Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека и голландский художник способен был показать это в одном застывшем мгновении. Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза.
Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Действительно, не вызывает сомнений, что любовникневидимка приближается слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Рембрандт умирает годом позже. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
также картину в Метрополитен музее)1. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Лос-Анджелес.
Берлин. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
В юные годы художника его родина стала одним из важнейших в Европе очагов формирования буржуазного общества. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Но для нас важно другое.
Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Более тесный кружок ван Рейнов составляли амстердамский каллиграф (в то время каллиграфия считалась художеством и труд каллиграфа ценился очень высоко) Коппенол, проповедник Сильвиус с женой, в доме которых Рембрандт впервые встретил Саскию, ученый-юрист Эйлембург, поэт Иеремия Деккер, художник Экгоут, Ян Зоммерс, богатый торговец, первый составитель коллекций картин и гравюр своего бессмертного друга.
Вещие слова сказаны. Рейксмюсеум). Композиция картины по-шекспировски динамична.
По сути картина является пасторалью. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. Несколько раз написал «Святое семейство». Лос Анджелес. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Родился в Лейдене в семье мельника.
Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Мы не знаем, что выражает его лицо.
В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.
Все события в жизни оставляет свой след: одни — раны на сердце, другие — морщины на лице. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Многие имеют овальную форму.
Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком.
Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир.
«Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Санкт-Петербург. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла.
Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем. Но их усилия оказались тщетными. Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. сохранилось мало.
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.
«Возвращение блудного сына» (1666 год. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Его влекло к военному делу. Через год начал брать уроки живописи.
Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.
Художник создавал гравюры в технике офорта. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Эти гравюры стремительно распродавались. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Композиция была нарушена. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Краски лежат на холсте густыми мазками. 30. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Мастером прекрасно передана игра света и тени. ГМИИ им. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин). Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. А. С.
Берлин. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Это все термины самого Леонардо. После распродажи в 1657-58 гг. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.
Главной темой творчества живописца всегда был человек, его внешняя жизнь и потаенные желания, жизнь без фантазий и надуманности, такая, какая она есть. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора».
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Это представитель Иерусалимского судилища, который присутствует здесь по обязанности при взятии тела казненного.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. В монументальном величии фигур, выступающих на свет из густой тени, в гармонии пылающих красных и мягко золотистых розовато-охристых тонов возникает осязаемое ощущение покоя, снизошедшего на слившихся в едином порыве прощения и покаяния отца и сына. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник.
Государственный музей Амстердама. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
В портрете «Флора» (1634 год.
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». И Давид послал прислужников взять её» (Вторая книга царств). Правая и центральная часть офорта не испещрена штрихами, от чего небо и все пространство композиции кажутся сияющими, просторными, открытыми.
Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Учился плохо и хотел заниматься живописью.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Мы познакомились с петербургским, несколько измененным вариантом второй картины из этой серии этот вариант выполнен Рембрандтом собственноручно, по-видимому, для себя. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). Помимо живописи, в огромном наследии Рембрандта значительное место занимают гравюры и рисунки исполненные мастером с не меньшим талантом, чем его живописные полотна.
Париж. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Образ Иакова исполнен величия и достоинства.
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Именно Скривериус заказал Рембрандту в 1625 году одно из первых среди сохранившихся полотен Избиение Святого Стефана (Музей изящных искусств, Лион). В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.
Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Лион. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Прозвучал боевой сигнал. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Художник выписывает стертые подошвы старых башмаков сына, чтобы мы поняли, насколько долгий путь он проделал, до того, как предстать перед своим измученным отцом, обнимающим его своими натруженными руками. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Картинная галерея). Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке.
Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). На картине изображено более двадцати фигур. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг.
Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Государственный музей Амстердама. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Апостол принимает его с заметным усилием, но так бережно, так осторожно, что мы понимаем – трагедия Христа стала его личной трагедией. Но нельзя не видеть и другого – внутренней неудовлетворенности мастера окружавшей его жизнью, глубокого несоответствия между его идеалами и мировосприятием и ограниченностью, узостью интересов того общества, которое в этот период поднимало на щит его искусство. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Лондон. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Дрезден.
«Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Как и в таких работах, роскошный костюм Флоры не имеет ничего общего ни с голландской модой того времени, ни с античными одеждами. Дрезден.
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Изнемогает от горя мать Христа, Мария – она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Одежда на них нарядная и экзотичная.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В этой жесткой, даже провокационной композиции художник пытается подражать Ластману, но желает вместе с тем отойти от его легкого и гладкого, слишком поверхностного стиля. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Заказчики отказались принять эту картину. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Говорить о композиции картины трудно из-за того, что ее с трех сторон обрезали, вот таким образом создается впечатление, что фигурам тесно внутри полотна. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Лишь плащи отца, обнявшего своего сына и стоящего справа мужчины, горят огнем. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Фон черноват паркет – серый. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций.
Государственный музей Амстердама. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Москва.
В 1649 художник увлекся двадцатипятилетней служанкой Хендрикье Стоффелс, жившей в его доме. Здесь большую роль играет пейзаж. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. опустошила их казну. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин.
Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство искусство сверхъестественного и чудесного.
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Зато художник детально прорисовывает лицо официанта — юноши, подающего гостям трапезу. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу.
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Музей, Амстердам) и Давид и Голиаф (Художественный музей, Базель). Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
А. С. В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Она далеко переросла рамки обычного портрета Рембрандт дал принципиально новое решение темы имевшей за собой почти вековую традицию. Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Ниваа. А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Лондон.
Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Тематика его офортов очень широка.
Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага). Рембрандт гордо и радостно смеялся. Его картина – подлинная и увиденная участником события, горюющим и озабоченным человеком из толпы, окружившей крест.
У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). Цвет интеллигенции Амстердама, центра науки XVII в., считали за честь посещать Рембрандта. Государственные музеи.
Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Эдинбург. Громадная фигура филистимлянина, заслоняющая почти всю левую половину сценической площадки, выступает резким, почти черным силуэтом на фоне освещенных слева дальних планов. Утрехт.
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
Так простой жанровый мотив приобретает у Рембрандта наводящую на раздумья значительность с вещей словно спадает пелена, в них раскрывается глубокий внутренний смысл. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Рейксмюсеум). Неоднократно менялось и название картины. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год.
Образы немощных стариков, претерпевших немалые горести и лишения, проникнуты осознанием непреходящей ценности простых человеческих качеств — нравственной чистоты, доброты и жизненной мудрости (Портрет старика в красном, ок. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Пушкина). Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
(Флора) (1641, Дрезденская Картинная галерея). Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Сразу после этого Иуда, один из двенадцати апостолов, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион, совет старейшин и аристократов Иерусалима.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Оно было далеким от классических норм.
В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи. Базель. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Картинная галерея). Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Царь, фигура которого расположена в центре композиции и занимает практически все её пространство, оборачивается, чтобы понять, что происходит. Его фигура кажется монументальной в том смысле, что ее отлили в форме металлического монумента и она так и застыла ясно, что этот Христос, находящийся в непонятном равновесии, создан из мертвого материала.
Государственный музей Амстердама. Женщина на картине очень похожа на Саскию. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя. В своих портретахХарменс Ван Рейн Рембрандт открыл абсолютно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Мягкие, в отсветах шторы, поблескивающие металлические предметы как бы обволакивают светом обнаженную фигуру на постели Здесь мы видим девушку, заточенную в башню по приказу отца к ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
Нью-Йорк. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. Дева Мария изображена в образе простой женщины.
В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Стол накрыт. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына».
Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Государственные музеи, Картинная галерея). Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Этот выход задрапирован тяжелыми материями. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья.
Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Дела шли все хуже. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением.
Сын повёрнут к нам спиной. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Лондон. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. А теперь просто посмотрите на эти глаза. И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. Дрезден. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк).
В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. «Похищение Европы» (1632 год. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Эрмитаж). Кассель. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Годом создания картины стал 1634 год. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». офортов и 1400 рисунков. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Санкт-Петербург. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Кто они — неизвестно.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Кассель. В темнице его волосы отросли. 1669 год.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Санкт-Петербург.
Голландское искусство того времени было проникнуто демократическими тенденциями, наиболее полно выразившимися в бытовом жанре. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Санкт-Петербург. Их лица озарены внутренним светом. В той же близкой Ластману манере исполнены знаменитый Валаам (1626, Музей Коньяк-Же, Париж), Товий и Ангел (1626, Гос. «Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года.
Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. Заказов становилось все меньше. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события, Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение и осуждение предательства. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. А на первом плане мы видим резко пересекающиеся диагональные линии, одна из которых – топоровидное лезвие, насаженное на длинное копье – алебарда, которую уверенный филистимлянин рядом с нами, слева, стоя боком, сжимает в обеих руках.
Художественная галерея). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. А. С. И послал Давид разузнать, кто эта женщина.
Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Другая странная фигура – одна из сестер воскресшего, ближе остальных к нам изображенная силуэтом в нижнем правом углу, на первом плане – она подгибает колени, как бы приседая к ногам оживающего брата и в то же время не простирает к нему руки, но в страхе отводит их прочь. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В процессе создания этого произведения, автор выступает как глубокий психолог, которому удалось тонко подметить и передать сложную картину личностных взаимоотношений. Роттердам. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
«Похищение Ганимеда» (1635 год. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Амстердам.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Но царь Вавилона, Валтасар неожиданно решает устроить по абсолютно незначительному поводу роскошное пиршество, пригласив на него почти тысячу вельмож и придворных.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Павлин на столе – символ богатства. Лицо Богоматери также озарено светом.
Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Санкт-Петербург. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Амстердам. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок. Сюжет картины выбран классический — встреча воскресшего Христа с учениками. В них вы видите печаль.
К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Работы связаны не только основа и размер, но и композиционное построение, которое придает работам монументальность за счет того, что фигуры на них изображены в полный рост. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Они темные.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком. Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна) имеющая второе название — «Лист в сто гульденов». Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Девушка категорически отказывается. Лондон. Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской. «Ян Сикс» (1654 год. Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Медики имели право вскрывать трупы тех преступников, которые были приговорены к смертной казни. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия.
Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Маннеринг). В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. «Мартен Лоотен» (1632 год. С большой наглядностью о них свидетельствуют первые же живописные автопортреты, написанные в Амстердаме. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Тогда откуда такое название. В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню.
1643, Кассель, Картинная галерея). Париж. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Маннеринг).
Еще бы. Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Он был в моде. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Это ступени одного и того же скорбного пути. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом.
Композиция картины проста. Государственный музей Амстердама. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Лондон.
Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
Дрезден. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Базель. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Лица персонажей взволнованы и бледны. Встал и пошел к отцу своему. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил».
Она не напряжена, но и не застигнута врасплох. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Амстердам. Черты лица спокойны и расслаблены. В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя.
В 1642 Саския умирает.
Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен.
Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Эрмитаж). Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
В 1630—1640-е гг. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная». Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок.