«синдики» (нидерл. De Staalmeesters)— групповой портрет из Рейксмюзеума, написанный в 1662 году Рембрандтом по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков, призванных следить за качеством тканей, произведенных и окрашенных в городе.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Ниваа. Но главное в том, какие образы запечатлел художник: у портретируемых могли быть самые разные характеры, а художник выявил только доброжелательность, достоинство и ту глубину, что умел отыскивать в людях и передавать на своих полотнах только он. Перед нами – пользующиеся достижениями всех страданий и побед народа, легендарный прообраз которых возвышенная ирония Рембрандта воплотила в том же году в «Заговоре батавов», превратив их в этой картине в яркое олицетворение крупной буржуазии своего времени. Эрмитаж). Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Я думаю, господам будет приятно, если вы встанете вон там, сбоку от картины. «Похищение Европы» (1632 год. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Москва.
Это картина о страдании и великой любви. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Быть может, самое замечательное в "Синдиках" – это передача световой и воздушной среды. Барокко.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
В портрете «Флора» (1634 год. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Так и книга образцов должна послужить своего рода "маяком" (какую нужно делать ткань и к чему надо стремится)для суконщиков. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Берлин. Человеческие фигуры разговаривают, хотя остаются неподвижными и губы их не шевелятся. Художественная галерея). Художник передает портретное сходство всех героев, но в отличие от традиций группового портрета, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, здесь все персонажи эмоционально подчинены Тульпу.
Художника, прекрасно знавшего природу человека, тем не менее отличало религиозное отношение к нему. Последний, наконец изображён со скучающе-презрительной миной» (Рихард Гаманн). После женитьбы он покупает большой дом. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Дрезден. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства.
Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Суждено ли было ему обрести успокоение. Лион. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Базель. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т. к.
Вверху справа над камином висит картина горизонтального формата. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
Нью-Йорк. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Картину (размером ок. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона.
Рембрандт почти полностью лишается заказов. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Государственный музей Амстердама. После распродажи в 1657-58 гг. В кабинете синдиков гильдии суконщиков был накрыт стол и зажжены свечи, хотя золотой свет летнего солнца еще ложился квадратами на дорогие китайские тарелки, хрустальные бокалы, светлую стену, отделанную красивой деревянной панелью и на законченную картину, которая висела на стене и сама была источником света.
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Лондон. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Но обучение продолжилось всего полгода.
Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м). На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов.
Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. – Изумительно, правда. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Пушкина).
Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. Санкт-Петербург. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Картинная галерея.
Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. А. С. У Рембрандта иная мера оценки человека. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
дв., 1657 и др. ). Полное отсутствие позы и все – как живые. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
Важная особенность композиции заключена в чрезвычайной скупости деталей. В эпоху Рембрандта и во многом благодаря его гению, живопись в Голландии стала одним из самых ярких явлений городской культуры, выразителем эстетических идеалов нового класса — буржуазии и носителем передовых идей. До чего похоже. Париж.
А. С. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Эта группа заказала Рембрандту портрет для зала суконщиков. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами. Бельгийский писатель Эмиль Верхарн отметил: «Для Рембрандта действительность существует постольку, поскольку он может возвысить ее с помощью самой трогательной человечности и глубокой и пламенной правды».
ГМИИ им. Государственный музей Амстердама. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Амстердам.
За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. «Мартен Лоотен» (1632 год. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Какова же была та задача, которую он перед собой ставил. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Санкт-Петербург. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Государственный музей Амстердама. «Возвращение блудного сына» (1666 год. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Берлин.
В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). Государственные музеи, Картинная галерея). Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Их лица озарены внутренним светом. Кассель. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.
Рембрандт умирает годом позже. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Рейксмюсеум). Кассель.
Еще никогда он не создавал столь сияющей, цельной и правдивой вещи. А. С. На огромном холсте (260 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Это был обряд, свершавшийся с такой чинностью, что ее не нарушала даже неловкость Рембрандта, отвечавшего на изысканные и разнообразные комплименты синдиков короткими неуклюжими фразами.
Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками. Многие имеют овальную форму. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. «Ян Сикс» (1654 год. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
А. С. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины.
Вокруг книги с образцами тканей (она – одновременно и аллегория бюргерских достоинств и справедливого правления) собрались уверенные в себе представители власти, обязанные этим не княжеской благосклонности, а собственной решительности, собственной смышлённости, собственной сноровке. Прощай идеал. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Париж. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Санкт-Петербург.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). «Похищение Ганимеда» (1635 год. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
сохранилось мало. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Нидерланды (Голландия). Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Рейксмюсеум).
Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. В 1555 году в Голландии вышел закон, позволяющий медикам исследовать человеческое тело и многие врачи читали лекции об анатомическом строении человека в специальных анатомических театрах. Ясность и уравновешенность композиции, скупость и точность отбора деталей, создание цельного образа группы людей, необычный ракурс, подчеркивающий монументальный характер изображения, торжественность происходящего – все это относит картину к великим шедеврам живописи.
1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Сквозь сумрачные тона чувствуются глубокие рыжие тона.
Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. Картинная галерея). «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Два человека, которые так долго делили между собою силы его гения, подают друг другу руки в этот миг достижения полного совершенства. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Эдинбург. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Лондон. Государственный музей Амстердама. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Что же особенного в этой картине. гульденов. "Св. В доме, где собирались текстильные цехи (изготовители шелка, саржи, сукна) был свой зал совета. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Здесь – только живопись. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Эрмитаж).
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Синдики, старшины, корпорации цеха суконщиков сидят за столом в официальных черных костюмах. Роттердам. Санкт-Петербург. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. По сути картина является пасторалью.
Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Собрались они для обсуждения цеховых дел, но с таким же успехом они могли бы обсуждать судьбы мира, проблемы реформации веры, политики Европы, торговли с Ост-Индией, вопросы науки или изящных искусств.
Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов-биографий людей различного возраста, звания интеллекта. Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования.
Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Лондон. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.
Дрезден. Такие личности противостояли королевскому дому Австрии и Испании» (Теофиль Бюргер-Торе). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
Картинная галерея). 175, 5 x 210, 5 см. Лос-Анджелес. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций.
Утрехт. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Базель. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Над деревянным карнизом, над головами синдиков, тянется полоса белой штукатурки.
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека.
В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Погодите-ка, я, кажется, слышу шаги. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Он замыкает, таким образом, двойную цепь своей блестящей деятельности.
Его синдики – люди и потому их образы не могут не быть значительными. гал., 1634 "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. А. С. Пушкина).
Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Заказчики отказались принять эту картину.
Но не все кредиторы были удовлетворены. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Лос Анджелес. Он завершает свое творчество примирением с самим собою и созданием шедевра. Решительность и энергия сквозят в лице его соседа, второго справа.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Он стоял, внушительный и вполне пристойный, в сером камзоле и штанах, купленных по настоянию Гендрикье по этому случаю, а верный слуга, прослуживший синдикам двадцать лет и сейчас раскладывавший груши и персики на самшитовой гирлянде в середине стола, не замечал художника. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Кассель. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
Дрезден.
Пройдя через ряд парадоксов, он достигает цели. Холст, масло. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.
Павлин на столе – символ богатства. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Государственные музеи.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Лондон. Позади сидящих стоит слуга, на голове у него ермолка, в то время как у остальных – шляпы. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику.
Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. "Ганимед" дрезденского музея).
У него около 15 учеников. Государственный музей Амстердама. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Лондон. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
Санкт-Петербург. Идут. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Бельгийский писатель Эмиль Верхарн отметил: «Для Рембрандта действительность существует постольку, поскольку он может возвысить ее с помощью самой трогательной человечности и глубокой и пламенной правды».
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками.
Дрезден. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Большие воротники и манжеты рукавов – белые, но сильно оттенены коричневым. Одежда на них нарядная и экзотичная.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Их называют шталмейстерами, синдиками или хранителями свинцовой печати цеха суконщиков. На картине изображено более двадцати фигур. Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных" "Поклонение волхвов", в букингемск.
Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Эти гравюры стремительно распродавались.
Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Амстердам. Амстердам.
А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.