Картина Рембрандта Отречение апостола Петра: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Оба автопортрета Фабрициуса сближает отпечаток своеобразного вызова и бунтарского протеста. Не говоря уже о том, что в жанре библейской и мифологической композиции влияние Рембрандта было, по существу, доминирующим, многим были обязаны ему и мастера бытового жанра – прежде всего в искусстве поэтизации образов повседневной жизни и в воссоздании окружающей человека эмоциональной атмосферы. Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно У сводни (1656, Дрезден, Картинная галерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера.
А. С. Пушкина Концерт в Берлине). Едва уловимые мазки передают даже вибрацию света и воздуха вокруг предметов. На подступах к решению этой задачи Фабрициус выполнил оригинальную композицию Продавец музыкальных инструментов (1652, Лондон, Национальная галерея), в которой благодаря специфически панорамному изображению центральной части Дельфта образ человека дан в своеобразном сопоставлении с образом города. Неотъемлемая особенность его рисунков – большая эмоциональная выразительность. Отпечаток общих особенностей голландской культуры второй половины 17 в. можно найти и в искусстве натюрморта.
К 50-м и 60-м гг. Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене Продавец крысиного яда (1632). Аверкием стройной схемы согласования хронологии отречения у всех евангелистов. Однако и в 1660-х гг. В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения Заговора Цивилиса характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп).
Сюжет картины — это лишь момент, который выхватывается из течения жизни. 1645), но их пейзажи носят приукрашенный характер и потому вызывают впечатление искусственности в них нет ни подлинной правдивости, ни глубокого чувства. Несравненно сложнее и разнообразнее стали композиционные построения и эффекты освещения (особенно у Кальфа, у которого одни предметы выделены светом, а другие скрыты в полумраке, образуя причудливые контрасты) прежний единый коричневато-серый тон сменился изысканными красочными сочетаниями самых разнообразных оттенков. А. С. Пушкина).
Начиная с 70-х гг. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652, Кассель). Тематика его – быт состоятельного бюргерства, галантные пары за завтраком (Завтрак, ок. Последняя крупная работа Гельдера – цикл картин на темы страстей Христа (картины хранятся в Ашаффен-бурге, Мюнхене и Амстердаме) – отмечена уже чертами субъективного произвола и свидетельствует об отходе от плодотворной реалистической традиции.
При всем своем тяготении к реалистическому искусству большого масштаба Рембрандт не всегда находит в реальной действительности то значительное, что может стать основой большого образа. Амстердамский портретист Бартоломеус ван дер Хельст (ок.
Все эти средства преследуют одно – максимальную выразительность образа, – будь то выполненный в технике прозрачного штриха Слепой Товий (1651), где так трогательно передано трагическое одиночество старца или почти целиком погруженное в глубочайший мрак Поклонение пастухов в хлеву, поразительное Принесение во храм (ок. Творческие идеи Фабрициуса были продолжены и развиты другими живописцами. В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (В деревенском кабачке, 1660, Дрезден). Что касается французов, тут всё произошло иначе. От 1630-х гг. Но, пожалуй, еще большую роль в обрисовке действующих лиц, в показе драматического конфликта играет эмоциональная среда: окружающая их сгущенная трагическая атмосфера полна предгрозового напряжения.
Изображение торжественного выступления бюргеров-стрелков на фоне сооружения, напоминающего триумфальную арку, воспринимается в Ночном дозоре как своего рода триумф республиканской Голландии, одержавшей победу в напряженной борьбе за национальную независимость. Фоны при этом у караваджистов остаются тёмными, они изолируют персонажей от внешнего мира. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.
Более самостоятелен Гельдер в таких произведениях, как Руфь и Вооз (Вена), Авраам и три ангела (Роттердам), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитажа и Художник в мастерской (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Герои рембрандтовских произведений 1640-х гг. 17 века относится расцвет голландской пейзажной живописи.
1668, Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген). К ним в первую очередь должна быть отнесена прославленная эрмитажная Даная (1636). Интимностью настроения, теплотой лирического чувства овеяна сложная по композиционным и пространственным приемам, мягкая по живописи Спящая девушка (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности.
В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами (Самсон и Далила, 1628, Берлин). Эта высокая оценка в наибольшей мере относится к его поздним произведениям.
Второй, лондонский автопортрет (1654, Национальная галерея), созданный в год трагической гибели художника, представляет его полным мужественной зрелости – это человек на пороге больших свершений. Позже возникла академия литературы. Особенно наглядно изменение социального типа голландского бюргера проявилось в портрете.
Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. 1652), которое воспринимается как грандиозная феерия или растворяющийся в световом сиянии Христос в Эммаусе (1654) и, наконец, потрясающий смелостью своего замысла, полный трагического пафоса монументальный лист Три креста (1653). Хорошим образцом нового стиля Остаде является Сельский концерт (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства.
Упадок голландского искусства в конце 17 столетия затронул прежде всего этих живописцев, в то время как пейзажисты реалистического направления дольше сохраняли свою творческую силу. Если в 1640-х гг. А. С. Пушкина). 1660, Эрмитаж), врачебный визит (Больная и врач, Эрмитаж), дамы, закупающие провизию у уличного торговца (Торговец птицей, 1662, Дрезден), девушки, занятые вышиванием (Девушка за работой, ГМИИ им.
Этот портрет молодого человека с золотистыми кудрями, обрамляющими тонкое красивое лицо, захватывает прежде всего своей необыкновенной одухотворенностью. Одновременно Рембрандт делает свои первые шаги в офорте и здесь успехи его нередко опережают его достижения в живописи свежестью и непосредственностью в передаче натуры (например, Портрет матери художника, 1628). Жесты, выражающие их душевный порыв, просты и естественны.
Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта – у него очень много картин изображающих попойки в трактирах, празднества (например, Праздник бобового короля Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы. Его образ жизни становится более замкнутым. Габриэль Метсю (1629 – 1667) более склонен к повествованию иногда к анекдоту характеристики действующих лиц у него проще и бесхитростней.
Тогда же доктрину классицизма начинают создавать Буало, немного позже появятся Конего и Росино, у Мольера. Лучшим его произведением является известная Аллея в Миддельхарнисе (Лондон, Национальная галерея), в которой сходящиеся в перспективе два ряда тонких высоких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в глубину.
В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Эти новые приемы Рембрандт использует и в еще не крупной по размерам многофигурной композиции Симеон во храме (1631, Гаага). стала полуфигурная композиция крупным планом. Он выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 5, 02 м. Первоначальные размеры были еще больше в 18 в. картина была обрезана со всех четырех сторон, что нарушило ее композиционную логику. ). Центральный образ картины – образ Марии – наделен большой внутренней экспрессией. Светом выделены лицо и верхняя часть фигуры Марии, колыбель и парящие над колыбелью ангелы фон в полумраке в бесчисленных возникающих, переходящих друг в друга и угасающих рефлексах фигура Иосифа – вся в мягких, тающих отсветах.
Значительность образа для художника определяется прежде всего глубиной проникновения во внутренний мир портретируемого, раскрытием всего многообразия человеческой личности. Таковы его офорты Мост Сикса, Вид на Омваль (оба 1645 г. ), его многочисленные рисунки пером, выполненные во время прогулок по окрестностям Амстердама. Решающая роль в их композиционном построении от линий и масс переходит к свету и цвету.
был бытовой жанр. Вначале возникла теория стиля классицизм.
Свет не имеет реального источника, откуда он идёт на картину, не изображается. Рембрандт как в живописи, так и в графике много работает в области пейзажа. Разночтение в описании отречения евангелистами таковы: Мф. : служанка, затем – другая, затем – стоявшая там Мк. : служанка, затем – запел петух, затем – та же служанка начала говорить стоявшим тут, затем – «стоявшие тут», затем – запел петух во второй раз Лк. : служанка у костра, затем – другой, затем – некто через час, затем – запел петух, затем – «И обращся Господь, воззре на Петра и помяну Петр слово Господне и исшед вон, плакася горько» (Лк. 22, 61, 62). Лучшие произведения Вермеера созданы во второй половине 1650-х гг. Жесты сведены к минимуму, вся сила картины – в выразительности лиц.
Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Колорит его тускнеет, все заметнее становится сухой локальный цвет. Сикса). Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна. Образы его героев становятся более изысканными, а их окружение – более богатым и нарядным (Дама с жемчужным ожерельем, Берлин). Ночной дозор занимает в творчестве Рембрандта особое место.
В жизни Рембрандта 1630-е гг. Пауль Поттер (1625 – 1654) изображает обычно пасущееся на лугах стадо коров либо ферму, около которой расположились коровы, лошади, козы, овцы и домашняя птица (Корова, смотрящаяся в воду, 1648, Гаага Коровы на пастбище, Гаага Ферма, Эрмитаж) иногда он пишет одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа (Бык, 1647, Гаага Собака на цепи, Эрмитаж). И только потом он стал реализовываться на практике.
Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1550-е гг. ) или служанка в дрезденской картине Дама, моющая руки. Тем не менее роль его в эволюции голландской живописи чрезвычайно значительна. В композициях Стена, часто многофигурных, сильнее, нежели у других жанристов, развиты повествовательные моменты.
В эрмитажном Портрете старика в красном (ок. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах.
Именно в эти трагические годы Рембрандт создает свои самые значительные произведения. Черты буржуазной ограниченности выражены у Метсю сильнее, чем у его собратьев, но его лучшее произведение – Больной ребенок (Амстердам, Рейксмузей), будучи свободно от них, представляется подлинным шедевром по естественной правде образов и по мудрой простоте изобразительного решения. Напротив, выполненное в том же году Похищение Ганимеда (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. Портрет Сикса у окна и Портрет Харинга Старшего (ок.
Наконец, в числе его интерьерных композиций выделяется замечательная дрезденская картина, своеобразный автопортрет Остаде – Художник в своей мастерской (1663). Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах – в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал – если не считать нескольких ранних опытов – только в области жанровой картины).
К лучшим из них принадлежат Рыбные рынки в Лондонской Национальной галерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и Рынок в порту в ГМИИ им. О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. Шумный успех, внешний блеск больше не увлекают его. К наиболее крупным голландским мастерам-анималистам принадлежат Поттер и Кейп.
Особое место занимает в творчестве Рембрандта Заговор Юлия Цивилиса (1661, Стокгольм), единственное у него произведение исторического жанра, выполненное в формах монументальной живописи. В пейзаже остаются мелочно выписанные городские виды Яна ван дер Хейдена (1637 – 1712), в натюрморте – мертвые букеты Яна ван Хейсума (1682 – 1749). Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив – горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого – сгущенный темно-красный тон). Но в целом значение Ночного дозора очень велико. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-х гг.
К ранним жанровым работам Терборха относится Точильщик (начало 1650-х гг., Берлин), композиция, стоящая особняком в его творчестве и воспринимаемая как вызов распространенным в Голландии принципам жанровой живописи. Несомненно идея картины не исчерпывается функциями группового портрета.
Типичной в этом смысле была и судьба де Витте. У французов всегда будет возникать ощущение значимости события, того, что происходит. В эти же годы Рембрандтом создан один из его самых знаменитых офортов – Христос исцеляющий больных – так называемый Лист в сто гульденов (офорт назван так из-за высокой цены, которую он приобрел еще при жизни художника). Тематика его офортов очень широка. Рейсдаль глубже других пейзажистов понял возможности света – свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание – умиротворенное чувство эрмитажного Морского берега, предгрозовое состояние Вида деревни Эгмонд, глубокое настроение Зимы (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), мрачный трагизм Еврейского кладбища.
А. С. Пушкина. В известной Головке девочки (Гаага, Маурицхейс) теплая гамма уступила место холодному жемчужному тону преобладающими стали сочетания лимонно-желтого с синим. Образный лейтмотив таких картин – это поэзия спокойного, неторопливого течения жизни.
Вот таким образом среди большого числа его графических работ (сохранилось около двух тысяч его рисунков) мы находим не только композиционные эскизы для картин и офортов, этюды с натуры, штудии обнаженного тела, – рисунки Рембрандта запечатлели все, что видел художник. При меньшей чисто пластической осязательности, чем у Метсю и других мастеров, передача их отличается у Терборха замечательной свежестью и тонкостью живописи (ковер, покрывающий стол в дрезденской картине Дама, моющая руки, расписной фаянсовый кувшин на серебряном подносе в эрмитажном Деревенском почтаре). Огромную роль светотень играет и в композиции. по заказу штатгальтера и особенно в Ослеплении Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне).
Иное решение сходной художественной проблемы Фабрициус дал в своей последней из дошедших до нас жанровых композиций – Часовом (1654, Шверин, Музей). Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. В этом – корни глубокого демократизма рембрандтовского искусства.
Одаренный колорист, Воуверман склонен, однако, к поверхностной трактовке образа и к шаблону. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность. К 1650-м гг. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. К замечательным образцам искусства этой поры относится Святое семейство (1645, Эрмитаж).
Нередко он выбирает для изображения переходные состояния, позволяющие с особой яркостью передать внутреннюю жизнь природы. Ряд интересных произведений Остаде оставил в офорте и рисунке. в жизни Рембрандта ознаменовано нарастающим конфликтом с буржуазным обществом. 306. ).
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы. Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы. В живописи на библейские и мифологические темы законодателями вкуса становятся Герард де Лересс (1641 – 1711), мастер, тяготеющий к парадности французского академизма (Жертвоприношение, Эрмитаж) и Адриан ван дер Верф (1659 – 1722), в произведениях которого внешняя красивость и холодная вылощенность соединяются с фальшью и пустотой (Положение во гроб, 1703, Сарра вводит к Аврааму Агарь, 1696 обе в Эрмитаже). Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких.
Его вклад равно велик и в живописи и в гравюре и в рисунке. Усложняется техника офорта добавляя к травленому штриху сухую иглу, мастер использует для достижения большей живописности шероховатости краев штриха (так называемые барбы), применяет различные способы травления, а также нанесения краски при печатании наконец, он вносит изменения в доски после получения готовых оттисков, в связи с чем многие офорты известны в нескольких состояниях. Рисунок его спокойный, в колорите преобладают теплые золотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета – обычно красным цветом юбки хозяйки или служанки, голубыми и лимонно-желтыми плитками пола. Еще более драматичны лесные пейзажи Рейсдаля (Лесное болото, Эрмитаж Лесной пейзаж, Вена Охота на оленя, Дрезден), монументальные эффектные виды замков на высоких холмах (Замок Бентхейм, Лондон, собрание Бейт) и ландшафты с водопадами (Водопад, Брауншвейг, Музей). Свет и мрак — и в этом проявились караваджистские черты.
Дух натурализма – пассивное воспроизведение поверхности жизненных явлений, отказ от значительных идей и чувств, предпочтение, отдаваемое какому-нибудь интересному предмету перед человеком, – все это ни у кого так не выражено, как у Доу. Свет, который попадает в подвальное помещение и выхватывает персонажей из темноты, помогая не только лепить их форму, но, что не менее важно у Караваджо и его последователей, начинает символизировать, что же с героями происходит. Искусство художников нового поколения утрачивает последние следы былого демократизма.
Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои – веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры (Гуляки, Эрмитаж Веселое общество, Будапешт и ряд других полотен). Тёмные фоны удивительно помогают лепке фигур, которые усиливаются особым эффектом света. Другие примеры живописного мастерства Стена – это эрмитажная картина Гуляки (ок.
В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, собр.
В истории искусства Рембрандт известен также как один из величайших мастеров рисунка. Эта поразительная по живописной силе картина с изображением развертывающейся во фронтальной перспективе анфилады комнат дает пример того, как де Витте сумел внести пространственную динамику и остроту эмоционального переживания даже в специфический жанр интимных по своему характеру интерьерных композиций, который возник и развился в Дельфте. Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта – общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого).
Герои картины – это люди могучих характеров, бурных импульсов и сильных страстей. Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 – 1660-х гг. В Девушке с письмом (Дрезден, Картинная галерея) и Офицере и смеющейся девушке (Нью-Йорк, музей Фрик)непосредственность видения, столь ярко проявившаяся в предшествующих полотнах, несколько отступает перед обобщающей тенденцией.
Из числа современников Рейсдаля наиболее крупным пейзажистом был Мейндерт Хоббема (1638 – 1709), автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин изображающих уголки леса и водяные мельницы (Лес, Эрмитаж Мельница, Амстердам). Еще дальше идут в этом направлении Абрахам Темпель и Каспар Нетсхер. К лучшим рембрандтовским созданиям позднего периода относится московская композиция Ассур, Аман и Эсфирь (1660).
Рембрандт поднимается до осознания непреходящей ценности человека. Ни в одной другой стране бытовая живопись не занимала такого важного места в системе жанров, нигде она не породила такого множества типов картин, не отличалась столь широким охватом действительности, как в Голландии. Апостол Пётр в композиции сдвинут в левую часть полотна.
О том, до какой степени снижения могут быть доведены некоторые изобразительные приемы Рембрандта, свидетельствуют произведения Геррита Доу (1613 – 1675), ученика Рембрандта в самые ранние, лейденские годы. В более раннем из них – роттердамском (1645, музей Бойманс-ван Бейнинген) с замечательной яркостью и какой-то поразительной откровенностью запечатлен облик молодого живописца, мятущегося, не чуждого резких порывов и крайностей, но в то же время наделенного незаурядной внутренней силой. Общественная сторона человеческого бытия оказалась вне поля зрения живописцев.
Предметы сервировки, например, объединяются у него в целостный натюрморт. Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа (1656, Кассель). – это простые люди, в полном смысле слова люди из народа, – ни один мастер до Рембрандта не показал их так глубоко. Новый этап открывается эрмитажной картиной Прощание Давида с Ионафаном (1642, прежнее название -Примирение Давида с Авессаломом). Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла Страстей Христа (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636 – 1639 гг.
Однако популярные в свое время Говерт Флинк (1615 – 1660), Фердинанд Боль (1616 – 1680) и другие не пошли дальше внешнего подражания учителю. А. С. Пушкина). Своеобразно и живописное построение его картин, в которых на общем оливково-сером фоне изысканно выделяются большие пятна чистой киновари (полог кровати, скатерть на столе) и эффектные тона серебристо-белых или золотистых атласных платьев, в изображении которых Терборх был большим мастером. У истоков этого стиля стоял в том числе и кардинал Ришелье.
Место скромных завтраков Класа и Хеды заняли богатые и эффектные десерты Абрахама ван Бейерена (1620/21 – 1690) и Виллема Кальфа (1622 – 1693). У Альберта Кейпа (1620 – 1691) пейзаж играет большую роль, нежели у Поттера: его излюбленный мотив – коровы на водопое высокое небо, отраженное в глади воды, часто дано в этих картинах в красивом закатном освещении. В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения в колорите – холодные пестрые краски (Крестьяне в шинке, Дрезден).
В них нельзя изменить ни одной детали без того, чтобы не пострадала архитектоника целого. Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г., – Пейзаже с руинами на горе (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и Пейзаже с мельницей (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
развивается под знаком напряженных и зачастую противоречивых поисков значительного образа. Начало 18 столетия знаменует конец великой эпохи голландского реализма. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Значение Рембрандта для голландского искусства огромно.
Вместо рембрандтовского ночного освещения в портретах господствует реальный солнечный свет, а уверенная энергичная красочная кладка в сочетании со смелым распределением световых бликов и рефлексов содействует впечатлению мощного пластического рельефа. В рембрандтовских созданиях 1640-х гг. В качестве одного из замечательных образцов поздней манеры Рембрандта может быть названо Отречение апостола Петра (1660, Амстердам, Рейксмузей). Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, Гаага, Маурицхейс, Скрипач, Эрмитаж) там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины (Портрет дамы в ГМИИ им. Глубина раскрытия образа, многоплановость психологической характеристики, умение выразить самые зыбкие и неуловимые душевные движения – все это особенно характерно для автопортретов Рембрандта, в которых, несмотря на их большое число (всего до нас дошло около ста автопортретов художника многие из них написаны в поздний период) изумляет бесконечное богатство психологических аспектов, умение уловить все новые и новые нюансы характера, мысли, чувства.
Но Рембрандт подошел к своей задаче в значительной мере по-новому. 1652), где облик художника полон простоты и вместе с тем высокого достоинства и луврский (1660), в котором мастер изобразил себя перед мольбертом с палитрой и кистями в руках, – в этом автопортрете беспощадная правдивость в передаче внешности дряхлеющего мастера соединяется с ярким воплощением его неугасающей творческой мощи. Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 3, 09 м). К лучшим произведениям Хооха принадлежат Хозяйка и служанка (ок.
Проведенная в 1946 – 1947 гг. В лучшей из его ранних работ – монументальном Воскрешении Лазаря (ок. Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сложная игра отсветов пламени – таковы особенности художественно-живописного строя этой картины. К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится Бокал лимонада (Эрмитаж).
1660), свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения Женщина, надевающая чулки (1663, Лондон, Бекингемский дворец). К лучшим поздним автопортретам принадлежит венский (ок. С конца 1630-х и в течение 1640-х гг.
С 1650 г. начинается поздний период в творчестве Рембрандта. Излюбленной системой построения в произведениях Рембрандта 1650 – 1660-х гг. А. С. Пушкина). В эти же годы Рембрандт упорно работает над портретом.
В последние годы творческой деятельности Вермеера, когда его искусство оказалось затронутым общим упадком голландской живописи, его жанровые сцены приобрели оттенок поверхностного анекдотизма (Любовное письмо, Амстердам, Рейксмузей) у него появляется надуманная аллегорическая композиция (Аллегория веры, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В особенности это относится к натюрмортным мотивам. относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта. Высшей степени драматизма Рейсдаль достигает в картине Еврейское кладбище (два варианта – в Дрездене и Детройте), где из мрака выделяются белый искривленный ствол высохшего дерева и руины старого здания, а водный поток пробивает себе путь среди мраморных надгробий.
Рембрандт был также замечательным мастером портретного офорта к лучшим его произведениям подобного рода относятся выполненный еще в 1647г. Значение Рейсдаля в истории пейзажной живописи очень велико. Это и отличает караваджистов, особенно французов, следующих этой традиции. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Это был один из симптомов нараставшего идейного перерождения голландской буржуазии. Снова Рембрандт поражает нас захватывающей силой душевного переживания. Николас Мас (1634 – 1693), некогда ученик Рембрандта и автор интересных по замыслу, привлекательных по своей живописи жанровых картин, ныне имитируя ван Дейка изображает представителей голландского патрициата в формах барочного парадного портрета. Произведения Вермеера 1660-х гг.
В пафосе этой картины еще чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В этой композиции невозможно рассматривать порознь цвет и светотень. 1657, Эрмитаж), У двери кладовой (Амстердам), Служанка с ребенком во дворике (1658, Лондон, Национальная галерея), Игроки в карты (1658, Лондон, Бекингемский дворец).
Лучшие из них- Автопортрет 1634 г. в Лувре и Портрет Саскии около 1634 г. в Касселе. Идейным центром картины является образ Цивилиса.
В мировом искусстве Рембрандт по праву занимает место величайшего портретиста. Гораздо более важен был вклад Фабрициуса в жанровую живопись. Он создает то эффектные парадные портреты (Портрет Мартина Дай, 1634, Париж), то более скромные изображения (Портрет Бургграфа, 1633, Дрезден), то парные портреты, в которые вносятся некоторые приемы бытовой картины (Портрет корабельного мастера и его жены, 1633, Лондон). С пейзажем в голландском искусстве тесно связан анималистический жанр. Очень популярны картины с изображением сцен в трактирах.
В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед. Колорит строится на преобладании как бы горящих изнутри коричневатых и красноватых тонов в их разнообразнейших оттенках.
Голландский жанр (мы говорим о его общей тенденции, а не об отдельных, стоящих особняком, хотя в принципиальном отношении и очень важных явлениях) имеет ярко выраженный буржуазный отпечаток. В этот период мастер уже не пишет перегруженных пышными аксессуарами парадных портретов – мы встречаем у него простые по композиции поколенные или поясные изображения преимущественно близких и друзей. Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой одно-фигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во Флейтисте (ГМИИ им. Сюжет картины – призыв Юлия Цивилиса, вождя племени батавов (считавшихся предками нидерландцев), к восстанию против Рима (68 – 70 гг. Адриан ван Остаде (1610-1685) известен главным образом как мастер крестьянского жанра.
Это один из ярких примеров развития тех подспудных тенденций в голландском искусстве, широкое проявление которых в общественных условиях страны было сильно затруднено. в своем большинстве уже не обладают прежней творческой мощью. 1655).
Но бытовая живопись голландцев имела и свои ограниченные стороны. Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту – изменяется и сам Рембрандт. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт Возвращение блудного сына 1636). Это очень хорошо понимали французские политики. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Друг и ученик Рембрандта Филипс Конинк (1619 – 1688) был автором больших полотен, в которых широкие равнинные ландшафты Голландии приобретают черты своеобразной монументальности (Пейзаж, Дрезден Вид в Гельдерланде, ГМИИ им. К лучшим офортам этого времени относится Смерть Марии (1639) – многофигурная композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера.
Его работы, выдержанные в серебристо-серой гамме с применением пятен красного, желтого, голубого, белого (в картинах Воувермана почти всегда имеется белая лошадь), хорошо написаны, но они лишены большого чувства. Основа композиционной незыблемости картины заключена в равновесии ее цветовых звучаний. Подобно тому как многие рембрандтовские композиции 1630-х гг.
Специфический дар Вермеера – соединение необычайной остроты видения с мастерством художественного обобщения – придает каждому его мотиву одновременно и полноту жизненной убедительности и большую художественную значительность. Наиболее отчетливого выражения пленеристические искания Фабрициуса достигли в одном из его самых своеобразных произведений – гаагском Щегленке (1654).
В своих ранних работах, например в дрезденской картине Христос и Пилат перед народом (1671), Гельдер заимствует композиционные мотивы из офортов своего учителя. В последние годы жизни Рембрандта создано гаагское полотно Давид перед Саулом. Вот только после этого стиль появится в живописи. Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину настроении эмоционального подъема.
17 века голландское искусство вступает в период упадка. А. С. Пушкина), Пастух с коровами у реки (Лондон, Национальная галерея).
Заслуга Рембрандта заключается не только в том, что в этом произведении он выступает против установившихся канонов групповых портретов стрелковых корпораций и стремится дать более уместное сюжетное оправдание праздничной экипировки и вооружения стрелков, а обычную, несколько условную и неподвижную сцену старается сделать естественной и динамичной. Время между 1642 и 1650 гг. Излюбленные мотивы Вермеера – одинокая женская фигура в залитом солнечным светом интерьере (женщина занята чтением письма, примериванием ожерелья), двух- или трехфигурная композиция, где участники сцены связаны несложным действием (кавалер подает даме бокал вина, служанка вручает хозяйке письмо). Каждый рисунок Рембрандта вот таким образом словно несет в себе движение жизненного потока.
Успехом у правящих кругов пользуются только те художники, которые наиболее удачно подражают фламандским и французским мастерам. Наиболее интересна среди них сложная и многоплановая по замыслу Мастерская живописца (Вена, Художественно-исторический музей), где Вермеер изобразил самого себя за работой над аллегорической композицией, а также две другие картины – Географ (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и Астроном (Париж, собрание Ротшильда), где, пожалуй, впервые в голландской жанровой живописи с такой степенью художественной убедительности были воплощены образы людей пытливой мысли и неустанных научных исканий. Последний групповой портрет Рембрандта – Синдики (старшины цеха суконщиков), выполненный в 1662 г. (Амстердам), суммирует достижения художника в этом жанре. Основу голландского жанра составляет прежде всего изображение частной жизни человека. В живописном пейзаже Рембрандт развивает линию Геркулеса Сегерса.
Переезд Фабрициуса в 1550 г. в Дельфт открывает новый этап его творчества. В Дельфте Фабрициус приобрел известность в качестве мастера перспективных росписей в бюргерских домах, однако ни одна из его работ этого рода до нас не дошла. А. С. Пушкина). Упадок сказывается во всех остальных жанрах. К произведениям такого рода относятся Закат на реке (Эрмитаж), Коровы на берегу ручья (ГМИИ им.
У Рембрандта было очень много учеников. Тема труда в голландском искусстве не заняла надлежащего места. Уже первые из дошедших до нас произведений Вермеера – созданные до 1656 г. Диана с нимфами (Гаага, Маурицхейс) и Христос у Марфы и Марии (Эдинбург, Национальная галерея) – привлекают на редкость своеобразным сочетанием возвышенного строя образов и одновременной близости их к реальной натуре.
Каждая красочная частица в московской картине кажется излучающей свет. Позже его по праву назовут французским стилем. Работы такого рода зачастую стоят особняком в творчестве того или иного художника, но именно они сосредоточивают в себе лучшие качества голландского искусства.
Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. Сюжетная картина 1630-х гг. Выполнение картины неровное отдельные сильные куски живописи перемежаются с более слабыми в этом, по-видимому, сказалась недостаточная опытность Рембрандта в работе над монументальными произведениями.
Карель Фабрициус (1622 – 1654) прожил недолгую жизнь (он погиб во время взрыва порохового склада в Дельфте) и число сохранившихся его произведений очень невелико. Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 – 1679). Под стать своему окружению и обитатели этой трущобы – сам точильщик, работающий лежа, распластавшись над огромным точильным камнем, его клиент – бедный ремесленник, сидящая у входа в дом изможденная женщина с выбившимися в беспорядке из-под чепца прядями волос она занята поисками насекомых у своей маленькой дочки. Так, Жертвоприношение Авраама (1635, Эрмитаж) обнаруживает следы сильного воздействия итальянского барокко, проявляющиеся в мелодраматической трактовке ситуации, в идеализации образов использовании эффектных ракурсов.