядущего падения царства.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Тот неоценимый вклад, который внес в голландское искусство Рембрандт, ни разу не изменивший выбранному творческому пути, совершил настоящий переворот в национальном и мировом искусстве и поставил его на путь непрерывной эволюции. 1643, Кассель, Картинная галерея). Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом.
Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. если же остричь меня, то отступит от меня сила.
Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Сюжет взят из Нового Завета. Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
5:25-28). Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Это было предсказание конца власти Валтасара, что и сбылось в ту же ночь. 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс).
Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Одним из самых удивительных полотен в творчестве нидерландского художника Рембрандта является «Пир Валтасара».
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. – сына Титуса). Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса.
После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Мастер, который осмеливался противостоять их требованиям, был обречен на забвение и нищету. Образ старой женщины – это образ-судьба. Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников.
Так в 1642 г. завершился период успехов. Это картина о страдании и великой любви. Царь пришел ужас и «колени его стали биться одно о другое» (Дан., 5:6) и послал он за пророком Даниилом, которого отец его поставил «главою тайновидцев». Великолепная работа «Ночной дозор» — групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама — была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Пир Валтасара».
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. 1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Однако любому могуществу приходит конец. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн2.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов.
Образ Иакова исполнен величия и достоинства. Следуя моде тех времен Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга)9. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына).
А. С. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тульпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.
В 539 г. до н. э. Вавилон был завоеван Киром, царем Персии. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Здесь видны особенности обоих стилей.
К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Веселый и беспечный в минуты отдыха, всегда готовый на шутку, Рембрандт был неумолим за работой. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Рембрандт почти полностью лишается заказов. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене.
Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Некоторые искусствоведы предполагают, что, возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым родственникам, с которыми был не в ладах. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа.
Цвет интеллигенции Амстердама, центра науки XVII в., считали за честь посещать Рембрандта. Другой — труп: Арис Киндт по прозвищу Младенец, настоящее его имя было Адриан Адрианзон. Лица персонажей взволнованы и бледны. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены.
На пире, устроенном Валтасаром для высоких сановников (Дан. 5), пили вино из сосудов, захваченных Навуходоносором в иерусалимском Храме. Зато художник детально прорисовывает лицо официанта — юноши, подающего гостям трапезу. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Заказов становилось все меньше.
Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Мастером прекрасно передана игра света и тени. В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г. ) и «Даная» (1636 г. ).
Женщина на картине очень похожа на Саскию. Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан., 5:30).
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Персонажи театрально замерли в испуге. Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал.
Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная». Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп.
У кого-то во взгляде больше читается любопытство. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно. Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Лишь плащи отца, обнявшего своего сына и стоящего справа мужчины, горят огнем. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил.
А. С. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику. Художник выбирает для изображения момент расправы – ослепление героя.
Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. Художник создавал гравюры в технике офорта.
Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. По-видимому, это эскизная работа.
Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Музей, Амстердам) и Давид и Голиаф (Художественный музей, Базель).
В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Освободившись, умерла через год. В 1635 – 1640 –х гг. Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии. Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. (Флора) (1641, Дрезденская Картинная галерея). А. С. В этот период заказы следовали один за другим.
Но их усилия оказались тщетными. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Вавилонские источники упоминают Валтасара как сына, наследника и регента последнего вавилонского царя Набонида (556–539 до н. э. ). В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
В произведении чувствуется желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Последние работы Рембрандта поражают отточенностью мастерства.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. За годы правления он присоединил к своему царству силой обширные территории.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Дела шли все хуже.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Господня». Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. Она отдалась ему и зачала.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Тяжелые 1650-е и 1660-е годы — время полного разорения и обнищания художника — оказались самым плодотворным и зрелым периодом его творчества.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Именно тот самый момент и перенес на свое полотно Рембрандт. Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья.
". Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. «Пир Валтасара» кисти Рембрандта является жемчужиной коллекции Лондонской Национальной галереи и сейчас доступен для просмотра каждому посетителю, поскольку представлен в ее постоянной экспозиции.
После реставрации 1946—1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки — символа победы и триумфа. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин.
Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. На огромном холсте (260 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров.
Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Картину (размером ок. Композиция картины проста. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Картина притягивает взгляд своей необъяснимой загадочностью. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Но обучение продолжилось всего полгода. Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне109. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования.
В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. В XVIII веке часть полотна с тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника. У него около 15 учеников. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.
Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. По случаю праздника они в это время танцевали, веселились, пока, наконец, не узнали с полной достоверностью о случившемся. Рембрант, например изобразил вино выплескивающимся из священных сосудов, добавив тем самым символизма своей работе. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Точность и выразительность деталей, позволяет легко прочитать композицию. Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Так что это не был брак по расчету. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым. Его лица не видно. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Размер картины 168 x 209 см, холст, масло. Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Плату Рембрандту выдали с большой задержкой. В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых — девочка в жёлтом платье в центре полотна).
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. опустошила их казну. Многомиллионное население стонало под гнетом его власти. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Теперь же персы предстали перед ними неожиданно. Однако в самой Библии указанно, что надпись была зашифрована, а тайну шифра Бог открыл одному лишь пророку Даниилу11.
К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. Сюжет: Личности двух человек на этом портрете известны.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. В той же близкой Ластману манере исполнены знаменитый Валаам (1626, Музей Коньяк-Же, Париж), Товий и Ангел (1626, Гос.
Однако никто из них с поставленной задачей не справился. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. 5:30 6:1). Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Воротник хранит намёк на былую роскошь.
В том же году скончалась Саския. Далила, подкупленная сородичами, хитростью выведала источник силы героя. Второстепенные персонажи Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа.
Композиционный центр находится почти у края картины. Все события в жизни оставляет свой след: одни — раны на сердце, другие — морщины на лице. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Дева Мария изображена в образе простой женщины.
Так был взят Вавилон в первый раз». В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). Заключённый в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх ввёл художника в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал и его тесть— бургомистр города Леуварден и открыл новые возможности для сбыта картин. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага). Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им.
На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Более тесный кружок ван Рейнов составляли амстердамский каллиграф (в то время каллиграфия считалась художеством и труд каллиграфа ценился очень высоко) Коппенол, проповедник Сильвиус с женой, в доме которых Рембрандт впервые встретил Саскию, ученый-юрист Эйлембург, поэт Иеремия Деккер, художник Экгоут, Ян Зоммерс, богатый торговец, первый составитель коллекций картин и гравюр своего бессмертного друга. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Но даже столь жестокую сцену Рембрандт преображает своей гениальной живописью.
«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. А. С. Пушкина). Однако никто из них с поставленной задачей не справился.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Сюжет строится по композиционной схеме отклик"». В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Работа над этой картиной заняла два года (с1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама. А что же случилось с Гертье Диркс. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. В плену Самсон совершил свой последний подвиг. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии. Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека).
На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Присутствующий на пиру пророк Даниил перевел ее. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м).
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Амстердам. Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Лицо Богоматери также озарено светом.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Во взглядах персонажей картины — восхищение от прослушанной лекции, продемонстрировавшей удивительно глубокие познания лектора. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. Автопортрет. 1661.
Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Работа над этой картиной заняла два года (с1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама4. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. 5:25-28)56. Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок.
А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города.
Дела Рембрандта шли плохо. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены.
Рембрандт стал его последним протеже. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В ту же ночь Валтасар был убит, а его преемником стал Дарий Мидянин (Дан. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. А. С. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским.
Отросшие волосы вновь возвратили ему силу. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Черты лица спокойны и расслаблены. Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен. Художник работал над созданием полотна в промежутке между 1633 и 1634 годами.
Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.
Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники.
Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Она не напряжена, но и не застигнута врасплох. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. Наиболее сложной задачей для художника, было сохранение преобладания портретного образа над бытовым, Рембрандт с этой задачей справился блестяще.
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Они захватили бы персов, как рыбу в верше. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. гульденов. Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Однако любовь к филистимлянке Далиле ведет его к гибели. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса.
Но не все кредиторы были удовлетворены. Тогда откуда такое название.
После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). И Давид послал прислужников взять её» (Вторая книга царств). Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.