Книга в творчестве Рембрандта // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII в., один из пиков мировой художественной культуры. Реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Творчество Рембрандта понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн – биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук.
Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий. В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама. Палитра, в этот период творчества Рембрандта тяготела к темным и серым оттенкам.
Рембрандт, великолепный портретист, творчество которого перевернуло представления людей о таком направлении в живописи как реализм, совсем не был обласкан жизнью. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи. Рембрандт — один из самых известных живописцев, который в своем творчестве раскрывал идеи своего времени.
Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Если ранние исторические картины Рембрандта проникнуты духом барокко, то со средины 30-х годов произведения художника в историческом жанре начинают приобретать иной характер. Родился в Лейдене в семье мельника.
Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника.
Но это было не так. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ).
Два брата Саскии являлись юристами. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости («Давид и Ионафан», 1642, «Святое семейство», 1645, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт- Петербург). В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою.
Эта женщина была круглой сиротой. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633).
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Но несчастья не раздавили его как человека, как художника. Они не приняли главную идею художника. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Они как будто выхвачены из темноты. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт.
Сюжетом послужила евангельская притча о юноше, ушедшем из родительского дома, беспутно растратившем молодость и богатство, а потом в раскаянии вернувшемся под отчий кров. Дела отца в этот период шли хорошо и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе.
Для людей, наделенных реалистическим складом ума, при господстве республиканских нравов, в стране, где корабельный мастер мог стать вице-адмиралом, наиболее интересным сюжетом для живописи стал гражданин, человек из плоти и крови, не нагой или полураздетый по-гречески, но в своем обычном костюме и обычном положении, какой-нибудь видный общественный деятель или храбрый офицер. Всё большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряжённую атмосферу (монументальный графический лист «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов», около 1642- 1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», офорт, 1643). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени.
Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635, Картинная галерея, Дрезден).
Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя. Композиция была нарушена. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Колористическое единство здесь особенно поражает. Художник предельно ограничивает себя в цвете.
В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Творчество Рембрандта ван Рейна было высочайшим взлётом голландской культуры XVII века. Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Каждый по-своему ожидает чуда исцеления – с верой, нетерпением, покорностью, с затаенным страхом или всепоглощающим желанием, опрокидывающим все сомнения. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына».
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Произведение написано Рембрандтом в год смерти. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо.
В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил. Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В так называемом «Фаусте» (ок.
«Мостик Сикса», 1645г. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Он изображал её то "Флорой", то "Еврейской невестой", то "Одалиской". Он не жаловался, хотя успех и признание покидали его вместе с богатством. Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. 19) (1631 год, Эрмитаж).
Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности. Богатство постепенно уходило.
Он изучал мимику лица. Приёмы его работы были новы и оставались для современников неразгаданными тайнами. Эта картина несет в себе символический смысл. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. В эпизодах, выражающих столкновение тёмного и светлого в человеческой душе («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Государственный музей изобразительных искусств им. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Художник узнает горечь старости и одиночества. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей.
Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. 23), написанной в 1634 году. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи).
В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Первые картины он написал, выполняя многочисленные заказы состоятельных людей.
Он все более замыкается в кругу библейско-евангельских тем, провозглашая свои этические идеалы, веруя в то, что благородство и разум людей помогут им победить трудности жизни. Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном». Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства.
Через год начал брать уроки живописи. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. 1625-1632 гг – Лейденский период творчества. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Каждая тема получает свое графическое решение. В глубине картины, прислонясь спиной к противоположной от зрителя стене, закутавшись в длинное темное одеяние, подвязанное расписным поясом с живописно ниспадающими концами, старый-старый Павел, наклонив вправо высохшую, морщинистую, убеленную седой шевелюрой и такой же белой бородой голову, озабоченно и устало присел, опустив правую руку с зажатым в ней пером почти до земли. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Встал и пошел к отцу своему. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой.
Осознание непреходящей ценности человека. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). 24), созданная художником в 1645 году. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней.
Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»).
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше).
В своих картинах художник вновь возвратился к мифологическим и библейским сюжетам ("Снятие с креста", "Проповедь Иоанна Крестителя", "Отречение апостола Петра"), от которых ушли голландские мастера. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени.
В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Но Рембрандт по-своему прочитывает эти сюжеты и извлекает из них новый смысл. 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Они темные.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Созданные Рембрандтом в 1660-е гг.
40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек).
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс.
Художник вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.
То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».
В «Принесении во храм» (ок. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. 1655), отражен жизненный путь человека, опыт всех тревог, горестей и разочарований, трудных нравственных испытаний и побед над собой, – опыт, в котором герои портретов Рембрандта никогда не утрачивают душевной чистоты, но который одним прибавляет духовную силу и способность выстоять в жизненной борьбе, а других приводит к смирению, к скорбной и мудрой отрешенности. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Наглядно он проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рийксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная» (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Она датируется 1668-69 годами. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. То есть это была, можно сказать историческая картина.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. Монументальный размах. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Рембрандт поступил в Латинскую школу.
Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе.
Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики и можно сказать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ).
В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Но на своих автопортретах, написанных в эти годы, Рембрандт предстает как человек, до последних дней сохранивший достоинство и гордость, независимость и нравственную силу, которые давали ему счастье творчества, сознание правильности избранного пути и то величие духа, которое требуется, чтобы идти по нему до конца (автопортреты в собр. Изменилась и его живописная манера.
Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). 20). Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Кто они — неизвестно. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Вбарочный период написано «Снятие с креста» (1634). Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Мы не знаем, что выражает его лицо. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В 1642 Саския умирает. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. В центре площади находится памятник Рембрандту. Каждая тема получает свое графическое решение. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Он писал, рисовал, гравировал, как бог. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей.
По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Виды деятельности. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
В луврском автопортрете 1634 (ил. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г.
Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. 1632-1642 годы-счастливое десятилетие в его жизни. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х гг. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Часто овального формата бывают его произведения.
Ее приковали к скале, но ее спас герой Персей, до этого поразивший страшную медузу Горгону, у которой вместо волос на голове росли змеи. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики» (ил. «Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Рембрандт прожил 64 года. 1636. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений.
Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов.
Фрик в Нью-Йорке, 1658 г в Венском музее, 1652 в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, 1659г., 1669 г. ). Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще.
Рембрандт объявил себя неплатежеспособным и попросил о передаче своего состояния кредиторам. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628). Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь.
Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия.
На закате лет он почти не работает кистью.
Творчество. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» (ил.
Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников.
Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Пластическая форма также получает особую духовность. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Краски лежат на холсте густыми мазками. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности («Портрет бургграфа», 1633, Картинная галерея, Дрезден) более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж «Смеющаяся Саския», 1633, Картинная галерея, Дрезден). Каждый характеризован художником точно и полно, при всём этом самыми скупыми средствами это выразительные индивидуальные портреты и в то же время разнообразные человеческие типы.
Эти как их называют, воображаемые портреты словно воплощали некую мечту о прекрасном человеке, об образе, возвышенном над будничной реальностью. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная».
Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Сын повёрнут к нам спиной. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе.
На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. 25). Несколько раз написал «Святое семейство».
Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ).
Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ).
На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Эти жанры при всей их условности приобрели в Голландии общеобязательный смысл: собиратели картин заботились не о том, чтобы в их коллекциях были представлены разные мастера, но в первую очередь стремились иметь по одному ото всех жанров живописи. Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться.
Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Одна за другой появляются из-под его руки многочисленные зарисовки.
Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Художник скончался в полной нищете в 1669. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Человек – вот единственный предмет его интересов, человека изучает и наблюдает Рембрандт изучает, как сосуд, вмещающий сразу и добро и зло.
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена.
Движение, особая возбужденность, взволнованность. Я – Иисус, которого ты гонишь. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Но Саския рано умерла и домашние дела пришли в упадок. С первого взгляда можно подумать, что вся жизнь Голландии, как в беспристрастном зеркале, отражена в ее живописи. А. С. Пушкина, Москва «Портрет старика в красном», 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля.
Влюбленно следует за ней глаз художника. Не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта». После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях.
На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба.
Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. После распродажи в 1657—58 гг.
Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. Величие, достоинство, душевное благородство. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет.
«Флора» 1634. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. На картине падающий сверху свет оставляет в едва освещенном рефлексами таинственном полумраке правую часть храма, где изображены многочисленные зрители торжественного события. От оранжево-красных тонов фона — это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.
Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи.
Сквозь внешнюю патетику все более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменяется подлинной драмой жизни. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. 22). Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой.
Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника.
Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи. В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника. Цвет приобретает звучность и интенсивность.
1669 год. В 1640-х гг. Прозвучал боевой сигнал. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам.
В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам – главный город Голландии. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Встань и иди в город, куда шел". Они вдохновляли художника.
Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства.
Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.
Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Так во второй половине 40-х годов утверждается проблематика творчества зрелого и позднего Рембрандта тогда же формируется его новая живописная система. Творческая воля Рембрандта не ослабевала. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек наедине со своими думами.
На замечания о небрежности исполнения он отвечает: «Я не маляр, а художник» В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах.
У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. В «Положении во гроб» (ок.
Светотень – главное средство образного выражения, не только лепит форму и объем, но и создает настроение, эмоциональную окраску. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ).
«Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. «Возвращение блудного сына» – это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына». «Мостик Сикса», 1645г.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны.
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. И воротник у него не такой, как у остальных – не пышное жабо, доходящее до плеч, но сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, как и такие же ослепительно белые отложные манжеты. 40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства.
Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Амстердам был самым крупным художественным центром.
Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. А. С. Пушкина, Москва «Падение Амана» или «Давид и Урия», 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряжённая игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. За несколько лет он завоевал значительную известность.
Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город.
«Аллегория музыки» 1626 год. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Он стремился показать неповторимость и своеобразие личности, передать настроение человека.
Еще бы. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет. В последний путь его провожала только дочь Корнелия. В числе первых был написали «Портрет ученого» (ил.
Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни.
И мы невольно проникаемся щемящей жалостью к преступнику, рембрандтовской жалостью, в которой невозможно порой найти даже тень осуждения. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке.
Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста» (ил. Всё более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый «Портрет жены брата художника», 1654, Государственный музей изобразительных искусств им. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския.
Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» («Весёлое общество» около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Пластическая форма также получает особую духовность. Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта, Хендрикье Стоффельс «Читающий Титус», ок. 1656, Музей истории искусств, Вена).
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
27). Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Рембрандт пишет без особой тщательности, что вызывает упреки заказчиков. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще.
Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Я обвиняю. » (2008)12. В этой картине мы впервые вслед за Рембрандтом постигаем знание о том, что люди – при всей своей греховности – достойны изучения и привязанности.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ).
В центре внимания Рембрандта все же стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений. Творчество, объективация и проблема отчуждения. Быт и культура Руси в IX – XII вв. : письменность, устное народное творчество и архитектура. ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО, ТВОРЧЕСТВОГипотеза Информационного Поля Вселенной и художественное творчествоГлава 12. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Она создана по библейской притче, рассказанной Христом.
Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Жизнь Рембрандта складывалась драматично.